ПРИМЕНЕНИЕ АВИАЦИИ В ХОДЕ ПОДАВЛЕНИЯ КРОНШТАДТСКОГО МЯТЕЖА (1921 г.)

ВОЕННОЕ ИСКУССТВО

ЛАШКОВ Алексей Юрьевич — ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ, полковник запаса, кандидат исторических наук (119330, г. Москва, Университетский пр-т, д. 14)

ПРИМЕНЕНИЕ АВИАЦИИ В ХОДЕ ПОДАВЛЕНИЯ КРОНШТАДТСКОГО МЯТЕЖА (1921 г.)

К началу 1921 года изнурённая Гражданской войной и иностранной интервенцией Республика Советов переживала большие трудности. Этим не замедлили воспользоваться контрреволюционные силы, склонившие отдельные части Петроградского военного округа и экипажи нескольких кораблей Балтийского флота (БФ) к вооружённому выступлению. Подготовка к мятежу проходила под лозунгом «Спасение завоеваний революции». Особую активность организаторы путча проявляли в Кронштадте, где стихийно упразднялись органы советского управления, взамен которых создавались так называемые ревкомы, проходили выборы нового военного командного состава. Вскоре (в конце февраля) власть в Кронштадтском гарнизоне полностью перешла в руки эсеро-анархо-меньшевистского военно-революционного комитета (ВРК).

Вместе с тем отсутствие широкой поддержки со стороны войск Петроградского гарнизона заставило путчистов принять срочные меры по усилению обороны морской крепости и её фортов, используя имевшиеся в их распоряжении линкоры «Петропавловск», «Севастополь» и «Андрей Первозванный», минный заградитель «Нарова», тральщик «Ловать», несколько малых кораблей, береговые части морской базы, артиллерийские, стрелковые и инженерные части; вооружение — 134 тяжёлых и 62 лёгких орудия, 126 пулемётов, численность сил — 17 960 человек1.

В то же время Совет труда и обороны Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР), заняв непримиримую позицию к восставшим и объявив их вне закона, ввёл в Петрограде и Петроградской губернии осадное положение2. Одновременно составлялся план операции по подавлению мятежа и овладению Кронштадтской крепостью. Справиться со столь сложной задачей предстояло до начала весенней оттепели. Важная роль при этом отводилась Военно-воздушным силам (ВВС), объединённым в две эскадрильи: «сухопутную», состоявшую из окружных подразделений Воздушного флота во главе с военлётом Е.С. Студзинским3, и «морскую», представлявшую собой авиацию Балтийского моря, начальник — морлёт А.В. Корольков4.

В первой эскадрилье значились 10 самолётов и 5 (по другим данным 4) аэростатов, во второй — 27 летательных аппаратов. В связи с тем, что этих сил для успешного проведения предстоящей операции было явно недостаточно, с Западного фронта в Петроград перебросили 1, 17 и 40-й авиаотряды (18 самолётов), усиленные экипажами (9 самолётов) Московского военного округа. На их основе была сформирована 3-я воздушная эскадрилья5, начальник — С.Я. Корф6.

5 марта для подавления путча воссоздаётся 7-я армия во главе с М.Н. Тухачевским с непосредственным подчинением Главному командованию Российской Республики7, а также формируются северный и южный боевые участки (БУ) в районе Сестрорецка и Ораниенбаума8. В тот же день все авиационные силы и средства, «сосредотачиваемые в 7-й армии, — как значилось в приказе (№ 153) председателя Реввоенсовета Республики (РВСР), — подчиняются непосредственно главначвоздухфлоту [авиадарму] Сергееву9, который в этом отношении подчинялся командарму 7», с целью «оказать полное содействие в воздушной части проводимой операции»10. По её окончанию командование Красного ВФ должно было «произвести обследование… для получения выводов о работе авиации, как опыта борьбы Воздушного флота с крепостью»11.

Для решения поставленных задач одновременно задействовались наземные и морские типы летательных аппаратов: самолёты-разведчики («Фарман-30», «Сопвич»), истребители («Ньюпор-17», «Ньюпор-23», «Ньюпор-24», «Спад-7», «Сопвич-Камал»), гидропланы (М-9, М-15, М-20; трофейные «Шорт-184» и «Фэйри-IIIВ»). При этом первый тип (диапазон скоростей 110—180 км/ч) не предусматривался для группового использования, что заметно снижало эффективность воздушных налётов на выбранные объекты. Наиболее приемлемыми признавались тихоходные гидропланы (90—140 км/ч), находившиеся на вооружении авиации Балтийского моря. Однако изношенная до крайности материальная часть, особенно моторы, не позволяла лётчикам брать на борт большое количество боезапаса, а полное отсутствие бомбовых прицелов уменьшало точность бомбардировки. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 33987. Оп. 2. Д. 118. Л. 259.

2 Приказ военного совета (комитета обороны) по Петроградскому укреплённому району от 2 марта 1921 г. за № 74 (См.: Петроградская правда. 1921. 3 марта).

3 Студзинский Елисей Северинович (1889—1938) — советский военачальник, военный лётчик. На военной службе с 1908 г. Окончил Одесское военное училище (1909). Участник Первой мировой войны, капитан. С 1920 г. — начальник ВФ Петроградского военного округа; позднее — преподаватель Института инженеров Гражданского воздушного флота. Необоснованно репрессирован (1938).

4 Корольков Алексей Владимирович (?—1924) — советский военачальник, морской лётчик. Окончил Одесскую авиационную школу (1917). Участник Первой мировой и Гражданской войн. В период подавления Кронштадтского мятежа — начальник авиации Балтийского моря. Погиб в авиационной катастрофе (1924).

5 РГВА. Ф. 7. Оп. 2. Д. 530. Л. 209, 210; Ф. 33988. Оп. 2. Д. 368. Л. 507, 508.

6 Корф Семён Яковлевич (1891—1970) — советский военачальник, военный лётчик. Окончил Севастопольскую военную школу лётчиков, ускоренный курс Киевской школы лётчиков-наблюдателей (1917). В Гражданскую войну — в составе ВФ белых армий, позднее — в РККА. Занимал должности командира авиаэскадрильи (1920—1921), особой авиагруппы (1921), начальника ВВС Московского военного округа, начальника Высшей школы стрельбы и бомбометания, главного инспектора строевой и технической инспекции РККА. С 1926 г. в составе «Добролёта», позднее — Гражданского ВФ. Подвергся необоснованному аресту (1939), полностью реабилитирован (1955).

7 Приказ по Петроградскому военному округу от 5 марта 1921 г. № 016.

8 РГВА. Ф. 789. Оп. 1. Д. 515. Л. 1.

9 Сергеев Андрей Васильевич (1893—1933) — советский военачальник. Окончил теоретические курсы лётчиков (1915), Севастопольскую авиационную школу (1916). В Гражданскую войну — начальник Полевого управления авиации и воздухоплавания действующей армии (авиадарм). Трагически погиб в авиакатастрофе.

10 РГВА. Ф. 7. Оп. 2. Д. 530. Л. 129.

11 Там же. Ф. 30. Оп. 2. Д. 146. Л. 20.