Подвигу летчика Силантьева

Памятник защитникам неба над Москвой будет воздвигнут на Бородинском поле

Есть на Бородинском поле сельцо Доронино. 200 лет назад, накануне Бородинского сражения, через это сельцо и его окрестности наступали на Шевардинский редут корпуса наполеоновской армии. Здесь состоялось кровопролитное сражение, явившее первых героев Бородина. В этой земле до сих пор лежат останки неизвестных героев Бородинской битвы, а на Шевардинском редуте возвышается памятник 12-й батарейной роте Русской армии.

В битве за Москву в октябре 1941 года бои на Можайском направлении отличались не меньшим ожесточением. В кровопролитных схватках держали оборону на поле русской славы защитники Москвы. И много их, безымянных, покоится в земле Бородинского поля.

Волею случая энтузиастам-историкам удалось обнаружить в архиве Бородинского музея-заповедника свидетельства подвига младшего лейтенанта Виталия Силантьева – летчика-истребителя 172-го истребительно-авиационного полка резервной авиагруппы полковника Н.А. Сбытова, прикрывавшей с воздуха Можайский рубеж обороны.

19 февраля 1942 г. отважный «сталинский сокол» на истребителе ЛаГГ-3 в бою над сельцом Доронино воздушным тараном уничтожил вражеский «Юнкерс». Это был единственный воздушный таран над Бородинским полем. 22-летний герой погиб в том бою. Младший лейтенант Виталий Васильевич Силантьев был похоронен в подмосковной Кубинке.

В ходе подготовки к 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне инициативная группа, образованная «Военно-историческим поселением «Доронино» и Региональной общественной организацией «Академия русской символики «Марс» при поддержке Государственного музея-заповедника «Бородинское поле», администрации сельского поселения Бородинское и Клуба заслуженных военных летчиков, летчиков-испытателей и штурманов разработала проект памятного знака, посвященного всем летчикам, защищавшим небо над Москвой, и в память подвига младшего лейтенанта Виталия Силантьева.

Памятный знак планируется установить на месте гибели отважного летчика-истребителя недалеко от сельца Доронино.

ВИТАЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ СИЛАНТЬЕВ

Историко-биографическая справка

Виталий Васильевич Силантьев родился в городе Владимире в 1919 году, там же окончил школу. В 1938 году он поступил в летную школу.

Школа №17 г. Владимира. 1 класс. 1.09.1927 г. (В. Силантьев третий справа в верхнем ряду)
Школа №17 г. Владимира. 1 класс. 1.09.1927 г.
(В. Силантьев третий справа в верхнем ряду)

В.В. Силантьев перед поступлением в летную школу. 1938 год
В.В. Силантьев перед поступлением в летную школу. 1938 год

В. Силантьев с другом В. Кузнецовым после выпуска из летной школы. 1940 год
В. Силантьев с другом В. Кузнецовым после выпуска из летной школы. 1940 год

В. Силантьев с братом Николаем. г. Владимир. Март 1941 года
В. Силантьев с братом Николаем.
г. Владимир. Март 1941 года.

Войну Виталий Силантьев встретил, в г. Ярославле, где проходил военную службу в авиачасти войск противовоздушной обороны. Затем его и других летчиков перевели в военно-воздушные силы Московского военного округа, где формировались истребительные полки ПВО Москвы. 1 июля 1941 г. на аэродроме Крушитки (г. Кашира) в составе двух эскадрилий началось формирование 172-го истребительного авиационного полка, в котором Силантьев прослужил до момента своей героической гибели.

Летчики 172-го ИАП перед боевым вылетом. г. Люберцы, декабрь 1941 – январь 1942 гг.
Летчики 172-го ИАП перед боевым вылетом. г. Люберцы, декабрь 1941 – январь 1942 гг.

Летчики 172-го ИАП перед боевым вылетом. г. Люберцы, декабрь 1941 – январь 1942 гг.
Летчики 172-го ИАП перед боевым вылетом.
г. Люберцы, декабрь 1941 – январь 1942 гг.

172-й ИАП сформирован в ВВС Московского округа в августе 1941 года. В ходе обороны Москвы полк был подчинен непосредственно командующему ВВС МВО. На вооружении авиачасть имела самолеты ЛаГГ-3, Як-1, Як-7.

8 октября 1941 г. полк вошел в резервную группу полковника Н.А. Сбытова. В период с мая 1942 года по февраль 1943 года 172-й ИАП именовался 172-й САП.

Н.А. Сбытов
Н.А. Сбытов

С 1 июня по 8 августа 1941 г., находясь на аэродроме Крушитки, полк не участвовал в боевых действиях, а усиленно тренировался на тех учебно-боевых самолетах, которые были в наличии. С 20 октября 1941 г. на аэродром стали поступать самолеты Як-1, Як-7б и ЛаГГ-3, и полк начал боевую службу на подступах к Москве.

Первый воздушный бой полк совершил 25 октября 1941 г. В начале ноября часть перебазировалась в Малино (30 км севернее Каширы), а во второй половине ноября – в Люберцы, где пополнилась самолетами и летчиками. В состав полка вошла эскадрилья ЛаГГ-3, снятая с ПВО г. Ярославля, под командой капитана Огородникова. В этой эскадрилье служил Виталий Силантьев.

В августе 1944 года за отличия в боях и освобождение Белостока 172-й ИАП был переименован в Белостокский Краснознаменный ордена Суворова авиационный полк.

В период службы Виталия Васильевича Силантьева полком командовал подполковник Григорий Александрович Когрушев, замполитом части был батальонный комиссар подполковник Иван Иванович Кубарев.

Командир авиачасти подполковник Г. Когрушев, лейтенант В. Силантьев и старший лейтенант Б. Белов в санатории летчиков. Январь 1942 года.
Командир авиачасти подполковник Г. Когрушев, лейтенант В. Силантьев
и старший лейтенант Б. Белов в санатории летчиков. Январь 1942 года.

В составе ВВС обороны Москвы полк произвел 1383 боевых вылета, не только как истребительный, но и как штурмовой (вылетал на штурмовку наземных войск). Полком были уничтожены 28 танков, 1133 автомашины, 888 повозок, 74 орудия, 59 пулеметов, 8 бензоцистерн, 3 железнодорожных эшелона. В воздушных боях сбито 16 и уничтожено на земле 11 самолетов врага. С 1 марта 1942 г. полк выведен из состава ВВС Москвы и передан в состав ВВС 5-й армии Западного фронта.

До этого момента младший лейтенант Виталий Васильевич Силантьев не дожил несколько дней.

О службе Виталия Силантьева можно судить по его наградному листу.

20 января 1942 г. он был представлен к ордену Красного Знамени. В наградном листе сказано:

«За период военных действий против Немецкой Грабь-армии имеет 149 боевых вылетов по охране дальних и близких подступов Москвы. Из числа имеющихся боевых вылетов произвел 24 удачных штурмовки наземных войск и аэродромов противника. Удачными и смелыми штурмовками уничтожал фашистов под Волоколамском, Боровском, Можайском, Наро-Фоминском, Тулой, Серпуховом, Солнечногорском и Клином. Боевой налет 156 часов.

Отличное овладение самолетом и его вооружением позволило уничтожить 9 танков, 57 автомашин, 83 повозки, 3 орудия, до 200 солдат и офицеров гитлеровской армии.

Работая командиром звена, на основе боевого опыта воспитывал отличных воздушных Сталинских Соколов, беззаветно борющихся за Социалистическую Родину, беспощадно истребляя фашистов.

За личные боевые заслуги и боевую работу звена вполне достоин правительственной награды Ордена «Красное Знамя».

Свою награду Виталий получил достаточно быстро, согласно приказу войскам Западного фронта по частям ВВС Московской зоны обороны от 9 февраля 1942 г. Пока остается непонятным второе наградное дело, которое последовало через два дня. В описании подвига ничего нового не наблюдается, но, тем не менее, наградной лист был подписан.

К сожалению, этой награды Виталий получить не успел. Приказ о награждении личного состава последовал только 11 апреля 1942 года, уже после гибели Силантьева. В приказе напротив фамилии Силантьева карандашом помечено «погиб». Ему  было всего 22 года.

С контрнаступлением наша армия с боями стала продвигаться на запад и освобождать города. Так, 20 января 1942 г. был освобожден г. Можайск. С начала января 172-й ИАП перебазировался на аэродром Кубинки. С этого аэродрома В.В. Силатьев и совершил свой последний боевой вылет.

В 1979 году в Харькове была опубликована книга Алексея Максимовича Власова «Они в воздухе сражались за Родину». Власов в годы Великой Отечественной войны служил начальником штаба 309-й ИАД, в состав которой входил 172-й ИАП. Вот что он пишет:

«19 февраля четыре ЛаГГ-3 под командой ст. лейтенанта Е.Д. Петрова прикрывали части 5-й армии в районе Сорокино, Некрасово, Уварово. В 15.00 наши истребители увидели три Ю-88 на высоте 1300 метров, идущих на восток. По другим данным они бомбили санитарный поезд, идущий на Москву. Петров передал о появлении бомбардировщиков и перешел в атаку на отставшего  Ю-88.

Лейтенант Виталий Силантьев исключительно быстро управляемым переворотом вышел из строя и на максимальной скорости, набором высоты бросился на двух «Юнкерсов». Первую атаку произвел сверху, вторую снизу с кабрирования. После этого зашел в хвост Ю-88 и правой плоскостью таранил его. «Юнкерс» загорелся и упал на Бородинское поле.

После тарана у самолета Силантьева отлетела правая плоскость и он перешел в беспорядочное падение. В момент переворота самолета Виталий выпал из кабины, так как не был привязан,  упал в 75 метрах от своего самолета и погиб. Похоронен он на Никольском кладбище п. Кубинка.

Е.Д. Петров, сблизившись с «Юнкерсом», атаковал и сбил его. Самолет упал в лес северо-восточнее д. Артемки, что подтвердили местные жители».

Свидетельницей тарана В.В. Силантьева стала Устинья Гавриловна Павлюченкова, жительница деревни Доронино. Место падения его самолета указала Нина Павловна Павлюченкова, 1929 года рождения, тоже жительница  д. Доронино, ныне здравствующая.

Свидетельница тарана, жительница д. Доронино Павлюченкова У.Г. с детьми, возле своего дома, разрушенного в октябрьские бои 1941 года. Февраль 1942 года.
Свидетельница тарана, жительница д. Доронино Павлюченкова У.Г. с детьми,
возле своего дома, разрушенного в октябрьские бои 1941 года. Февраль 1942 года.

Для увековечивания памяти о подвиге Силантьева много сделал Иван Иванович Кубарев – комиссар 172-го полка. Кубарев лично передал в Бородинский музей большое количество фотографий. Особый интерес вызывают фотографии с места тарана: самолет ЛаГГ-3 Силантьева, место его гибели, догорающий «Юнкерс». Есть и фотографии торжественных похорон Силантьева.

ЛаГГ -3 В.В. Силантьева. Февраль 1942 г.
ЛаГГ -3 В.В. Силантьева. Февраль 1942 г.

ЛаГГ -3 В.В. Силантьева. Февраль 1942 г.
ЛаГГ -3 В.В. Силантьева. Февраль 1942 г.

И.И. Кубарев, комиссар 172-го ИАП на месте гибели Силантьева. Февраль 1942 года
И.И. Кубарев, комиссар 172-го ИАП на месте гибели Силантьева. Февраль 1942 года.

Догорают фашистские стервятники. 1942 год
Догорают фашистские стервятники. 1942 год

Обломки «Юнкерса». 1942 год
Обломки «Юнкерса». 1942 год.

Похороны В.В. Силантьева. г. Кубинка. Февраль 1942 года.
Похороны В.В. Силантьева. г. Кубинка. Февраль 1942 года.

Похороны В.В. Силантьева. г. Кубинка. Февраль 1942 года.
Похороны В.В. Силантьева. г. Кубинка. Февраль 1942 года.

После окончания Великой Отечественной войны И.И. Кубарев жил в г. Мытищи Московской области и умер в 1980 году.

Дополнительным подтверждением подвига В.В. Силантьева служат документы противника, а именно сводки потерь службы генерал-квартирмейстера люфтваффе за период с 11.02.1942 по 20.02.1942 г. Там  имеется следующая информация: из района выполнения задания г. Можайск 2 самолета Ju88A4 подразделений Stab II/KG54 и 6/KG54 с бортовыми номерами 2630 (ВЗ+ЕС) и 6649 (ВЗ+НР) не вернулись на базу. В графе «потери» стоит 100 %. Экипажи: первый – пропал без вести, второй – погиб. Самолеты относились к авиакомандованию «Восток». Эта информация окончательно подтвердила факт тарана Силантьева и уничтожения Е.Д. Петровым самолета противника.

Осталось только одна загадка. Почему достаточно опытный летчик с хорошим вооружением на ЛаГГе пошел на таран? Одна из версий:  у Виталия Васильевича Силантьева закончился боекомплект, так как он возвращался на базу после выполненного задания.

Каким бы ни был мотив тарана, это уже не важно. Свой подвиг Виталий Силантьев совершил над полем русской воинской славы. Это был единственный воздушный таран над историческим Бородинским полем в годы Великой Отечественной войны.

После знакомства со всеми материалами, подтверждающими таран В.В. Силантьева, становится обидно за незаслуженно забытого советского летчика. Ведь его подвиг никак не был отмечен командованием РККА.

Младшего лейтенанта Силантьева торжественно похоронили как героя и забыли. Целые поколения советской, а теперь уже и российской, молодежи были лишены возможности узнать о подвиге патриота, в возрасте двадцати двух лет без колебаний отдавшего свою жизнь во имя победы над врагом на Бородинском поле.

Мы поставили перед собой задачу увековечить память о летчике  В.В. Силантьеве и посвятить ему экспозицию музея «Доронино», а также установить памятный знак на месте его гибели. Сделав это, мы, как нам кажется, исправим большую историческую несправедливость.