Подготовка женщин — командиров стрелковых подразделений в годы Великой Отечественной войны

Аннотация. В статье на основе ранее не публиковавшихся архивных документов рассматриваются особенности подготовки командиров из числа женщин и девушек в Рязанском пехотном училище им. Ворошилова в период Великой Отечественной войны.

Summary. The article, based on previously unpublished archival documents, considers the features of training commanders from among women and girls in the Ryazan Infantry School named after Voroshilov during the Great Patriotic War.

ЖЕНЩИНЫ В АРМИИ

 

ШАЙКИН Владимир Иванович — старший научный сотрудник Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища, полковник запаса, кандидат военных наук, доцент, профессор Академии военных наук (г. Рязань. E-mail: shaikinv1@rambler.ru).

 

«10 ПРОБОИН ИЗ 10 ВОЗМОЖНЫХ ЗА 57 СЕКУНД…»

Подготовка женщин — командиров стрелковых подразделений в годы Великой Отечественной войны

 

С началом Великой Отечественной войны в Красную армию были мобилизованы десятки тысяч советских женщин. Большинство из них принимали непосредственное участие в боевых действиях или находились на линии фронта, выполняя задачи по обеспечению действующей армии. Среди основных освоенных представительницами слабого пола воинских специальностей были военная медицина, связь, топография, противовоздушная оборона. Многие женщины наравне с мужчинами служили в пехоте, танковых частях, артиллерии, авиационных эскадрильях, были отличными снайперами, высококлассными шофёрами, отважными разведчицами. Всё это требовало особой подготовки, и с учётом большого количества потерь среди личного состава в первые месяцы войны перед военно-учебными заведениями страны была поставлена задача: в короткие сроки пополнить армию хорошо обученным подкреплением.

Осенью 1942 года Рязанское пехотное училище имени К.Е. Ворошилова (РПУ) получило задание подготовить из среды добровольцев — советских девушек 1500 офицеров и младших командиров, способных выполнять боевые и оперативные задания в действующих и тыловых частях армии. Срок начала занятий — 15 ноября 1942 года1. Девушки из Москвы, Ленинграда, Горького, Иваново, Ярославля, Кирова, Рязани, из далёких городов Сибири и Урала, других регионов Советского Союза собрались в училище, чтобы научиться военному мастерству2.

В докладной записке секретарю ЦК ВЛКСМ тов. Михайлову отмечалось: «Специальное задание по подготовке командиров для КА из числа женщин и девушек, в основном членов ВЛКСМ. В конце ноября — начале декабря 1942 г. набрано 3 батальона и с 14.12.42 г. приступили к плановым занятиям. Всего было набрано 1505 чел. Были проведены 3-х недельные сборы с лучшими (280 человек). Из них 270 были присвоены звания от ефрейтора до старшего сержанта…»3.

Большая часть курсантов РПУ проходила учёбу по программе подготовки пехотных командиров. Только за 1943 год училище выпустило 1388 женщин — командиров миномётных, разведывательных, пулемётных и других стрелковых подразделений. 704 воспитанницы Рязанского пехотного училища имени К.Е. Ворошилова получили офицерские назначения. Из них 382 девушки — командирами пулемётных и 302 — миномётных подразделений действующей армии.

Об успехах курсантов-девушек училища свидетельствуют оценки по контрольным испытаниям, проведённым в октябре 1943 года с личным составом трёх батальонов, в одном из которых учились мужчины. Результаты проверки удивили многих: успеваемость курсантов женских батальонов по большинству предметов по общим показателям превосходила успеваемость курсантов мужского батальона.

Так, например, в досрочном выпуске в апреле 1943 года из 30 выпускниц все получили оценки «отлично», всем присвоено воинское звание лейтенант (стрелки — 12; пулемётчики — 6; миномётчики — 12)4.

В двух июльских выпусках 1943 года был 281 человек, из них оценки «отлично» получил 241 курсант и 40 человек — «хорошо». Присвоены воинские звания лейтенант — 264 человека, младший лейтенант — 17 человек. Подготовлено по специальности: стрелков — 193, пулемётчиков — 47; миномётчиков — 41.

Показателен пример распределения курсантов-женщин в одном из июльских выпусков 1943 года:

— адъютант — 4 человека;

— помощник начальника батальона — 8 человек;

— командир стрелковой роты — 26 человек;

— командир разведывательной роты — 1 человек;

— командир пулемётной роты — 10 человек;

— командир миномётной роты — 6 человек;

— командир снайперской роты — 1 человек;

— командир роты автоматчиков — 8 человек;

— командир роты ПТР — 7 человек;

— командир стрелкового взвода — 93 человека;

— командир пулемётного взвода — 26 человек;

— командир миномётного взвода — 12 человек;

— командир взвода ПТР — 17 человек;

— командир взвода автоматчиков — 24 человека;

— командир взвода разведки — 4 человека;

— командир взвода снайперов — 2 человека5.

22 октября 1943 года выпущены 8 человек, все 8 с оценкой «отлично» и со званием младший лейтенант (стрелки — 4; пулемётчики — 2; миномётчики — 2)6.

Самый большой выпуск офицеров-женщин был произведён 29 декабря 1943 года — 1069 человек. Всем было присвоено звание младший лейтенант. Получили оценки: «отлично» — 850 человек, «хорошо» — 216 человек, «посредственно» — 3 человека. Из выпуска стрелки — 494; пулемётчики — 326; миномётчики — 249 человек7.

Многие из выпускниц училища были направлены в военкоматы для подготовки допризывников к отправке на фронт. В их обязанности входило не только обучение молодёжи армейским навыкам, но и проверка военной подготовки в школах, работа с военруками, выполнение особых заданий по выявлению дезертиров. Кроме того, они являлись членами комиссий по переосвидетельствованию военнослужащих и отправке их в действующую армию. По воспоминаниям выпускницы РПУ младшего лейтенанта Г.А. Королевич, направленной для прохождения дальнейшей службы в Звенигородский военкомат, его сотрудницам приходилось сопровождать на фронт воинские эшелоны.

В политических донесениях командования училища военной поры есть множество сообщений, посвящённых боевому мастерству девушек-курсантов. В одном из них проводились результаты соревнований по огневой подготовке: «Разборка винтовки с завязанными глазами; разборка пулемета Максим; стрельба на точность и скорость (например, курсант Ганзина: 10 пробоин из 10 возможных за 57 секунд)…»8.

В адрес командования РПУ поступало немало писем, характеризовавших боевую выучку подготовленных в его стенах женщин-офицеров. Вот что писал командир части № 07158 Гулиницкий: «Ваши молодые командиры показывают образцы дисциплинированности, требовательны к себе и подчиненным. Мы просим Вас больше готовить таких воспитанников. Их мы будем принимать с радостью и благодарностью».

Командир другой части, Бесштоков, сообщал: «С первых дней воспитанники вашего училища показали большую аккуратность к военной службе, желание и стремление к дальнейшему овладению военным делом. Они стали отличными командирами миномётных подразделений»9.

10 февраля 1944 года согласно решению президиума Союза польских патриотов в СССР в стенах Рязанского пехотного училища был произведён выпуск подхорунжих, окончивших Польское офицерское отделение. Из 354 выпускников — 51 женщина10.

Особую ценность как для историков, так и для всего нашего поколения представляют воспоминания участниц тех событий. Как девушки попадали в Рязанское военное училище, как складывалась их дальнейшая судьба, можно проследить по воспоминаниям Беллы Цукерман11:

«Меня вызвали в ЦК комсомола и дали направление в Рязанское пехотное училище. Я мечтала стать связисткой, медсестрой, но не в пехоту же! “Хотите положить комсомольский билет на стол?” Я не хотела — и оказалась в Рязани.

Всем доводилось читать о славных лётчицах, воевавших не хуже мужчин, а о женщинах, месивших наравне с ними грязь в пехоте, мне что-то после войны ничего не встречалось.

И в Рязанском училище появились два женских батальона — миномётный и пулемётный. Романтика Анки-пулемётчицы дала себя знать, и я выбрала пулемётный. Двухгодичные курсы мы прошли за 11 месяцев. Дрессировали нас без всяких скидок на женские особенности: форсированные 20-километровые ночные марши с пулемётом, ствол которого весит 10 килограммов, а станина с колесами — 16. Всё это на себе плюс шинель в скатку и прочие причиндалы.

А тогда нас направили в резервную женскую бригаду под Москвой. Встретили нас в штыки: одно дело подчиняться мужчинам, но совсем другое — своим ровесницам, а то и девчонкам помоложе. Словом, я снова писала одно заявление за другим и просилась в действующую армию. Получила назначение в обычный стрелковый полк — командиром пулемётного взвода. Тут и начались мои испытания — я оказалась одна среди 100—150 парней. Чтобы помыться, брала ведро воды, уходила за 2—3 километра в лес и быстро обливалась, озираясь по сторонам. К счастью, меня вскоре легко ранило…».

В послевоенные годы некоторые выпускницы училища навсегда связали с ним свою дальнейшую судьбу. В их числе — заведующая кафедрой высшей математики Вера Дмитриевна Томилина. В 1965 и 1969 гг. она, будучи ещё старшим преподавателем, признавалась лучшим педагогом прославленного рязанского военно-учебного заведения.

Бесценную историю военных выпусков РПУ помогает сохранить ещё одна его воспитанница Галина Александровна Королевич. С первых месяцев войны в течение полутора лет она работала на лесозаготовках в Алапаевском районе Свердловской области в целях обеспечения лесоматериалом Московской зоны обороны. В 18-летнем возрасте стала курсантом Рязанского пехотного училища, окончив которое в декабре 1943 года, надолго посвятила себя подготовке допризывной армейской молодёжи.

Долг мужчины защищать свой дом, своих близких, свою Отчизну. Тем величественнее и значимее подвиг женщины, вставшей рядом с мужчиной в период военного лихолетья. Подвиг женщин-фронтовиков навсегда останется в памяти поколений.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Директива начальника Главного упраформа от 4 ноября 1942 г. № Орг/2/788972 и оргмоботдела штаба МВО от 8 ноября 1942 г. №120038.

2 Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ). Ф. 60066. Оп. 35132. Д. 1. Л. 2 об.

3 Там же. Д. 11. Л. 4.

4 Там же. Д. 1. Л. 9.

5 Там же. Оп. 35133. Д. 13. Л. 27.

6 Там же. Д. 1. Л. 9.

7 Там же. Л. 9 об.

8 Там же. Оп. 35132. Д. 26. Л. 90.

9 История Рязанского Краснознамённого высшего общевойскового командного училища (1918—1958 гг.). Рязань, 1958. С. 75, 76.

10 Приказ 1-го Польского АК № 5 от 8 февраля 1944 г. См.: ЦАМО РФ. Ф. 60066. Оп. 35132. Д. 1. Л. 10 об.

11 Из досье газеты «Московские новости»: «Всё детство, до 11 лет, Белла Цукерман прожила в Америке, где её отец работал вице-президентом Амторга, акционерного общества по торговле между США и СССР. Позже отца отозвали и арестовали. После войны она окончила исторический факультет МГУ, но долгое время не могла устроиться по специальности. Почти 25 лет, с 1964 по 1990 год, работала в английской редакции “Московских новостей”».