Подготовка кадров отечественной зенитной артиллерии в годы Гражданской войны в России

Аннотация. В статье раскрываются вопросы подготовки военных кадров для зенитной артиллерии в составе РККА и белых армий в период Гражданской войны и военной интервенции в России. Содержание материала основано на фондах Российского государственного военного архива и литературе, в своей совокупности позволяющих получить объективное представление о становлении и формировании организации этого процесса в отечественных Вооружённых силах. Новизна содержания статьи заключается в подробном изложении деятельности учебных военных заведений, направленной на подготовку специалистов зенитной артиллерии в условиях военного времени.

Summary. The paper highlights issues of training military personnel for AA artillery within the Red Army and White armies during the Civil War and military intervention in Russia. The material relies on the documents in the Russian State Military Archives and literature that together help form an objective idea of the establishment and formation of the process organizing at the domestic Armed Forces. The novelty of the paper’s contents consists in detailed coverage of the work of military schools aimed at training AA artillery specialists in wartime conditions.

ВОИНСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

ЛАШКОВ Алексей Юрьевич — старший научный сотрудник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ, полковник запаса, доктор исторических наук, доцент

«ДЕЛО БОРЬБЫ С ВОЗДУШНЫМ ФЛОТОМ ТРЕБУЕТ… ПЕРЕДАЧИ ДОСТИГНУТЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ВСЕМ ЗЕНИТЧИКАМ»

Подготовка кадров отечественной зенитной артиллерии в годы Гражданской войны в России

В отечественной историографии сведения об организации подготовки воинов-зенитчиков в составе Красной и белых армий носят отрывочный характер, за исключением изданной в 2019 году работы «О создании Школы стрельбы по воздушному флоту и её реорганизациях в 1919—1924 гг.» (автор — А.Л. Молчановский). Как и в Русской Императорской армии, в вооружённых силах (ВС) противоборствующих сторон периода Гражданской войны в России кадровая ситуация, сложившаяся в зенитной артиллерии, требовала своего разрешения. Лучше положение с подготовкой военных кадров зенитной артиллерии (ЗА) сложилось в Красной армии, значительно хуже — в армиях Белого движения. Это было напрямую связано с функционированием системы воздушной обороны (ВоздО) в условиях войны в России и материально-техническими возможностями главных её участников.

Начавшаяся после Октябрьской революции (1917 г.) Гражданская война в России потребовала создания Вооружённых сил Советского государства как важнейшего условия существования и развития нового общественно-политического строя в стране. Одним из острых вопросов стала подготовка в интересах армии и флота командных кадров, в том числе для зенитной артиллерии воздушной обороны.

В процессе демобилизации старой русской армии к концу февраля 1918 года в тыловые районы Российской Советской Республики (РСР) были эвакуированы более 70 противосамолётных (зенитных) батарей. Только в составе 12-й армии Северного фронта на территорию Ярославского военного округа прибыли семь зенитных подразделений1. Одновременно к началу ноября 1917 года в Петрограде и Череповце скопились 89 противосамолётных орудий2.

С заключением мира между Советской Россией и государствами Четверного союза 3 марта 1918 года3 в г. Брест-Литовск военные действия на русско-германском фронте завершились, и Россия официально прекратила своё участие в войне. Однако опасность её возобновления (помимо Гражданской войны) продолжала оставаться довольно высокой. Учитывая вероятную возможность использования в ней большого количества воздушных средств, руководство Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) приняло решение включить в штат каждой пехотной дивизии (составлявшей основу сухопутных частей Красной армии) 4-орудийную зенитную позиционную батарею4 (несколько позже — дивизион). Это стало началом организационных мероприятий по созданию зенитной артиллерии действующей армии. Но из-за ограниченности вооружения формирование их не производилось, а все сформированные батареи в марте 1919 года были переданы (в качестве полевых подразделений) в распоряжение фронтов5.

Ранее в соответствии с приказом Народного комиссариата по военным делам от 14 февраля 1918 года № 333 в Республике были открыты первые командные курсы, в т.ч. 1-е и 2-е советские Петроградские артиллерийские курсы (в помещениях бывших Михайловского и Константиновского артиллерийских училищ) по подготовке командного состава. В том же месяце в Петрограде была создана учебно-инструкторская команда, в которой готовились специалисты по различным отраслям артиллерийской службы6. Эта команда положила начало подготовке военных кадров для ВоздО города: артиллеристов, наблюдателей, связистов7. В дальнейшем подобные команды были созданы в Москве и Туле8.

Отдельные выпускники 2-х советских Петроградских артиллерийских курсов получили назначение на командные должности в артиллерийские батареи воздушной обороны Петрограда9. В частности, на 1921 год в составе отдельных зенитных дивизионов, расквартированных в городе на Неве, было шесть специалистов из числа командного состава, имевших за плечами указанные курсы (А.Н. Курочкин, А.Н. Смирнов, К.Д. Носов, В.П. Поднебес, Ф.К. Берг и А.П. Клеушев)10.

В апреле 1918 года Главное управление Генерального штаба (ГУ ГШ) получило от заместителя наркома по военным делам РСР К.А. Мехоношина указание по формированию зенитных батарей РККА. Предлагалось сформировать в составе Ярославского военного округа (г. Рыбинск) «Управление заведующего формированиями зенитных батарей» (Упрзазенфор)11, предназначенного для «сбора со всей территории Республики зенитной артиллерии и формирования новых батарей, снабжённых исправными орудиями, необходимым имуществом и подобранными, знающими дело или подготовленными при управлении командирами, их помощниками и всем личным составом»12.

Для реализации стоявшей задачи при Главном артиллерийском управлении (ГАУ) в том же месяце (по указанию наркомвоена) была образована специальная комиссия, призванная выявить наличие всего имевшегося в Республике зенитного вооружения, а также наметить меры по формированию зенитных батарей для нужд Красной армии. В состав комиссии вошли известные специалисты в области артиллерии Е.В. Агокас, В.А. Микеладзе и др. В качестве программы (максимум) ГУ ГШ и ГАУ должны были в короткий срок восстановить расформированные ранее зенитные батареи, а также вновь создать 20 автомобильных и пять «ездящих» противосамолётных батарей13.

Для реализации этой программы Упрзазенфор приступил к формированию двух автомобильных и четырёх железнодорожных зенитных подразделений с использованием для этой цели «материальной части артиллерии и прочего имущества названных батарей, погруженных… на станции Пущино Путиловской ветки в Петрограде и кадра личного состава около 50 человек, обслуживающих названное имущество»14.

Инструкторами вновь формировавшегося управления стали ученики полковника В.В. Тарновского: А.Г. Свияженинов, Н.С. Сурменев, П.А. Кузнецов, В.А. Иващенко, Б.П. Листовский15. Также планировалось привлечь для формирования зенитных батарей специалистов ЗА, имевший богатый боевой опыт, в их числе: К.К. Андреева, Б.П. Ненашева, М.П. Репнина, М.М. Хабарова16 и др.

1 июля 1918 года вышеуказанное управление было официально сформировано и включено в состав РККА17. По сути, оно помимо формирования зенитных батарей взяло на себя функции Офицерской школы стрельбы по воздушному флоту (созданной в г. Евпатория в конце Первой мировой войны). В обосновании необходимости придания Упрзазенфору частично образовательной функции отмечалось следующее: «Для такого Управления спроектирован особый штат временного характера, так как первоначально, впредь до сформирования артиллерийской школы и, в частности, намеченного в её составе отдела обучения теоретическим и практическим методам стрельбы по воздушному флоту (целям), представляется необходимым функции такого отдела возложить на формируемое Управление. С этой целью в проект штата упомянутого Управления включены соответствующие лица для выполнения названных функций и необходимый подвижной состав, которые при формировании школы и войдут в состав его отдела обучения стрельбе по воздушному флоту»18.

В дальнейшем своей научно-учебной работой управление положило начало созданию учебной сети по подготовке командиров-зенитчиков в советских Вооружённых силах. Первым начальником Упрзазенфора стал его инструктор А.Г. Свияженинов19.

С отстранением позднее Свияженинова от должности управление возглавил бывший командир 7-й отдельной автомобильной зенитной батареи ВоздО Москвы Б.П. Ненашев20. Он полностью соответствовал требованиям, предъявлявшимся к руководителю такой организации: «[наличие] большого опыта и солидных технических знаний… [имеющий] специальное образование и основательно знакомый со службой зенитных батарей»21. В соответствии с приказом ГАУ от 23 августа 1918 года Ненашев был назначен начальником Упрзазенфора. Его помощником стал российский инженер-конструктор, один из главных разработчиков первого специального зенитного орудия (образца 1914/15 г.) Ф.Ф. Лендер22. Он разработал специальный теоретический курс стрельбы по воздушному флоту23.

Позднее в соответствии с указанием ГАУ от 31 января 1919 года № 9084 начальнику управления были присвоены права командира артиллерийской бригады с дальнейшим подчинением техническому руководителю по тяжёлой артиллерии Главного артиллерийского управления. Штат Упрзазенфора был объявлен в циркуляре Всероглавштаба (от 6 февраля 1919 г.).

В связи со сложной военно-политической обстановкой в стране управление к концу сентября того же года было эвакуировано в г. Калуга24. Новый его руководитель уделял большое внимание вопросам подготовки специалистов зенитной артиллерии РККА. 13 февраля 1919 года им был подписан приказ по Управлению заведующего формированием зенитных батарей № 34, пункт 6 которого гласил: «Новое дело борьбы с воздушным флотом настоятельно требует основательной разработки и передачи достигнутых результатов всем зенитчикам. С этой целью приказываю организовать при вверенном мне Управлении школу стрельбы по воздушному флоту как орган, разрабатывающий все отрасли зенитного дела, так и обучающий командный состав формируемых батарей. Занятия в полковой школе начать 18-го сего февраля»25. Указанным приказом также была утверждена первая учебная программа, предусматривавшая как теоретические, так и практические занятия (включая полигонные стрельбы).

Школу возглавил помощник начальника Упрзазенфора (с 12 февраля 1919 г.) В.С. Турнов. В ходе организации образовательного процесса Б.П. Ненашев вёл дисциплину «тактика зенитной артиллерии»26. Первыми слушателями школы стали командиры батарей и взводов автомобильных и противосамолётных подразделений, находившихся на формировании в Калуге27.

Специальные лекции по стрельбе на курсах читал Ф.Ф. Лендер. Лекции включали сведения о баллистике снаряда при зенитной стрельбе, способах подготовки и методах стрельбы по воздушной цели. После перевода Лендера на работу в Артиллерийский комитет чтение лекций на курсах продолжил В.С. Трунов, позднее начальник зенитного отделения Артиллерийских курсов усовершенствования командного состава. В лекциях Трунова подробно излагались подготовка батареи к открытию огня, порядок ведения стрельбы, определение исходных данных, ввод поправок на деривацию и ветер, корректирование стрельбы, обязанности командного состава во время стрельбы28. Дополнением к штату Упрзазенфора 17 ноября 1919 года был утверждён временный штат авиационного звена (2 самолёта), выступавшего «вспомогательным средством при обучении личного состава»29.

Вопросами подготовки военных кадров для зенитной артиллерии РККА частично занималась бывшая Офицерская артиллерийская школа (Детское Село), которая в соответствии с приказом РВСР от 26 апреля 1919 года № 718 вместе с Сергиевским полигоном (в районе г. Луга) была передана в ведение Главного управления военно-учебных заведений Республики (ГУВУЗ РСФСР) с переименованием в Высшую артиллерийскую школу командного состава РККА30. Она являлась промежуточным звеном в получении специального образования между академией и курсами (командными и техническими) и предназначалась для переподготовки и повышения квалификации артиллерийских командиров, окончивших курсы (командные и технические) или вовсе не имевших никакого артиллерийского образования. Позднее школа была переведена в Москву. В её составе было создано отделение зенитной артиллерии для подготовки командиров противосамолётных батарей31.

В соответствии с приказом РВСР от 13 мая 1920 года № 787 при Московской высшей артиллерийской школе командного состава РККА «для практического обучения стрельбе из зенитных орудий слушателей отделения зенитной артиллерии» был учреждён «полигон для стрельбы» в районе р. Волга, между городами Вольском и Саратовом. На его обустройство военное ведомство выделило 900 тыс. рублей.

Полигон для зенитной артиллерии имел целью давать практическую подготовку личному составу частей ЗА и слушателям отделения ЗА школы, а также разрабатывать, проверять и усовершенствовать методы стрельбы. Во всех отношениях полигон подчинялся начальнику военно-учебного заведения.

На период проведения практических стрельб к полигону прикомандировывались один авиационный и один воздухоплавательный отряды. В марте 1921 года Московскую высшую артиллерийскую школу комсостава РККА возглавил бывший полковник В.В. Иванов32, руководитель организации воздушной обороны г. Псков (1917 г.), где в период Первой мировой войны размещалось командование армиями Северного фронта.

Тем временем в мае 1919 года Упрзазенфор был переведён в Нижний Новгород, где продолжил проводить организационную и учебную работу33. Занятия в школе стрельбы по воздушному флоту начались 6 июня того же года. Летом 1919 года из различных губернских военкоматов в школу направлялся мобилизованный комсостав разных специальностей. Для его подготовки на курсах при Упрзазенфоре были созданы две учебные группы. В одну из них входили лица начальствующего состава старой русской армии, служившие в артиллерии, а также командиры двух формировавшихся зенитных батарей (4-й и 5-й) и некоторые руководители из Управления заведующего формированием зенитных батарей (А.Н. Вукотич, А.А. Ростковский, П.Л. Скобликов, Э.Р. Бузе и др.). Другую группу составляли командиры прочих специальностей и лица, не имевшие военной подготовки. Осенью 1919 года обе группы, несмотря на сложности в организации учебного процесса, завершили обучение34. По другим сведениям, для обучения в школе имелись четыре группы: а) группа командного состава (из лиц, имевших среднеобразовательный ценз, 14 человек); б) группа командиров взводов (из бывших фейерверкеров старой русской армии и «хорошо грамотных людей», 24 человека); в) группа телефонистов (из «имевших уже практику в старой армии и грамотных молодых [людей], 42 человека»; г) группа наблюдателей (21 человек)35. При этом строевые занятия и изучение уставов с личным составом формировавшихся зенитных батарей проходили отдельно. 8 декабря того же года школа стрельбы по воздушному флоту приступила к плановой подготовке специалистов в области зенитной артиллерии для РККА36.

Обучение слушателей в школе проходило на достаточно слабой материально-технической базе. В частности, использовались приборы стрельбы и наведения, изготовленные кустарным способом. В качестве основного дальномера применялся полевой горизонтальный дальномер системы генерал-лейтенанта И.А. Лауница, имевшийся в школе в единственном экземпляре. Параметры движения цели определялись курсомером-скоромером37. Специальную зенитную пушку образца 1914 года изучали по смонтированному на автомобильной установке орудию, а с работой механизмов знакомились по атласу чертежей издания Путиловского завода. Вследствие отсутствия профессионально подготовленного преподавательского состава организация зенитной стрелковой подготовки требовала существенной доработки. Стрельбы проводились преимущественно по «облаку разрыва», а также по шарам-пилотам, буксировавшимся автомобилем на малой скорости. Иногда слушатели вели стрельбу по полотняному змею (на высоте не более 200—300 м), прикреплённому тросом к автомашине38.

24 марта 1920 года состоялся первый выпуск школы. Обучение прошли 16 человек, основу которых составили представители среднего командного звена 4-й и 5-й зенитных батарей, в их числе: Н.Н. Порозов, М.М. Володин, А.Б. Козлов, С.С. Бирюков, В. Либен и др.39 В том же месяце новым заведующим школой стрельбы по воздушному флоту стал Б.А. Коломенский40.

Летом 1920 года Упрзазенфор подвергся очередной проверке комиссией инспектора артиллерии при Полевом штабе РВС Республики. В соответствии с отчётом (составлен состоявшим для поручений при инспекторе бывшим генерал-майором Г.Н. Хвощинским. — Прим. авт.) система подготовки кадров для зенитной артиллерии РККА (по линии Упрзазенфора) была организована следующим образом.

Во главе учебной части стоял вновь созданный учебный педагогический комитет (УПК) под председательством начальника управления А.Н. Вукотича41. Членами комитета являлись: А.А. Ростковский (помощник начальника Упрзазенфора), П.Л. Скобликов (руководитель по артиллерии), Б.А. Коломенский (помощник руководителя по артиллерии и начальник школы), Н.Н. Порозов (начальник учебной команды) и М.М. Володин (командир 5-й зенитной батареи). Обязанности секретаря УПК исполнял адъютант управления И.П. Тонитров.

Учебный педагогический комитет решал задачи по составлению и пересмотру программ и планов занятий. Кроме учебных задач, комитет также был предназначен для вычисления таблиц стрельбы, составления и пересмотра инструкций по правильному использованию ЗА и решения других специальных вопросов, связанных с формированием и обучением личного состава зенитных батарей42.

В своём отчёте Г.Н. Хвощинский отмечал, что дело образовательного процесса в школе и учебной команде «поставлено правильно и хорошо»43. Помимо специальных дисциплин в школе стрельбы по воздушному флоту также изучались: политическая грамота, уставы, топография, артиллерия и сведения по стрельбе, материальная часть, телефонное дело, приборы стрельбы и наведения, тактика артиллерии, военное хозяйство, автомобильное дело, арифметика и геометрия, русский язык, история, география и авиационное дело44.

В течение 1920 года состоялись ещё два выпуска командиров и других специалистов зенитной артиллерии, большинство из которых были отправлены на фронты Гражданской войны. Так, личный состав 4-й зенитной батареи перешёл в подчинение командования Западного фронта (Зап.Ф) для борьбы с авиацией противника в ходе Советско-польской войны (1919—1921 гг.)45. Перед убытием в г. Смоленск (штаб Зап.Ф) на базе школы 13 июня 1920 года были проведены тактические занятия (учения) по организации противовоздушной обороны крупного пункта. В качестве пункта выступили Тобольские казармы46, в которых с 1910 по 1917 год были расквартированы 37-й Екатеринбургский и 38-й пехотный Тобольский генерала графа Милорадовича полки. В занятиях приняли участие три батареи, которые составили единую зенитную артиллерийскую группу. В качестве воздушного противника был задействован один из самолётов авиазвена школы47.

Всего за годы Гражданской войны в России школа стрельбы по воздушному флоту произвела четыре выпуска (48 человек)48, существенно восполнив дефицит в воинах-зенитчиках Красной армии.

Помимо специализированных школ (курсов), определённые знания в области зенитной стрельбы давали и другие военно-учебные заведения, в их числе: Артиллерийская академия РККА, школа траншейной артиллерии, а также отдельные учебные команды (школы), временно создававшиеся на фронтах.

В составе белых армий каких-либо учебных заведений по подготовке специалистов в области зенитного дела не создавалось. Исключением можно считать стремление полковника В.В. Тарновского сформировать в 1919 году в Керчи зенитные курсы49 в интересах артиллерии Вооружённых сил Юга России (ВСЮР)50. Также определённые знания в организации борьбы с воздушным противником давались в стенах немногочисленных военных училищ и школ. В частности, в октябре 1919 года приказом главнокомандующего Добровольческой армией генерал-лейтенанта А.И. Деникина было восстановлено Сергиевское артиллерийское училище (г. Одесса) под руководством генерал-лейтенанта А.А. Нилуса51. Вскоре в состав училища вошла Армавирская артиллерийская учебно-подготовительная школа. На Восточном фронте определённое время функционировало 1-е Омское артиллерийское военное училище (полковник     Н.А. Герцо-Виноградский), созданное 1 июня 1919 года. Учебные программы училищ (школ) включали в себя и вопросы ведения зенитной стрельбы. При этом преподавательский состав преимущественно пользовался пособиями и руководствами по артиллерийскому делу, разработанными ещё в годы Первой мировой войны. В их числе: «Правила стрельбы по летательным аппаратам (аэропланам и дирижаблям) для батарей, вооружённых полевыми пушками обр. 1902 года, горными обр. 1909 года и пушкою для стрельбы по воздушному флоту обр. 1914 года» (1915 г.), «Указания для стрельбы по самолётам из 3» скорострельных орудий образца 1900 года при помощи квадрантов» (1916 г.), «Наставление для стрельбы по воздушному флоту батарей 3 дм скорострельных пушек» (1916 г.) и др. Однако отсутствие специальной зенитной артиллерии (за исключением отдельных подразделений) в составе вооружённых сил Белого движения исключило организацию плановой подготовки для неё военных кадров.

Таким образом, основная работа в годы Гражданской войны в России по обучению специалистов в интересах зенитно-артиллерийской (противовоздушной) обороны шла в Красной армии. Эта работа позднее стала приобретать плановый характер.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 1. Оп. 1. Д. 400. Л. 26, 31, 33.

2 Агренич А.А. Зенитная артиллерия. М.: Воениздат, 1960. С. 53.

3 Брест-Литовский мирный договор 15 марта 1918 г. был ратифицирован Всероссийским съездом Советов, а 22 марта того же года — германским рейхстагом и вступил в силу с момента ратификации.

4 Приказ наркомвоена от 26 апреля 1918 г. № 308.

5 Зенитная артиллерия и зенитные ракетные войска противовоздушной обороны в 2 ч. Ч. 1. М.: Воениздат, 1995. С. 26.

6 Гаврилов А.Д. и др. Войсковой противовоздушной обороне России 100 лет: исторический очерк. Т. 1. / Под ред. А.П. Леонова. Смоленск: ВА ВПВО ВС РФ, 2015. С. 46.

7 Войска противовоздушной обороны страны. М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1968. С. 21.

8 Отчёт по теме «Войска ПВО страны в цифрах и фактах». Гл. II. «Противовоздушная оборона Советского Союза до Великой Отечественной войны (1917—1941 г.г.)». Калинин, 1970. С. 43.

9 Войска противовоздушной обороны страны. С. 21.

10 РГВА. Ф. 20. Оп. 12. Д. 583. Л. 35 об.—38.

11 Там же. Ф. 25906. Оп. 1. Д. 57. Л. 4а—8.

12 Там же. Ф. 83. Оп. 1. Д. 3. Л. 193.

13 Кнутов Ю.А. Развитие воздушной обороны в годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции // Материалы Международной научно-практической конференции «История Гражданской войны в России 1917—1922 гг.». Москва, ЦМВС РФ, 24—25 мая 2016 г. С. 253.

14 РГВА. Ф. 25906. Оп. 1. Д. 57. Л. 5.

15 Список инструкторов Упрзазенфора представлен на 16 апреля 1918 г.

16 РГВА. Ф. 25906. Оп. 1. Д. 57. Л. 2.

17 В соответствии с приказом по Главному артиллерийскому управлению № 769 от 1 мая 1918 г. Была создана специальная комиссия (на базе Путиловского завода в г. Петроград), преобразованная 1 июня того же года в Упрзазенфор РККА.

18 РГВА. Ф. 25906. Оп. 1. Д. 57. Л. 4а—8.

19 Свияженинов Алексей Григорьевич (1895—1937) — российский артиллерист, поручик РИА. Окончил Санкт-Петербургский университет, три курса Военно-медицинской академии и Михайловское артиллерийское училище. В Первую мировую войну проходил службу в зенитных артиллерийских подразделениях. В годы Гражданской войны в России: инструктор Управления заведующего формированием зенитных батарей РККА (1918). Затем в Вооружённых силах Юга России. В эмиграции (Турция, Чехословакия). В 1923 г. вернулся в СССР.

20 Ненашев Борис Павлович (1889—1956) — российский (советский) военачальник, подполковник РИА, генерал-майор береговой службы ВМФ. Окончил Павловское военное училище (1910, по 1-му разряду), курсы стрельбы по воздушному флоту Северного фронта (октябрь 1917). В Первую мировую войну командовал подразделениями зенитной и тяжёлой артиллерии. В годы Гражданской войны в России: в РККА (с февраля 1918): командир автомобильной зенитной батареи воздушной обороны г. Москва (апрель—июнь 1918), начальник Упрзазенфор (ноябрь 1918 — июль 1919), командир артиллерийского дивизиона на Восточном фронте (июль 1919 — март 1920), начальник отдела штаба войск внутренней охраны, школы младшего комсостава (март—декабрь 1920),начальник водного хозяйства г. Самарканд (декабрь 1920 — апрель 1922).

21 РГВА. Ф. 25906. Оп. 1. Д. 57. Л. 5.

22 Приказ по Упрзазенфору от 2 ноября 1918 г. Ф.Ф. Лендер находился на этой должности до 31 мая 1919 г.

23 Теоретический курс стрельбы по воздушному флоту / Сост. инж.-техн. Ф.Ф. Лендер. Пг.: Гос. изд-во, 1921.

24 РГВА. Ф. 93. Оп. 1. Д. 1. Л. 1.

25 Молчановский А.Л. О создании Школы стрельбы по воздушному флоту и её реорганизациях в 1919—1924 гг. М.: Сам Полиграфист, 2019. С. 14.

26 Там же. С. 15.

27 Там же. С. 16.

28 Зенитная артиллерия и зенитные ракетные войска противовоздушной обороны… С. 217.

29 РГВА. Ф. 6. Оп. 6. Д. 435. Л. 64.

30 Там же. Ф. 4. Оп. 52. Д. 3. Л. 266.

31 Там же. Ф. 6. Оп. 6. Д. 435. Л. 542.

32 Иванов Владимир Васильевич (1881—1945) — российский (советский) артиллерист, полковник РИА (1916), комбриг (1936). На военной службе с сентября 1898 г. Окончил Тифлисский кадетский корпус (1898), Константиновское артиллерийское училище (1901, по 1-му разряду), Михайловскую артиллерийскую академию (1908), курсы усовершенствования командного состава (КУВНАС) при Военной академии имени М.В. Фрунзе (1926). Участник Первой мировой войны. В годы Гражданской войны в России в составе РККА. Помощник начальника артиллерийского управления Ярославского ВО (май—декабрь 1918), для поручений при инспекторе артиллерии Полевого штаба РВСР и помощник инспектора артиллерии Полевого штаба РВСР (с декабря 1918).

33 Войска противовоздушной обороны страны… С. 11.

34 Голованов Н.Я. Житомирское Краснознамённое имени Ленинского комсомола. М.: Воениздат, 1977. С. 7.

35 РГВА. Ф. 6. Оп. 6. Д. 435. Л. 64.

36 Брычков А.С., Протасов И.А. Подготовка военных кадров войсковой ПВО: исторический аспект // Военно-исторический журнал. 2020. № 10. С. 42.

37 Курсомер-скоромер был сконструирован в 1916 г. генерал-лейтенантом И.А. Лауницем в дополнение к дальномеру. Позволял определять скорость и направление движения цели.

38 Голованов Н.Я. Указ. соч. С. 9.

39 Молчановский А.Л. Указ. соч. С. 25, 26.

40 Гаврилов А.Д. и др. Указ. соч. С. 46.

41 РГВА. Ф. 6. Оп. 6. Д. 435. Л. 237.

42 Молчановский А.Л. Указ. соч. С. 30.

43 РГВА. Ф. 6. Оп. 6. Д. 435. Л. 237.

44 Голованов Н.Я. Указ. соч. С. 10.

45 РГВА. Ф. 6. Оп. 6. Д. 435. Л. 299.

46 На базе Тобольских казарм в октябре 1951 г. разместилось Горьковское радиотехническое училище ПВО страны. Расформировано 1 апреля 1999 г.

47 РГВА. Ф. 6. Оп. 6. Д. 435. Л. 239.

48 Голованов Н.Я. Указ. соч. С. 12.

49 Майоров В.В. Вооружение войсковой противовоздушной обороны в предметах коллекционирования. Ижевск: Удмуртия, 2020. С. 36.

50 Часовой. 1937. № 185. С. 24.

51 Нилус Андрей Александрович (1858—1941) — российский артиллерист, генерал-лейтенант РИА (1913). На военной службе с сентября 1878 г. Окончил 1-е военное Павловское и Михайловское артиллерийское училища (1881), Михайловскую артиллерийскую академию (1886, по 1-му разряду). В Первую мировую войну — начальник Сергиевского артиллерийского училища. В годы Гражданской войны в России служил в армии Украинской Державы: член Комиссии по организации военных школ и академий (до октября 1918), Одесской артиллерийской школы (с октября 1918). В составе ВСЮР: в резерве чинов при штабе главнокомандующего, в распоряжении начальника части военно-учебных заведений (июль—октябрь 1919), начальник Сергиевского артиллерийского училища, затем преподаватель того же училища (октябрь 1919 — январь 1920). В 1920 г. в составе Русской армии, в дальнейшем в эмиграции.

Иллюстрации из кн.: Молчановский А.Л. О создании Школы стрельбы по воздушному флоту и её реорганизациях в 1919—1924 гг. М.: Сам Полиграфист, 2019; Черушев Н.С., Черушев Ю.Н. Расстрелянная элита РККА. Комбриги и им равные. 1937—1941. М., 2014; Кирилец С.В. Автомобили-зенитки Первой мировой войны. На передовой «войны моторов». М.: Яуза, 2018.