По принуждению воспитать истинный патриотизм невозможно…

Л.И. РОСТОВЦЕВА — «По принуждению воспитать истинный патриотизм невозможно…»

L.I. ROSTOVTSEVA – «It is impossible to bring up true patriotism thrugh compulsion…»

Аннотация. В статье на основе данных социологических исследований, проведённых на территории Тульской области, анализируется тема патриотизма и методов его целенаправленного воспитания, приводятся результаты социологического опроса различных возрастных групп населения в рамках реализации международного проекта «Я горжусь подвигом отцов, дедов, прадедов».

Summary. The article analyses the subject of patriotism and methods of its purposeful education based on the data of sociological surveys conducted in the territory of the Tula Region. The results of a sociological survey of various age groups of the population are presented in the framework of the international project ‘I am proud of the feat of fathers, grandfathers, great-grandfathers’.

Формирование патриотического сознания на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений идеологического воспитания нового поколения в современной России. С одной стороны, наблюдается всплеск патриотизма в обществе, особенно после добровольного вхождения Крыма в состав России, с другой стороны, социологи отмечают охлаждение чувств к своей «малой родине», особенно у молодёжи. Это объясняет научный и практический интерес к проблеме истинного патриотизма, к поиску его новых версий, адекватных реалиям XXI столетия.

После распада СССР произошла эрозия патриотического сознания, т.к. пошатнулись его ценностные основания. Десятилетиями советские люди воспитывались на идеалах самоотверженного служения социалистической Родине, долга, бескорыстия, готовности защищать свою землю, стремления к великим подвигам и свершениям. Переход к рыночной экономике и демократизация общественной жизни принесли не только права, свободы и насыщение рынка, но и культ денег, потребления, успеха, огромное социальное расслоение, забвение культурно-исторических традиций и духовный кризис. Все 1990-е и нулевые годы либеральной пропагандой внушалось, что «патриотизм — последнее прибежище негодяя». Как следствие — появилась угроза национальной идентичности.

По результатам социологических исследований, современная молодёжь, выросшая в новой системе ценностных координат, в сравнении с прошлыми поколениями менее восприимчива к идеям долга и жертвенности, более требовательна к комфорту, уровню и качеству жизни, скептически относится к будущему как «малой», так и «большой» Родины. Однако, благодаря усилиям государственных институтов и СМИ, общество постепенно вступает на путь своего духовного возрождения.

В рамках масштабного социологического исследования, проведённого на территории Тульской области, был осуществлён блиц-опрос «Патриотизм как национальная идея России» перед концертом-презентацией Книги воспоминаний и размышлений поколений «Мы помним…»1, в ходе которого было интервьюировано 137 человек разного возраста (из почти 300 присутствовавших в Колонном зале Тульского Дворянского собрания); в их числе почти треть — представители мужского пола и две трети — женского. На вопрос «Согласны ли Вы с тем, что национальная идея России — это патриотизм?» 54,7 проц. респондентов ответили: «Однозначно да» и 32,8 проц. — «Скорее да», т.е. утвердительный ответ дали 87,5 проц. Лишь 8,1 проц. сказали: «Скорее нет» и по 2,2 проц. — «Однозначно нет» и «Затрудняюсь ответить». При этом старшие поколения более категорично ответили: «Однозначно да», в то время как молодёжь в силу своего возраста и незначительного жизненного опыта выразилась более осторожно: «Скорее да». Интересно, что возрастная группа от 30 до 34 лет явилась промежуточной, выражающей противоположные мнения в равных долях — по 25 проц.; в ней не было затруднившихся с ответом.

Весьма информативны оказались результаты выбора. На вопрос «Какое из высказываний Вам ближе?» большинство отметило фразу «У нас замечательный народ» (47,1 проц.). Почти четверть респондентов солидаризировалась с высказыванием «Родная страна, ты лишь прикажи и можешь на нас положиться» (24,2 проц.), на третьем месте оказалась поговорка «Один в поле не воин» (22,1 проц.) и только 6,6 проц. посчитали, что «Наш народ ленивый и порочный».

На вопрос «Чем может гордиться Тульский регион?», ответы были следующие: историей — 40,1 проц. респондентов, оборонной промышленностью — 36,9 проц., культурным наследием — 32,8 проц., тульскими умельцами — 26,3 проц., 2,9 проц. назвали другое*.

Заслуживают внимания ответы на вопрос «Что именно Вы любите в Туле?». Больше всего участники опроса (41,6 проц.) любят в городе парк культуры и отдыха имени П.П. Белоусова2. Почти столько же туляков (40,1 проц.) сказали: «Люблю всё, т.к. это моя родина» (это достойный патриота ответ — о безотчётной любви к своей малой родине). Тульский кремль выбрали 30,7 проц. респондентов.

Истинный патриотизм вырастает естественным путём — это одна точка зрения, характерная для либерального дискурса. Противоположное мнение, разделяемое большинством — о необходимости воспитания патриотических чувств. Любовь к месту своего рождения, привычным условиям жизни, в которых родился и вырос человек, естественна, как к матери и отцу; существует и генетическая память, но всё это необходимо пробудить. Ибо когда своё государство не уделяет внимания воспитанию, тогда этим начинают заниматься другие.

На наш вопрос «Можно ли воспитать патриотизм?» получен почти единодушный ответ туляков: 94,1 проц. опрошенных ответили утвердительно (55,9 проц. — «Однозначно да», 38,2 проц. — «Скорее да»). «Скорее нет» — считают 3,7 проц., «однозначно нет» — 0,8 проц., затруднились с ответом — 1,5 проц. Любопытно, что при ответе на этот вопрос мнения разделились в группах 80—84-летних и 50—54-летних: их треть и четверть, соответственно, усомнились в возможности патриотического воспитания. Наверное, поколению детей войны отчётливо виден контраст между тем, как это делалось в их бытность и в современных условиях, как отличается молодёжь и реалии сегодняшнего дня от прежних условий их социализации. А 50-летние половину своей жизни прожили уже в постсоветском пространстве и времени, их жизненный мир впитал специфику рыночной экономики и гражданского общества. Все остальные группы (и даже молодёжь!) продемонстрировали удивительное сходство во мнениях.

Вероятно, такое единодушие проистекает из региональной специфики — высокий уровень патриотического сознания туляков можно объяснить культурно-историческими традициями: здесь никогда не ждали указаний сверху в вопросах патриотического воспитания (символично, что первый в стране Вечный огонь был зажжён в 1955 г. в пос. Первомайском Щекинского района3). 9 мая 2016 года в акции «Бессмертный полк» в полумиллионной оружейной столице России приняли участие 180 тыс. туляков, т.е. почти каждый третий житель. Это 3 место после многомиллионных Москвы, где в колонне «Бессмертного полка» прошло 700 тыс. человек, и Санкт-Петербурга — около 500 тыс. человек. В 2017 году на улицы городов вышли с портретами своих героев 850 тыс. москвичей, 700 тыс. петербуржцев и 80 тыс. туляков.

Конечно, респонденты нашего опроса — в большинстве своём авторы и герои книг «Мы помним…», а также их потомки — весьма патриотичная аудитория («Бессмертный полк» вышел на улицы городов и сёл в разных странах мира с фотографиями своих отцов, дедов, прадедов, а мы написали о них в шести томах книги). Там есть представители как известных в России и во всём мире фамилий (например, выдающихся конструкторов оружия, учёных, военачальников, артистов, писателей, космонавтов), так и члены семей рабочих, сельских тружеников, учителей, священнослужителей, врачей и медсестёр, военных, обеспечивших Победу в Великой Отечественной войне на фронтах и в тылу4. Но и результаты исследования ВЦИОМ, проведённого через полтора месяца после нашего опроса, свидетельствуют об усилении патриотических чувств за последние годы. Теперь не стыдно быть патриотом, как это было в первые два десятилетия после распада СССР, когда государство не уделяло никакого внимания патриотическому воспитанию. В 2016 году эмоциональный фон стал более позитивным, россияне стали чаще по отношению к стране проявлять надежду (36 проц. с 29 проц. в 2014 г.), уважение (32 проц. с 27 проц.), любовь (24 проц. с 16 проц.), доверие (18 проц. с 8 проц.). В то же время уменьшилось недоверие (с 14 проц. до 4 проц.), антипатия (с 11 проц. до менее 1 проц.) и скепсис (с 8 проц. до 1 проц.)5.

Более половины всех опрошенных нами (54,4 проц.) считает, что наибольшую ответственность за воспитание патриотизма несёт семья, 18,4 проц. назвали государство, 14,7 проц. — школу. Это основные институты социализации. И лишь 2,9 проц. назвали СМИ, 2,2 проц. — интернет, 1,6 проц. — вуз. Среди 5,8 проц. респондентов, давших собственные ответы, превалируют «Всё вышеперечисленное» и «Сам человек».

Анализируя вышеприведённые цифры, весьма полезно обратиться к размышлениям о семье, Родине и патриотизме русского философа И.А. Ильина. Он писал, что по принуждению воспитать истинный патриотизм невозможно. Родители, опытные учителя и воспитатели могут лишь пробудить, помочь найти, но не навязать настоящий патриотизм. При этом они должны не проповедовать, а доказывать делами и «увлекательно исповедывать»6. Патриотизм объединяет, сплачивает и в этом единении люди «любят свой народ в его духовном своеобразии и верят в духовную силу и в духовное творчество своего народа»7.

Как найти родину и полюбить её тем, у кого дух безмолствует, кто верит в материю, жаждет денег и материальных благ? Через акт духовного самоопределения, указывающий человеку его собственные духовные истоки и тем самым оплодотворяющий его духовное творчество, — считал А.И. Ильин. Нет одного единственного для всех пути к родине. Кому-то мила история предков и рода, кому-то дороги природа и быт, кто-то восхищается искусством родной страны. Есть патриотизм, исходящий от религиозного и нравственного облика своего народа. У человека науки патриотизм иной, чем у крестьянина, у художника, у священника. Каждый любит родину и инстинктом, и духом, и каждый — по-своему. Преданно, самоотверженно, бескорыстно. Соединяет свою судьбу с судьбой народа — как в достижениях, так и в падениях, как в периоды благоденствия, так и в опасности. Такой патриотизм А.И. Ильин называет истинным, духовно осмысленным, христиански облагороженным, в котором нуждается человечество.

От него отличается «казённый», внешне принудительный, официальный патриотизм, который не всегда пробуждает в душе чувство Родины и может даже повредить его, взрастить уже иные чувства: не любовь и преклонение перед любимым, желание служить и получать от этого радость, а лицемерие, недоброжелательство, конформизм. О фальшивом патриотизме говорится в последнее время во многих публикациях, при этом некоторые вопросы остаются дискуссионными.

Так, интересная статья доктора исторических наук, политолога А.В. Кивы, даёт пищу для размышлений и споров. Он различает стихийный патриотизм, данный человеку от рождения и не являющийся устойчивой ценностью, составной частью мировоззрения, и истинный, который может появиться у него по мере роста образования «на почве технико-экономических и гуманистических достижений и благих деяний собственной страны» сам по себе8. Но государство формирует, по его мнению, фальшивый патриотизм, потому что манипулирует общественным сознанием. Вся роль государства в статье сводится только к этому. Автор пишет: «Быть патриотом — это предполагает не поддержку властей, какую бы политику они не проводили, а борьбу за интересы народа и страны; готовность критиковать власти, если они, прикрываясь демагогией и популизмом, проводят губительную для страны политику. Не бояться пойти против мейнстрима в настроениях большинства, сформированных в результате манипуляции общественным сознанием». Критиковать власти за просчёты можно и нужно, но почему состояние патриотизма сводится в статье к постоянной оппозиции к власти, «какую бы политику она ни проводила»?

«Фальшивый патриотизм» А.В. Кива характеризует как «условное название тех типов патриотизма, которые возникают на эмоциях, заблуждениях, порождаются манипуляцией общественного сознания, являются прикрытием корыстолюбивых интересов правящего класса или отдельных его фракций…».

При этом он выделяет три типа фальшивого патриотизма: 1) «наивный» (у людей, не имеющих собственной позиции и потому легко внушаемых); 2) «шапкозакидательский», известный в начале войн, иногда и задолго до них, выражаемый в убеждениях типа: «Ни пяди своей земли не отдадим», «Воевать будем на чужой территории» (как перед Великой Отечественной войной); 3) «сервильный», характерный для тоталитарных и авторитарных стран, где люди готовы поддерживать власть, какую бы политику она ни проводила.

Однако, во-первых, почему «наивный» патриотизм — фальшивый? Кто это способен оценить со стороны? Да, люди могут колебаться, не понимать свои чувства, но расценивать в этом случае любовь к Родине как фальшь неправомерно; это все равно, что оценивать любовь к матери и отцу с позиции шкалы «наивно—ненаивно». Приравнивать понятия «наивный» и «негативный» (т.е. ложный, фальшивый) нельзя.

Во-вторых, в чем ложность патриотизма советских людей, которые свято верили в Победу над врагом с первых дней Великой Отечественной войны? Анализ множества воспоминаний, писем, дневниковых записей и других документов, в т.ч. приведённых в шести томах нашей книги «Мы помним…», свидетельствует о том, что люди имели внутреннюю убеждённость в Победе, потому что они защищали свой дом, свою землю, своих матерей и сестёр. Конечно, были просчёты, были ошибки руководства (но это другой вопрос). Если бы не было патриотического духа, не было бы и Победы.

В-третьих, сама типология имеет непонятный критерий. Складывается впечатление, что в её основу положены ошибки Сталина и «манипуляции» его режима общественным сознанием, а упрёк адресуется всему народу.

В-четвёртых, заставляет задуматься тезис, касающийся патриотического воспитания — «когда в стране забота о народе, высокий уровень благосостояния, нет необходимости в насаждении сверху патриотических чувств». Полагаем, «насадить», навязать сверху, заставить человека быть патриотом невозможно и И.А. Ильин уже сказал об этом. Патриотичность сознания и поведения нельзя объяснить только материальным состоянием. Это, прежде всего, духовная характеристика.<…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Книга воспоминаний и размышлений поколений «Мы помним…» издаётся в рамках проекта «Я горжусь подвигом отцов, дедов, прадедов», родившегося в 2009 г. в Туле благодаря содружеству Тульского филиала РЭУ имени Г.В. Плеханова и Центра общественных наук МГУ имени М.В. Ломоносова при участии межрегиональной общественной организации «Историко-просветительский центр «Преемственность» и поддержке правительства Тульской области. Выпущено четыре книги (в шести томах), объединившие более 800 авторов от 8 до 99 лет из 36 регионов России и 9 стран мира. Концерт-презентация книги «Мы помним…» совместно с Тульской областной филармонией стал возможен благодаря гранту правительства Тульской области (договор № 117-2016 от 28 марта 2016 г.). В проведении блиц-опроса приняли участие доктор философских наук доцент М.Л. Гельфонд и кандидат экономических наук Е.Ю. Мирошина. (Тульский филиал РЭУ имени Г.В. Плеханова).

2 Пётр Петрович Белоусов — санитарный врач, разбивший в конце XIX в. парк на месте свалки, угрожающей городу эпидемией, причём, 30 га засадил растениями на собственные деньги.

3 Носова В.В. «Рельсовая война» и Вечный огонь в биографии С.А. Джобадзе // «Мы помним…». Книга воспоминаний и размышлений поколений / Под ред. Ю.М. Осипова, Л.И. Ростовцевой. Ч. 2. Тула: Аквариус, 2015. С. 323; Джобадзе М.С., Джобадзе М.А. От «рельсовой войны» до Вечного огня // «Мы помним… Сразу после войны». Книга воспоминаний и размышлений поколений / Под ред. Ю.М. Осипова, Л.И. Ростовцевой. Тула: Аквариус, 2017. С. 133—141.

4 В числе авторов и героев серии книг «Мы помним…» имена В.П. Грязева и Г.А. Шипунова, М.Т. Калашникова, Д.М. Кочетова, Н.Ф. Макарова, И.Я. Стечкина, Г.А. Денежкина, Н.А. Макаровца, В.Н. Рогожина, маршалов Г.К. Жукова, Р.Я. Малиновского, Д.Ф. Устинова и др.

5 Патриотизм как российская национальная идея и практика. Всероссийские опросы ВЦИОМ 2000—2016 гг. М., 2016. С. 9. Интернет-ресурс: http://wciom.ru (дата обращения: 14 ноября 2016 г.).

6 Ильин И.А. Путь духовного обновления / Ильин И.А. Грядущая Россия. Минск, 2009. С. 494, 495.

7 Там же. С. 498.

8 Кива А.В. Общее благо и его понимание. О патриотизме — истинном и фальшивом // Независимая газета. 2015. 22 июня.

* Примечание. Ответы в сумме составляют более 100 проц., т.к. респонденты могли выбрать неограниченное число ответов.