Планирование и результаты советского подводного кораблестроения в 1946—1955 гг.

Аннотация. В статье представлен анализ планирования, результатов проектирования и постройки советских подводных лодок в 1946—1955 гг.

Summary. The paper gives analysis of the planning, designing and building of Soviet submarines in 1946—1955.

«МЫ… ЗАДЕРЖАЛИСЬ НА СТАРЫХ ПОДЛОДКАХ»

Планирование и результаты советского подводного кораблестроения в 1946—1955 

Послевоенные потребности Военно-морского флота СССР в подводных лодках (ПЛ) командование ВМФ определяло на основе опыта их боевого применения в годы Великой Отечественной войны и оценки военных угроз нашей стране. Этот вопрос по приказу наркома Военно-морского флота СССР адмирала флота Н.Г. Кузнецова обсуждал руководящий состав ВМФ и флотов, научных и учебных заведений ВМФ. В результате определили, что в послевоенный период целесообразно строить ПЛ трёх подклассов — большого, среднего и малого водоизмещения.

В январе 1945 года по распоряжению наркома ВМФ из ведущих специалистов Военно-морского флота СССР была образована комиссия, подготовившая материалы по типам и основным тактико-техническим элементам1 (характеристикам) перспективных кораблей, в т.ч. подлодок.

На основе материалов комиссии Главный морской штаб (ГМШ) разработал предложения Наркомата ВМФ (НК ВМФ) в план кораблестроения на 1946—1955 гг. и 28 апреля 1945 года отправил наркому судостроительной промышленности И.И. Носенко ориентировочную заявку потребности ВМФ в кораблях на 10 лет2.

НК ВМФ предложил выполнять десятилетний план военного судостроения в три этапа. На первом — в 1946—1948 гг. строить освоенные типы кораблей и достраивать законсервированные, а также разрабатывать новые проекты. На втором — в 1949—1950 гг. отработать головные образцы новых проектов и строить освоенные. На третьем — в 1951—1955 гг. строить все типы кораблей по заявке флота3.

25 августа 1945 года Наркомат ВМФ направил в правительство проект десятилетнего плана военного судостроения, предусматривавший строительство мощного сбалансированного флота из боевых кораблей всех классов. Он за 10 лет, до 1 января 1956 года, должен был получить 495 ПЛ, в т.ч. 168 больших, 204 средние и 123 малые4.

5 сентября 1945 года проект плана обсудили на заседании Политбюро ЦК ВКП(б). Количество больших океанских подлодок предложили уменьшить в четыре с лишним раза. Решили для рассмотрения проекта, представленного НК ВМФ, назначить комиссию во главе с заместителем председателя Совнаркома Маршалом Советского Союза Л.П. Берией. Она подготовила проект постановления «О десятилетнем плане военного судостроения на 1946—1955 гг.», который 27 ноября 1945 года принял Совнарком СССР. В соответствии с ним ВМФ должен был получить 367 ПЛ, из них 40 больших, 204 средние и 123 малые5.

В 1946 году постановлением Совета Министров Союза ССР было утверждено Положение о сроках постройки, службы и ремонта боевых кораблей и вспомогательных судов Военно-морских сил6 (ВМС7). Этим Положением с учётом боевого опыта были установлены нормы службы подлодок.

Наркомат судостроительной промышленности добился решения о постройке малых подлодок довоенного проекта 96 — типа «М» XV серии8. Против продолжения строительства этих морально устаревших ПЛ активно выступал нарком ВМФ адмирал флота Н.Г. Кузнецов9. Впоследствии он вспоминал: «Когда закончилась война и встал вопрос о новом плане судостроения, разгорелись споры с представителями Наркомата судостроения… они провели у Сталина все свои положения во вред делу… так мы… задержались на старых подлодках… Откладывание из года в год всех сложных вопросов по судостроению привело к тому, что выпускались только старые корабли»10. Н.Г. Кузнецов «считал самыми крупными ошибками в послевоенном судостроении… продолжение строительства старых подводных лодок… и ряд других вопросов», но был снят с должности, когда споры о новой программе были в самом разгаре, и в окончательном виде она принималась без него, вопреки его мнению11.

В первую очередь достроили средние ПЛ типа «С» IX-бис серии и малые — типа «М» XV серии12, а также заложили и до весны 1953 года сдали большинство из 53 «Малюток» этой серии, построенных по десятилетнему плану13.

Советские конструкторы разрабатывали новые проекты ПЛ трёх подклассов, решая ряд сложных проблем, выявленных опытом войны. В их числе — повышение подводной скорости, продиктованное результатами применения групп ПЛ, которые после первых атак конвоев противника обгоняли и повторно атаковали их. Уменьшение времени погружения, вызванное ростом угрозы с воздуха, и шумности подлодок. Увеличение числа торпедных аппаратов, необходимое для многоторпедных залпов, автономности, дальности плавания под водой и глубины погружения, вызванные совершенствованием средств обнаружения ПЛ и ростом угрозы им от средств противолодочной обороны. Кроме того, возросшая минная опасность требовала оснащать подлодки охранителями — устройствами защиты от мин14. Участившиеся повреждения минами и глубинными бомбами лёгких корпусов15 ПЛ указывали на необходимость размещения большей части топлива в прочном корпусе16.

Для решения перечисленных проблем использовали не только отечественный, но и зарубежный опыт. На это нацеливало командование флота. Так, 6 ноября 1944 года нарком ВМФ приказом № 082417 поставил задачи на изучение и определение возможности дальнейшего использования германской подлодки «U-250» типа (серии) VII-С18, потопленной 30 июля 1944 года в Финском заливе19, поднятой и введённой в один из кронштадтских доков. Общее руководство нарком возложил на начальника управления кораблестроения ВМФ. Для работы на ПЛ в помощь ему назначил комиссию под председательством в прошлом главного конструктора и строителя подлодок типа «К», а в то время начальника отдела «Е» Научно-технического комитета (НТК) НК ВМФ инженер-капитана 1 ранга М.А. Рудницкого20. Комиссия должна была определить состояние ПЛ «для принятия решения по её восстановлению и использованию», а также «наиболее интересные с технической и тактической стороны узлы лодки в целях их дальнейшего изучения и внедрения в отечественное проектирование и строительство», изучить «техническую документацию по кораблю»21.

На «U-250» советские специалисты обнаружили новейшие самонаводящиеся акустические торпеды «Т-5». Узнав о них, британский премьер У. Черчилль 30 ноября 1944 года личным секретным посланием И.В. Сталину сообщил о потерях английского флота от этих торпед и обратился с просьбой предоставить королевскому ВМФ одну из них, отметив, что британское «Адмиралтейство будет радо предоставить Советскому Военно-Морскому Флоту все результаты своих исследований и экспериментов с этой торпедой, а также любую новую защитную аппаратуру, сконструированную впоследствии»22. Наша страна поделилась с союзниками секретами гитлеровцев23. Советские конструкторы использовали технические решения немцев при создании отечественных самонаводящихся торпед.

На основании представленных наркому ВМФ документов он 27 января 1945 года принял решение № 014 и приказал «специалистам управления кораблестроения… разработать полный комплект основных чертежей подлодки» по типу «U-250», «в 1945 году спроектировать эскизный проект ПЛ среднего водоизмещения и представить» ему на рассмотрение24.

30 марта 1945 года советские войска, взяв Данциг (Гданьск), обнаружили корпуса новейших немецких подлодок XXI серии и секции для ПЛ. HК ВМФ приказом № 0086 от 3 мая 1945 года о выводе недостроенных немецких ПЛ с верфей Гданьска и Гдыни предписал перевести в Ленинград на завод № 196 корпуса, отдельные секции подлодок XXI серии и три почти готовые подлодки VII серии25. ПЛ XXI серии предполагалось достроить с заменой недостающего немецкого оборудования отечественным26. Центральное конструкторское бюро № 18 (ЦКБ-18, ныне Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин»27) в Ленинграде разрабатывало проект 61428 — достройки немецких ПЛ XXI серии. Его реализации воспрепятствовало решение Берлинской (Потсдамской) конференции (17 июля — 2 августа 1945 г.): «Большая часть германского подводного флота должна быть потоплена. Не более 30 подводных лодок должны быть сохранены и разделены поровну между СССР, Соединённым Королевством и Соединёнными Штатами для экспериментальных и технических целей»29.

В состав ВМФ СССР наряду с немецкими надводными боевыми кораблями вошли 10 германских подлодок30: 4 — типа VII, одна типа IX и 5 новейших, в т.ч. 4 типа XXI и одна — XXIII. Их изучили советские специалисты. Этому способствовала и эксплуатация трофейных ПЛ.

К слову, немецкий опыт активно использовали на Западе. Изучив немецкие ПЛ XXI серии, в США реализовали программу GUPPY (Greater Underwater Propulsion Power Program) — модернизации до германских стандартов всех находившихся в строю американских ПЛ, построенных до и во время войны. А подлодки США типа «Tang» и «Darter» стали развитием конструкции немецких XXI серии. В Великобритании результатом использования немецкого опыта стали ПЛ типов «Porpoise» и «Oberon»31.

Советские конструкторы использовали немецкие технические решения при разработке первых советских послевоенных проектов ПЛ. В 1946 году были выданы тактико-технические задания (ТТЗ) на среднюю ПЛ проекта 613 (главные конструкторы — В.Н. Перегудов, Я.Е. Евграфов, З.А. Дерибин) и большую (океанскую) проекта 611 (главный конструктор — С.А. Егоров)32. ЦКБ-18 завершило технический проект первой в 1947 году, второй — в 1948 году. Головные лодки сдали, соответственно, в 1951 и 1953 гг.33 В результате были построены самая крупная в мире серия — 215 средних ПЛ 613 проекта и 26 самых больших в то время советских океанских подлодок 611 проекта.

Важной вехой истории ВМФ стал первый в мире пуск баллистической ракеты с подлодки «Б-67» 16 сентября 1955 года, на пятый день после её принятия в состав ВМФ в качестве опытной. Акт о приёме «Б-67» в состав флота госкомиссия подписала 30 июня 1956 года34. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

_________________________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Тактико-технические элементы — совокупность количественных и качественных характеристик надводных кораблей и подлодок. См.: Тактико-технические данные // Военно-морской словарь (ВМС). М.: Воениздат, 1989. С. 420. Интернет-ресурс: http://militera.lib.ru.

2 Филиал Центрального архива Министерства обороны РФ (архив Военно-Морского Флота, г. Гатчина) — ФЦАМО РФ (АВМФ). Ф. 2. Оп. 028814. Д. 66. Л. 149, 150.

3 Там же. Оп. 030504. Д. 250. Л. 32, 36.

4 Грибовский В.Ю. Первая послевоенная кораблестроительная программа ВМФ СССР (1946—1955 гг.) // Гангут. 1997. № 12. Интернет-ресурс: https://warfiles.ru.

5 Там же.

6 ФЦАМО РФ (АВМФ). Ф. 2. Оп. 030504. Д. 434. Л. 158.

7 В феврале 1946 г. Наркомат ВМФ СССР был упразднён и включён в объединённый Наркомат (с марта 1946 г. — Министерство) Вооружённых сил СССР. Постановлением Совмина СССР от 21 марта 1946 г. № 629 адмирал флота Н.Г. Кузнецов был назначен главнокомандующим Военно-морскими силами — заместителем министра Вооружённых сил СССР по Военно-морским силам (ВМС). В 1950—1953 гг. ВМФ СССР именовался ВМС. См.: постановление Совмина СССР от 21 марта 1946 г. № 629 «О назначении заместителей министра Вооружённых сил СССР, начальника Генерального штаба, главнокомандующих Сухопутными войсками, Военно-морскими, Военно-воздушными силами и начальника Тыла Вооружённых Сил». Интернет-ресурс: http://w.pravosudie.biz; Военно-морские силы // ВМС. С. 82; Министерство обороны СССР // там же. С. 249; Народный комиссариат Военно-морского флота // там же. С. 269.

8 ФЦАМО РФ (АВМФ). Ф. 2. Оп. 030504. Д. 434. Л. 158.

9 Костев Г.Г. Военно-морской флот Советского Союза и России 1945—2000. М., 2004. С. 44.

10 Кузнецов Н.Г. Крутые повороты: из записок адмирала: электронное издание. М.: Фонд памяти Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова, 1997. Интернет-ресурс: http://militera.lib.ru.

11 Там же.

12 Кузин В.П., Никольский В.И. Военно-морской флот СССР 1945—1991. СПб.: Историческое морское общество, 1996. С. 26. Интернет-ресурс: http://militera.lib.ru.

13 Тип «М» XV серии (проект 96) // Штурм глубины: энциклопедия отечественного подводного флота. Интернет-ресурс: http://deepstorm.ru.

14 См.: Охранители // Самойлов К.И. Морской словарь. М.: Государственное издательство НК ВМФ СССР, 1941. С. 55.

15 Лёгкий корпус подлодки — наружная проницаемая оболочка, которая полностью охватывает снаружи двухкорпусную ПЛ или частично — полуторакорпусную, обеспечивая им обтекаемую форму. См.: Корпус подводной лодки // Военная энциклопедия (ВЭ) в 8 т. Т. 4. М.: Воениздат, 1999. С. 212.

16 Прочный корпус подлодки — её прочная, непроницаемая оболочка. См.: там же.

17 Приказ об изучении германской подводной лодки «У-250» и определении дальнейшего её использования № 0824. 6 ноября 1944 г. // Интернет-ресурс: http://www.sovboat.ru.

18 Залесский К. Кригсмарине: военно-морской флот Третьего рейха. М.: Яуза; Эксмо, 2005. С. 493. Интернет-ресурс: https://mexalib.com.

19 В погоне за U-250 // Кронштадтский вестник. 2014. № 33 (24570). 24 августа. Интернет-ресурс: https://kronvestnik.ru.

20 Рудницкий // Великая Отечественная война 1941—1945: энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1985. С. 523. Интернет-ресурс: http://militera.lib.ru.

21 Приказ об изучении германской подводной лодки «У-250» и определении дальнейшего её использования № 0824. 6 ноября 1944 г.

22 Переписка председателя Совета Министров СССР с президентами США и премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. в 2 т. Т. I. М.: Госполитиздат, 1958. С. 278, 279.

23 Байгильдин Ш. Тайна подлодки «U-250» // Республика Татарстан. 2001. 14 декабря. Интернет-ресурс: http://rt-online.ru.

24 Морозов М.З., Кулагин К.Л. Советский подводный флот 1922—1945 гг.: о подводных лодках и подводниках М.: Транзиткнига, 2006. С. 760.

25 Там же. С. 762.

26 Бойко В.Н. Иностранные подводные лодки в составе ВМФ СССР. Севастополь: Рибэст, 2012. С. 77. Интернет-ресурс: http://padabum.com.

27 Подробнее см.: ЦКБ МТ «Рубин» // Сайт Центрального конструкторского бюро морской техники (ЦКБ МТ) «Рубин»: http://ckb-rubin.ru.

28 Проект 614 // Штурм глубины.

29 Протокол Берлинской конференции трёх великих держав. 1 августа 1945 г. // Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны, 1941—1945 гг.: сборник документов в 6 т. T. 6. М.: Политиздат, 1984. С. 436. Интернет-ресурс: http://militera.lib.ru.

30 Бойко В.Н. Указ. соч. С. 125.

31 Там же. С. 128, 129.

32 1941—1955 // Сайт ЦКБ МТ «Рубин»; Кузин В.П., Никольский В.И. Указ. соч. С. 83, 87.

33 Там же.

34 Подробнее см.: Хроника первой советской ракетной подводной лодки Б-67 // Авиация и космонавтика. 1996. № 7. С. 65—67. Интернет-ресурс: http://publ.lib.ru.