Первопроходцы отечественного военно-ракетного образования

Аннотация. В статье на основе документов и архивных материалов, связанных с историей известного военно-учебного заведения, рассматривается развитие отечественной военно-ракетной школы с момента её основания до создания Ракетных войск стратегического назначения.

Summary. On the basis of documents and archival materials relating to the history of the famous military institution the author examines the development of the Russian military missile school since its inception to the creation of the Strategic Missile Forces.

История военной науки

 

УГЛОВ Валентин Иванович — полковник в отставке, заслуженный работник культуры РФ (Москва. E-mail: valentinuglov@yandex.ru)

 

Первопроходцы отечественного военно-ракетного образования

 

В течение длительного времени ракетное оружие было теснейшим образом связано с артиллерией. Это обусловило непосредственное участие в процессе его создания и боевого применения сотрудников и воспитанников Артиллерийского училища, основанного в 1820 году. Прославленное военно-учебное заведение (вуз) с тех пор именовалось по-разному: Михайловская артиллерийская академия, Военно-техническая академия имени тов. Дзержинского, Артиллерийская академия имени Ф.Э. Дзержинского, Военная академия имени Ф.Э. Дзержинского, Военная академия РВСН имени Петра Великого. Чтобы иметь хотя бы поверхностное представление о значимости вуза, достаточно назвать лишь несколько имён: А.Д. Засядко — создатель первых отечественных боевых ракет; В.И. Внуков и П.П. Ковалевский — первые командиры первых ракетных подразделений; К.И. Константинов — основоположник экспериментальной ракетодинамики; М.М. Поморцев — один из пионеров решения проблемы устойчивости полёта ракеты с помощью самых разнообразных по форме стабилизаторов и путём вращения реактивных снарядов в полёте; Н.В. Герасимов — впервые в истории ракетной техники предложивший проект ракеты, стабилизация которой в полёте осуществлялась с помощью гироскопа; И.П. Граве — изобретатель ракеты, в качестве ракетного топлива которой были шашки из бездымного пироксилинового пороха; Г.Э. Лангемак — конструктор реактивных снарядов на бездымном длительно горящем порохе; Б.С. Петропавловский, создавший впервые в мире противотанковое реактивное ружьё и турбореактивный противотанковый снаряд, предложивший использовать реактивные снаряды для вооружения самолётов.

Первое отечественное артиллерийское учебное заведение на протяжении всей своей истории было ведущим в области средств поражения противника, а сегодня является общепризнанным учебно-методическим и научным центром во всех основных областях теории и практики ракетного дела, ракетно-ядерного оружия и ракетно-космической техники.

Начало специальному военно-ракетному образованию было положено в 50-х годах XIX века, когда К.И. Константиновым в рамках общего курса по артиллерии для слушателей академии был написан и впервые прочитан (1860 г.) курс «Боевые ракеты. Их устройство и употребление»1. Он состоял из следующих разделов (в современной нам терминологии): общие основы устройства и действия ракет и их классификация; конструкции ракет; ракетное топливо, его состав, производство и снаряжение; внутренняя и внешняя баллистика ракет; методы и средства их стабилизации в полёте; боевые части (снаряды); пусковые установки; производство и сборка2.

Развёртывание в 1927 году специальной ракетной лаборатории (с 1928 г. — газодинамическая, ГДЛ) в Ленинграде, где в то время дислоцировалась и Военно-техническая академия имени тов. Дзержинского, позволило установить между ними тесные и постоянные связи. Этому содействовал горячий сторонник возобновления разработки боевой ракетной техники воспитанник и преподаватель академии, а в 1930—1931 гг. начальник ГДЛ Б.С. Петропавловский. В баллистической лаборатории академии он создал газодинамический отдел с задачей проведения научных экспериментов с пороховыми ракетными двигателями. Тесное сотрудничество с ГДЛ вызвало активизацию в ВТА научных поисков в области ракетной техники.

Первой теоретической работой стала статья преподавателя академии будущего профессора Г.В. Оппокова «Теория реактивных снарядов»3 (1927 г.). Она получила подробное математическое обоснование, свойственное всем работам этого автора, однако касалась лишь частного случая исследования внутрибаллистических процессов при выстреле ракетой из орудийного ствола. Позднее большое значение для исследования внутренней и внешней баллистики пороховых ракет (реактивных снарядов, РС), а также для создания учебных курсов имели работы профессоров и преподавателей академии И.П. Граве, И.Ф. Сакриера, Д.А. Вентцеля, П.Д. Львовского, Я.М. Шапиро, как правило, изданные в академических «Известиях»4. Так, Д.А. Вентцель опубликовал статью «Теория реактивного действия», в которой он, опираясь на экспериментальные работы, математически изложил законы истечения пороховых газов из сопла, горения пороха в камере с соплом, реактивную силу и импульс реактивной силы, а П.Д. Львовский в статье «Баллистика РС» вывел основные законы движения PC в сопротивляющейся среде и предложил методы решения основной задачи внешней баллистики PC.

В академии уделялось внимание и исследованиям боевых частей ракет. Например, в 30-х годах Г.М. Третьяков выполнил научную работу, в которой рассмотрел взрыватели и их элементы, по физическим и техническим свойствам наиболее соответствовавшие условиям применения в авиабомбах и ракетах с низкими механическими перегрузками при пуске5. В 1933 году эта работа была издана в качестве учебного пособия.

Оживление научно-исследовательской, литературной и опытно-конструкторской работы по реактивным средствам борьбы явилось основанием для организации в академии подготовки кадров по этой технике внутри существовавших в 30-х годах специальностей, близко стоявших по своим учебным задачам к использованию реактивного оружия (баллистики, артвооружения и боеприпасов). В качестве экстренной меры по подготовке военных инженеров по реактивной технике выпускной курс баллистического отделения академии (12 человек) изучал реактивные средства борьбы (1932 г.). В 1932—1936 гг. по упомянутым специальностям было организовано обучение слушателей. В учебные планы факультетов артвооружения и боеприпасов включили соответствующие курсы: «Реактивные средства борьбы» и «Внутренняя баллистика и реактивные средства борьбы» общим объёмом от 100 до 240 часов аудиторных занятий. Благодаря этим мерам появилась возможность направить в ГДЛ и в учреждённую в 1931 году в Москве группу по изучению реактивного движения (ГИРД) выпускников академии: Г.Э. Лангемака, Ф.Н. Пойду, Л.Э. Шварца, Р.Е. Соркина и М.Ф. Фокина. После создания первого в мировой практике Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ, 1933 г.) для работы в нём были направлены 27 «академистов». Примечателен и иной факт, но с отрицательным оттенком: в 1937-м под общей редакцией И.Т. Клеймёнова, Г.Э. Лангемака, М.К. Тихонравова, С.П. Королёва в академии состоялись 2-й и 3-й выпуски сборника статей «Ракетная техника»6. Однако тогда же в связи с недоверием руководящих артиллерийских органов и видных артиллеристов к ракетному оружию и обвинением его поборников во вредительстве Красной армии плановая учебная подготовка слушателей по реактивным средствам борьбы в Артиллерийской академии была прекращена. Конечно, забытой здесь эта тема не осталась, и отдельные научные работы по ней продолжали выполняться. В 1940 году на 2-й научно-технической конференции академии профессор И.П. Граве, выступая с докладом по баллистике полузамкнутого пространства, заявил, что будущее артиллерии заключается в использовании реактивного принципа и в развитии ракетной техники7. Вскоре за свою работу «Баллистика полузамкнутого пространства» он удостоился Сталинской премии.

С 1942/43 учебного года в планы факультетов артвооружения, миномётного оружия и боеприпасов был снова включён курс «Реактивные средства борьбы» (вначале объёмом 50 часов), что в совокупности с прочими родственными курсами по артиллерийской технике позволило готовить в условиях войны кадры, знакомые с новой техникой. Для обеспечения учебного процесса Я.М. Шапиро был подготовлен и издан в академии (1944 г.) курс лекций «Артиллерийский реактивный снаряд». Определившаяся в ходе войны особая значимость ракетной техники потребовала большого внимания к самостоятельным занятиям инженеров-ракетчиков. В 1943 году по инициативе генералов М.Ф. Васильева и И.П. Граве, полковников Я.М. Шапиро и Г.М. Третьякова был поднят вопрос об организации фундаментальной подготовки инженерных кадров по ракетной технике. Инициативу академии одобрил командующий артиллерией Красной армии, по указанию которого в штат вуза внесли (16 августа 1944 г.) дополнения с созданием кафедры вооружения гвардейских миномётных частей (ГМЧ) и учебной лаборатории при ней по ракетному вооружению8. Её возглавил ведущий специалист того времени в области рабочего процесса ракетного двигателя на твёрдом топливе (РДТТ), а также баллистики неуправляемых реактивных снарядов, талантливый педагог профессор академии Я.М. Шапиро. На этой кафедре вначале, чтобы не распылять малочисленные кадры преподавателей, сосредоточили весь комплекс ракетной техники (механические устройства, приборы, энергетика и т.п.) и совместили подготовку слушателей на единой специальности.

На очередной учебный год согласно утверждённым главным маршалом артиллерии Н.Н. Вороновым расчётам (14 сентября 1944 г.) предусматривалось комплектование на каждом из пяти курсов факультета боеприпасов отделений по 10 слушателей (часть их переводилась с факультета вооружения) в каждом со специализацией по ракетной технике. Несколько позднее в ВВИА имени профессора Н.Е. Жуковского на выпускном курсе инженерного факультета также была организована соответствующая шестимесячная специализация инженеров, через год после открытия развёрнутая в факультет, в состав которого вошли уже две кафедры: реактивного вооружения (РВ) и приборов управления реактивными снарядами (ПУРС). Были установлены срок обучения (5 лет 2 месяца) и объём переменного состава (200 слушателей)9. Этот факультет, можно утверждать, и положил начало системному отечественному ракетному образованию. Его сперва возглавлял выпускник артиллерийской академии опытный боевой военачальник (в последующем маршал артиллерии) П.Н. Кулешов, а затем, в 1950-е годы, последовательно генералы С.Ф. Ниловский, Г.М. Третьяков, А.И. Нестеренко, полковник B.H. Петренко. Большую организаторскую и учебно-методическую работу осуществлял бессменный заместитель начальника полковник С.Н. Эльманович. Следует назвать и других поистине пионеров ракетного образования, трудившихся в первый учебный год: Я.М. Шапиро, Е.К. Мошкин, Ф.И. Франкль, М.М. Арш, Ф.Н. Пойда, И.В. Быстров, М.К. Тихонравов и В.П. Бармин (оба по совместительству), И.Л. Калихман, К.М. Долгов, А.Н. Иванов, Н.М. Павлов, М.И. Копытов, Е.Б. Волков (кафедра РВ); Н.Я. Головин, С.М. Осовец, А.М. Летов, Д.А. Погорелов, М.Д. Артамонов, Е.М. Горбатов, Л.Д. Пилипенко (кафедра ПУРС). Немногим позже пришли сюда В.Ф. Замковец, Д.Н. Щеверов, А.С. Шаталов, К.П. Станюкович, В.А. Ильин, М.С. Гуревич, А.В. Солодов, Н.Г. Кальжанов, Г.П. Молотков.  <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1 Михайловские артиллерийские училище и академия в XIX столетии / Сост. Г. Гродский. СПб., 1905. С. 165.

2 Книга издана на фр. языке в 1861 г. в Париже и переиздана в СПб. в 1864 г. (316 с., ил.).

3 Оппоков Г.В. Теория Реактивных снарядов. М.: изд. АУ РККА, 1928 (70 с., литогр.).

4 Известия Артиллерийской Академии РККА. Т. 1, 2, 3, 6, 7, 9, 10, 15, 32, 43.

5 Третьяков Г.М. Основы теории проектирования электрических трубок и взрывателей. М.: изд. АА РККА им. Дзержинского, 1939 (409 с.).

6 Издания Артиллерийской Академии за 125 лет. Библиографический указатель. М., 1948. С. 69.

7 Летопись Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого. Т. 1. М.: ВА РВСН, 2008. С. 106.

8 Приказ НКО СССР № 0031 от 2 августа 1944 г.

9 Приказ НКО СССР № 0182 от 27 декабря 1945 г.