Первая советская панорама: раритеты фондовой коллекции.

Аннотация. В статье раскрываются малоизвестные страницы истории создания первой советской батальной панорамы «Штурм Перекопа».

Summary. The paper goes over little-known episodes in the making of the first Soviet panoramic battle-piece The Seizure of Perekop.


ОСТРОВСКАЯ Инна Валериевна — научный сотрудник Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Севастопольский военно-исторический музей-заповедник», кандидат исторических наук

(г. Севастополь. E-mail: ostrov-33@mail.ru).

ПЕРВАЯ СОВЕТСКАЯ ПАНОРАМА: РАРИТЕТЫ ФОНДОВОЙ КОЛЛЕКЦИИ

Из фондов Севастопольского военно-исторического музея-заповедника

Создание панорамы «Штурм Перекопа» стало самым крупным советским художественным проектом в довоенный период. Панорама посвящена Перекопско-Чонгарской операции войск Южного фронта под командованием М.В. Фрунзе против белогвардейских сил генерала П.Н. Врангеля с целью прорыва укреплений на Перекопском перешейке и Сиваше и занятия Крыма. Итогами данной операции стали выход Красной армии на территорию полуострова и установление советской власти в Крыму. За 10 дней ноября 1920 года в Перекопско-Чонгарской операции Красная армия потеряла убитыми и ранеными 10 тыс. человек1. Численность потерь белогвардейских сил сегодня окончательно не установлена. В историю эта военная операция вошла как одно из успешных сражений молодой Красной армии на завершающем этапе Гражданской войны.

Переломные моменты истории всегда притягивали внимание не только историков, но и деятелей искусств.

Бой 1-й Конной в с. Отрада. Фрагменты эскизов к панораме 1937—1940 гг.
Бой 1-й Конной в с. Отрада. Фрагменты эскизов к панораме 1937—1940 гг.

В советской историографии хроника подготовительных работ по созданию панорамы досконально представлена в многочисленных газетных и журнальных публикациях за 1934—1941 гг. Исчерпывающие сведения об истории создания батального полотна находим в сборнике «Советская панорамная живопись», вышедшем в 1965 году в издательстве «Художник РСФСР», их дополняют материалы справочника «Выставки советского изобразительного искусства», выпущенного в 1973 году. Истории создания панорамы «Штурм Перекопа» как монументального памятника эпохи, одного из лучших образцов батальной советской живописи, посвящены работы современных крымских исследователей Л.Ю. Андреевой2, С.А. Андросова3.

Решение о создании панорамы «Штурм Перекопа» и четырёх диорам, запечатлевших наиболее значительные эпизоды боёв за Перекоп, было принято осенью 1934 года. Планировалось к её созданию привлечь ведущих московских мастеров живописи. Была создана специальная бригада из 11 художников (Г.К. Савицкий, Г.Н. Горелов, В.П. Ефанов, Б.В. Йогансон, В.В. Крайнев, А.Е. Куликов, А.В. Моравов, А.А. Пржецлавский, П.П. Соколов-Скаля, М.М. Соловьёв и Н.П. Христенко) во главе с художником-баталистом М.Б. Грековым.

Фрагмент эскиза «Бой у Чонгарского моста»
Фрагмент эскиза «Бой у Чонгарского моста»

Выбор в пользу жанра панорамной живописи был обусловлен тем, что как высшая форма живописного произведения он позволял художникам суммировать все свои знания, опыт, глубину чувств, понимание эпохи. В ней всецело использовалось умение компоновать, владеть рисунком и цветом, а также представить типичное, достойное художественного отбора.

Г.К. Савицкий замечал: «Панорамная живопись — весьма сложный и трудный вид изобразительного искусства. Мастер получает возможность широкой творческой деятельности во всех областях живописи: пейзажа, портрета, батальной живописи и т.п. Необычайный простор трактовки пейзажа, глубокие перспективы, возможность оперировать большими массами людей, динамическое изображение полных огромного напряжения событий — это ли не увлекательная задача для художника!»4.

Приступив к работе, коллектив художников выражал единодушное мнение, что «в основном панорама должна быть не только иллюстрацией событий 9 ноября под Перекопом. Мы стремимся дать синтез всей эпопеи гражданской войны в Перекопской панораме, ибо Перекопская операция является одним из наиболее ярких и выразительных примеров, на котором художник получает возможность раскрыть сущность всей гражданской войны»5.

Уже к осени 1935 года первый подготовительный этап работы был завершён. В Центральном доме Красной армии к 15-летию освобождения Крыма открылась выставка предварительных эскизов. Написанию эскизов предшествовала большая кропотливая работа. Художники выезжали на места сражений. Командованием Красной армии были организованы инсценировки боёв, позволившие художникам сделать необходимые натурные зарисовки, а главное, с особенной ясностью понять и представить суровую правду противостояния.

4 октября 1935 года в связи со скоропостижной смертью М.Б. Грекова по решению правительственной комиссии единое художественное руководство всем комплексом работ по данному проекту возлагалось на Г.К. Савицкого. К этому моменту художник был уже известен как мастер многофигурных композиций. Он умел свободно компоновать, передавая натуру в движении, в самых сложных позах и поворотах; большая зрительная память и хорошо развитое творческое воображение давали возможность реалистически воссоздавать конкретную историческую обстановку.

Фрагмент эскиза «Штурм Перекопского вала»
Фрагмент эскиза «Штурм Перекопского вала»

Модель главной панорамы «Штурм Перекопа», изображавшая бои Красной армии за овладение Турецким валом, была создана художниками Г.К. Савицким (бригадир), Н.П. Христенко и В.П. Ефановым. Пионеры советского панорамного искусства за образец взяли панораму Франца Рубо «Оборона Севастополя», которая была открыта в 1905 году, к 50-летию обороны города в ходе Крымской войны. Выполненная мастером, севастопольская панорама наглядно раскрывала необычайные возможности батальной живописи. Художник блестяще продемонстрировал, как возможно в единой композиции и перспективе охватить огромные массы людей, показать зрителю значительное число ярких, незабываемых персонажей, а также разные сюжеты, но подчинённые единому замыслу.

Однако у работы над «первой советской» были и свои специфические черты. Если Ф. Рубо рассчитывал исключительно на дневной свет, то советские художники использовали разнообразные подсветы. В процессе создания эскизов активно привлекалась светотехника. В центр работ группы художников ставились передача переживаний человека, портретное сходство и психология участников Гражданской войны. В своих воспоминаниях Г.К. Савицкий отмечал: «В нашей панораме мы хотим на первый план выдвинуть психологию людей. Это необходимо, потому что на Турецком валу в 1920 году столкнулись люди, психология которых была диаметрально противоположна»6. Важно и то, что была пересмотрена «самодовлеющая» роль предметного плана. Теперь он играл скромную, подчинённую роль, являясь дополнением к живописному образу. Главная задача авторского коллектива состояла в том, чтобы панорама Перекопа предстала не «наглядным пособием», а волнующим художественным произведением высокого уровня.

Какие же события развернулись на главном полотне панорамы? По открытому степному плацдарму, как волны, стекаются к Турецкому валу части Красной армии. Преодолевая проволочные заграждения, они штурмуют вал под губительным огнём противника. Вдали видны серо-зелёные воды Сиваша. По его топкому дну переправляются красноармейцы. Они двигаются к Литовскому полуострову. Врангель встревожен обходом и снимает часть своих войск с укреплений, бросая их к Караджанаю. Огонь орудий и пулемётов, дым, яркие полотнища развивающихся знамён, столбы огня и земли от разрывов снарядов, огромная масса стремительно движущихся людей, штыковые атаки — всё это ещё больше усиливает динамику боя.

Этюд
Этюд

Одна панорама не могла отразить все важнейшие эпизоды борьбы, поэтому её дополняли четыре диорамы, отображавшие узловые моменты боёв: «Переход через Сиваш» (авторы Б.В. Йогансон (бригадир), В.В. Крайнев, А.А. Пластов); «Бой у Чонгарского моста» (Г.Н. Горелов (бригадир), А.Е. Куликов); «Разгром Врангеля у Юшуньских позиций» (А.В. Моравов (бригадир), А.А. Пржецлавский); «Первая Конная в тылу у Врангеля» (П.П. Соколов-Скаля (бригадир), М.М. Соловьёв).

Масштабы огромной подготовительной работы даёт возможность представить коллекция многочисленных этюдов авторов панорамы и диорам, хранящихся сегодня в фондах Севастопольского военно-исторического музея-заповедника. В составе коллекции 16 этюдов К.И. Финогенова, 8 этюдов Б.В. Йогансона, 23 этюда В.В. Крайнева, 13 этюдов А.А. Пржецлавского, 4 этюда Л.З. Танклевского, 28 этюдов П.П. Соколова-Скаля, 23 этюда М.М. Соловьёва, 17 этюдов Н.П. Христенко и др. работы. Выделяются группы работ портретной живописи, пейзажные зарисовки, прорисовки движущихся фигур.

Внимание привлекают этюды М.М. Соловьёва «Мельница в Отраде», «В обозе», «Офицер»; Н.П.Христенко «Стреляющий офицер», «Вид на Сиваш»; Б.В. Йогансона «Обувающийся»; К.И. Финогенова «Закат на Турецком валу»; Л.З. Танклевского «Девушка на возу»; А.А. Пржецлавского «Нападение на тачанку», «Удар пикой»; П.П. Соколова-Скаля «Фигура группы штаба», «Этюд для фигуры Будённого», «Двор».

П.П. Соколов-Скаля вспоминал: «Здесь-то и началась настоящая академия батальной живописи. Каждый персонаж, каждый всадник, любая деталь — всё прорабатывалось с натуры в этюдах»7.

Работы по созданию панорамы и диорам проводились в тесном сотрудничестве художников с работниками Наркомата обороны и под постоянным наблюдением консультантов — работников Научного военно-исторического отдела Генерального штаба РККА. Авторы панорамы расспрашивали их обо всех подробностях происходивших событий — о расположении войск, о характере укреплений, численности вооружённых сил, родах оружия, интересовались состоянием погоды, цветом неба в момент штурма.

Важным этапом подготовительных работ стало создание макетов панорамы и диорам в 1/5 будущей величины. Размеры макета панорамы были 4 м в высоту и 30 м в длину (по кругу), диорам — 3,5 м в высоту и 12 м в длину. Создание макетов относится к концу 1937 года. Необходимо отметить, что их появлению предшествовало написание многочисленных, разных по размеру (по возрастающей) эскизов, которые обсуждались военными консультантами и по ходу дорабатывались художниками. Последние подготовительные (плоские) эскизы были созданы в цвете на холсте маслом в размерах 4 м длины и 1 м высоты. Именно эти пять эскизов сегодня хранятся в фондах музея-заповедника. Они были переданы по акту из Севастопольского художественного музея в Музей героической обороны и освобождения Севастополя 7 февраля 1973 года в составе 157 единиц в соответствии с указом Министерства культуры УССР от 27 июля 1972 года. А в Севастопольскую картинную галерею (позже Севастопольский художественный музей) эти эскизы поступили от дирекции выставок и панорам по приказу Комитета по делам искусств при Совете министров СССР от 27 октября 1951 года. Эскизы дают общее представление о сюжете, композиции, силе цвета диорам, однако из-за малых размеров снижалось их эмоциональное воздействие на зрителя. Масштаб фигур не давал возможности показать участников боёв за Перекоп, их психологический настрой, сохранить сходство. Тем не менее сами по себе эскизы явились значительным вкладом в советское батальное искусство.

Этюд
Этюд

21 февраля 1938 года макеты в 1/5 величины были выставлены для широкого обозрения в Москве, в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, одновременно с большой выставкой, приуроченной к 20-летию РККА. Через год они были представлены для посетителей в залах Государственного Русского музея в Ленинграде, а в 1940 году отправились для показа в Симферополь, где вызвали огромный интерес у зрителей. А в это время уже был объявлен всесоюзный открытый конкурс на проект здания для панорамы. По решению Совнаркома СССР к концу 1941 года такое здание должно было быть построено на Новоспасской набережной. В жюри конкурса поступило 177 проектов из 30 городов страны. Первая премия была присуждена молодым московским архитекторам А.И. Диденко и А.А. Генералову. Здание должно было представлять два цилиндра, поставленных один в другой8.

В 1940 году состоялась очередная поездка художников на Перекоп для написания новых этюдов и уточнения прежних работ. За эту поездку было создано более 100 этюдов. В этой группе этюдов выделяются 22 работы художника Г.К. Савицкого. Среди них «Бегущий красноармеец», «Фигура красноармейца, атакующего дроздовца», «Белогвардеец», «Обозная повозка», «Серая лошадь» т.д. В них автор внимательно изучает и прорисовывает фигуры сражающихся в движении, а также детали обмундирования, вооружения. Перед зрителем предстают яркие, запоминающиеся образы и красноармейцев, и дроздовцев. Выделяется и комплекс работ 1940 года П.П. Соколова-Скаля. Среди них «Всадник», «Полковник», «Гусар» и др.

В 1941 году подготовительная работа была закончена, и художники могли уже приступить непосредственно к написанию панорамы и диорам. Но для этого необходимо было здание. Однако с началом войны его постройка была приостановлена. Сами макеты-эскизы, находившиеся в Симферополе, по одной из версий, погибли при бомбардировке Керченского порта, куда были привезены для эвакуации, по другой — были разграблены немцами. Сегодня крымские музейщики пытаются прояснить дальнейшую судьбу полотен, выставленных в Симферополе в 1941 году.

Несмотря на утрату выставочных макетов-эскизов, весь подготовительный материал был по-прежнему сосредоточен в Москве. Это позволило 23 февраля 1942 года в зале Московского товарищества художников открыть очередную выставку эскизов панорамы «Штурм Перекопа». На ней присутствовали 11 художников — авторов эскизов к будущему батальному полотну. Среди них были Г.Н. Горелов, Б.В. Йогансон, Н.Г. Котов, В.В. Крайнев, Г.К. Савицкий и др.

Труд художников не пропал даром, он обогатил их опытом и принёс большую пользу живописцам, которые в дальнейшем работали над панорамами и диорамами на темы Великой Отечественной войны и русской истории. Данный опыт был учтён и при восстановлении панорамы Ф.А. Рубо «Оборона Севастополя».

Коллекция эскизов панорамы и диорам, этюды художников по-прежнему бережно хранятся в фондах Севастопольского военно-исторического музея-заповедника (до 2019 г. Музей героической обороны и освобождения Севастополя). Они являются неотъемлемой частью фондовой коллекции современного музея по данному периоду истории, которая сегодня насчитывает около 1200 музейных предметов. Это фотографии и документы, открытки и плакаты, личные вещи и награды, оружие и произведения живописи. Коллекция начала формироваться с 1960-х годов, когда ещё были живы участники событий.

Однако востребованность данного комплекса живописи в экспозиционно-выставочной работе музея была весьма ограниченной. Впервые единственный этюд Г.К. Савицкого «Красноармеец» был выставлен в рамках выставки «Легендарная и непобедимая» в 1980 году. А в 2015 году на выставке к 85-летию окончания Гражданской войны на Юге России помимо вышеуказанного, зрителю были представлены этюды: М.М. Соловьёва «Подпоручик», «На рубке. Красноармеец», Б.В. Йогансона «Кавалерист», Н.П. Христенко «Офицер, раненный в голову».

Благодаря расширению выставочных площадей, новым техническим средствам в музейном экспонировании в настоящий момент появляется надежда на то, что многочисленный комплекс этюдов и эскизов «первой советской» увидит свет, выйдя из многолетнего забвения. Панорама «Штурм Перекопа» — художественный памятник эпохи, который достоин внимания современников.

100-летие окончания Гражданской войны на Юге России дает нам повод ещё раз вспомнить, а возможно, и поразмышлять о тех далёких и трагических, но судьбоносных событиях в жизни Отечества и о художественных памятниках, их запечатлевших.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Фрунзе М.В. Памяти Перекопа и Чонгара (страничка воспоминаний) // Сборник статей и материалов / Под общ. ред. А.А. Голубева. М.: Государственное военное издательство, 1933. С. 5.

2 Андреева Л.Ю. К истории создания панорамы «Штурм Перекопа» // Учёные записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского. 2012. Т. 25(64). № 2. С. 39.

3 Андросов С.А. Охрана памятников истории и культуры Крыма в 20—30-е годы XX века // Культура народов Причерноморья. 2005. № 66. С. 9.

4 Савицкий Г.К. Панорама «Штурм Перекопа» // Красная звезда. 1938. 5 февраля. С. 3.

5 Котов П., Савицкий Г., Авилов М. Панорама Перекопа. М.: Советское искусство, 1935. С. 35.

6 Советская панорамная живопись: сборник статей. Л.: Художник РСФСР, 1965. C. 84.

7 Суздалев П. Павел Петрович Соколов-Скаля. М.: Искусство, 1950. С. 28.

8 Советская панорамная живопись. С. 91.