Патриотическое воспитание советских граждан средствами музыкальной культуры в 1939—1941 гг.

Аннотация. Автор исследует практику патриотического воспитания в СССР ведущими учреждениями советской культуры и искусства в 1939—1941 гг. В фокусе научного анализа специалиста находится история постановок классической русской оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» в Большом театре Союза ССР и на сцене Ленинградского Академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова, а также работа над оперой немецкого композитора Р. Вагнера «Лоэнгрин» в предвоенном Ленинграде. Показано и значение «Ивана Сусанина» как в послевоенный период, так и в наши дни, ставшей российской патриотической традицией.

Summary. The author explores the practice of patriotic upbringing in the Soviet Union by leading culture and art establishments in 1939—1941. The expert’s academic analysis focuses on the history of staging Mikhail Glinka’s operatic classic Ivan Susanin by the USSR Bolshoi Theater and Leningrad Kirov Theater, and also work on the opera by German composer Richard Wagner Lohengrin in prewar Leningrad. It also shows the importance of Ivan Susanin both in the postwar period and nowadays for it is a Russian patriotic tradition.

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

МАНЬКОВ Андрей Васильевич — доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С.М. Будённого, подполковник запаса, кандидат исторических наук

КАК РУССКИЙ «ИВАН СУСАНИН» НЕМЕЦКОГО «ЛОЭНГРИНА» ПОБЕДИЛ

Патриотическое воспитание советских граждан средствами музыкальной культуры в 19391941 гг.

Патриотическое воспитание граждан во все времена считалось одной из важнейших функций нашего государства. Особое значение это приобретало в напряжённые периоды подготовки общества к отражению внешней агрессии. В новейшей истории очевидным подтверждением этого является работа, проводившаяся в СССР накануне Великой Отечественной войны, содержание которой, по нашему мнению, актуально и сегодня в контексте совершенствования военно-политической работы в Вооружённых силах Российской Федерации.

В феврале 1938 года печатный орган комитета ВКП(б), месткома и дирекции Ленинградского государственного Академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова, который в городе чаще называли просто Кировским в память о руководителе городских большевиков, газета «За советское искусство» опубликовала статью «Славная дата. 20 лет Рабоче-крестьянской Красной армии и военно-морского флота». Её автор — сотрудник Кировского театра подчеркнул, что «наша почётная и ответственная задача удовлетворять… естественные и благородные запросы советских патриотов…»1.

Кировский театр в Ленинграде (до 1935 г. — Мариинский театр) на протяжении всей советской истории нашего государства неизменно находился в числе самых крупных и наиболее авторитетных учреждений культуры и искусства. Другим центром духовной жизни огромной страны, несомненно, был всемирно известный Большой театр Союза ССР в Москве. В наши дни будет интересно исследовать вопрос — могли ли артисты-кировцы и их коллеги из столицы воздействовать на патриотические чувства своих соотечественников посредством имевшегося у них богатого творческого потенциала в преддверии новой большой войны?

Год начала Второй мировой войны ознаменовался для нашей страны, среди прочих больших и важных событий, XVIII съездом ВКП(б), проходившим в марте 1939 года в Москве. Партийные съезды всегда играли огромную роль в жизни страны, первой в мире строившей коммунистическое общество. Особенно велико было их значение для определения идеологических и духовно-нравственных ориентиров. В своём докладе на очередном форуме советских большевиков председатель Совета народных комиссаров СССР В.М. Молотов отметил, что «пришло время, когда вперёд выдвигаются задачи воспитательного характера, задачи коммунистического воспитания трудящихся»2.

Эти конкретные слова одного из руководителей Советского государства и близкого соратника И.В. Сталина со всей ясностью определяли цель и направленность духовной сферы жизни нашего общества в конце 1930-х годов, в т.ч. это касалось, вне всякого сомнения, советского искусства и конечно содержания создававшихся композиторами крупных музыкальных произведений.

Таким произведением с «задачами воспитательного характера», в частности, стала новая опера молодого композитора Т.Н. Хренникова «В бурю», повествующая о событиях Гражданской войны в Тамбовской губернии, в которой впервые на оперной сцене был создан образ В.И. Ленина3. Премьера одной из первых советских опер такого идеологического масштаба и высокого музыкального уровня состоялась осенью 1939 года в Москве4.

С другой стороны, наше исследовательское удивление вызвал тот факт, что в то же самое время, в начале 1939 года, несмотря на хорошо выраженную новую тенденцию в театральном репертуаре, заключавшуюся в написании произведений на советскую тематику, театральные деятели СССР предвоенных лет неожиданно вспомнили об опере дореволюционного русского композитора М.И. Глинки «Иван Сусанин»5.

Знаменитая опера была написана более чем за 100 лет до этого, в далёком 1836 году в условиях расцвета военно-полицейского режима, оформившегося в годы правления императора Николая I6. Следует особо отметить, что одна из дебютных русских опер «Жизнь за царя» (в царское время на начальном этапе постановки она называлась «Иван Сусанин». — Прим. авт.) была первым спектаклем, прошедшим на сцене Мариинского театра в день его открытия в октябре 1860 года. После Октябрьской революции 1917 года «Жизнь за царя» в Советской России прекратили исполнять. Будучи насквозь пронизанным патриотическими идеями произведением, демонстрировавшим героический образ русского народа, боровшегося против польских оккупантов, «Иван Сусанин» оказался невостребованным у большевистских идеологов и пропагандистов. Опера, созданная русским автором по совету придворного поэта и царского воспитателя В.А. Жуковского, исчезла из репертуара новых советских театров более чем на 20 лет!7

Зимой 1939 года за музыкальный шедевр Глинки взялся главный театр страны — Большой театр Союза ССР. В настоящем это представляется неким парадоксом, но 31 января 1939 года ленинградская газета «За советское искусство», имея в виду коллег из Москвы, сообщала, что «работа над оперой “Иван Сусанин” проходит в напряжённейших условиях»8. Почему? Что особенного оказалось в работе великого национального театра над всемирно известным произведением?

Постановку оперы осуществлял талантливый ученик знаменитого В.И. Немировича-Данченко, главный режиссёр Большого театра Борис Мордвинов9. Заслуженный артист РСФСР дал поистине историческую оценку произведению Михаила Глинки10. В феврале 1939 года Б. Мордвинов писал в органе Союза композиторов и Народного комиссариата культуры СССР журнале «Советская музыка»: «Этой оперой решился вопрос, важный для искусства вообще и для русского в особенности, а именно: существование русской оперы, русской музыки. С оперой Глинки в истории искусства начинается новый период — период русской музыки. Так писал Одоевский вскоре после первого представления “Ивана Сусанина”»11.

Продолжая мысли главного режиссёра, театральный художник, автор декораций к московской постановке «Ивана Сусанина» П.В. Вильямс там же отмечал: «Пролог и эпилог оперы — идут на фоне живописных занавесов. Они как бы обрамляют весь спектакль. В эпилоге — два сменяющих друг друга занавеса на тему о славе непобедимого русского оружия: на одном изображён момент разгрома Александром Невским германских псов-рыцарей на Чудском озере; на другом изгнание поляков из России»12. Далее художник подчёркивал: «Постановка “Ивана Сусанина” на сцене орденоносного Большого театра Союза ССР должна быть простой и величественной, свободной от всякой ложной “оперной помпезности”»13.

Несомненно, в коллективе Большого театра все прекрасно осознавали, что они создают, понимали, каким должен получиться новый спектакль. В то же время это произведение великого Глинки, на наш взгляд, никак не могло входить в число тех творений, которые отождествлялись бы с социалистической революцией и партией большевиков. Однако в 1939 году, по всей видимости, среди советских деятелей искусства и их политических кураторов в Кремле верх взяли интересы общенациональные, а не классовые. В феврале 1939 года «Советская музыка» сообщала, что «весь коллектив, работающий над этой постановкой, воодушевлены мыслью о том, что мы создаём спектакль глубоко патриотический, проникнутый чувством священной ненависти против врагов великого русского народа»14.

Подобная позиция нашла своё отражение и в содержании новой постановки. Так, например, в оригинальном варианте хора «Славься» («Патриотическая песня») в финале оперы музыканты поют на Красной площади в честь приезда в освобождённую Москву нового царя Михаила Фёдоровича: «Славься, славься, наш русский Царь!/ Господом данный нам Царь-Государь!/ Москва тебя ждет и наш Кремль святой!/ Явися народу, отец наш родной!».

В новом, советском, либретто оперы, поставленной в Москве в 1939 году, этот куплет был убран, а ключевое место в тексте песни заняли слова, выражавшие, несомненно, другую идею: «Славься, славься, ты Русь моя,/ Славься, ты русская наша земля!/ Да будет во веки веков сильна/ Любимая наша родная страна!».

Московская премьера состоялась в Большом театре 21 февраля 1939 года15. Как по мановению волшебной палочки, к постановке «Ивана Сусанина» присоединился и Кировский театр. Работа над этим спектаклем в Ленинграде также началась зимой 1939 года. 10 января газета «За советское искусство» отмечала: «В настоящее время А.М. Пазовский и Л.В. Баратов совместно с С.М. Городецким работают над исправлением первой редакции текста (дореволюционный текст. — Прим. авт.): кропотливым, аккуратнейшим, идейно и художественно принципиальным подходом к своей задаче они создают, таким образом, вторую редакцию текста “Ивана Сусанина”, которая и будет принята к постановке на нашей сцене»16.

Премьера оперы в «городе трёх революций» состоялась 19 июня 1939 года. Как нам представляется, работа советского оперного режиссёра Леонида Баратова стала в целом классическим образцом трактовки творения Михаила Глинки. С другой стороны, в ленинградской постановке в качестве солистов удачно выступала группа молодёжи. Можно сказать, что «Иван Сусанин» на сцене Кировского театра отличался юным задором и художественным энтузиазмом молодости.

О роли и значении нового спектакля в культурной жизни города на Неве говорит тот факт, что 23 июня 1939 года на спектакле «Иван Сусанин» лично присутствовал руководитель ленинградских большевиков, секретарь ЦК ВКП(б) Андрей Александрович Жданов17.

Не секрет, что А.А. Жданов и раньше часто бывал в Кировском театре. Он любил театральное искусство и внимательно относился к коллективу ведущего театра Ленинграда, в какой-то степени поддерживая традицию своего популярного в городе предшественника С.М. Кирова. Так, например, в июне 1939 года, за день до посещения «Ивана Сусанина» Жданов смотрел в Кировском театре балет А. Крейна «Лауренсия»18.

Однако вернёмся к «Ивану Сусанину». Спектакль 1939 года, по всей видимости, вызвал значительный интерес не только у руководителя обкома ВКП(б), но и у рядовых ленинградцев. Так, служащий института Лесосплава (в настоящее время ЦНИИ Лесосплава). А. Дмитриев 27 июня 1939 года написал в газете «За советское искусство»: «С наслаждением слушал оперу “Иван Сусанин”. Сравнивая виденную 40 лет назад оперу “Жизнь за царя”, вспоминаю, как много там было напыщенности и индивидуализма. Здесь же чувствуется народный подъём масс, защищающих родину от вторжения иноземцев»19.

Инженер Технологического института А. Исаков отмечал в этой театральной газете, что «Иван Сусанин» — яркий волнующий патриотический спектакль! В общем, «Иван Сусанин» — нужный и интересный спектакль, воодушевляющий советский народ на подвиги20.

Служащая завода «Красный Выборжец» Е. Серова прямо указала на воспитательное значение спектакля, написав о том, что «Иван Сусанин» воодушевляет зрителя, воспитывает его. Простой крестьянин полон преданности и любви к родине, полон патриотизма. Его слова «лягу за родную Русь» звучат гордо21.

В то же время ленинградская премьера «Ивана Сусанина» прошла почти незамеченной в столице. В августе 1939 года краткую информацию о ленинградской постановке поместила «Советская музыка». Авторитетнейший орган Союза композиторов и Народного комиссариата культуры СССР весьма лапидарно сообщил: «В Ленинградском театре оперы и балета им. С.М. Кирова поставлена опера Глинки “Иван Сусанин”. Постановщик спектакля гл. реж. Л.В. Баратов»22. Скорее всего, работа Баратова оказалась в тени схожей премьеры в Большом театре Союза ССР23.

К июню 1941 года большая война в Европе шла уже почти два года. Советские идеологи тех лет, как правило, называли её «новой империалистической». В феврале 1941 года «Советская музыка» писала: «Мы живём в эпоху величайших потрясений и исторических катастроф. Страшное зарево империалистической войны пылает над миром. Гибнут тысячи людей. С невиданной быстротой и техническим совершенством уничтожаются, стираются с лица земли старейшие капиталистические города, великолепные здания, памятники культуры»24.

В этих условиях культурная жизнь Страны Советов не замирала ни на один день. 4 февраля 1941 года «За советское искусство» сообщила о том, что Всесоюзный комитет по делам искусств утвердил репертуарный план оперных театров союзного подчинения на 1941 год. В этом плане для Кировского театра определили следующие постановки: оперы — «Чародейка» Чайковского (спектакль переходит с 1940 г.), «Лоэнгрин» Вагнера, «Борис Годунов» Мусоргского, «Евгений Онегин» Чайковского, «Декабристы» Шапорина (спектакль, переходящий на 1942 г.), а также балет «Счастье» Хачатуряна25.

В этом списке произведений, на наш взгляд, оказалось немало интересного. Однако особого внимания исследователя, пожалуй, заслуживает появление в нём оперы немецкого композитора Р. Вагнера «Лоэнгрин».

По нашему мнению, Рихард Вагнер — несомненный музыкальный гений26. «Лоэнгрин» — его первая опера, поставленная в России27. Легенда о рыцаре Лоэнгрине, или Рыцаре Лебедя, родилась в Германии примерно в XII—XIII вв. Действие спектакля происходит во фламандском городе Антверпене. При этом с темой не связано никакое историческое событие, а основа произведения, несомненно, сказочная. Стремясь усилить историческую конкретность, Вагнер ввёл в оперу реальное историческое лицо — германского короля Генриха Птицелова, а также мотивы междоусобных распрей в раздробленной Германии X века и картины рыцарских поединков28.

Немецкая премьера оперы состоялась 28 августа 1850 года в Веймаре под управлением великого композитора и дирижёра Ф. Листа, в октябре 1868 года спектакль показали россиянам в Императорском Мариинском театре в Санкт-Петербурге.

В январе 1941 года в журнале «Советская музыка» появилась заметка о положении дел в культурной жизни оккупированной немцами Франции. Её автор указал: «Как сообщает швейцарская пресса, музыкальная жизнь Парижа начинает понемногу оживать. По требованию командования оккупационной армии в Париже открылся ряд театров типа варьете, начали функционировать театр “Гранд Опера” и некоторые симфонические оркестры (Падлу, Лямуре)»29.

В то же время там же сообщалось о том, что «особым указом французской опере и симфоническим оркестрам запрещено ставить и исполнять немецкие оперы и немецкую музыку, и особенно музыку Вагнера»30.

С другой стороны, в феврале 1941 года советский музыкальный критик Г. Шнеерсон в своей статье «Музыка в Англии» написал: «Интересно отметить, что английские музыкальные круги тщательно избегают делать какие-либо ограничения для исполнения музыки немецких классиков»31. Видимо, поэтому в крупнейшем лондонском концертном зале тех лет «Куинс Холле» в военные годы нередко звучали произведения композиторов из воевавшей с Британской империей нацистской Германии.

Что касается Советского Союза, то 8 марта 1941 года в Ленинграде будущий музыкальный руководитель спектакля «Лоэнгрин» отечественный дирижёр О.М. Брюн провёл первую корректурную репетицию с концертмейстерами оркестра32. Через неделю после первой репетиции газета «За советское искусство» сообщила: «Развернуть работу над оперой “Лоэнгрин” полностью очень трудно, так как крупные коллективы (хор, оркестр) и некоторые солисты заняты в готовящейся премьере оперы “Чародейка” (талантливое музыкальное произведение П.И. Чайковского.Прим. авт.). Часть солистов занята также в ближайшей премьере филиала “Фауст”»33.

12 июня 1941 года на сцене Кировского театра прошла первая генеральная просмотровая репетиция новой постановки оперы «Лоэнгрин». После просмотра спектакля состоялось его обсуждение, в котором приняли участие представители ленинградского Комитета по делам искусств, а также Ленреперткома, руководители театра и постановочная бригада34. В прениях выступили И.И. Соллертинский, Б.М. Ярустовский, В.А. Лосский, а также директор театра Е.М. Радин35.

На субботу, 21 июня в Кировском театре был назначен второй просмотровый спектакль «Лоэнгрин» на музыку Вагнера. Закончился он поздно вечером и всего за несколько часов до нападения фашистов на СССР.

В воскресенье, 22 июня 1941 года в Кировском театре шла недавно возобновлённая «Баядерка» — балет на музыку Л. Минкуса в новой редакции В. Чабукиани и В. Пономарёва.

23 июня, в понедельник в Кировском театре должен был пройти творческий вечер выдающейся отечественной балерины Елены Люком, в котором планировалось участие всего цвета балетной труппы36. В связи с этим, например, балерина Кировского театра Т. Трояновская написала в газете: «Поэтому-то для нас, артистов балета, 23 июня 1941 года является не просто очередной юбилейной датой, а радостным подведением итогов всех творческих усилий и несомненных больших успехов балетного театра последних трёх десятилетий»37.

Последний «мирный» номер газеты «За советское искусство», вышедший ещё до начала войны и датированный 22 июня 1941 года, напечатал поздравление популярной артистке: «Дорогая Елена Михайловна! Дирекция, партбюро, местком и комитет ВЛКСМ горячо Вас приветствует в связи с Вашим 50-летием. Мы рады, что имеем возможность приветствовать Вас в этот день на сцене нашего театра, в котором Вы бессменно работаете 32 года»38.

Однако дальнейшие события приняли совсем другой оборот. 22 июня 1941 года войска нацистской Германии и её сателлитов вторглись на территорию СССР. «Итак, война нам навязана. Уже многие народы Европы стонут под фашистской пятой озверелого бандита Гитлера. Но пусть знает зарвавшийся враг, что наша любимая Родина, наш великий советский народ даст достойный отпор обнаглевшей банде фашистских главарей. Фашизм — заклятый враг цивилизации, всех культурных ценностей, которые созданы человечеством», — написал в газете «За советское искусство» солист театра заслуженный артист республики Н.Н. Середа39.

Нападение гитлеровцев наложило особый отпечаток на жизнь театрального коллектива. Так, 25 июня в театре планировалось провести производственное совещание, посвящённое итогам работы по опере «Лоэнгрин». Театральная газета в довоенном номере приглашала должностных лиц в фойе Направника на 4 часа дня. При этом цеховые комитеты и профгрупорги должны были провести соответствующую работу: подготовить предложения, выступления в прениях и т.д.40

Однако начавшаяся война внесла значительные коррективы в репертуар. В первый день войны дирекция Кировского театра отменила запланированные на 24 и 27 июня спектакли оперы «Лоэнгрин». Вместо них в программу была включена опера русского композитора М.И. Глинки «Иван Сусанин». Естественно, что за потерей актуальности было отменено и производственное совещание, о котором упоминалось выше.

Война мгновенно изменила не только репертуар, но и весь трудовый ритм знаменитого творческого коллектива. Так, 24 июня 1941 года после спектакля «Иван Сусанин» на сцене ленинградского театра состоялся стихийный митинг его работников. Газета сообщала: «Все выступления были наполнены чувством советского патриотизма, любовью и преданностью партии и правительству, горячим желанием отдать все силы на укрепление обороны страны. У нас есть что защищать, — говорит т. Горбоносов. — Наша прекрасная родина завоёвана кровью нашего народа и его трудолюбивыми руками создана заново. У нас есть чем защищать нашу родину, наша армия оснащена первоклассной боевой техникой»41.

В августе 1941 года началась ускоренная эвакуация артистов-кировцев из города на Неве. Великий театр покидал великий город железнодорожным транспортом. Коллектив ехал на восток — в Предуралье. 13 сентября 1941 года Государственный Академический театр оперы и балета имени С.М. Кирова спектаклем «Иван Сусанин» начал новый театральный сезон уже на сцене Театра оперы и балета в городе Молотове (ныне г. Пермь)42. В числе первых спектаклей, сыгранных ленинградцами в эвакуации осенью 1941 года, кроме «Ивана Сусанина», были оперы «Евгений Онегин» и «Риголетто», а также балеты «Лебединое озеро» и «Баядерка»43. Секретарь партбюро театра Б. Фрейдков указывал в те дни, что «основным и ведущим моментом работы театра должно быть её полное подчинение нуждам военного времени»44.

Назначение «Ивана Сусанина» для советской культуры в 1941 году прямо указал в «Советской музыке» театральный режиссёр заслуженный артист РСФСР Б.А. Мордвинов: «Тема гениальной оперы Глинки — героическая борьба русского народа с польскими интервентами. Тема оперы — спасение Родины. Сусанин совершил свой подвиг во имя спасения Родины. Символ родины — Москва»45. Газета «За советское искусство» подчёркивала: «Спектакль “Иван Сусанин” недаром считается “жемчужиной” Ленинградского театрального репертуара»46.

Судьба не менее блистательной оперы «Лоэнгрин» сложилась в Советском Союзе совсем по-иному. Вагнеровский спектакль стал последней предвоенной оперной премьерой Кировского театра. Он вышел только в просмотровой версии и с началом войны был снят с репертуара на долгие годы.

Находясь в эвакуации в Предуралье, постановку всемирно известной немецкой оперы Кировский театр уже не осуществлял, что было вполне объяснимо нападением фашистской Германии на СССР и началом героической борьбы нашего народа за свободу и независимость Родины. В этой борьбе в 1941 году, образно говоря, русский герой-патриот из оперы «Иван Сусанин» на театральной сцене победил немецкого рыцаря Лоэнгрина из оперы Вагнера. После Второй мировой войны позиции самого Рихарда Вагнера в Советском Союзе серьёзно ослабли. Тогда стало известно, что немецкий композитор был любимым музыкантом Гитлера и являлся одним из символов «арийской культуры» Третьего рейха. Известен он был и своими антисемитскими взглядами.

Интересно, что 6 сентября 1914 года (24 августа по старому стилю) в Народном доме императора Николая II в Петрограде в условиях начавшейся тогда Первой мировой войны прозвучала опера М.И. Глинки «Жизнь за царя». Этим же произведением 30 августа 1914 года открылся оперный сезон и в Мариинском театре. В 1914 году, несомненно, выбор замечательной патриотической оперы соответствовал общему настроению и так же, как и в 1941 году, был обусловлен военно-политической ситуацией47. Можно сказать, что исполнение «Ивана Сусанина» на сцене Мариинского (Кировского) театра в городе на Неве являлось российской патриотической традицией, сложившейся в условиях Первой и Второй мировых войн.

В заключение подчеркнём, что в условиях надвигавшейся большой войны формирование любви советских людей к своей Родине стало насущным делом всех структур власти Советского государства. Вместе с тем в конце 1930-х годов воспитание патриотизма в СССР осуществлялось не только органами государственного управления, партийными и комсомольскими организациями, но и многочисленными учреждениями советской культуры и искусства, которые воздействовали на сознание «строителей нового общества» всем богатством своего творческого потенциала, что отражалось в том числе в разностороннем театральном репертуаре. В тот период согласно указаниям советских и партийных органов при формировании репертуара повышенное внимание уделялось спектаклям, имевшим ярко выраженную партийно-революционную направленность, которая отождествлялась у идеологов того времени с патриотизмом. Однако с 1939 года пропаганда любви к Отечеству и готовности к её вооружённой защите приобрела в работе советских театров новые ориентиры. Так, в репертуаре Кировского театра в Ленинграде и Большого театра Союза ССР в Москве прочно занял своё достойное место патриотический спектакль по опере М. Глинки «Иван Сусанин», которого ранее официальная советская культура не жаловала.

И после войны опера «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») продолжала быть частым гостем на отечественной сцене. Важным событием в культурной жизни страны стала совместная работа заслуженного деятеля искусств РСФСР Д.Ф. Чернякова и знаменитого российского маэстро В.А. Гергиева в 2004 году. Она была осуществлена в городе на Неве, на той же, что и в далёком 1941 году, сценической площадке — в Мариинском театре, как вновь называется сейчас бывший Кировский театр. Патриотическую песню «Славься» на музыку М.И. Глинки из заключительной сцены «Ивана Сусанина» и поныне часто исполняют по особо памятным и юбилейным датам в жизни нашей страны. Она является официальной мелодией при инаугурации Президента Российской Федерации.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Славная дата 20 лет Рабоче-крестьянской Красной армии и военно-морского флота // За советское искусство. 1938. № 3(73). 23 февраля.

2 О культуре и этике композиторского труда // Советская музыка. 1941. № 5. С. 6.

3 В октябрьские праздники // За советское искусство. 1939. № 24(116). 5 ноября.

4 Премьера состоялась 10 октября 1939 г. в Музыкальном театре в Москве. Режиссёр — В.И. Немирович-Данченко. 28 октября 1939 г. премьера оперы состоялась в Кировском театре в Ленинграде.

5 Иван Сусанин — русский национальный герой, прославившийся спасением будущего русского царя Михаила Романова от польско-литовского отряда в период русской Смуты зимой 1613 г.

6 Николай I Павлович (1796—1855) — русский царь, третий сын императора Павла I. По мнению одной из современниц, А.Тютчевой, Николай I был для России в течение своего 30-летнего царствования «тираном и деспотом, систематически душившим в управляемой им стране всякое проявление инициативы и жизни».

7 Жуковский Василий Андреевич (1783—1852) — русский поэт. Один из основоположников романтизма. Учитель русского языка некоторых представителей царской семьи, в частности цесаревича Александра Николаевича. Автор слов государственного гимна Российской империи «Боже, Царя храни!» (1833).

8 Производственное совещание — в повседневную работу // За советское искусство. 1939. № 3(95). 31 января. С. 1.

9 Мордвинов Борис Аркадьевич (1899—1953) — советский театральный режиссёр. Заслуженный артист РСФСР (1935), профессор Московской консерватории.

10 Глинка Михаил Иванович (1804—1857) — русский композитор. Творчество Глинки оказало огромное влияние на творчество большинства крупнейших отечественных композиторов XIX в. По мнению музыкального и художественного критика В.В. Стасова, Глинка создал «новый русский язык в музыке».

11 Мордвинов Б. Как создавался спектакль «Иван Сусанин» // Советская музыка. 1939. № 2. С. 37.

12 Вильямс П. Художественное оформление оперы «Иван Сусанин» // Там же. С. 43.

13 Там же.

14 Там же.

15 100-й спектакль оперы «Иван Сусанин» // Известия. 1941. № 88(7464). 15 апреля.

16 О новом тексте оперы «Иван Сусанин» // За советское искусство. 1939. № 1(93). 10 января. С. 3.

17 Андрей Жданов в театре // Там же. № 17(109). 27 июня.

18 Там же.

19 Народный подъём // Там же. С. 3.

20 Близкая и понятная опера // Там же.

21 Волнующая патриотическая опера // Там же. С. 1.

22 Хроника // Советская музыка. 1939. № 8. С. 94.

23 Баратов Леонид Васильевич (1895—1964) — советский оперный режиссёр, профессор. Народный артист РСФСР (1958). Пятикратный лауреат Сталинской премии.

24 Музыка и оборона страны // Советская музыка. 1941. № 2. С. 3.

25 Репертуарные планы трёх театров // За советское искусство. 1941. № 3—4(159—160). 4 февраля. С. 3.

26 Вагнер Рихард Вильгельм (1813—1883) — немецкий композитор, дирижёр. Крупнейший реформатор оперы, оказавший значительное влияние на европейскую музыкальную культуру, особенно немецкую, на развитие оперных и симфонических жанров.

27 Лоэнгрин (нем. Lohengrin), рыцарь Грааля, герой немецких произведений о короле Артуре. Рыцари Грааля упоминаются во многих источниках, с которыми был знаком композитор, — в эпосе Вольфрама фон Эшенбаха «Парцифаль» (Лоэнгрин — сын Парцифаля), в «Немецких сказаниях» братьев Гримм, средневековом романе о рыцаре-лебеде и т.д.

28 О «Лоэнгрине» // За советское искусство. 1941. № 21(177). 14 июня. С. 2.

29 По страницам зарубежной музыкальной прессы // Советская музыка. 1941. № 1. С. 91.

30 Там же.

31 Шнеерсон Г. Музыка в Англии // Там же. № 2. С. 100.

32 Лоэнгрин // За советское искусство. 1941. № 8(164). 15 марта. С. 1.

33 Там же.

34 Просмотр оперы «Лоэнгрин» // Там же. № 21(177). 14 июня. С. 1.

35 И.И. Соллертинский (1902—1944) — советский музыковед, театральный и музыкальный критик. Профессор. В 1920-е гг. — лектор Ленинградской филармонии. В 1934—1941 гг. работал в Ленинградском Академическом театре оперы и балета имени С.М. Кирова. Б.М. Ярустовский (1911—1978) — советский музыковед, педагог и общественно-музыкальный деятель. Заслуженный деятель искусств РСФСР. В.А. Лосский (1874—1946) — русский и советский артист оперы, камерный певец, режиссёр, педагог. Заслуженный артист республики (1925). Е.М. Радин — в 1941 г. директор Ленинградского Академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова.

36 Люком Елена Михайловна (1891—1968) — русская и советская балерина, балетный педагог. Заслуженная артистка РСФСР (1925). С 1909 г. — в труппе Мариинского театра. В 1941 г. закончила карьеру балерины в Ленинградском Академическом театре оперы и балета имени С.М. Кирова.

37 Правдивые образы // За советское искусство. 1941. № 22(178). 22 июня. С. 3.

38 Юбилей Е.М. Люком // Там же. С. 1.

39 Фашизм — заклятый враг цивилизации // Там же. № 23(179). 28 июня. С. 3.

40 Производственное совещание // Там же. № 22(178). 22 июня. С. 1.

41 Отстоим родину от врага // Там же. № 23(179). 28 июня. С. 3.

42 Боевые задачи нашего театра // Там же. № 24(170). 13 сентября. С. 1.

43 Лучшее — советскому бойцу // Там же. С. 2.

44 Боевые задачи нашего театра // Там же. С. 1.

45 Мордвинов Б. Как создавался спектакль «Иван Сусанин» // Советская музыка. 1939. № 2. С. 37.

46 Гордость коллектива // За советское искусство. 1941. № 9—10(165—166). 22 марта. С. 1.

47 Пфау О. «Агитация и пародия — к конструкции образа врага»: патриотизм на драматической сцене в Петрограде в начале Первой мировой войны // Театры Первой мировой: материалы международной научной конференции. 24—25 октября 2014 г. СПб.: СПбГМТ и МИ, 2014. С. 48.