ОСОБЕННОСТИ ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ В XVIII — НАЧАЛЕ ХХ века

Рост рыночных отношений в XVIII веке, накопленный опыт тылового обеспечения войск, разработка принципов военно–экономической политики приводит к тому, что при подготовке офицеров в России в обязательном порядке изучаются математика, инженерное дело, астрономия, фортификация, техника кораблевождения  и т.д. Созданная сеть военно–учебных заведений — артиллерийские школы (1698 год), школа навигационных и математических наук (1701 год), инженерная школа (1712 год), кадетские корпуса (1732 год) — способствует развитию не только военного дела, но и изучению издаваемых тогда экономических сочинений и работ, социальных и других дисциплин. Так, в Морской академии, учреждённой в Санкт–Петербурге в 1715 году, наряду с арифметикой преподают и бухгалтерский счёт. В последующем, с развитием военного образования, профессиональная подготовка будущих офицеров расширяется и дополняется военно–экономической тематикой. Таким образом, военно–экономическая мысль XVIII века отличается от прежних времён принципиально новыми подходами к её развитию в условиях преобразования армии и флота, внедрением достижений военно–экономической практики в авторские сочинения и разрабатываемые законодательные акты.

Формирование объективных предпосылок военно–экономической теории особенно быстро началось в XIX веке. Это было время великих открытий во всех сферах человеческой деятельности, в том числе в экономике и военном деле.

В начале XIX века развивающиеся капиталистические отношения высвободили колоссальные возможности — новый общественный строй создал более могучие производительные силы, чем те, что были накоплены за всю предшествующую историю. Крупные индустриальные хозяйства, тесно взаимосвязанные, стянули в единое целое всю экономику в её национальных границах, стремясь к выходу на международную арену. Этому стремлению капитала отвечает утвердившаяся политика мирового господства и захватнических войн, количество и масштабы которых на базе роста и концентрации экономической мощи многократно возросли, превратив в театр военных действий практически всю Европу. На основе качественных изменений в экономике и политике коренным образом меняется и военная мощь: армии становятся массовыми, их вооружение преобразуется с помощью машинной техники, изменяются способы ведения войн и их экономического обеспечения.

Похожие процессы происходят и в Российской Империи. Дальнейшее укрепление государственности приводит к росту численности войск и при планировании производственной, сельскохозяйственной и торговой деятельности необходимо было учитывать потребность в материальных и денежных средствах на содержание вооруженных сил. Вот только часть статистических данных, приведённых экономистом Д.П. Журавским в его «Статистическом обозрении расходов на военные потребности с 1711 по 1825 гг.»: численность войск увеличилась со 164 тыс. до 900 тыс. человек; государственный доход вырос с 8,66 млн. до 100 млн. рублей; расходы на военные нужды возросли с 4 млн. до 41,4 млн. рублей. Происходят изменения и в системе органов военного управления, так как прежние структуры уже не отвечают возросшим требованиям, предъявляемым к военному делу: созданное в 1802 году Военное министерство уже в 1815 году делится на две части — военную и экономическую. Военная часть находится в подчинении Главного штаба, экономическая — Военного министерства, что обеспечивает разделение фронтовой и тыловой сфер руководства войсками.

Первым трудом по военной экономике не только в России, но и в мире становится трёхтомное сочинение генерал–интенданта русской армии Е.Ф. Канкрина «О военной экономике в условиях мира и войны и её взаимосвязях с военными операциями».Вскоре начинается тщательное изучение и анализ зарубежного и отечественного опыта организации военно-хозяйственного обеспечения вооружённых сил. Все шире разворачивается процесс теоретического осмысления оборонного строительства, а также проблем его финансового и материального обеспечения. Появляются практические материалы, статьи, монографии, благодаря этому в XIX веке в военных учебных заведениях складывается стройная система экономической и военно–экономической подготовки офицерских кадров, которая была многообразной и основательной, включавшей изучение как общеэкономических, так и военно-экономических вопросов.

Экономическая подготовка на 1–ой ступени обучения (кадетские корпуса) была представлена предметом «Экономия государственная», семь разделов которой имели следующие названия: «Об имуществах и их происхождении»; «Обмен имущества»; «Отдача взаймы имуществ»; «Всеобщий знак цены —  деньги. Продажа — купля»; «Отдача взаймы металлических денег»; «Метаполитический анализ цены имущества»; «О кредите и основывающихся на нём бумажных деньгах». Впоследствии (в 1805 г.) его заменяют курсом «Статистика», второй раздел которого по содержанию представлял собой не что иное, как сжатый материал политической экономии. В этом разделе изучались такие темы: краткий обзор существующих социально–экономических систем — рассматриваются сущность богатства и производительность труда, виды доходов и податей в государстве, классы производителей и потребителей, отношения между ними; основные факторы производства — исследуются виды производства и его элементы, капитал и источники его происхождения; денежное обращение — дан обзор его условий, существующих цен, денег и их значения; кредитно–финансовая политика — изучаются её виды и влияние на государственное хозяйство; банковская система — даются понятия о кредите и займах, государственных облигациях, банковских билетах и ассигнациях. Третий раздел курса «Статистика» содержал сравнительный анализ развития государственных финансов России и стран Западной Европы, обзор промышленности и рынков сырья, состояние торговли в России и других государствах.

На 2-й ступени  (военные и юнкерские училища) — изучался курс «Законоведение», где в разделе «финансовое право» рассматривались такие темы, как теория права, государственные расходы и доходы, государственный кредит.

Военно-экономическая подготовка на 1–й и 2–й ступенях военного образования включала изучение «Военной администрации», имевшей два раздела. Первый раздел назывался «Военное хозяйство» и состоял из следующих частей: средства на содержание армии в мирное время; военный бюджет; основные черты военного хозяйства в мирное время и способы довольствия; довольствующие ведомства и их органы, производство заготовлений; отчётность и ревизия: инспектирование и государственный контроль; основные черты военного хозяйства в военное время: способы заготовления, снабжения, полевой контроль. Второй раздел именовался «Войсковое хозяйство» и имел такое содержание: полковое хозяйство: суммы казённые и неказённые; хозяйственный оборот полка: смета, хранение и выдача денег, проверка наличных сумм и книг отчетности; ротное хозяйство; артельное хозяйство: отчётность по продовольствию, удовлетворение хозяйственных нужд, деньги роты.

Экономическая подготовка на 3–й ступени обучения (военные академии) была представлена курсом политической экономии. Его основу составляли разделы: о производстве богатств; о накоплении богатств, или об имуществах; о первоначальном распределении годового произведения, или о доходах; о вторичном распределении годового произведения; элементы цивилизации или о внутренних благах; о деньгах; о кредите;  естественные успехи цивилизации; о потреблении;  успехи в увеличении народного богатства; о платёжном балансе России. Слушателям военных академий преподавали также дисциплину «Государственное право», изучение которой включало рассмотрение таких вопросов: социально-юридическая природа власти; различные теории возникновения права; понятие и формы государственного устройства; содержание существующих конституционных актов и их применение; органы управления Российской Империи и сравнение их с западными моделями. Кроме того, исследовалась история и сущность самодержавия в России, определялось значение парламента, всеобщей системы голосования и избирательного права для русской политической действительности, подробно анализировались достоинства и недостатки различных общественных систем руководства государством, давался краткий очерк парламентского делопроизводства по вопросам внесения и обсуждения законопроектов и порядка принятия нормативно-правовых актов в масштабах страны.

Отметим, что военно-экономическая подготовка здесь поначалу является неотъемлемой частью стратегии, военной географии и других дисциплин. Однако возросшие материальные и финансовые потребности вооруженных сил, а также усложнение условий обеспечения войск в боевой обстановке потребовали расширения объёма военно–экономических знаний офицерских кадров. Поэтому в 1840 году слушателями Николаевской академии Генерального штаба в курсе «Обязанности офицера Генерального штаба» впервые было начато изучение вопросов укомплектования войск и основ их материального, в том числе и финансового, обеспечения. В 1849 году происходит сведение разрозненных лекций в единое целое — предмет «Военная администрация». Первым его преподавателем становится подполковник П.С. Лебедев (полковник в 1853 году, генерал–майор в 1864 году). Он впервые в России придаёт предмету научно-методическую основу, а читаемые им лекции вскоре публикуются в академических записках. В 1851 году в академии Генерального штаба создаётся кафедра «Военной администрации», а 5 ноября 1854 года адъюнкт-профессором (преподавателем) академии по кафедре «Военная администрация» становится капитан В.М. Аничков. Соответствующей учебной литературы на кафедре не было, поэтому 27 июля 1856 года капитаны Генерального штаба А.И. Беренс и В.М. Аничков были командированы за границу. Они посетили Германию, Бельгию, Пруссию, Австрию, Голландию, Сардинию, Францию и Англию для «собирания сведений по военным наукам и изучения военной администрации». После возвращения из командировки офицеры заслушиваются с отчётом на академической конференции, которая принимает решение о назначении подполковника В.М. Аничкова исполняющим обязанности профессора по военной администрации. Это решение состоялось 28 ноября 1857 года, а уже 1 июля 1859 года его утверждают в занимаемой должности.

Вскоре В.М. Аничков формулирует назревшую задачу — обратиться к «теоретическому методу изложения науки» — и предпринимает успешную попытку её решения, чем закладывает основы систематического военно-экономического образования офицерского корпуса. В 1859 году в учебно-образовательном процессе академии Генерального штаба появляется его первое учебное пособие «Опыт начал военного хозяйства применительно к их положительным законодательствам России, Франции, Пруссии, Австрии, Сардинии, Бельгии и Баварии».Одновременно с внедрением этого пособия в учебный процесс автор продолжает работу над его совершенствованием и в 1860 году появляется новый труд «Военное хозяйство. Сравнительное исследование положительных законодательств России, Франции, Пруссии, Австрии, Сардинии, Бельгии и Баварии». В нём автор на основе изучения зарубежного и отечественного опыта планирования и организации военно-хозяйственного и финансового снабжения войск в мирное время делает вывод, что военно-экономические исследования решают две взаимоисключающие друг друга задачи: улучшение обеспечения войск и сокращение расходов на содержание армии. По мнению Аничкова, выход из сложившейся ситуации состоял в изыскании способов, которые содействовали бы возможному улучшению материального быта войск без истощения финансовых средств государства и предоставляли бы гарантии к тому, чтобы все расходы государства по содержанию войск доходили до прямого своего назначения, распределяясь правильно между потребителями, сообразно нуждам и заслугам каждого.

Основной направленностью курса «Военное хозяйство» стали финансово-экономические вопросы. Так, при его изучении слушатели выясняли, каким образом определяется размер государственного дохода и как суммы, выделяемые на содержание войск, переходят от источников их создания  к потребителям или кредиторам казны. Кроме того, будущие военачальники достаточно подробно изучали процесс составления сметы военного ведомства, порядок распределения ассигнованных сумм и другие проблемы, связанные с военными финансами. Утверждённый государственный бюджет, считал В.М. Аничков, должен стать материалом для составления частных смет министерств, в том числе и военного и, кроме того, служить для них нормой расходов в течение года. Так как государственный бюджет представляет собой предполагаемые размеры расходов и доходов, а не действительные цифры, В.М. Аничков ориентирует слушателей на то, что некоторая часть бюджетных средств или остаётся свободной, или возникают дополнительные потребности, требующие удовлетворения. Чтобы остатки одного периода не смешивались с доходами следующего, В.М. Аничков предлагал по окончании бюджетного года «заключать» смету военного министерства. Это правило полезно тем, что позволяет обнаружить неосновательность составления сметы на планируемый год и привлекать к ответственности конкретный орган государственной власти с целью более качественного составления подобного документа в последующем. Такой подход востребован и в современных условиях — нередко при планировании сводной сметы Министерства обороны РФ утверждаются цифры, которые в конце года корректируются: выясняется, что запланированные бюджетные ассигнования по одним статьям расходов превышают действительную потребность, по другим — их недостаточно.

Заслугой В.М. Аничкова в преподавании курса «Военное хозяйство» является и то, что им был выработан критерий оценки необходимости дополнительного истребования денежных средств сверх утверждённой сметы в течение года. При этом он отмечал, что ничто так не нарушает равновесия доходов и расходов, как эти чрезвычайные ассигнования, которые особенно вредны тем, что нет правил, в каких случаях допускается испрашивать сверхсметные кредиты, а в каких — нет. В.М. Аничков указывает, что случаи эти должны быть строго и точно обусловлены; по его мнению, главнейшими условиями чрезвычайных ассигнований должны быть крайняя настоятельность и совершенная непредвиденность расходов, как, например, начало войны. В остальных случаях сверхсметные кредиты не должны быть допускаемы.

Однако в своем «Военном хозяйстве…» Аничков не затронул вопросы, касающиеся обеспечения операций и боевых действий в ходе подготовки и ведения войны. Для этого требовалось увязать все имевшиеся в то время взгляды в области теории политической экономии и государственного хозяйства с положениями теории военного искусства, определить различия между военным хозяйством мирного и военного времени. Решению этой проблемы был посвящен новый труд В.М. Аничкова «О хозяйстве войск в военное время», который в качестве одноимённого учебного курса читался слушателям старшего класса академии. В нём В.М. Аничков сформулировал ряд теоретических положений, которые  актуальны и в настоящее время: армия и флот не могут найти в себе самих средств для обеспечения своего существования — средства эти должны предоставляться государством; требуется предварительно определять цифры военного бюджета и доводить их до войск; в вооружённых силах необходим принцип единства бюджета и кассы; возможность создания казначейства в армии и на флоте; для контроля за выделенными ассигнованиями в военном ведомстве нужна классификация расходов; составление единых форм финансовой отчётности по всему Военному министерству.

В 1870 году кафедру военной администрации и военного хозяйства академии возглавил профессор Николаевской академии Генерального штаба П.Л. Лобко, разработавший курс «Военной администрации», в котором подробно изучались экономические вопросы и особенности их применения в военном хозяйстве. Кроме того, особо следует остановиться на одной уникальной работе П.Л. Лобко — это его учебник «Записки военной администрации для военных училищ», выдержавший 18 изданий. Ряд его глав и сегодня представляет интерес. Так, в главе III «Устройство военного управления»  отмечается, что полковой командир «по части хозяйственной … есть вполне самостоятельный распорядитель и в то же время единственный ответчик за состояние этой части… Для переписки по делам полкового управления учреждаются полковая канцелярия, которая разделяется на четыре части: строевую, казначейскую, квартирмейстерскую и судную.… К казначейской части относится переписка по делам, касающихся денежного, вещевого и артиллерийского довольствия полка… она возложена на полкового казначея, который сверх того имеет в своём ведении жалованную, лазаретную, полковую и другие суммы, образующиеся в полковом хозяйстве.… К кругу обязанностей квартирмейстерской части относится переписка по делам провиантского, фуражного и квартирного довольствия полка.… Заведует ею полковой квартирмейстер, на котором лежит обязанность принимать от казны и раздавать в роты (эскадроны) провиант, фураж и отпускаемые на эти предметы деньги». Здесь же раскрыта структура окружного интендантского управления и подробно расписываются его задачи: оно заведует снабжением войск и госпиталей предметами продовольствования, вещами, деньгами и разделено, соответственно, на три отделения — продовольственное, вещевое, денежное. Ежегодно окружное интендантское управление составляет сметы (исчисленные по определённым правилам и в установленной форме денежные расходы, необходимые для различных видов довольствия войск) и планы заготовлений (где, когда и по каким ценам выгоднее заготовить продукты, предлагаемые способы заготовления, пункты поставки, способ перевозки и т.д.).

В главе IV «О службе по военному ведомству вообще» рассматриваются вопросы о производстве в чины, перемещения и командировки, увольнение со службы, документы служебного состояния, награды по службе и при отставке и т.п.;

В главе VI «Довольствие войск и войсковое хозяйство» в числе прочих видов довольствия (провиантского, фуражного, вещевого, артиллерийского, квартирного и др.) изучается и денежное довольствие, его виды (суточные, наградные, столовые, прогонные и заработанные деньги) и порядок выплаты, подробно рассматриваются и образовавшиеся в полку казённые (продовольственные, лазаретные, квартирные и т.д.) и неказённые (офицерские, библиотечные и т. п.) суммы. В главе VII «Правила ротного хозяйства» рассматриваются права и обязанности должностных лиц роты: ротного командира, фельдфебеля, каптенармуса, артельщика и образного артельщика (т.е. лица, заведовавшего образовавшимися суммами роты).

Учебник этот имел большое количество приложений: 1) требовательная ведомость Н-ского полка о причитающихся офицерам за майскую 1865 года треть жалованья, столовых и прочих денег; 2) бланки ассигновки; 3) аттестат; 4) записка на выдачу примерной суммы на мелочные расходы; 5) денежный журнал; 6) книга переходящих сумм; 7) книга хозяйственных сумм на год; 8) кладовая записка о полковых и ротных суммах; 9) отчётный лист Н-ского полка по довольствию провиантом за … месяц … года; 10) материальная книга квартирмейстера Н-ского полка; 11) табель Н-ского полка о состоянии вещей Интендантского ведомства к … месяца … года; 12) требовательная ведомость Н-ского полка о сукнах, холсте и деньгах для построения обмундирования; 13) требовательная ведомость Н-ского полка о годовых и амуничных вещах и деньгах амуничных и ремонтных на содержание бессрочных вещей; 14) книга Н-ского полка о приходе и расходе мундирных и амуничных вещей и на построение иных отпущенных денег … года; 15) цейхгаузная книга; 16) книга мастерских; 17) арматурный список о вещах, состоящих на переведённом из  Н-ского полка в … полк рядовом… (ФИО); 18) книга оружейной мастерской; 19) отчётный лист о приварочных деньгах и провианте; 20) отчетный хозяйственный лист; 21) кухонная книга (на каждую роту); 22) отчётный лист о  продовольственной сумме и припасах; 23) общий денежный журнал на полк («…всякое получение денег, прежде всего, вносится в общий денежный журнал …»); 24) форма раздаточного списка денежных выдач нижним чинам.  Как видим, из 24-х наименований служебных документов, обязательных к исполнению, 16 их форм связаны или с движением денежных средств, или с отчётностью по ним.

С 1874 года начальником кафедры военной администрации и военного хозяйства становится генерал от инфантерии М.А. Газенкампф. На основе обобщения опыта Русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг. им подготавливается принципиально новое учебное пособие, в котором освещаются вопросы военного хозяйства в мирное и военное время. Оно выходит в 1880 году под названием «Военное хозяйство в нашей и иностранных армиях в мирное и военное время». Затем появляются курсы лекций М.А. Газенкампфа (1884—1886, 1890—1892 гг.), где предлагается изучение новых видов довольствия (в том числе и финансового), издаётся задачник по военной администрации для практических занятий в военных и юнкерских училищах.

Важной составляющей военно-экономической подготовки слушателей академии Генерального штаба стал и курс «Военной статистики». В его основе лежал экономико-географический обзор потенциальных театров военных действий и анализ состояния финансовой системы изучаемых стран. Существенный вклад в развитие этой дисциплины внес Д.А. Милютин, в то время профессор Николаевской академии Генерального штаба. Исследовав публикации немецких авторов, высказывающих различные мнения о военной географии и военной статистике, и предложения ряда военных теоретиков, предлагающих возвести их в ранг самостоятельных наук, будущий военный министр уточнил предмет «военной географии» и «военной статистики», определил место и роль статистики в системе политических наук и сделал вывод о том, что данные военно-экономического характера играют важную роль как при определении сильных и слабых сторон государства, так и при принятии стратегических решений. В 1847—1848 гг., появляется новый 2-томный труд Д.А. Милютина «Первые опыты военной статистики», ставший основным учебником для слушателей академии Генерального штаба. В нём была показана целостная система сведений военно-статистической направленности, используемых в мирное и военное время для финансово–экономического обоснования принимаемых решений по обеспечению обороноспособности империи.

Таким образом, глубокое изучение экономических и военно-экономических вопросов в военно-учебных заведениях вытекало из потребности решения все чаще возникающих военно-хозяйственных проблем вооруженных сил. Кроме того, преподавание слушателям дисциплин, содержащих военно–экономическую направленность, позволяло понимать ими объективные закономерности развития хозяйства вооруженных сил и предполагало, в дальнейшем, наличие высокой экономической компетенции всего офицерского корпуса. Это обеспечивало устойчивое функционирование экономики армии и флота и позволяло максимально успешно и в кратчайшие сроки решать как текущие, так и перспективные задачи, возникавшие перед вооружёнными силами Российской Империи.

Начало военных реформ (1860—1870 гг.), связанных с именем Д.А. Милютина, а также возрастающие требования к материальным средствам, поступающим в войска, увеличение их объёма и степени использования, приводят к объединению всех комиссариатских и провиантских ведомств в Главное интендантское управление. Первым генерал–интендантом военного ведомства и, соответственно, начальником Главного интендантского управления становится тайный советник Ф.Г. Устрялов. При нем учреждаются окружные интендантства, Главное интендантское управление получает статус центрального органа военного управления, повышается роль интендантской службы в процессе материального обеспечения войск. Все это вызывает необходимость в укомплектовании вооружённых сил офицерами и чиновниками экономического профиля подготовки. Впервые вопрос о создании специального курса для обучения офицеров–интендантов возник в 1869 году. Именно тогда при Главном интендантском управлении был создан Учёный комитет (позднее Технический комитет), который возглавил известный в то время технолог профессор М.Я. Киттары.На одном из заседаний комитета прозвучало мнение о полезности подготовки должностных лиц, в чьи функции входила бы оценка качества поставляемых промышленностью для нужд армии и флота материальных средств. Однако преимущественно узковедомственный подход к этой проблеме затормозил её решение почти на 30 лет. Хотя с 1891 года из числа выпускников академии Генерального штаба и назначалось 5 офицеров на интендантские должности, это не могло удовлетворить всё возрастающие потребности Военного министерства в подготовленных соответствующим образом должностных лицах.

В 1896 году полковник Н.И. Соловьёв, заведовавший мобилизационной частью Главного интендантского управления, вновь возбуждает ходатайство о необходимости принятия на интендантскую службу специально подготовленных чиновников и офицеров. В нем предлагается организация Интендантской офицерской школы с 20–ю обучающимися. Срок обучения предусматривался в 10 месяцев. После проработки указанных документов в Министерстве финансов 18 марта (по старому стилю) 1900 года последовало утверждение «Положения» и штата одногодичного Интендантского курса, который начал функционировать с осени 1900 года. Основными факторами, способствующими созданию курса, стали: резко возникшая потребность всех звеньев вооружённых сил в комплектовании офицерами, имеющими соответствующую подготовку; возросший объём обеспечения армии и флота в экономическом и финансовом отношении как в мирное, так и в военное время; усложнение номенклатуры заготовок и условий доставки материальных средств в войска. Однако Интендантский курс того времени, как отмечали многие военные деятели, был перегружен предметами технологической и технической направленности. Для того чтобы повысить уровень подготовки по военно-экономическим дисциплинам, можно было бы перераспределить учебное время в их пользу, однако это наносило ущерб инженерному образованию. Оставалось только увеличить срок обучения. Соответствующие организационные мероприятия были проведены довольно быстро, и уже в 1901 году Интендантский курс становится двухгодичным военно-учебным заведением. 20 мая 1903 года состоялся первый выпуск в количестве 33-х слушателей с двухгодичной подготовкой.

Наступивший XX век в военном  отношении характеризуется массовым применением вооружённых сил в решении международных конфликтов. В этих условиях военная мощь становится основным критерием могущества, всё подчиняется её наращиванию: экономика, политика, наука и техника. Пишут о политической экономии и об экономике боевых действий, пытаются нарисовать картину будущей мировой войны в целом и проанализировать её технические, экономические и политические аспекты. Так военно-экономические проблемы из узкоспециальных интендантских переходят в ранг задач государственной стратегии. В силу этих объективных причин вопросы военно-экономической направленности начинают профессионально изучаться и на Интендантском курсе, где накапливается опыт преподавательской работы, разрабатываются новые методические пособия, совершенствуется имеющаяся учебно-материальная база. Вырабатываются новые предложения о преобразовании Интендантского курса: увеличение срока обучения до 3–х лет; расширение существующих предметов обучения (к курсу химии предлагалось добавить аналитическую химию, а к курсу теоретической механики — раздел графической статистики); введение новых дисциплин — строительного искусства, составление отчётов по практической механике, счетоводства (так назывался раньше бухгалтерский учёт) и законоведения. В 1905/06 учебном году занятия стали проводиться по семестрам: в первом семестре преподавали технологию, химию, физику, статистику, военную географию и администрацию, счетоводство, законоведение и русский язык; во втором — технологию, химию, физику, электротехнику, теоретическую механику, строительное искусство, черчение, военную администрацию и военную статистику, законоведение, счетоводство и русский язык. Кроме того, в учебный план дополнительно были включены такие разделы: военное хозяйство — краткий очерк хозяйственного управления вооружёнными силами государств Западной Европы в сравнении с русской армией; военная статистика — экономико-географический обзор театров военных действий и состояние финансовой системы представленных стран; законоведение — изучались имущественное, вексельное и торговое право; финансовое право; организация финансового управления; порядок составления и рассмотрения государственного бюджета; налоговая и таможенная политика.

За пять лет работы (1900 – 1905 гг.) Интендантский курс наряду с учебным процессом провёл исследования по дальнейшему развитию системы подготовки офицерских кадров для Интендантского ведомства и с 1906 года был отнесён к разряду высших учебных заведений. Срок обучения увеличили до трёх лет, образовательная программа стала более обширной: добавились такие вопросы, как порядок составления и исполнения сметы Военного министерства, ведение отчётности по видам довольствия, сведения по вексельному и финансовому праву и др. В учебные планы включили также выполнение курсовых и дипломных проектов. Офицерам, окончившим Интендантский курс, предоставлялись права выпускников академии. За 1907 – 1909 гг. трёхлетний курс  обучения окончили 90 офицеров; всего же к тому времени было подготовлено 224 человека (210 офицеров и 14 чиновников).

Дальнейшее развитие системы профессиональной военно-экономической подготовки офицерских кадров связано с именем профессора академии Генерального штаба (1890—1907 гг.), Интендантского курса (1900—1910 гг.) и Интендантской академии (1912—1917 гг.) генерала от инфантерии Ф.А. Макшеева. Им был проведён ретроспективный анализ экономического обеспечения войн с глубокой древности до начала XX века и сделан вывод о тенденции роста масштаба военного потребления в связи с совершенствованием средств вооружённой борьбы. Увеличение масштаба и объёмов военного потребления повлекли за собой формирование военного хозяйства (прообраза нынешней экономики Вооружённых сил). Это послужило основанием для повышения роли интендантской службы в решении вопросов экономического обеспечения войск и передачи ей ряда военно-хозяйственных функций. Поэтому в программе военной реформы 1905—1912 гг. и были предусмотрены мероприятия, связанные с преобразованием Интендантского ведомства: утверждается новое «Положение», штаты; расширяются права и обязанности корпусного интендантства; увеличивается численность Главного управления (причем из четырех штатных должностей офицеров три должности должны были  замещаться выпускниками Интендантского курса); в мирное время учреждаются дивизионные и бригадные интендантства. Эти преобразования послужили основанием для переработки учебных планов и Интендантского курса. В новой учебной программе эти теоретические положения закрепляются с учётом общего развития военного дела: введён курс «Военное хозяйство», как самостоятельный изучаемый предмет, заменивший курс «Военная администрация» и наиболее полно отвечающий требованиям военной и экономической наук; начато преподавание военной стратегии, знакомившей слушателей с важнейшими элементами военного искусства; для обобщения исторического опыта и его внедрения в практику повседневной деятельности подробно изучаются материалы по вопросам обеспечения боевых действий в интендантском отношении, сокращается курс общей  бухгалтерии, взамен этого вводится изучение кассовых и сметных правил, счетоводства и отчётности; общая и военная статистика объединяются с военной географией, которая дополняется сведениями по обзору пограничных пространств сопредельных с Россией государств; вводятся делопроизводство в интендантских учреждениях и заведениях, экономическая география и другие дисциплины. Всего в новый учебный план было включено 14 предметов, главный принцип изучения которых стал: учись делать в мирное время то, что тебе придётся делать на войне. Такая постановка учебных занятий обеспечивала основательную экономическую и финансовую подготовку соответствующих должностных лиц в армии и на флоте, способствовала правильному комплектованию войсковых органов интендантского ведомства и соответствовала дальнейшим мероприятиям по его реорганизации.

18 декабря (по старому стилю) 1911 года Интендантский курс преобразуется в Интендантскую академию. На торжественном мероприятии, посвящённом этому событию, присутствуют военный министр, начальник Генерального штаба, Главный интендант, начальники Императорской военной, юридической, Николаевской инженерной, артиллерийской и других академий. В адрес нового военно-учебного заведения поступает телеграмма и от Николая II с благодарностью и пожеланием плодотворной работы на пользу родной армии.

Новое военное учебное заведение отвечало всем требованиями, предъявляемыми к высшей школе: тщательно анализируется и обобщается опыт научной и педагогической деятельности в области подготовки специалистов военного хозяйства; организуются и проводятся исследования по проблемам обеспечения войск (в то время не существовало научно–исследовательских центров в системе органов военного управления); практикуется приглашение видных учёных и педагогов из других военных академий для чтения лекций и проведения практических занятий; создаются качественно новые уставные и другие руководящие документы по обеспечению жизнедеятельности войск; развиваются теория и практика тыловой подготовки армии и флота в мирное и военное время; положено начало выступлениям в печати представителей интендантства — в «Военном сборнике» (издавался с 1858 года), «Интендантском журнале» (издавался с 1899 года), военной газете «Русский инвалид» (выпускалась в 1813—1917 гг.).

В 1912 году Интендантская академия произвела свой первый выпуск, направив в войска 47 человек, из них в пехоту — 40, артиллерию — 2, инженерные войска — 1, кавалерию — 1, интендантское ведомство — 3. Выпускники академии имели следующие воинские звания: капитан — 2, штабс-капитан — 32, поручик — 13.

Развитие преподавания экономических и финансовых дисциплин сопровождалось появлением новых форм учебно-методической работы. Традиционная лекционная система дополняется различными видами практических занятий; поощряется научное творчество слушателей в написании рефератов и работ, носящих характер самостоятельных исследований; расширяется изучение экономической теории — всё это способствует формированию высокообразованного офицерского корпуса, способного мыслить не только военными, но и экономическими категориями.

Важнейшим этапом в развитии экономического и военно-экономического образования становится курс «Военное хозяйство», подготовленный профессором Ф.А. Макшеевым на базе его фундаментального труда «Военное хозяйство в мирное время в армиях: русской, германской, австрийской и французской (сравнительный очерк современного устройства)». Сочинение охватывает вопросы подготовки к войне, а также основы снабжения и обеспечения войск различными видами довольствия. Свой учебный курс Ф.А. Макшеев начинает с изучения военных финансов: на вооружённую силу расходуется очень крупная часть государственных средств, поэтому правильное определение цифры этого расхода и составляет первую задачу военного хозяйства.То есть основная проблема, по мнению автора, заключается в нахождении оптимальной цифры ежегодных расходов на армию и флот. Кроме того, заслугой учёного является и то, что им предложена система показателей, которая позволила сравнить расходы на вооружённые силы стран, различающихся по величине территории, численности населения, размеру национального бюджета и другим параметрам: процентное соотношение военных расходов к общегосударственным расходам; размер военных расходов на душу населения; среднегодовая стоимость содержания одного военнослужащего; соотношение обыкновенных (текущее содержание армии) и единовременных расходов (по современной терминологии — научно–исследовательские и опытно-конструкторские работы, закупка вооружения, военной и специальной техники);

Проведя глубокий анализ цифрового материала, Ф.А. Макшеев делает следующие выводы:

  1. Несмотря на то, что русская армия самая большая в мире (в то время около 1200,0 тыс. чел.) размер её содержания сопоставим с расходами на армию таких стран, как Германия, Франция, США и составляет 23 проц. от общегосударственных. Это достаточно невысокая цифра — при огромном различии в территории и населении для Германии данный показатель составил 38 проц.;
  2. Размер военных расходов на душу населения (3,2 руб. в год) сравним с  Данией, Бельгией и  Грецией;
  3. Среднегодовая стоимость содержания одного военнослужащего в России чрезвычайно низка, составляет 295 руб. в год  и несравнима ни с одной армией мира (от 414 руб. во Франции до 3000 руб. в США); соотношение обыкновенных и единовременных военных расходов в нашей стране составляло соответственно 93 проц. и 7 проц., а в Германии – 74 проц. и 26 проц.

Первая мировая война предъявила к экономике куда более высокие требования, чем те, которыми руководствовались генеральные штабы воюющих держав. В приложении к рассматриваемому труду — «Главнейшие изменения, происшедшие во время  печатания этой книги» — автор уточняет вопрос о назначении и ассигновании денег на мобилизацию и на войну; о различных деталях денежного довольствия, введённых в 1914 – 1915 гг., и чётко выделяет в  военной экономике две части: одна заключена в хозяйстве страны (производство), другую представляет хозяйство вооружённых сил. В нём также намечены два звена, которые по функциональному назначению можно обозначить как распределительное звено и звено, обслуживающее непосредственное потребление конечной военной продукции. Так, хозяйство по интендантскому довольствию разделено на интендантское хозяйство (по линии тыловых учреждений) и войсковое хозяйство. Это разделение позже послужило Ф.А. Макшееву обоснованием мысли о необходимости создания, наряду с курсом военного хозяйства, курса военной экономики.Но данную задачу он адресует уже не интендантам: — по мнению учёного, она лежит на экономистах (финансовая подготовка государства к войне, финансирование войны) и политэкономах (экономическая подготовка государства к войне и организация национального хозяйства во время войны).

Таким образом, завершающийся процесс консолидации отдельных звеньев военной экономики в систему военно–экономических знаний позволяет заключить, что для исследуемого периода характерен повышенный интерес к сущности, содержанию, структуре новых учебных предметов, их месту в науке, взаимоотношению с другими дисциплинами. Происходит систематизация теории и опыта, сведение в единый учебный курс военного хозяйства, отдельных, содержащихся в различных науках, в действующих законоположениях и в повседневной практике суждений, норм и правил, относящихся к экономическому обеспечению оборонного строительства. Практическое же внедрение этих положений в образовательный процесс военных учебных заведений началось с создания в 1832 году академии Генерального штаба. Именно тогда формируется профессорско-преподавательский состав, активно исследующий военно–экономическую проблематику, а военная наука и образование приобретают системный характер.

Понятно, что появление новых идей и их теоретическое осмысление преобразовали имеющиеся знания и вывели военно–экономическую науку и военное образование на качественно новый уровень. Однако их развитие имело свои особенности, ибо опиралось не на коллективный разум общества, а на гениальность и одарённость отдельных личностей, посвятивших свою жизнь научным исследованиям и воспитанию будущего поколения страны.

Оценивая прошлое, следует признать, что система экономического и военно-экономического образования офицерских кадров приобрела богатейший опыт, на основе которого выработались устойчивые традиции и были подготовлены высокопрофессиональные преподавательские кадры. Именно эти качества помогали выстоять ей в трудных испытаниях и, будем надеяться, позволят совершенствоваться в XXI веке.

 Подполковник А.А. ПРИХОДЧЕНКО