ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ ПРИСЯГИ В РУССКОЙ АРМИИ В ХIХ — НАЧАЛЕ ХХ века

ВОИНСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

БАЯНДИН Владимир Ильич — учёный секретарь учёного совета кафедры Отечественной истории Новосибирского государственного педагогического университета (НГПУ), доцент, кандидат исторических наук (г. Новосибирск. Е-mail: ilan-sib@ ramber.ru)

Особенности принятия присяги в русской армии в ХIХ — начале ХХ века

Военная присяга — торжественное обещание, даваемое каждым военнослужащим (гражданином) при призыве или поступлении на военную службу, является важным правовым и морально-политическим актом, становясь для военнослужащего законом, подлежащим неукоснительному исполнению. Текст присяги обычно устанавливается в законодательном порядке, а само его содержание и ритуал принятия присяги отражают исторические и национальные традиции страны и её вооружённых сил.

В Российской империи ритуал принятия военной присяги обставлялся как «торжественный обет», даваемый каждым воином при вступлении на службу в верности монарху и Отечеству, в беспрекословном «повиновении начальству и воинским законам и в точном исполнении всех своих обязанностей». Ритуал принятия присяги совершался обычно в церквах или на сборных местах в присутствии духовенства и военного начальства, при знамёнах или штандартах с целованием креста и святого Евангелия.

В Рекрутском уставе 1831 года в ст. 396 отмечалось, что «рекруты, окончательно рекрутским присутствием принятые, немедленно по окончании каждого заседания приводятся к присяге духовными лицами того вероисповедования, к коему принадлежат, и на языке, который им известен»1. Таким образом, присягу молодые люди, поступавшие на военную службу, должны были принимать в тот же день, когда состоялось решение об их призыве, и в тех местах, где и шёл этот призыв. Однако из этого правила были исключения. В случае, если рекрут отказывался по тем или иным причинам принимать присягу, его брали на службу и отправляли в воинскую часть без присяги, особо отмечая этот факт в формулярных списках.

Впоследствии эти лица принимали торжественный обет, текст которого в основном повторял текст присяги, исключались лишь упоминания о Всемогущем Боге и Святом Евангелии, о целовании креста, т.е. слова, присущие православному вероисповеданию. По такому же принципу готовились тексты присяги для лиц других конфессий, при этом и ритуал принятия присяги (торжественного обета, клятвенного обещания) отличался от общепринятого. Читателю, видимо, интересно будет ознакомиться с выдержкой из текста присяги, разработанным для рекрутов еврейской национальности и опубликованным в 1838 году в Своде военных постановлений.

«Форма обряда присяги рекрут из евреев

Ст. 1. Для присяги еврейского рекрута назначаются свидетели:

а) со стороны гражданского начальства, стряпчий и член магистрата и ратуши,

б) со стороны евреев потребное число почётных… которое бывает не менее десяти. Сверх сего должны быть те люди и в том числе, как у них бывает при суде, называемом Бес-Дин.

Ст. 2. Присяга еврейских рекрутов должна быть совершаема в синагоге или школе, в которых отправляется еврейское богослужение, над священною книгою (Сефир Торою).

Ст. 3. Сия книга должна быть одна из тех, по которым читается священный закон во время еврейского богослужения.

Ст. 4. Если губернское правление не удостоверено, что будет употребляема для присяги книга, не имеющая никакого недостатка, то может, во время богослужения прежде присяги, приказать запечатать ту, по которой евреи читают закон.

Ст. 5. Присяга совершается в субботу и в другие еврейские праздничные дни.

Примечание: губернское правление имеет реестр праздничных дней, в которые присяга запрещается евреям.

Ст. 6. Рекрут приводится к присяге раввином, но не тем, который находится в числе свидетелей, а особенным, утверждённым от начальства и не дающим сомнения о повиновении законам государства.

Ст. 7. Раввин должен быть того же учения (секты), к которому принадлежит приводимый к присяге еврей.

Ст. 8. Прежде нежели раввин приступит к исполнению обрядов присяги, стряпчий делает приличное ему внушение о его обязанности в сем случае.

Ст. 9. Потом приводящий к присяге раввин читает и подписывает удостоверение по прилагаемой при сем форме, что он исполнит свою обязанность в точности.

Ст. 10. После сего раввин читает приводимому к присяге рекруту увещевание по прилагаемой форме.

…Ст. 17. Стряпчий и член магистрата или ратуши имеют форму присяги на еврейском языке, писанную русскими буквами, и поверяют каждое слово, произносимое раввином и рекрутом.

Примечание. Для наблюдения за точностью в обрядах, совершаемых на еврейском языке, употребляются сверх свидетелей благонадёжные крещёные евреи или знающие хорошо еврейский закон христиане, если губернское правление имеет в виду таковых людей.

Ст. 18. Присяжный лист подписывается раввином и всеми свидетелями, христианами и евреями, и представляется стряпчим в казённую палату.

Примечание. Присяжные листы должны быть печатными.

Ст. 19. В заключение обряда еврей, назначенный для сего особо, трубит в рог Шофер четырьмя разными тонами.

Ст. 20. После присяги рекрут отдаётся военному чиновнику под расписку. Стряпчий представляет оную казённой палате»2.

Среди священнослужителей разных конфессий, которые должны были приводить к присяге рекрутов, только от раввина требовали свидетельство о том, что свои обязанности при принятии присяги рекрутом-евреем он исполнит в полном соответствии с законом. Вот как выглядел текст этого важного документа:

«Форма удостоверения раввина, приводящего рекрут из евреев к присяге, в том, что он исполнит обряд оной точно.

Призываю в свидетели Бога, что я с моей стороны, по знанию законоучителя евреев, не упущу ничего, что по нашему закону требуется в обрядах присяги, для святости и нерушимости оной.

Если с моей стороны что будет допущено с намерением для ослабления присяги, даваемой рекрутами-евреями, то, во-первых, проклятие Божие да постигнет меня с семейством моим и весь народ Израильский как клятвопреступников; во-вторых, сим изъявляю готовность подвергнуться наказанию по законам за таковое моё преступление»3.

Законом предусматривалось, что раввин обязательно должен поставить свою подпись под этим удостоверением, прежде чем он приступит к процедуре приведения рекрутов-евреев к присяге.

В феврале 1904 года вышло высочайшее повеление о порядке приведения к присяге финских новобранцев «без содействия духовных лиц, непосредственно чрез подлежащее высшее начальство… при самом приёме их на службу в местах призыва…»4. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Устав Рекрутский 1831 года. М., 1831. С. 19.

2 Свод военных постановлений. Ч. 2. Устав о службе по военному ведомству вообще. Изд. 2. СПб., 1907. Приложение IХ. С. 10—12.

3 Там же. С. 12.

4 Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е. Т. 24. СПб., 1907. С. 127.