1

Организация инженерно-аэродромного обеспечения ВВС фронтов при их подготовке к боевым действиям в первом периоде Великой Отечественной войны (22 июня 1941 — 19 ноября 1942 г.)

Аннотация. В статье проанализировано развитие планирования и организации инженерно-аэродромного обеспечения ВВС (воздушных армий — ВА) фронтов в первом периоде Великой Отечественной войны.

Summary. The paper analyzes progress in planning and organizing airfield-engineering aviation support of the Air Force (air armies — AA) of the fronts during the first period of the Great Patriotic War.

Великая Отечественная война 1941—1945 гг. 

ЧУТРОВ Николай Евгеньевич — заместитель начальника кафедры истории войн и военного искусства Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», подполковник, кандидат исторических наук

(г. Воронеж. E-mail: chutrn@rambler.ru);

БЕЛОУСОВ Владимир Владимирович — преподаватель кафедры истории войн и военного искусства Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», кандидат исторических наук

(г. Воронеж. E-mail: bvv8408@mail.ru).

 

Организация инженерно-аэродромного обеспечения ВВС фронтов при их подготовке к боевым действиям в первом периоде Великой Отечественной войны

(22 июня 1941 — 19 ноября 1942 г.)

 

Опыт инженерно-аэродромного обеспечения ВВС (ВА) фронтов первого периода Великой Отечественной войны показал необходимость как заблаговременного, так и своевременного проведения работ по планированию инженерно-аэродромного обеспечения частей и соединений ВВС (ВА) фронтов в ходе боевых действий. В первом периоде Великой Отечественной войны, несмотря на трудности, возникавшие под воздействием многочисленных условий и факторов, организация инженерно-аэродромного обеспечения частей и соединений ВВС (ВА) фронтов при подготовке к боевым действиям постепенно улучшалась, оптимизировались задачи и способы их решения.

В период подготовки к боевым действиям подразделения и части инженерно-аэродромного обеспечения решали задачи:

— подготовка в минимально возможные сроки оперативных аэродромов в количестве, позволявшем осуществлять приём резервов, обеспечение боевой работы авиации и её манёвра как в пределах фронта, так и между фронтами;

— содержание оперативных аэродромов в постоянной эксплуатационной готовности в течение всей операции и боевых действий;

— выполнение мероприятий по маскировке аэродромов (аэродромной сети), минирование и разминирование аэродромов1.

В первые месяцы войны организация инженерно-аэродромного обеспечения была слабой, а взаимодействие тыла ВВС фронтов со штабами находилось на зачаточном уровне. Так, командующим ВВС КА в директиве № Д/384 от 15 ноября 1941 года было отмечено, что базирование авиационных группировок, независимо от вида авиации, не было обеспечено аэродромами на необходимую оперативную глубину, руководство строительством и расстановкой батальонов аэродромного обслуживания было слабым, из-за чего часть аэродромов вследствие своего места расположения были непригодными для базирования авиации по замыслам командующих ВВС фронтов. Командиры авиационных частей и соединений выбирали аэродромы базирования, не имея сведений об их пригодности2. Это не позволяло осуществлять эффективное боевое применение фронтовой авиации, приводило к распылению материальных средств и нерациональному использованию частей тыла ВВС фронтов.

Для исправления ситуации в деле организации инженерно-аэродромного обеспечения потребовалось привлечение внимания к проблеме выработки единого понимания командным и руководящим составом ВВС фронтов и их тыла вопросов организации инженерно-аэродромного обеспечения. Для этого командующий ВВС КА в этой же директиве приказал командующим ВВС фронтов разрабатывать планы устройства тыла, рассредоточивать авиационные части и батальоны аэродромного обслуживания по имевшимся аэродромам, а от их штабов потребовал изучать аэродромную сеть, планировать её развитие и использование вместе с тылом ВВС фронта3.

Инженерно-аэродромное обеспечение частей и соединений фронтовой авиации в первом периоде Великой Отечественной войны включало в себя тыл ВВС округа (фронта), районы авиационного базирования, инженерно-аэродромные батальоны, авиационные базы, батальоны аэродромного обслуживания, роты аэродромного обслуживания4.

На тыл ВВС округа (фронта) возлагались задачи по руководству строительством, оборудованием и ремонтом аэродромной сети. Помощник командующего ВВС округа (фронта) по тылу через тыл ВВС округа (фронта) осуществлял непосредственное управление районами авиационного базирования, которые отвечали за подготовку территории в аэродромном отношении с целью обеспечения манёвра авиации как в пределах фронта, так и между фронтами5.

Подготовка территории фронта в аэродромном отношении осуществлялась на основании решения командующего ВВС фронта и с учётом задач ВВС армий6. Оценив обстановку, начальник тыла ВВС округа (фронта) принимал решение, которое являлось основанием для планирования, осуществлявшегося штабом тыла.

Для обеспечения базирования авиации фронта, позволявшего выполнение авиацией манёвров по замыслам командующих ВВС фронтов и армий, выполнялся ряд мероприятий по планированию организации тылового обеспечения боевых действий. План устройства тыла ВВС фронта разрабатывался на основании: директив командующего ВВС КА; директив начальника штаба ВВС КА о границах авиабазирования фронтов, тыловых границах; плана строительства аэродромов; указаний центральных управлений Красной армии; приказов и приказаний командования фронта7.

В плане устройства тыла указывались: границы базирования ВВС фронта; границы районов авиационного базирования; состав тыловых частей, входивших в районы авиационного базирования; подготовка территории фронта в аэродромном отношении (районы строительства и количество аэродромов, подлежавших подготовке аэродромным отделом фронта; районы строительства и количество аэродромов, подлежавших подготовке начальниками районов авиационного базирования, силами инженерно-аэродромных батальонов, местного населения; районы, где велась разведка аэродромов, какими средствами, куда и к какому сроку необходимо было представлять полученную информацию)8.

При представлении командующему ВВС фронта плана устройства тыла к нему прилагались: карта масштаба 1 : 500 000 или 1 : 1 000 000 с аэродромной сетью фронта, границами районов авиационного базирования, аэродромными узлами, районами строительства новых аэродромных узлов; список аэродромной сети ВВС фронта; план перебазирования тыловых частей и учреждений при продвижении вперёд и при отходе назад9. Командующий и военный комиссар ВВС фронта утверждали План устройства тыла и План перебазирования тыловых частей и учреждений. Наряду с этими планами основными документами для организации работы тыла являлись: тыловые сводки; приказы, приказания и распоряжения по тылу; справки о состоянии тыла10.

На основании выписки из планов устройства тыла ВВС фронта начальник района авиационного базирования с помощью отдела аэродромного строительства района осуществлял планирование инженерно-аэродромного обеспечения в границах района авиационного базирования. В ряде случаев с целью наиболее оперативного решения задач, руководства и контроля организации строительства аэродромов в места строительства высылались представители отдела аэродромного строительства фронта. Так, в отчёте о деятельности отдела аэродромного строительства ВВС Северо-Западного фронта отмечалось: «В период наступления наших войск по направлению Осташков — Пено — Андреаполь — Торопец и далее, а также в период окружения 16 немецкой армии отдел аэродромного строительства фронта строительством аэродромов руководил непосредственно, что дало возможность, получив задание командующего, осуществлять его быстро, минуя дополнительные инстанции»11. А такими инстанциями являлись тогда отделы аэродромного строительства районов авиационного базирования.

Состав сил и средств инженерно-аэродромного батальона позволял выполнять работы по изысканию, строительству, восстановлению аэродромов и сооружений на одном—двух объектах в установленные командованием сроки12.

Совершенствование управления деятельностью инженерно-аэродромных батальонов напрямую оказывало влияние на их возможности. Так, в 1942 году перед полностью укомплектованным инженерно-аэродромным батальоном, не входившим в район авиационного базирования, ставилась задача по строительству трёх аэродромов в срок до 20 дней с двумя полосами (без искусственного покрытия) для взлёта и посадки на каждом, с каковой они успешно справлялись13. В то время как летом 1941 года инженерно-аэродромные батальоны, входя в район авиационного базирования и подчиняясь его начальнику, в выполнении подобных задач встречали серьёзные трудности. Проблема заключалась в том, что районы авиационного базирования не могли обеспечить полноценного и своевременного руководства инженерно-аэродромными батальонами по строительству аэродромов: не хватало личного состава в управлениях районов авиационного базирования и была сильная загруженность вопросами обеспечения боевых действий авиации и поддержания в эксплуатационной готовности аэродромов, занятых авиационными частями и соединениями. Так, командующий ВВС Северо-Западного фронта генерал-майор авиации Т.Ф. Куцевалов в приказе № 011 от 1 ноября 1941 года отмечал, что подчинение инженерно-аэродромных батальонов районам авиационного базирования и возложение на них руководства строительством оперативных аэродромов себя не оправдало14.

В связи с этим для восстановления руководства строительством оперативных аэродромов уже к осени 1941 года батальоны были включены в состав тыла ВВС фронтов. С этого времени за ход строительства стал отвечать начальник отдела аэродромного строительства тыла ВВС фронта. На районы авиационного базирования были возложены задачи только по подготовке и поддержанию в эксплуатационной готовности аэродромов в зимних условиях15.

Данная реорганизация позволила исключить дублирование в руководстве строительством оперативных аэродромов на территории районов авиационного базирования, т.к. ранее в границах фронта за строительство отвечали и помощник командующего ВВС округа (фронта) по тылу, и начальник района авиационного базирования, что ухудшало качество управления. Изменения в организационной структуре исключали район авиационного базирования из цепочки руководства строительством оперативных аэродромов «тыл ВВС округа (фронта) — район авиационного базирования — инженерно-аэродромный батальон», вследствие этого «заказчик» и «исполнитель» стали работать напрямую, что позволило уменьшить время доведения задач до исполнителей.

В ВВС округа (фронта) задачи инженерно-аэродромного обеспечения по поддержанию аэродромов в постоянной эксплуатационной готовности и по производству маскировочных работ возлагались на авиационные базы из состава районов авиационного базирования. Для их выполнения в авиационной базе имелись: управление авиационной базы, батальон аэродромного обслуживания, аэродромно-техническая рота16. Опыт первых месяцев войны и манёвренный характер боевых действий на широком фронте выявили необходимость исключения структуры управления авиационной базы из цепи управления между районом авиационного базирования и батальоном аэродромного обслуживания как лишнего звена.

Директивой заместителя НКО СССР генерал-лейтенанта авиации П.Ф. Жигарева № 165233сс от 24 августа 1941 года управления авиационных баз были расформированы, а высвободившийся личный состав был обращён на укомплектование управлений районов авиационного базирования17. Это позволило начальнику района авиационного базирования осуществлять руководство и контроль над подготовкой территории района в аэродромном отношении, а также более эффективно руководить деятельностью батальонов аэродромного обслуживания и аэродромно-технических рот по поддержанию аэродромов в постоянной готовности.

Одну из важнейших задач инженерно-аэродромного обеспечения по содержанию в постоянной готовности аэродромов решали батальоны аэродромного обслуживания. Каждый такой батальон являлся отдельной тыловой частью, входившей в состав авиационной базы. Командир батальона находился в подчинении командира авиационной базы, а в оперативном отношении — командира авиационного полка. Он отвечал за содержание закреплённых за батальоном аэродромов и аэродромных сооружений в постоянной эксплуатационной готовности. Управление подчинёнными командир осуществлял через свой штаб. Задачами начальника штаба по инженерно-аэродромному обеспечению являлись получение и обработка данных о тыловой обстановке, организация маскировки аэродромов18. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

______________________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ). Ф. 35. Оп. 11300. Д. 21. Л. 7—9; Д. 72. Л. 70—72; Оп. 11285. Д. 39. Л. 58, 175, 179—180.

2 Сборник документов по организации материального и аэродромно-технического обеспечения боевых действий ВВС Красной армии 1941—1944 гг. Т. 2. Монино: ВВА, 1960. С. 32, 33.

3 Там же. С. 34.

4 ЦАМО РФ. Ф. 35. Оп. 11325. Д. 28. Л. 33, 34, 154, 161, 171, 195; Мякошин В.А., Паршинцев А.А. Развитие авиационного тыла (1914—1990). Монино: ВВА, 1991. С. 33—38.

5 ЦАМО РФ. Ф. 35. Оп. 11285. Д. 39. Л. 33—35.

6 Советские Военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.: сборник документов № 2 (22 июня 1941 г. — 18 ноября 1942 г.). М.: Воениздат, 1958. С. 38, 39.

7 Сборник документов по организации материального и аэродромно-технического обеспечения… С. 40, 41.

8 Там же. С. 38, 39.

9 Там же. С. 39, 40.

10 ЦАМО РФ. Ф. 35. Оп. 11325. Д. 84. Л. 71.

11 Там же. Оп. 11300. Д. 151. Л. 30.

12 Там же. Оп. 11282. Д. 69. Л. 228—234.

13 Там же. Оп. 11285. Д. 547. Л. 42.

14 Там же. Ф. 221. Оп. 1374. Д. 138. Л. 26.

15 Там же. Л. 27.

16 Там же. Ф. 35. Оп. 11325. Д. 28. Л. 33, 34, 154, 161, 171, 195; Мякошин В.А., Паршинцев А.А. Указ. соч. С. 33—38.

17 Советские Военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне… С. 11, 12.

18 ЦАМО РФ. Ф. 35. Оп. 11285. Д. 39. Л. 171—173, 175.