Опыт подготовки военного персонала Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации в период с 1992 по 2005 год

Аннотация. В статье исследуется опыт подготовки военного персонала Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации в период с 1992 по 2005 год.

Summary. The paper examines the practice of training military personnel for the Uniform Air Traffic Organization System of the Russian Federation from 1992 to 2005.

ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Крылов Семён Владимирович — старший научный сотрудник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил РФ, полковник запаса, кандидат исторических наук, доцент

(Монино Московской обл. E-mail: makar2466@mail.ru).

 

Опыт подготовки военного персонала единой системы организации воздушного движения Российской Федерации в период с 1992 по 2005 год

 

Безусловно, безопасность полётов в значительной степени зависит от профессиональной подготовленности персонала, обслуживающего воздушное движение.

Это положение в полной мере относилось и к профессиональной подготовке военных специалистов Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (ЕС ОрВД РФ) в период с 1992 по 2005 года.

В это время первоначальная подготовка диспетчерского состава военных секторов центров Единой системы ОрВД осуществлялась в вузах Военно-воздушных сил (ВВС), а их переподготовка и повышение квалификации — на курсах при центрах боевого применения и переучивания лётного состава (ЦБП и ПЛС)1, что в общем случае полностью обеспечивало решение задач безопасности полётов военной авиации.

После того как Советский Союз прекратил свое существование, набор в Багеровский филиал Ворошиловградского высшего военного авиационного училища штурманов (ВВАУШ) имени Пролетариата Донбасса, осуществлявший подготовку диспетчерского состава для военных секторов центров Единой системы управления воздушным движением СССР (ЕС УВД СССР), был прекращён.

Сам филиал был переведён в г. Ейск, где на базе Ейского высшего военного авиационного училища лётчиков (ВВАУЛ) имени дважды Героя Советского Союза лётчика-космонавта СССР В.М. Комарова был заново сформирован для последующего включения в состав профильного высшего военного авиационного училища в качестве филиала для подготовки офицеров боевого управления (ОБУ).

Затем, согласно директивам Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации от 12 июня 1993 года № 314/6/0700 и Главного штаба Военно-воздушных сил от 9 сентября 1993 года № 123/3/0971, он был включён в состав Качинского ВВАУЛ имени А.Ф. Мясникова2.

Начальником Ейского филиала Качинского ВВАУЛ имени А.Ф. Мясникова стал полковник Е.Н. Кругликов, начальником штаба — полковник Г.Н. Нечваль, а начальником учебного отдела — полковник В.В. Гаврищака.

Таким образом, было сформировано единственное в Вооружённых силах Российской Федерации высшее военное учебное заведение, осуществлявшее подготовку квалифицированных специалистов, предназначавшихся для использования на должностях, связанных с непосредственным руководством полётами, боевым управлением авиацией и управлением воздушным движением с авиационных пунктов управления всех министерств и ведомств.

Уникальность филиала Качинского ВВАУЛ имени А.Ф. Мясникова состояла ещё и в том, что в его стенах была впервые предпринята попытка готовить специалиста-управленца к исполнению разноплановых обязанностей одновременно в нескольких областях (сферах) деятельности, требовавших знаний не только в области управления экипажами летательных аппаратов в воздухе в мирное время3, но и, прежде всего, знаний и навыков в области боевого управления авиацией, т.е. при решении боевых задач.

Главной проблемой при подготовке специалистов-управленцев в филиале Качинского ВВАУЛ имени А.Ф. Мясникова являлось то обстоятельство, что неоправданно большое количество структур в других авиационных ведомствах страны, параллельно готовивших в то время специалистов одного профиля, исключало возможность формирования единого подхода к организации обучения, распыляло силы, средства и накопленный опыт методики их подготовки, а также не позволяло аккумулировать усилия для создания целостной системы.

Это, в конечном итоге, крайне отрицательно сказывалось на эффективности и слаженности работы расчётов пунктов управления различных авиационных ведомств, при совместном выполнении ими задач по организации полётов (перелётов), непосредственному управлению экипажами в воздухе и обеспечению безопасности полётов.

В июне 1995 года филиал Качинского ВВАУЛ имени А.Ф. Мясникова (г. Ейск), в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 марта 1995 года № 94 и приказанием Начальника Главного штаба ВВС от 14 апреля 1995 года № 64, был передан в состав Краснодарского высшего военного авиационного училища (ВВАУ) имени А.К. Серова, территориально оставшись в г. Ейске4. Руководящий состав филиала Краснодарского ВВАУ имени А.К. Серова остался прежним (полковники Е.Н. Кругликов, Г.Н. Нечваль, В.В. Гаврищака).

Характерно, что именно в стенах филиала Краснодарского ВВАУ имени А.К. Серова впервые был остро поставлен вопрос подготовки диспетчерского состава для военных секторов центров Единой системы организации воздушного движения. В связи с чем сотрудниками научно-исследовательской лаборатории филиала Краснодарского ВВАУ имени А.К. Серова А.В. Бодяком и С.В. Бодяком была выполнена научно-исследовательская работа «Квалификация», в которой был детально рассмотрен новый профессиональный вид деятельности инженера по управлению воздушным движением — офицер военного сектора ЕС ОрВД. Таким образом, в филиале Краснодарского ВВАУ имени А.К. Серова начали реализовываться учебный план и программа высшего профессионального образования третьего уровня (дипломированный специалист) по специальности 240300 — «Эксплуатация воздушного транспорта и управление воздушным движением».

Параллельно с этим, на созданных при 43-м Центре боевого применения и переучивания лётного состава в г. Рязани офицерских курсах (в группе офицеров ЕС ОрВД), начала свою реализацию программа дополнительного образования военных специалистов Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации.

Необходимость создания данной программы была обусловлена тем обстоятельством, что на тот момент времени военно-специальная подготовка, определённая существовавшими квалификационными требованиями, не позволяла включить в учебный процесс филиала Краснодарского ВВАУ имени А.К. Серова специфические вопросы функционирования Единой системы организации воздушного движения. К сожалению, эта проблема не была полностью решена и в рамках курсовой подготовки в группе офицеров ЕС ОрВД по ряду причин:

1) в учебном плане-программе практически на три четверти было повторено основное содержание дисциплин курса филиала Краснодарского ВВАУ имени А.К. Серова по специальности 240300 — «Эксплуатация воздушного транспорта и управление воздушным движением»;

2) теоретические и особенно практические аспекты обучения были слабо увязаны со спецификой будущей деятельности обучавшихся офицеров, как должностных лиц оперативно-диспетчерского состава военных секторов центров ЕС ОрВД;

3) не учитывалась разница в условиях служебной деятельности обучавшихся офицеров;

4) в ряде дисциплин излагались вопросы, практически не имевшие выхода на проблемы использования воздушного пространства и непосредственного управления воздушным движением или повторно давались вопросы вузовского образования, знание которых у обучавшихся офицеров уже было подтверждено дипломом;

5) в учебном плане-программе отсутствовали такие важные дисциплины, касавшиеся специфики деятельности оперативно-диспетчерского состава, как «Боевая и мобилизационная готовность», «Метеорологическое обеспечение», «Организация лётной работы», «Воздушное право и правовое регулирование деятельности оперативно-диспетчерского состава военных секторов центров ЕС ОрВД», «Гражданская оборона».

Таким образом, стало очевидным, что хотя действовавшая система подготовки офицерских кадров для военных секторов центров ЕС ОрВД обеспечивала в то время получение ими высшего профессионального образования в стенах филиала Краснодарского ВВАУ имени А.К. Серова, тем не менее, качество дополнительного образования оперативно-диспетчерского состава военных секторов центров ЕС ОрВД оставляло желать лучшего.

Решение этой проблемы было найдено. С 2000 года курсовая подготовка оперативно-диспетчерского состава военных секторов центров ЕС ОрВД начала осуществляться в Ейском филиале Краснодарского военного авиационного института (ВАИ)5. Тем самым была обеспечена непрерывность высшего профессионального и дополнительного образования офицеров военных секторов центров ЕС ОрВД не только в учебных планах и программах, но и в методическом обеспечении, а также в практической подготовке.

Так, созданный в филиале учебно-тренажный комплекс, обеспечивал обучавшимся офицерам получение устойчивых навыков руководства полётами, тематика УВД была включена в программу тренажной подготовки, включая и применение радиообмена на английском языке.

Важным было и то обстоятельство, что имевшиеся в Ейском филиале Краснодарского ВАИ объекты инфраструктуры (гостиница на 40 мест, офицерская столовая на 250 посадочных мест, банно-прачечный комбинат на 100 мест) позволили рационально вписать курсовую подготовку офицеров военных секторов центров ЕС ОрВД в существовавшие быт и учебный процесс в филиале.

Наличие поблизости, в г. Ростове-на-Дону, автоматизированного районного центра ЕС ОрВД, позволило эффективно организовывать стажировку слушателей курсов на реальных автоматизированных рабочих местах по правилам использования воздушного пространства и непосредственному управлению воздушным движением. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 В эти годы подготовка специалистов боевого управления авиацией и управления воздушным движением осуществлялась в двух военных авиационных вузах (в Ейске и в Ставрополе), в пяти ЦБП и ПЛС (в 4-м — в Липецке (фронтовой авиации); в 43-м — в Рязани (дальней авиации); в 148-м — в г. Саваслейке (истребительной авиации); в 610-м — в Иваново (военно-транспортной авиации); в 344-м — в Торжке (авиации Сухопутных войск)) и на военных кафедрах трёх гражданских вузов (Академии гражданской авиации в Санкт-Петербурге, Высшего авиационного училища гражданской авиации в Ульяновске и Южно-Российского государственного технического университета в Новочеркасске). Основными из них по подготовке, переподготовке и повышению квалификации диспетчерского состава военных секторов центров ЕС ОрВД являлись военный авиационный вуз в г. Ейске и 43 ЦБП и ПЛС в Рязани. Руководящий состав военных секторов центров ЕС ОрВД готовился в Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина.

2 Донадоев В.В. Исследование истории зарождения и развития военной специальности инженера по управлению воздушным движением: монография. Ейск: ЕВВАУ (ВИ), 2010. С. 279.

3 В учебный план филиала Качинского ВВАУЛ имени А.Ф. Мясникова были включены и дисциплины, ориентированные на подготовку гражданских специалистов ЕС ОрВД.

4 Донадоев В.В. Указ. соч. С. 294.

5 В 1998 г. Краснодарское ВВАУ имени А.К. Серова было преобразовано в Краснодарский ВАИ. В его Ейский филиал из Ставропольского высшего военного авиационного инженерного училища, в соответствии с приказом Министра обороны РФ 1998 г. № 041, был переведён факультет по подготовке штурманов наведения для пунктов управления авиацией противовоздушной обороны. В мае 2001 г. к Краснодарскому ВАИ были присоединены Армавирский, Борисоглебский и Балашовский военные институты. В 2004 г. Краснодарский военный авиационный институт был переименован в Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков (военный институт) имени Героя Советского Союза А.К. Серова.