Обучение болгарских военно-морских офицеров за рубежом

Аннотация. Рецензия на книгу болгарского военно-морского историка Асена Кожухарова, посвящённую истории обучения болгарских военно-морских офицеров за границей.

Summary. Review of the Bulgarian naval historian Asen Kojuharov dedicated to the history of the Bulgarian naval officers’ learning abroad.

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

 

ГЕОРГИЕВА Тина — доцент Софийского университета имени святого Климента Охридского, кандидат исторических наук

(г. София, Болгария. E-mail: tinageorgieva@abv.bg).

 

ОБУЧЕНИЕ БОЛГАРСКИХ ВОЕННО-МОРСКИХ ОФИЦЕРОВ ЗА РУБЕЖОМ

 

Публикации, посвящённые обучению военных специалистов за рубежом, встречаются довольно редко, что объясняет, почему они вызывают интерес исследователей военной истории. Книга болгарского военно-морского историка Асена Кожухарова* является, может быть, первым обобщающим исследованием, посвящённым истории обучения болгарских военно-морских офицеров за границей, и в этом отношении она заполняет важный пробел в болгарской исторической науке. Автор ставит перед собой две основные цели: проследить получение знаний и умений военно-морских специалистов Болгарии после восстановления её государственности (с 1879 г.) и оценить, как отразилось зарубежное обучение этих специалистов на процессе развития болгарского военного и торгового флотов. Следует отметить ключевое значение этой темы: поскольку молодое Болгарское княжество не имело собственной образовательной традиции в подготовке военно-морских и морских офицеров, их обучение проходило в основном за границей.

Монография состоит из двух частей. Первая рассматривает обучение болгарских военно-морских специалистов в учебных заведениях Российской империи (таких как Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге, Техническое училище Морского ведомства, Морское инженерное училище императора Николая I в г. Кронштадте, Минные и артиллерийские офицерские классы в г. Кронштадте, гражданские мореходные классы и др.). Вторая часть посвящена обучавшимся в западноевропейских военно-морских и мореходных (гражданских) учебных заведениях: в Италии и Австро-Венгрии (Военно-морское училище в Ливорно, Императорская королевская академия торговли и мореплавания в г. Триесте), Франции (Военно-морское училище в г. Бресте) и Германии (Военно-морское училище «Мюрвик» и др.).

В книге обращает на себя внимание анализ сохранившихся с того периода документов. Работа автора не только в болгарских, но и в российских и немецких военных архивах позволила ему восстановить картину обучения за границей болгарских военно-морских офицеров. Это дало ему возможность сделать важные уточнения насчёт численности стипендиатов и тех, кто обучался «на своекоштном принципе», насчёт периодизации и особенностей обучения.

В исследовании затронуты некоторые специфические проблемы, с которыми сталкивались болгарские воспитанники военно-морских учебных заведений за рубежом. В основе этих проблем обнаруживаются неудовлетворительное знание языков и иногда не совсем корректный механизм подбора стипендиатов, несовместимость образовательных стандартов заграничных учебных заведений с требованиями болгарского военного министерства тех времён. В книге прослеживается не только обучение болгарских офицеров, но и их последующая карьера, анализируются причины профессиональных успехов или неуспехов. Автор отмечает решающее значение воспитанников иностранных военно-морских учебных заведений не только в деле становления болгарского военного флота, гражданского судоходства и морской индустрии, но и в развитии болгарского военно-морского образования.

Исследование касается также вопроса о том, как в военном 1914 году болгарские стипендиаты были перенаправлены на обучение в страны Тройственного союза. Подчёркивая связь между внешнеполитическим курсом государства (в том числе ограничения, навязанные в 1919 г. Нёйиским мирным договором) и переменами в выборе места и системы обучения болгарских военно-морских специалистов, автор делает вывод, что до начала Первой мировой войны военно-морские кадры Болгарии готовились в основном в российских учебных заведениях. После 1914 года началась их переориентация на учебные заведения Италии и Германии. Излагая положительные и отрицательные стороны заграничного обучения болгарских военно-морских офицеров, А. Кожухаров отмечает, что после Первой мировой войны сложившаяся система подготовки кадров была признана недостаточно эффективной. Это в период между мировыми войнами в конечном итоге привело к формированию собственной системы подготовки морских офицеров в Болгарии.

Заграничное обучение командных и инженерных кадров имело целью не только подготовить офицеров, механиков и кораблестроителей для военного флота и гражданского судоходства Болгарии, но также выбрать модель для формирования собственной системы обучения офицерского состава. В этом отношении книга Асена Кожухарова даёт читателям возможность оценить глубокое влияние, которое российская система оказала на формировавшуюся позже болгарскую систему. С помощью русских военно-морских офицеров, которые являлись создателями военного флота этого балканского государства, Болгария восприняла их стандарты подготовки командиров и механиков, что, по мнению автора, было обусловлено хорошо налаженной системой российского морского и военно-морского образования, близостью — языковой и религиозной — русского и болгарского народов. Всё это объясняет, почему, несмотря на политические проблемы и неровные дипломатические контакты между Российской империей и молодым Болгарским государством, влияние России в этой сфере прямо или косвенно сохранилось на протяжении всего указанного периода.

В этом отношении монография Асена Кожухарова интересна не только для специалистов, но и для более широкого круга российских исследователей и читателей.

* Кожухаров А. Обучението на българските морски офицери зад граница (1882—1944). Варна, 2015. 258 с.