Оборонные комиссии Академии наук СССР в период Великой Отечественной войны

Аннотация. В статье рассматривается роль оборонных комиссий Академии наук СССР в организации, координации и проведении научно-исследовательских работ, связанных с обеспечением обороноспособности государства, в годы Великой Отечественной войны.

Summary. The article discusses the role of the defence committees of the Academy of Sciences of the USSR in organisation, coordination and carrying out of research works connected with ensuring the state’s defence capability in the years of the Great Patriotic War.

ЭКОНОМИКА И ВООРУЖЁННЫЕ СИЛЫ

ТАРАДОНОВ Сергей Валерьевич — доцент кафедры теории и истории государства и права Военного университета МО РФ; доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин МИЭП; кандидат юридических наук, доцент

(Москва. E-mail: taradonov@mail.ru);

БАКЛАНОВА Елена Григорьевна — юрисконсульт 1 категории ОАО «Аэроэлектромаш»; аспирант НОУ «Институт экономики и предпринимательства»

(Москва. E-mail: l.baklanova@yandex.ru).

 

ОБОРОННЫЕ КОМИССИИ АКАДЕМИИ НАУК СССР В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

90 лет назад в соответствии с Постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 июля 1925 года Российская академия наук была признана «высшим всесоюзным учёным учреждением, состоящим при Совете Народных Комиссаров Союза ССР и действующим на основании устава, утверждённого последним». Тогда же главное научное учреждение страны получило новое название — «Академия наук Союза Советских Социалистических Республик» (АН СССР)1.

На всех этапах своего существования АН СССР наряду с решением народнохозяйственных задач принимала самое непосредственное и активное участие в укреплении обороноспособности государства. Данные требования были сформулированы в Постановлении Совнаркома СССР от 7 августа 1928 года «Об организации научно-исследовательской работы для нужд промышленности». В документе, в частности, указывалось: «Ускорить и улучшить разработку пятилетнего плана научно-исследовательской работы в соответствии с пятилетним планом перспективного развития промышленности с учётом в нём …5) усиления обороноспособности Союза ССР». При этом Высшему совету народного хозяйства Союза ССР и Народному комиссариату финансов Союза ССР поручалось «обеспечить отпуск средств в размерах: …е) обеспечивающих полностью выполнение научно-исследовательской работы, связанной с обороной Союза ССР»2.

В соответствии с Уставом АН СССР, утверждённым Советом Народных Комиссаров СССР 23 ноября 1935 года3, фундаментальными научными исследованиями, в дальнейшем ставшими прямыми предпосылками практических военно-технических разработок, занимались Отделение математических и естественных наук и Отделение технических наук. Каждое из этих отделений разделялось на группы, соответствовавшие научным специальностям.

Имевшее непосредственное отношение к развитию советского ВПК Отделение технических наук (ОТН) под руководством вице-президента АН Э.В. Брицке первоначально включало пять групп: технической механики (Б.Г. Галёркин), технической химии (И.В. Гребенщиков), энергетики (Г.М. Кржижановский), технической физики (В.Ф. Миткевич), горного дела (А.А. Скочинский). После проведённой в 1938 году реформы ОТН перед отделением были поставлены новые задачи по проведению и координации научно-технических исследований, прежде всего оборонного значения. В состав отделения были включены шесть научно-технических институтов: энергетический, механики, машиноведения, горного дела, горючих ископаемых, металлургии, а также Комитет по автоматизации, Секция по вопросам транспорта и Комитет по водному хозяйству. В 1939 году был создан Институт автоматики и телемеханики (директор — В.С. Кулебакин), также вошедший в структуру ОТН4.

Деятельность созданных в процессе реорганизации АН СССР отделений химических наук, физико-математических наук, геолого-географических наук, экономики и права также во многом была подчинена не только чисто научной проблематике, научно-техническому перевооружению промышленности и сельского хозяйства, но и военным потребностям страны.

К 1941 году усилиями советской академической, отраслевой и вузовской науки удалось завершить большую часть предусмотренных третьим пятилетним планом развития народного хозяйства СССР (на 1938—1942 гг.) научно-исследовательских и конструкторских разработок, в т.ч. оборонного назначения. Под эгидой АН СССР была создана сеть специализированных научно-исследовательских учреждений, включавшая 47 институтов, 76 самостоятельных лабораторий, станций, обществ, обсерваторий и др. В них работали 123 академика, 182 члена-корреспондента, 4700 научных и научно-технических сотрудников. Однако последовавшая германская агрессия потребовала серьёзной перестройки системы и принципов управления советской академической и прикладной наукой в условиях военного времени.

Ещё в довоенный период были выявлены существенные организационные недостатки, связанные с искусственным разделением науки на фундаментальную и прикладную; параллелизмом проводившихся исследований; ведомственной разобщённостью академических, вузовских и отраслевых научных учреждений страны. Как отмечал М.Н. Покровский в своём выступлении на V съезде Советов СССР 24 мая 1929 года, «…наука — не помощница в промышленности, как можно было бы вообразить, — это генеральный штаб промышленности; её роль та же, что генерального штаба в армии. Но разница у нас, в Союзе ССР, в том, что в то время, как генеральный штаб всюду в армиях, и у нас в том числе, есть наиболее упорядоченная часть армии, та часть армии, которая работает более чётко, всего лучше организована и т.д., у нас генеральный штаб нашей промышленности организован гораздо хуже, нежели сама эта промышленность…»5.

В Постановлении Совнаркома РСФСР «О состоянии научно-исследовательского дела в РСФСР» от 21 февраля 1931 года констатировалось: «…несмотря на большие достижения в работе ряда научно-исследовательских учреждений, общее состояние научно-исследовательского дела по РСФСР характеризуется резким отставанием научной работы от практических задач социалистического строительства… Сеть научно-исследовательских учреждений распределена неравномерно как по отдельным отраслям знаний, так и по отдельным районам, сконцентрирована главным образом в Москве и Ленинграде, что создаёт их отрыв от производственно-экономической базы… Научно-исследовательские учреждения в значительной своей части всё же слабо связаны с промышленностью и сельским хозяйством… Отсутствие увязки между однородными институтами приводит к параллелизму в их работе и распылению научных сил и средств. Одной из главных причин такого положения является отсутствие достаточного руководства и планирования работы научно-исследовательских учреждений на основе учёта запросов социалистического строительства».

Для исправления сложившейся ситуации Совнаркомом РСФСР был утверждён целый ряд организационных мер, в том числе: всем ведомствам, в ведении которых имелись научно-исследовательские учреждения, предписывалось «укрепить работу своих органов по планированию и методологическому руководству научно-исследовательским делом, а ВСНХ РСФСР создать у себя аналогичный орган»; «предложить Госплану РСФСР совместно с заинтересованными ведомствами: а) пересмотреть в четырёхмесячный срок всю сеть и содержание работ научно-исследовательских учреждений республиканского подчинения, независимо от источников их финансирования, с целью уточнения их целевых установок и более чёткого разграничения работы между ними и устранения параллелизма; б) разработать план расширения сети научно-исследовательских учреждений на остающиеся годы пятилетки, в том числе на периферии и в национальных и автономных районах и республиках, предусмотрев возможность открытия на периферии филиалов существующих центральных научно-исследовательских институтов; в) увязать деятельность научно-исследовательских учреждений с работой предприятий и хозяйственных организаций, установив регулярную отчётность научных учреждений перед хозяйственными и общественными организациями»6.

В результате проделанной работы к началу 40-х годов прошлого столетия была существенно усовершенствована система руководства научными исследованиями, создана гибкая и динамичная структура управления академической и прикладной наукой, накоплен большой опыт координации межведомственных научно-технических и производственных программ и проектов. Однако в первые месяцы войны всё ещё имелись определённые недоработки в вопросах управленческой координации работы академических и отраслевых институтов.

В условиях военного времени требовались новые формы управления и координации деятельности сотен научных учреждений различной ведомственной и территориальной принадлежности, так или иначе связанных с укреплением военно-технического, сырьевого и научно-кадрового потенциала страны. Эта роль во многом была возложена на специальные комиссии Академии наук СССР, которые за относительно короткий период смогли стать настоящим «научным штабом» отражения фашистской агрессии.

23 июня 1941 года под председательством вице-президента академии академика О.Ю. Шмидта состоялось внеочередное расширенное заседание президиума АН СССР с участием 60 наиболее видных учёных страны. Выступавшие на экстренном форуме П.Л. Капица, П.Л. Колиогоров, И.П. Бардин, Г.М. Кржижановский, В.Н. Образцов, В.П. Никитин призвали объединить все силы науки для борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. В итоговом протоколе заседания указывалось:

«…Учитывая горячее желание всех советских учёных сделать всё возможное для ускорения победы над германским фашизмом — заклятым врагом трудящихся, расширенное заседание президиума Академии наук СССР с участием академиков и руководителей московских институтов считает необходимым:

1) Обязать все отделения и научные учреждения академии немедленно пересмотреть и перестроить тематику и методы исследовательских работ, направив всю творческую инициативу и энергию научных работников в первую очередь на выполнение задач по укреплению военной мощи нашей социалистической Родины.

2) Обеспечить всеми необходимыми силами и средствами научно-исследовательские работы по оборонной тематике.

3) Обеспечить научными силами и снабдить всем необходимым оборудованием и материалами прежде всего заканчиваемые научно-исследовательские работы, могущие получить применение в обороне и народном хозяйстве.

4) Уполномочить Бюро президиума в составе президента и вице-президентов осуществлять оперативное руководство работой учреждений академии, разрешать все возникающие вопросы, в том числе утверждать конкретные планы научно-исследовательских работ.

5) Обязать всех работников Академии наук СССР соблюдать строжайшую дисциплину, соответствующую военному времени»7.<…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

 

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1 Свод законов СССР. 1990. Т. 3. С. 562.

2 Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. I. М., 1967. С. 750—755.

3 Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 1935. № 273. 24 ноября.

4 Архив Российской Академии наук (АРАН). Ф. 2. Оп. 5а. Д. 15. Л. 157.

5 V съезд Советов. Стенографический отчёт. М., 1929. Бюлл. № 11. С. 28—32.

6 Собрание узаконений РСФСР. 1931. № 9. С. 113.

7 Лавёров Н.П. Вице-президент РАН. К 65-летию Победы. Научный фундамент Великой Победы. Федеральный справочник. Оборонно-промышленный комплекс России. Т. 6. М.: «Центр стратегических программ», 2010. С. 457.