О «маленьком Владимире», «Анне на шее», лентах и крестах

Аннотация. Статья представляет собой рецензию на второе издание монографии А.М. Авербаха «Истории о наградах. “В сиянье звёзд…”».

Summary. The article is a review of the second edition of «Stories of rewards. «In the glory of stars…» by A.M. Averbakh.

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

 

ЗАХАРОВ Антон Олегович — ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, профессор Московского городского психолого-педагогического университета, заместитель главного редактора журнала «Восток. Афро-азиатские общества: история и современность», доктор исторических наук

(Москва. E-mail: zakharov_anton@mail.ru).

 

О «МАЛЕНЬКОМ ВЛАДИМИРЕ», «АННЕ НА ШЕЕ», ЛЕНТАХ И КРЕСТАХ

 

Фалеристика — наука загадочная. О наградах в наше время знают, наверное, почти все. Об их истории и значении — уже единицы. В наградах, как зеркале, по справедливому замечанию их подлинного знатока — замечательного историка и чудесного детского писателя И.В. Можейко (Кира Булычёва), отражается жизнь государств и, шире, история. Смена эпох и правительств приводит к изменениям в наградной системе, символы и знаки уходят и приходят на авансцену истории, и ныне живущим поколениям подчас приходится только гадать, что за ордена, кресты и медали носил человек в мундире на пожелтевшей фотографии.

Александр Михайлович Авербах (1933—2006) по образованию театральный художник, окончил Щукинское училище и работал в московских театрах. Всю жизнь увлекался изучением наград, был коллекционером и знатоком фалеристики, дружил с И.В. Можейко и историком-фалеристом, ведущим научным сотрудником Государственного исторического музея В.А. Дуровым, входил в состав Комиссии по государственным наградам при Президенте Российской Федерации. Он вместе с И.В. Можейко участвовал в разработке современной российской наградной системы, стремясь к возрождению орденских традиций императорской России.

Выход в свет 2-го издания книги А.М. Авербаха «Истории о наградах. “В сиянье звёзд…”»* — явление выдающееся. Несмотря на девять лет с момента выхода первого издания в 2008 году, книга едва ли устарела, разве что в отдельных деталях. Наряду с фундаментальным учебником «Наградные системы мира / Фалеристика» академика С.П. Карпова это наиболее полезное и для специалистов, и для новичков изложение основ русской наградной системы от Петра I до начала XXI века (мастерски написанная и по глубине исторического анализа не имеющая себе равных книга И.В. Можейко «Награды» (1998), увы, издана в чёрно-белом оформлении и потому в современном мире цветной полиграфии воспринимается как архаизм).

Книга А.М. Авербаха — не систематическое изложение истории наград России. В ней очень мало сказано о советской наградной системе: автора она, по всей видимости, не интересовала. А.М. Авербах предлагает серию очерков, эссе о разных сюжетах истории русской, дореволюционной фалеристики, современной наградной системе, случаях из его коллекционерского опыта. Поэтому книгу можно читать с любой страницы, «втыкаться» в текст и, если он заинтересует, продолжать чтение дальше. А книга, несомненно, очень интересна.

Первая часть «О некоторых особенностях наградной системы Российской империи», по логике вещей, должна идти после второй части — «Ордена Российской империи», но автор поступает наоборот — и книга от сего только выигрывает. А.М. Авербах предупреждает читателя, что «книга адресована в первую очередь тем, кто интересуется историей и фалеристикой нашей страны и уже кое-что об этом знает» (с. 10). И поэтому вместо рассказа об орденах автор повествует сначала о деталях — о бантах из орденских лент, о надписях на крестах, о мечах и бантах, о расположении мечей на наградах Российской империи, о бриллиантах и коронах на орденских знаках, о лентах для наградных медалей, о наградах для нехристиан, о наградах из недрагоценных металлов, об изменениях во внешнем виде наград при Временном правительстве… В результате читатель обнаруживает, что привычная стройная схема из восьми имперских орденов: Андрея Первозванного, Св. Екатерины, Александра Невского, Св. Георгия, Св. Владимира, Белого Орла, Св. Анны и Св. Станислава — в действительности куда сложнее, чем кажется.

Оказывается, орден с мечами и бантом за воинские заслуги ценился выше, чем орден той же степени, но без мечей и за заслуги гражданские. То есть, используя бессмертный чеховский образ, «Анна на шее» — Анна 2-й степени — могла быть как простой, так и украшенной мечами, да ещё бантом, такая «Анна с бантом на шее».

Статус награды повышался, если к ней жаловались бриллианты или корона. Тем самым ордена Александра Невского и Белого Орла, не имевшие степеней формально, подразделялись на них фактически: сначала награждали орденом, а спустя несколько лет, в зависимости от заслуг и благосклонности императора, жаловали к нему бриллианты.

Ленты для ношения медалей варьировались ещё сильнее. У каждого ордена империи была лента своего цвета. Черно-оранжевая лента ордена Св. Георгия — до сих пор самая известная и носимая в День Победы 9 мая. Она использовалась в советской наградной системе для ордена Славы и медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».

В Российской империи статус наградной медали зависел от ленты, на которой её дозволялось носить. Для медалей использовались ленты семи орденов, исключая ленту ордена Св. Екатерины, а также их комбинации, в частности андреевско-георгиевская или георгиевско-владимирская. У некоторых медалей были иные ленты. Это романовская — бело-жёлто-чёрная — лента у медалей «За усмирение польского мятежа 1863—1864 гг.», «В память похода на Дальний Восток эскадры адмирала Рожественского» и «В память 300-летия царствования Дома Романовых». А исключительно редкая медаль «За бой крейсера “Варяг” и канонерской лодки “Кореец”» носилась на ленте в форме военно-морского Андреевского флага, повёрнутого вниз узкой стороной. Согласно «Своду законов Российской империи», § 676, медаль «За усердие» имела 13 разновидностей, т.е. степеней, отличавшихся местом ношения награды, металлом и лентой. Самая высокая степень изготавливалась из золота и носилась на шее на андреевской ленте. Всё это в очередной раз подтверждает хорошо известный факт жёсткой иерархичности социально-политической структуры российской абсолютной монархии.

Часть II «Ордена Российской империи» содержит краткую характеристику каждого ордена империи и особенности их символики и размеров. К этому А.М. Авербах добавляет не задержавшийся надолго в России мальтийский орден святого Иоанна Иерусалимского, появившийся в российской наградной системе стараниями романтического рыцаря на троне Павла I и отвергнутый его двуликим сыном Александром I, а также антиорден «Виртути милитари», позаимствованный Николаем I у Польши после подавления Польского восстания 1830—1831 гг. и канувший в Лету сразу после единственной волны награждений. Завершается часть краткой характеристикой знака отличия беспорочной службы, возрождённого в современной России. Сей знак выдавали именно за долгую службу с чистым формуляром, т.е. без взысканий, но без особых достижений.

Часть III «Организация прохождения службы и получение наград в Российской империи» называется скучновато, но её содержание гораздо любопытнее названия. В ней А.М. Авербах объединяет данные «Табели о рангах» и старшинство российских орденов в разные исторические периоды. Именно в этой части чётко сформулированы многие правила, которые ранее были малоизвестны либо вовсе не известны. Так, «Анну на шее» вручали лишь чиновникам не ниже 8-го чина «Табели о рангах», т.е. коллежского асессора. А «маленького Владимира», т.е. Владимира 4-й степени, за который так ратовал Модест Алексеевич, получил по именному указу Александра III надворный советник Пётр Ильич Чайковский — великий русский композитор.

В этой же, III части рассказывается о правилах ношения орденов и медалей в Российской империи. А.М. Авербах подчёркивает принцип старшинства при ношении наград, при котором носились только высшие из имевшихся. Таблицы на с. 101—106 будут чрезвычайно полезными всем любителям фалеристики, портретной живописи и фотографий времён империи. Скажем, на портрете однокашника великого Пушкина — барона М.А. Корфа — две звезды: орденов Св. Андрея и Владимира 1-й степени. Это высшие ордена империи: 1-я степень ордена Св. Владимира была выше орденов Александра Невского и тем более Белого Орла. Лишь орден Св. Георгия 1-й и 2-й степеней мог вклиниться между звёздами орденов Андрея и Владимира 1-й степени — в силу своего боевого, особого характера.

А.М. Авербах рассказывает в части III и о фрачных знаках, и фрачных цепочках русских орденов, и о знаках об окончании немедицинских факультетов императорских российских университетов. Приводит он и общеизвестные сведения об особом порядке награждения членов императорского дома: при рождении младенец мужского пола получал сразу все ордена империи, исключая ордена Екатерины, Георгия и Владимира, а девочка жаловалась орденом Св. Екатерины. Та же часть содержит краткую характеристику структуры русских императорских орденов, начиная с государя-императора — гроссмейстера орденов — и канцлера орденов — министра императорского двора и главы Капитула орденов по должности.

В части III эмоции и пристрастия автора проявляются отчётливо, что приводит к ошибкам. На с. 100 А.М. Авербах утверждает: «Позже, в СССР, никакой системы ношения государственных наград не существовало, существовал ужас. 10—12 одинаковых орденов Ленина — высших орденов Союза! А ещё более глупая ситуация: 5, 6, 7… штук орденов Красного Знамени с порядковыми номерами на реверсе!».

Увы, в данном случае А.М. Авербах неправ. Во-первых, ещё 19 июня 1943 года был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об утверждении образцов и описания лент к орденам и медалям СССР и правил ношения орденов, медалей, орденских лент и знаков отличия», а 21 июня 1943 года — приказ Народного комиссариата обороны № 240 «О правилах ношения орденов, медалей, орденских лент, лент медалей и военных знаков отличия военнослужащими Красной Армии». Согласно именно этим документам маршал Победы Георгий Константинович Жуков носил сразу после всех советских орденов юбилейную медаль «XX лет РККА». И так же выглядел орденский иконостас у всех Маршалов Советского Союза, командовавших фронтами Великой Отечественной войны.

Во-вторых, 28 марта 1980 года был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об утверждении правил ношения орденов, медалей СССР, орденских лент и лент медалей на планках и других знаков отличия». Здесь регламентировалось размещение орденских и медальных лент на планках — изобретении, позволившем не носить тяжёлые награды на повседневном мундире или пиджаке, а только обозначать их наличие. Наконец, 10—12 орденов Ленина у одного награждённого — явление исключительно редкое. Поэтому система ношения государственных наград в СССР была. Хотя в другой части книги А.М. Авербах справедливо критикует избранное для массовой юбилейной медали «В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» место — после или вместо медалей «Золотая Звезда» и «Серп и Молот» — знаков высших степеней отличия — званий Герой Советского Союза и Герой Социалистического труда (с. 264).

Следующие две части книги А.М. Авербаха посвящены одной из его любимых тем — нагрудным полковым знакам. Часть IV «О русских наградных полковых знаках» содержит их общую характеристику, а часть V «Адреса московских полковых знаков» — рассказ о воинских частях, расквартированных в Первопрестольной, и их фалеристике. Поскольку нагрудных полковых знаков Российской империи известно более шестисот, и все они были не похожи друг на друга, А.М. Авербах ограничивается наиболее характерными примерами и обобщением их основных художественных образов и форм. Он отмечает, что наряду с косым андреевским, георгиевским и мальтийским крестами в России использовались очаковский, измаильский, пражский, прейсиш-эйлауский, базарджикский, кавказский, кульмский, ополченский и другие их (крестов) типы. Очень распространены были в нагрудных полковых знаках вензеля императоров, государственный герб — двуглавый орёл, даты, связанные с историей полка, лавровые и дубовые венки и образы российских императорских орденов. <…>

* Авербах А.М. Истории о наградах. «В сиянье звёзд…». 2-е изд. М.: Русские витязи, 2017. 308 с., ил.

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru