«Новая метла» в военном министерстве Великобритании в 1937—1938 гг.

Аннотация. Статья освещает перестановки в руководстве вооружённых сил Великобритании в 1937—1938 гг., в результате которых были отправлены в отставку генералы, выступавшие против реформирования сухопутных сил на основе политических и военно-стратегических взглядов премьер-министра Н. Чемберлена.

Summary. The article highlights the changes in the leadership of the United Kingdom’s Armed Forces in 1937-1938. As their results the generals, who opposed the reforms of the Army on the basis of political and military- strategic views of Prime Minister Neville Chamberlain, were dismissed.

В ЗАРУБЕЖНЫХ АРМИЯХ

 

РАЖЕВ Александр Викторович — преподаватель кафедры социально-гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин Южно-Уральского государственного института искусств имени П.И. Чайковского

(г. Челябинск. E-mail: guibert@mail.ru)

 

«НОВАЯ МЕТЛА» В ВОЕННОМ МИНИСТЕРСТВЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ В 1937—1938 гг.

 

В мае 1937 года премьер-министр Великобритании Н. Чемберлен предложил молодому, энергичному Л. Хор-Белиша, проявившему себя на посту министра транспорта, возглавить военное министерство.

Пресса создавала положительный образ нового главы «самого консервативного ведомства», отмечала его популярность в обществе, энергичность и настойчивость при решении проблем транспорта1. «Манчестер гарден» указывала на организаторские способности Хор-Белиша, «столь необходимые правительству»2. В военных и политических кругах с новым министром связывали надежды на улучшение ситуации в армии. Так, возглавлявший Восточное командование3 генерал4 Э. Айронсайд 29 мая 1937 года записал в своём дневнике: «Хор-Белиша может стать нашим спасением. Он амбициозен… начинает там, где всё хуже некуда, и ему придётся показать результат»5. Ожидалось, что новый министр будет более активно отстаивать интересы армии в кабинете министров и парламенте, чем его предшественник А. Дафф Купер.

Н. Чемберлен, премьер- министр Великобритании в 1937—1940 гг.
Н. Чемберлен, премьер-министр Великобритании
в 1937—1940 гг.

Впрочем, далеко не все одобрили выбор Чемберлена. Видные консерваторы высказывали критические замечания. Новый министр был из национал-либеральной партии, у которой были лишь 33 места в парламенте и 4 представителя в кабинете министров, в том числе занимавшие влиятельные посты канцлер казначейства Дж. Саймон и министр труда Э. Браун. В военной среде хотя и звучали положительные оценки, консервативное офицерство было настроено скептически. Дафф Купер, передавая дела Хор-Белиша, предупредил его, что военные могут оказаться весьма упорными в нежелании кардинальных изменений, для которых был назначен новый министр.

В отличие от предшественников Хор-Белиша не собирался опираться только на рекомендации профессиональных советников, активно привлекал помощников из других сфер, например, корреспондента газеты «Таймс» Б. Лиддел-Гарта, известного критическими статьями об армии. Наряду с формированием собственной команды Хор-Белиша взял за правило вникать во все тонкости не только административных, но и сугубо военных вопросов. Генералам, особенно начальнику генштаба фельдмаршалу С. Девереллу, не нравилось выслушивать «постоянные поучения о том, как лучше командовать»6. Хор-Белиша не осознавал жёстких границ своих конституционных полномочий, считая, что руководить военным министерством можно так же, как транспортным. Он не воспринимал армию как «государство в государстве» со своими особыми законами, традициями, иерархией, клановой организацией и т.д. По утверждению историка А. Тритхола, даже военный совет Хор-Белиша рассматривал как своего рода совет директоров крупной компании.

Конфликтная ситуация в министерстве стала формироваться с первых шагов Хор-Белиша. В своих мемуарах Лиддел-Гарт описал характерный случай, проливающий свет на принципы работы министра. Получив от своего военного секретаря Ч. Дидса список офицеров, представленных к продвижению по службе, Хор-Белиша отказался утвердить его полностью. Согласившись с двумя кандидатурами, в отношении остальных взял паузу для ознакомления с их личными делами. Это было в новинку. Обычно министры безоговорочно принимали рекомендации отборочной комиссии во главе с начальником генштаба. Иначе поступали только два их них — У. Черчилль и Хор-Белиша.

Нового министра всё чаще стали упрекать в некомпетентности, отсутствии административных качеств, излишней амбициозности и самоуверенности. Айронсайд отмечал: «Хор-Белиша разбирается в военных вопросах намного хуже, чем Черчилль в адмиралтействе»7. У членов военного совета не вызвало энтузиазма принятое летом 1937 года решение министра пересмотреть его состав, ввести в него командующего территориальной армией генерала В. Кирка.

Не нравились военным и другие нововведения министра, в том числе идея еженедельных заседаний военного совета, которую генерал-адъютант8 генерал Г. Нокс называл «бессмыслицей», усложнявшей работу совета. По его словам, раньше хватало согласия двух членов совета для решения любого вопроса без привлечения остальных. Приказы военного совета подписывали два его члена, одним из которых был секретарь — постоянный помощник министра, ведавший канцелярской работой министерства. Зачастую этими двумя становились начальник генштаба Деверелл и генерал-адъютант Нокс или генерал-квартирмейстер9 генерал Р. Мей, а министра ставили перед фактом принятого решения.

Хор-Белиша внёс ещё одно нововведение в работу военного совета, вызвавшее многочисленные толки. Стремясь приблизить армию к обществу, в августе 1937 года он впервые пригласил представителей средств массовой информации на его заседание.

В конце лета в министерстве циркулировал слух о возможной отставке высших чинов армии. Военный министр заявлял, что это его полностью устроило бы, так как «в противном случае ему пришлось бы подтолкнуть генералов к этому решению»10.

Одним из проявлений разногласий между министром и начальником генштаба стала замена в сентябре 1937 года военного секретаря министра Ч. Дидса, которого Хор-Белиша считал «рупором» начальника генштаба. Тем самым министр продемонстрировал, что не собирался быть «человеком для подписи» в руках Деверелла, и взял на себя выбор своего ближайшего помощника, нарушив тем самым компетенцию начальника генштаба. Вопреки сопротивлению Деверелла на эту должность он выбрал генерал-майора Д.С. Горта, бывшего начальником Имперского штабного колледжа в Кимберли. Газета «Таймс» прокомментировала назначение получившего временное воинское звание11 генерал-лейтенант Горта как «очередной пример прогрессивной политики военного министра»12.

Хор-Белиша не скрывал желания провести кадровое обновление, установив предельный возраст службы для командующих войсками — 55—60 лет13. На необходимость такой меры указывала статья Лиддел-Гарта, опубликованная в сентябре 1937 года, в которой он подверг генералитет острой критике. По оценке автора, из 21 генерала и генерал-лейтенанта, состоявших на действительной службе, 8 «профессионально не соответствовали» требованиям к командующим войсками, 10 «не демонстрировали необходимых качеств», лишь 3 были «действительно способны командовать войсками в полевых условиях». Из 70 генерал-майоров, по его мнению, лишь 10 обладали высокой квалификаций, о пятерых были оговорки, ещё 19 журналист оценил удовлетворительно14. Он считал, что проблема заключалась в старении генеральского корпуса. Это мнение высказывали и многие офицеры. Так, командующий 9-й пехотной бригадой бригадный генерал Б. Монтгомери, в годы Второй мировой войны ставший фельдмаршалом, в своих мемуарах отмечал, что после 1918 года в армии появилась «возможность избавиться от непригодных командиров… однако на высшем уровне многие «мёртвые деревья» остались нетронутыми15. В октябре газеты сообщали о планах увольнения сотен офицеров, не соответствовавших новым требованиям. Пресса отмечала, что в армии слишком много «стариков», а перспективные офицеры вынуждены искать себя на гражданском поприще16.

Постоянные споры с начальником генштаба только укрепляли Хор-Белиша во мнении о необходимости реформ, настраивали его против фаворитизма, патронажа, корпоративных отношений17, клановости, кумовства при продвижении офицеров по службе.

Наметились расхождения и во взглядах на стратегию. В соответствии с взглядами премьер-министра Хор-Белиша предстояло свести задачи армии к обороне метрополии и империи, в первую очередь от ударов с воздуха. Для продвижения взглядов Чемберлена, касавшихся новой роли сухопутных сил, требовалось, чтобы их восприняло военное командование, в первую очередь члены военного совета. Но Деверелл не соглашался с ограничением функций сухопутных сил, подразумевавшим отказ от континентальной стратегии. Генштаб исходил из намерения использовать их для помощи французам в контрнаступлении, рассчитывая, что те смогут самостоятельно сдержать немецкие войска. Начальник генштаба считал, что для этих задач следовало готовить небольшую высокомобильную армию, призывал продолжать курс на перевооружение, механизацию, разработку новых моделей танков и т.д.

К лету 1937 года небо страны прикрывали лишь две территориальные дивизии противовоздушной обороны с устаревшим вооружением. Хор-Белиша, опираясь на докладную записку Лиддел-Гарта министру координации обороны Т. Инскипу, ещё весной 1937 года предложил генштабу довести число таких дивизий до четырёх, а количество зенитных орудий до 1200. Но генштаб отказался рассматривать этот вопрос в качестве приоритета в программе модернизации, мотивируя отказ отсутствием ресурсов18. Этот конфликт обозначил окончательный разрыв между планами Хор-Белиша, а точнее кабинета Чемберлена, и имперского генштаба, не оставил иного выхода, кроме замены высшего командования19.

Основания для критики военного совета были не только у Хор-Белиша. Многие командующие войсками считали его неэффективным. Например, Э. Айронсайд утверждал, что «беспозвоночная система управления, погрязшая в рутине и готовая лишь к необходимости отвечать на вопросы парламента», требовала реформирования. Он с удовлетворением отмечал, что «военный министр намеревается решить этот вопрос». В ноябре 1937 года в беседе с бывшим начальником генштаба А. Монтгомери-Массингбердом заметил, что «армия подошла к точке перемен… двигаться дальше в нынешней ситуации невозможно», поэтому «Хор-Белиша вскоре избавится от нынешнего состава военного совета»20. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1 The Argus (Melbourne, Vic.). 1937. 5 June. P. 14.

2 The Private Papers of Hore-Belisha / ed. by R.J. Minney. London, 1960. P. 14.

3 Восточное командование — название одного из шести военных округов Великобритании наряду с Северным, Южным, Западным, Шотландским и Олдершотским.

4 В вооружённых силах Великобритании были установлены воинские звания: генералов в сухопутных войсках — бригадир, генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал, фельдмаршал. См.: Звания воинские / Советская военная энциклопедия: В 8 т. М.: Воениздат, 1977. Т. 3. С. 437.

5 Macleod R., Kelly D. (eds.) The Ironside diaries, 1937—1940. London: Constable, 1962. P. 111.

6 Trythall A.J. The Downfall of Leslie Hore-Belisha // Journal of Contemporary History. Vol. 16, № 3. The Second World War: Part 2. 1981. Jul. P. 396.

7 Macleod R., Kelly D. Op. cit. P. 34.

8 Генерал-адъютант — глава одного из центральных департаментов военного министерства Великобритании. К ведению генерал-адъютанта относились комплектование и организация войск, подготовка и проведение мобилизации, административное управление, военное законодательство и судопроизводство, личный состав армии, церемониальные вопросы и награды и т.д. Он входил в состав военного совета. См.: Вооружённые силы Британской империи / Под ред. М. Александрова, Н. Чистова. М.: Воениздат, 1938. С. 42, 43.

9 Генерал-квартирмейстер — глава одного из центральных департаментов военного министерства Великобритании. К его ведению относились интендантская служба, ремонтные мастерские, материальное и продовольственное снабжение, почтовая служба и т.д. Входил в состав военного совета. См.: там же.

10 Liddell Hart B.H. The memoirs of captain Liddell Hart. Vol. 2. London, 1965. P. 10.

11 Временные воинские звания в вооружённых силах Великобритании (так же, как в США) присваиваются при назначении на должности, подлежащие замещению военнослужащими с более высокими званиями, чем постоянные звания назначаемых (если сроки их выслуги для присвоения постоянных званий не истекли). Правовое положение получивших временные звания приравнивается к положению обладающих соответствующими постоянными званиями. При перемещении военнослужащего на должность ниже прежней временное звание соответственно снижается, но не ниже постоянного звания. См.: Звания воинские // Военная энциклопедия: В 8 т. М.: Воениздат, 1995. Т. 3. С. 266.

12 London Gazette. 1937. 24 September. № 34438. P. 5957.

13 Liddell Hart B.H. Op. cit. P. 14.

14 French D., Reid B.H. The British General Staff, reform and innovation, 1890—1939. London, 2005. P. 133.

15 Монтгомери Б. Мемуары фельдмаршала. М.: Вагриус, 2006. С. 35.

16 Mirror. 1937. 23 October. P. 15.

17 French D., Reid B.H. Op. cit. P. 136.

18 Ibid. P. 37.

19 Ibid. P. 62.

20 Ibid. P. 33, 35.