На пути к созданию первого авианесущего корабля для советского ВМФ (1941—1969 гг.)

Аннотация. В статье изложена краткая история создания первых советских авианесущих кораблей после окончания Второй мировой войны. Нарком советского ВМФ Н.Г. Кузнецов осознавал возраставшую роль авианосцев в вооружённой борьбе на море и настаивал на включении их в судостроительную программу, однако военно-политическое руководство страны препятствовало реализации этих планов. Борьбу за создание авианесущих кораблей продолжил главком ВМФ С.Г. Горшков. В результате в 1960-х годах был создан первый советский корабль-вертолётоносец. В статью вошли материалы из фондов Российского государственного архива экономики, Государственного архива Российской Федерации, сборников документов и научных работ отечественных и зарубежных авторов.

Ключевые слова: авианосец; план военного судостроения; проект корабля; оперативно-тактическое задание; Военно-морское министерство; Министерство судостроения; вертолётоносец.

Summary. The paper presents a brief history of the creation of the first Soviet aircraft carriers after the end of World War II. The People’s Commissar of the Soviet Navy N.G. Kuznetsov realized the growing role of aircraft carriers in the armed struggle at sea and insisted on their inclusion in the shipbuilding program, but the military and political leadership of the country prevented the implementation of these plans. The struggle to create aircraft carriers was continued by Navy Chief S.G. Gorshkov. As a result, the first Soviet helicopter carrier was created in the 1960s. The paper includes materials from the funds of the Russian State Archive of Economics, the State Archive of the Russian Federation, collections of documents and scientific works of domestic and foreign authors.

Keywords: aircraft carrier; military shipbuilding plan; ship design; operational requirement; Ministry of Navy; Ministry of Shipbuilding; helicopter carrier.

ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

КОРЯКОВЦЕВ Алексей Анатольевич — профессор кафедры строительства и применения ВМФ Военной академии Генерального штаба ВС РФ, капитан 1 ранга, доктор исторических наук

ТАШЛЫКОВ Сергей Леонидович — профессор кафедры истории войн и военного искусства Военной академии Генерального штаба ВС РФ, капитан 1 ранга, доктор исторических наук

«В результате крупной… ошибки в послевоенной судостроительной программе у нас нет авианосцев»

На пути к созданию первого авианесущего корабля для советского ВМФ (1941—1969 гг.)

В предыдущей нашей статье, опубликованной в «Военно-историческом журнале» в 2023 году, рассматривался вопрос создания первых отечественных авианесущих кораблей для российского и советского ВМФ в 1909—1941 гг.1.В межвоенный период взгляды на строительство и применение военно-морских сил основывались на опыте Первой мировой войны и не учитывали объективных факторов, обусловивших изменение характера вооружённой борьбы на море. Общим заблуждением для всех крупнейших морских держав являлось отведение главной роли в будущей войне на морских и океанских театрах военных действий крупным артиллерийским кораблям при явной недооценке авианесущих кораблей. На 31 августа 1939 года в состав ВМС Великобритании, США, Франции и Японии входили 19 авианосцев и более 120 линейных кораблей и тяжёлых крейсеров2. Уже в первые годы Второй мировой войны успешные действия палубной авиации по уничтожению судов противников коренным образом изменили взгляды на роль авианосцев, которые становились основным классом кораблей, заявившем о себе как о перспективном средстве ведения войны на море. Это повлекло за собой внесение изменений в содержание кораблестроительных программ США, Великобритании и Японии. Особенно интенсивно строительство авианосцев велось в Соединённых Штатах, где за период с 1942 по 1945 год были спущены на воду и введены в строй 17 тяжёлых (эскадренных), 9 лёгких и 77 эскортных авианосцев3.

Руководство советского флота также обратило внимание на возросшую роль авианосцев. По указанию наркома ВМФ адмирала Н.Г. Кузнецова в годы Великой Отечественной войны 4-е и 17-е Центральные конструкторские бюро (ЦКБ) и 45-й Центральный научно-исследовательский институт продолжали заниматься проектированием авианосцев, которое начали в 1930-х годах. Эти учреждения приобрели определённый опыт в разработке проектов таких боевых судов лёгкого класса. Вместе с тем с 1942 года на смену авианосцам довоенной постройки в ВМС США уже стали поступать тяжёлые — типа «Эссекс», которые впоследствии будут признаны лучшими кораблями Второй мировой войны в своём классе.

Однако у советских конструкторов для начала столь сложной работы по проектированию тяжёлых авианосцев было крайне мало исходных данных. Главный штаб ВМФ, несмотря на неоднократные запросы конструкторских бюро, не смог сформулировать концепцию создания кораблей этого класса. Отечественная судостроительная промышленность не располагала какими-либо данными по американскому опыту проектирования и строительства тяжёлых авианосцев. Советская разведка не смогла предоставить необходимые сведения, а союзники не собирались делиться своими секретами.

Тем не менее согласно предварительному оперативно-техническому заданию (ОТЗ), утверждённому начальником Главного морского штаба адмиралом В.А. Алафузовым в январе 1943 года, совместными усилиями ЦКБ-4 и ЦКБ-17 к ноябрю 1944 года был подготовлен предэскизный проект авианосца (проект 72), авиавооружение которого включало 30 самолётов, катапульты и аэрофинишёры. Как видно из основных тактико-технических данных, спроектированный корабль, так же как и его предшественники, являлся лёгким авианосцем, поэтому представители флота, которых не удовлетворяло малое количество самолётов при большом водоизмещении корабля (28 тыс. т), дали отрицательное заключение по проекту 72. В результате работа в этом направлении была прекращена4.

Как бы то ни было война подходила к завершению, и следовало подумать о подготовке проекта планов военного судостроения мирного времени. Первым шагом к решению этой проблемы стала разработка Главным морским штабом оперативно-стратегических обоснований послевоенного состава советских флотов. В их основу были положены оценка международной обстановки, определение наиболее важных морских направлений, на которых было необходимо сосредоточить основные усилия по обеспечению военной безопасности СССР. Кроме того, была проведена оценка возможностей судостроительной промышленности, которая показала, что в то время на судостроительных предприятиях находилось большое количество кораблей, заложенных в предвоенный период. В этой связи был сделан вывод, что для выполнения планов по обновлению состава флота дальнейшее строительство кораблей по устаревшей довоенной программе необходимо прекратить, а их места на стапелях должны занять новые (перспективные) корабли.

Ответственность за разработку предложений по будущей программе военного судостроения была возложена на заместителя наркома ВМФ по судостроению и вооружению адмирала Л.М. Галлера. При этом конкретных указаний органам судостроения и Главному морскому штабу Н.Г. Кузнецов не отдавал, чтобы не сковывать инициативу разработчиков. По откровенному признанию наркома ВМФ, он и сам ещё смутно представлял себе, корабли каких классов следовало в ту пору строить. Тем не менее наиболее ясным для него был вопрос со строительством авианосцев, которые Н.Г. Кузнецов считал необходимым включить в программу. Именно в авианосцах, по убеждению наркома ВМФ, больше всего нуждались Дальневосточный и Северный морские театры, имевшие выход в океан. Что же касается линкоров, строительство которых началось накануне Великой Отечественной войны, то Н.Г. Кузнецов считал их уже ушедшими «в отставку»5.

В январе 1945 года для завершения разработки предложений в послевоенный план военного судостроения была образована комиссия в составе ряда подкомиссий, задачей которых было определение типажа и основных характеристик перспективных кораблей основных классов. По результатам работы подкомиссии по авианосцам были сделаны выводы о необходимости строительства авианосцев двух типов: большого (60 самолётов) и малого (30 самолётов)6, что стало обоснованием для включения в проект первого послевоенного плана военного судостроения шести эскадренных и шести малых авианосцев. Воплощение планов по созданию этих кораблей зависело от решения военно-политического руководства страны.

Вместе с тем исторический опыт развития отечественного флота показывал, что на этот процесс в большой степени влияли субъективные факторы, обусловленные авторитарным стилем руководства. От положительного или отрицательного мнения глав государства и правительства, руководителей ключевых министерств (наркоматов), зачастую не обладавших необходимыми компетенциями или отстаивавших интересы своих ведомств, зависела судьба отдельных проектов кораблей и кораблестроительных программ и планов, как это случилось с первым послевоенным планом военного судостроения.

Предложения наркома ВМФ адмирала флота Н.Г. Кузнецова по плану военного судостроения на 1946—1956 гг. рассматривались на совещании под руководством И.В. Сталина 27 сентября 1945 года. Его результатом стало отклонение предложений, представленных ВМФ. В то же время был принят десятилетний план, разработанный Наркоматом судостроительной промышленности, фактически возобновлявший реализацию предвоенной судостроительной программы, в которой места для новых кораблей, в том числе авианосцев, не нашлось7. На возражения Н.Г. Кузнецова по поводу исключения авианосцев из плана глава государства сказал: «На данном этапе мы можем обойтись без них, так как на Чёрном море и Балтике они не нужны, а на Дальнем Востоке мы теперь имеем Курильские острова и Сахалин»8.

Несмотря на это, Наркомат ВМФ и Главный морской штаб продолжали заниматься вопросами создания авианесущих кораблей. В декабре 1945 года нарком ВМФ утвердил ОТЗ на проектирование экспериментального авианосца для противовоздушной и противолодочной обороны корабельного объединения. Обсуждались также целесообразность достройки в качестве авианосца тяжёлого крейсера «Кронштадт» и возможность достройки трофейного германского авианосца «Граф Цеппелин», имевшего высокую степень технической готовности. Однако руководство Наркомата судостроительной промышленности отказалось рассматривать эти предложения. Последующие изменения организационной структуры Вооружённых сил и системы стратегического управления существенно ограничили возможность руководства флота по отстаиванию своих интересов в вопросах строительства ВМФ.

В 1946 году было образовано Министерство Вооружённых сил СССР. В результате проведённых реформ флот утратил статус самостоятельного вида и был переименован в Военно-морские силы, Наркомат ВМФ перестал быть государственным органом исполнительной власти, а командующий ВМС адмирал флота Н.Г. Кузнецов уже не мог напрямую обращаться к главе государства и председателю правительства. Тем не менее он продолжал отстаивать интересы флота, требуя пересмотра существовавшей системы проектирования перспективных кораблей, повышения качества их строительства, неоднократно обращался к заместителю председателя Совета министров СССР Н.А. Вознесенскому с предложениями по устранению разногласий между ВМС и Минсудпромом. Главком ВМС всё более проявлял независимость и стремление иметь своё мнение по отдельным вопросам.

Так, он выступил против принятого И.В. Сталиным решения о разделении Балтийского флота на два самостоятельных — 4-го и 8-го. В июне 1947 года на заседании Высшего военного совета, которое вёл сам И.В. Сталин, Маршал Советского Союза Г.К. Жуков был снят с должности главкома Сухопутных войск. При этом единственным человеком, который не выступил против маршала, был Н.Г. Кузнецов, но вскоре эта участь постигла и его. В начале января 1947 года на заседании Главного военного совета флота И.В. Сталин неожиданно для собравшихся предложил освободить Н.Г. Кузнецова от должности главкома ВМС. Возразить вождю никто не решился.

На целых четыре с лишним года Н.Г. Кузнецов был отстранён от руководства военно-морским ведомством. Образованное в 1950 году Военно-морское министерство возглавил адмирал И.С. Юмашев. Однако его деятельность не удовлетворяла военно-политическое руководство страны. В этой связи 13 и 16 июля 1951 года состоялось специальное заседание Главного военно-морского совета с повесткой о недостатках в руководстве Военно-морских сил. Объяснения начальника Морского генерального штаба адмирала А.Г. Головко и невнятная позиция И.С. Юмашева вызвали крайнее недовольство И.В. Сталина, который принял решение отстранить последнего от должности и поручить Н.Г. Кузнецову вновь возглавить морское ведомство.

На посту военно-морского министра Н.Г. Кузнецов планировал реализовать свои планы по строительству сбалансированного флота, рассчитывая на поддержку И.В. Сталина как главы правительства. Однако к тому времени в работе центральных органов власти произошли радикальные изменения. И.В. Сталин заметно снизил свою активность и фактически отошёл от руководства военным строительством. Рассмотрение вопросов по созданию новых кораблей, образцов вооружения и техники проходило на заседаниях Бюро по военно-промышленным и военным вопросам при Совете министров СССР (с октября 1952 г. — Постоянная комиссия по вопросам обороны при Президиуме ЦК КПСС) под руководством 1-го заместителя председателя Совета министров СССР Н.А. Булганина, который, по выражению Н.Г. Кузнецова, «избрал худший путь — не отказывался от нас, но и ничего не решал… не желая разбираться в сложных проблемах флота, старался… задвинуть их на задний план или решать в пользу Минсудпрома»9.

Примером тому может служить процесс рассмотрения докладной записки, направленной военно-морским министром И.В. Сталину 23 мая 1952 года. В ней содержались убедительные доказательства того, что в удалённых морских районах, где невозможно применение истребителей берегового базирования, воздушное прикрытие кораблей может обеспечить только палубная авиация. В заключительной части записки Н.Г. Кузнецов писал: «Учитывая неотложную необходимость иметь в составе Военно-морских сил лёгкие авианосцы (авианосцы противовоздушной обороны), прошу Вашего решения теперь же начать проектирование этих кораблей с расчётом закончить его в 1953 г. и приступить к строительству их не позднее 1954 г.»10. К докладу прилагался комплект документов по проектированию авианосца.

Однако И.В. Сталин какого-либо решения по обращению Н.Г. Кузнецова не принял, а перенаправил представленные документы Н.А. Булганину, который в свою очередь поручил рассмотреть предложения Военно-морского министерства министру судостроительной промышленности В.А. Малышеву.

Ответ последнего был предсказуем. Ссылаясь на отсутствие в составе Минсудпрома конструкторов, работавших в области строительства авианосцев, а также какого-либо отечественного опыта по проектированию кораблей данного класса, В.А. Малышев докладывал, что министерство не может в настоящее время заниматься вопросами создания авианосцев. По заявлению министра, строительство авианосцев будет возможно производить лишь за счёт исключения из плана тяжёлых крейсеров проекта 8211, с чем И.В. Сталин никак не мог согласиться.

Официального ответа на своё обращение Н.Г. Кузнецов так и не получил, но и прямого запрета на продолжение проектирования авианосцев не было. Поэтому по указанию военно-морского министра Центральный научно-исследовательский институт вооружения и кораблестроения (ЦНИИВК) начал разработку предэскизного проекта авианосца. После смерти И.В. Сталина в стране и Вооружённых силах вновь произошли кардинальные изменения, которые напрямую отразились на дальнейшей судьбе Н.Г. Кузнецова и его планах по созданию авианесущих кораблей.

После упразднения Военно-морского министерства центральный орган управления флотом вошёл в образованное Министерство обороны СССР на правах Главкомата. Адмирал Флота Советского Союза12 Н.Г. Кузнецов был назначен первым заместителем министра обороны — главнокомандующим ВМС. В результате он оказался в прямом подчинении назначенного на пост министра обороны Н.А. Булганина, который по-прежнему не желал вникать в сложные вопросы строительства флота. Поэтому представленный министру обороны в августе 1953 года доклад, в котором Н.Г. Кузнецов вновь пытался обратить внимание на необходимость строительства авианосцев, остался без ответа. К весне 1954 года подготовленный ЦНИИВК комплект документов, в том числе проект тактико-технического задания, был передан в 16-е Центральное конструкторское бюро, которое начало разработку эскизного проекта лёгкого авианосца (проект 85)13.

К тому времени Главкоматом и Главным штабом ВМС под руководством Н.Г. Кузнецова была подготовлена программа военного кораблестроения на второе послевоенное десятилетие, предусматривавшая строительство девяти авианосцев, однако её рассмотрение в правительстве постоянно откладывалось.

После избрания Н.С. Хрущёва первым секретарём Президиума ЦК КПСС центр принятия решений по важнейшим вопросам военного строительства сместился в высший политический орган власти. В апреле 1954 года на заседании Президиума ЦК главкому ВМС предстояло отстоять свои взгляды на дальнейшее развитие флота. Однако последняя для него «битва за авианосцы» была заведомо проигрышной, поскольку Н.С. Хрущёв, являясь ярым противником авианосцев, был против программы кораблестроения, предложенной главкомом ВМС. Попытки Н.Г. Кузнецова выступить в защиту своей точки зрения были расценены Хрущёвым, не терпевшим возражений, как посягательство на его права и авторитет как лидера партии14. Именно это и стало подлинной причиной снятия Н.Г. Кузнецова с должности, очередного снижения его в воинском звании и увольнения из Вооружённых сил15. Начатая ЦКБ-16 разработка эскизного проекта 85 в декабре 1955 года была прекращена.

Адмирал С.Г. Горшков, сменивший Н.Г. Кузнецова, разделял взгляды своего бывшего начальника на развитие флота. В январе 1956 года на совещании в Президиуме ЦК КПСС при обсуждении основных направлений строительства флота С.Г. Горшков неосторожно заявил: «В результате крупной, на мой взгляд, ошибки в послевоенной судостроительной программе у нас нет авианосцев»16. Далее он попытался обосновать необходимость включения их в состав соединений надводных кораблей, однако Н.С. Хрущёв его оборвал и в довольно резкой форме предложил подумать.

Главком ВМФ понимал, что конфликт с лидером партии для него может закончиться так же, как для его предшественника, поэтому в последующих выступлениях он почти дословно повторял слова Н.С. Хрущева, что «крупные корабли вроде крейсеров или авианосцев устарели как средство ведения войны на море и являются лишь хорошей мишенью для современных ракет»17.

В тот период у С.Г. Горшкова не было иного выбора, как согласовывать свои взгляды и планы строительства флота с политическими и военно-техническими установками некомпетентного руководства. В то же время главком ВМФ делал всё от него зависящее, чтобы флот стал по-настоящему универсальным видом Вооружённых сил с включением в его состав авианесущих кораблей. По его указанию в ЦНИИВК была выполнена научно-исследовательская работа по военно-техническому обоснованию облика авианосца. В 1959—1960 гг. ЦКБ-17 выполнило проектную проработку авианесущего корабля, который в целях конспирации назвали «плавучей базой истребительной авиации». В ответ на постройку в США авианосца «Форрестол» были проведены проектные проработки ударных авианосцев на 60 и 100 летательных аппаратов корабельного базирования. Следует признать, что эти исследования не учитывали реальных возможностей технологической базы отечественной промышленности. Вместе с тем они были необходимы и полезны, т.к. позволили сохранить преемственность и сформировать коллективы конструкторов, которые в будущем были востребованы18.

Главной особенностью провозглашённого С.Г. Горшковым «национального пути» строительства сбалансированного ВМФ стала узкая специализация кораблей, вводившихся в строй. По существу все они предназначались для решения какой-либо одной из главных задач флота в период глобальной войны между коалициями, возглавлявшимися ядерными державами. Так, основным предназначением торпедных подводных лодок было уничтожение кораблей и судов из состава конвоев и десантных отрядов вероятного противника. Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами и надводные корабли с ракетным вооружением стали основным компонентом противоавианосных сил.

С конца 1950-х годов в состав ВМС США начали поступать атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) типа «Джордж Вашингтон». Размещение ПЛАРБ 16-й эскадры в передовом пункте базирования Рота в Испании позволяло им осуществлять боевое патрулирование в районах Средиземного моря19. Тем самым возникла угроза нанесения внезапных ядерных ударов по территории СССР, а перед советским ВМФ встала задача по ликвидации или снижению этой угрозы. Сложность решения этой задачи состояла в том, что наши противолодочные корабли могли применяться для обнаружения, слежения и, в случае начала военных действий, уничтожения только дизельных подводных лодок вероятного противника, поскольку эффективность их действий против атомных подводных лодок была близка к нулю. В то же время проведённые расчёты показали, что групповое применение вертолётов в сочетании с гидроакустическим вооружением корабля обеспечит резкое увеличение противолодочных возможностей. В этой связи командованием ВМФ было принято решение о создании первого советского корабля-вертолётоносца, чему военно-политическое руководство уже не могло препятствовать.

Оперативно-тактическое задание на проектирование нового корабля было утверждено главкомом ВМФ в январе 1959 года. Разработку проекта 1123, получившего наименование «Кондор», осуществляло ЦКБ-17. Из-за отсутствия опыта постройки и эксплуатации авианосцев коллективу конструкторов во главе с А.С. Савичевым почти всё приходилось начинать с нуля. О сложности работы говорит тот факт, что были проработаны 24 варианта тактико-технического задания на проектирование, и только последний из них был утверждён совместным решением ВМФ и Минсудпрома 18 августа 1959 года. Технический проект после внесения в него ряда изменений и дополнений был утверждён 25 января 1962 года.

15 декабря 1962 года на стапеле Черноморского завода в Николаеве был заложен головной корабль проекта 1123, получивший имя «Москва». В январе 1965 года крейсер был спущен на воду и 25 декабря 1967 года вошёл в состав Черноморского флота, став на долгие годы его флагманом. Второй корабль — «Ленинград», заложенный 15 января 1965 года, вступил в строй 2 июня 1969 года.

Таким образом, в состав советского ВМФ впервые вошли авианесущие корабли. Это стало возможным в первую очередь в результате влияния объективного фактора — необходимости снижения угрозы с морских направлений от действий подводных лодок — носителей баллистических ракет. Путь к созданию первых авианесущих кораблей был долог и тернист. Однако первый шаг был уже сделан. Впереди была сложная и многогранная деятельность руководства ВМФ, инженеров-судостроителей, что является темой другого исследования.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Коряковцев А.А., Ташлыков С.Л. «Качества аэропланов позволяют думать о возможности применения их к морскому делу». Создание первых авианесущих кораблей для российского и советского ВМФ (1909—1941 гг.) // Военно-исторический журнал. 2023. № 7. С. 16—25.

2 В том числе: Великобритания — 7, США — 5, Япония — 6, Франция — 1 (Полмар Н. Авианосцы в 2 т. / Пер. с англ. Т. 1. М., 2001. С. 103).

3 Дашьян А. Все корабли Второй мировой. Первая полная энциклопедия. М., 2013. С. 267—276.

4 История отечественного судостроения в 5 т. Т. 4: Судостроение в период первых пятилеток и Великой Отечественной войны 1925—1945 гг. СПб., 1996. С. 462, 463.

5 Кузнецов Н.Г. Размышления (в самолёте) о новой судостроительной программе. (Архив семьи Н.Г. Кузнецова) // Адмирал Кузнецов: Москва в жизни и судьбе флотоводца: сборник документов и материалов. М., 2000, С. 250, 251.

6 История отечественного судостроения. Т. 4. С. 464.

7 Подробнее см.: Коряковцев А.А., Ташлыков С.Л. От флота прибрежного действия до океанского ракетно-ядерного. Этапы строительства советского ВМФ (1945—1991 гг.) // Военно-исторический журнал. 2016. № 7. С. 3—10.

8 Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 8899. Оп. 1. Ед. хр. 1485. Л. 1—7; Ед. хр. 186. Л. 11—12.

9 Кузнецов Н.Г. Крутые повороты. М., 1995. С. 36, 38, 39.

10 РГАЭ. Ф. 297. Оп. 2. Д. 67. Л. 33—34.

11 Там же. Л. 28—29.

12 11 мая 1953 г. Н.Г. Кузнецов был восстановлен в прежнем воинском звании адмирал флота, а 3 марта того же года была внесена поправка в высшее воинское звание ВМФ — оно стало называться «Адмирал Флота Советского Союза».

13 Основные характеристики проектируемого авианосца: стандартное водоизмещение 23—24 тыс. т, скорость полного хода 32 узла и дальность плавания не менее 5000 миль. Вооружение: 40 истребителей, два вертолёта, 8 двухствольных 100-мм артустановок, 6 четырёхствольных 57-мм автоматов (История отечественного судостроения в 5 т. Т. 5: Судостроение в послевоенный период (1946—1991 гг.). СПб., 1996. С. 40, 41).

14 Адмирал Кузнецов: Москва в жизни и судьбе флотоводца… С. 312.

15 8 декабря 1955 г. Н.Г. Кузнецов был снят с должности Главкома. 15 февраля 1956 г. он был вызван к министру обороны Г.К. Жукову, который в грубой форме объявил о решении снизить его в воинском звании и уволить из Вооружённых сил.

16 Кузин В.П., Никольский В.И. Военно-морской флот СССР 1945—1991. СПб., 1996. С. 16.

17 Цит. по: Кокошин А.А. Армия и политика. Советская военно-политическая и военно-стратегическая мысль, 1918—1991 годы. М., 1995. С. 44—46.

18 Родионов Б.И., Монаков М.С. Авианосцы: история и перспективы. М., 2004. С. 114.

19 Ташлыков С.Л. Военно-морские силы США в национальной военной стратегии после Второй мировой войны. М., 2004. С. 228.