Музей-усадьба Н.А. Дуровой

Аннотация. Статья посвящена участнице Отечественной войны 1812 года Надежде Андреевне Дуровой, её жизни в г. Елабуге, созданию и деятельности в городе музея этой незаурядной женщины.

Summary. The article is devoted to the participant of the Patriotic War of 1812 Nadezhda Durova, her life in the city of Yelabuga, creation and work of the museum of this extraordinary woman.

ВОЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ ОТЕЧЕСТВА

 

ВАЛИТОВА Фарида Хакимовна — директор музея-усадьбы Н.А. Дуровой Елабужского государственного музея-заповедника, заслуженный работник культуры Республики Татарстан

 

МУЗЕЙ-УСАДЬБА Н.А. ДУРОВОЙ

 

Н.А. Дурова
Н.А. Дурова

В сентябре 2013 года исполняется 230 лет со дня рождения Надежды Андреевны Дуровой (1783—1866 гг.) — героини Отечественной войны 1812 года, участницы Бородинского сражения, талантливой писательницы XIX века, произведениями которой интересовался А.С. Пушкин и восхищался В.Г. Белинский. В Елабуге Надежда Андреевна провела последние годы жизни. Здесь сохранился дом, в котором она жила, здесь находится её могила и единственный в России посвящённый ей музей, наряду с другими музеями и достопримечательностями города входящий в состав Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. С установкой в городе конной скульптуры кавалерист-девицы и надгробного памятника на её могиле, а также благодаря благоустройству Троицкой площади в Елабуге сформировался полноценный мемориальный комплекс Н.А. Дуровой, принимающий в год до 30 тыс. человек.

История богата примерами, когда истинная значимость личности определялась по прошествии времени. Это полностью относится и к Надежде Андреевне Дуровой, женщине далеко неординарной, удивлявшей современников тягой к свободе от царивших тогда устоев общества, стремлением защищать Родину, литературным талантом. Не все её поступки воспринимались в то время однозначно. На протяжении многих лет бьются исследователи над разгадкой тайн этого удивительного человека, пытаются объяснить её жизненные позиции и деяния. Так, до сих пор остаётся загадкой, почему она решила поселиться в Елабуге, а не в расположенном не так уж далеко Сарапуле, где долгое время жила с отцом, служившим городничим. Видимо, искала уединения в этом тихом городке, разочаровавшись в неискренности столичной публики. При этом дом здесь она купила на свои деньги, заработанные литературным трудом. Ныне здесь находится музей Н.А. Дуровой, а само здание является памятником истории и культуры федерального значения. Первый, цокольный, этаж из камня сохранился с тех далёких времён практически без изменений, а вот второй — деревянный — пришлось перестроить. При доме имелось полгектара земли, теперь осталась только четвёртая часть.

Распахнув высокую калитку, вы сразу попадаете в атмосферу городской усадьбы XIX века: мощёный двор, в глубине — банька, топившаяся «по-чёрному», надворные постройки с низкими дверьми, резная беседка, яблони и кустарник. В уютных залах музея, бывших когда-то жилыми комнатами, о Надежде Дуровой можно получить самую подробную информацию. Вниманию посетителей представлены старинные документы, письма героини, воспоминания современников, исследования историков, психологов, литераторов, семейные архивы потомков Надежды Андреевны, портреты, фотографии — всё это результат многолетней научно-исследовательской и поисковой работы наших научных сотрудников, начинавших, можно сказать, с нуля, ибо не было никакой личной коллекции героини, что вообще-то является необходимым фактором при создании музейных экспозиций.

Каждый из пяти залов музея знакомит посетителей с эпохой, средой и окружением женщины-воина. Так, в уголке походной жизни представлены седло, барабан, палатка, что символизирует раннее детство Нади — отец её был военным, и маленькая девочка вместе с родителями вела, так сказать, армейский образ жизни. Главным её воспитателем до четырёхлетнего возраста был денщик отца Астахов. В пять лет она уже прочно сидела в седле и умела стрелять из лука.

Не справившись с воспитанием дочери, мать отправляет её в своё родовое имение Великая Круча в Полтавскую губернию. Несколько лет Надежда Дурова находится на попечении бабушки и тёток, которые усердно пытаются облагородить её внешний облик и привить женские черты. Наденька со своими двоюродными сёстрами ходит на балы, устраиваемые в имениях богатых помещиков, ей шьют красивые платья, она хорошо танцует. По выходным посещает вместе со всеми воскресную службу в местной церкви. Не обошлось и без первого романтического увлечения. На Надю обратил внимание сын помещицы Кирияковой, завязалось знакомство. Молодой человек хотел просить руки невесты, но Надю вскоре вернули в родительский дом в Сарапул. Здесь спустя некоторое время её все же выдали замуж. В метрической книге Вознесенского собора города за 1801 год имеется запись о венчании девицы Надежды Дуровой и заседателя земского суда Василия Степановича Чернова. А в 1803 году появилась запись о крещении их сына Ивана. Однако семейная жизнь не сложилась. Оставив мальчика на попечение отца, Надежда убежала из дома с казачьим есаулом и некоторое время, переодевшись в казачью форму, жила у него под видом денщика. Впрочем, некоторое время спустя она ушла и от него и, назвавшись Александром Соколовым, поступила в Конно-польский уланский полк, участвовала во многих боях с французами и за спасение раненого офицера была награждена солдатским Георгием.

Здесь трудно пересказать все перипетии военной службы Дуровой, скажем лишь, что она была представлена Александру I. Император не только разрешил ей остаться в армии, но и перевёл в Мариупольский гусарский полк в чине подпоручика под именем Александра Андреевича Александрова и даже позволил в случае необходимости обращаться лично к нему. Правда, вскоре по ряду причин Дурова снова перевелась в уланы, затем некоторое время жила у отца в Сарапуле, в начале 1811 года явилась в Литовский уланский полк, в Отечественную войну командовала полуэскадроном, участвовала в ряде сражений, в том числе в Смоленском и Бородинском, где была контужена ядром в ногу, получила чин поручика, служила ординарцем у М.И. Кутузова, который знал, что А.А. Александров — женщина. Дурова участвовала в Заграничных походах русской армии 1813—1814 гг. и в 1816 году по просьбе отца вышла в отставку в чине штаб-ротмистра.

Обо всём этом и рассказывается в военном зале музея. Здесь посетители могут увидеть восковую фигуру Н.А. Дуровой в мундире поручика Литовского уланского полка, расшитый золотом гусарский мундир, оружие, знамёна и штандарты русских полков, портреты и бюсты военачальников, а также копии с многочисленных архивных документов, поиску которых работники музея посвятили немало времени.

Конечно, многие экспонаты являются копиями или муляжами. Мундиры корнета Мариупольского гусарского полка и поручика Литовского уланского полка выполнены специально для нашего музея специалистами по реконструкции военных костюмов по образцам Государственного исторического музея (Москва) и по размерам Надежды Дуровой. Что касается оружия, то практически всё оно изготовлено также специально для музейных нужд, то есть так называемые новоделы. Однако надо заметить, что новоделы тоже могут иметь свою историю. Так, сабля гусарская, сделанная по образцу 1807 года, не раз использовалась участницей битв-реконструкций как в России, так и за границей Аллой Бегуновой — лауреатом Международной литературной премии Союза писателей России имени Валентина Пикуля, автором ряда исторических романов и книги «Надежда Дурова», основанной на документах и архивных источниках. Это под её руководством в Елабуге трижды проводились военно-исторические реконструкции эпизодов наполеоновских сражений и бала эпохи Александра I.

Впрочем, имеются в данной экспозиции и подлинные предметы: пистолет образца 1851 года, ружья, кираса, картечь, привезённые с Бородинского поля.

Не случайно подобраны портреты и бюсты военачальников: Раевского, Багратиона, Милорадовича, Барклая де Толли, Коновницына. Именно они в той или иной степени принимали участие в судьбе нашей героини. Так, в 1810 году Н.А. Дурова, «ставшая» корнетом Александровым, служила ординарцем у киевского генерал-губернатора М.А. Милорадовича1; Н.Н. Раевский командовал пехотным корпусом, защищавшим Курганную высоту между сёлами Бородино и Семёновское, где стоял Литовский уланский полк, в пятом эскадроне которого служил поручик Александров. П.И. Багратион во время Бородинского сражения командовал 2-й Западной армией, в состав которой входил Литовский уланский полк; к М.Б. Барклаю де Толли как к военному министру Александров обращался с прошениями о переводе из Мариупольского гусарского в Литовский уланский полк, о выделении денежных средств на мундир2 и о вспомоществовании престарелому отцу3. Что касается П.П. Коновницына, то у Колоцкого монастыря и деревни Шевардино он командовал арьергардом, куда был включён и Литовский уланский полк. По словам Дуровой, поручик Александров являлся также ординарцем Коновницына4.    <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1 Бегунова А.И. Надежда Дурова. М.: Вече, 2011. С. 398.

2 Российский государственный военно-исторический архив. Ф. 26. Оп. 1. Д. 483. Л. 946, 947; Ф. 29. Оп. 1/153в. Д. 110. Л. 152 об.; Д. 107. Л. 336.

3 Там же. Ф. 29. Оп. 154. Св. 94. Д. 751. Л. 91—92 об.

4 Дурова Н.А. Избранные сочинения кавалерист-девицы. М., 1988. С. 168, 169.