Морской ценз в российском флоте

Аннотация. В статье освещены процесс разработки морского ценза и основные принципы реформирования системы прохождения службы офицерами российского флота в 1880-х годах.

Summary. The article highlights the process of developing the marine qualification and basic principles of reforming the system of service for officers of the Russian Navy in the 1880s.

ВОЕННАЯ РЕФОРМА

 

НИКИТИН Владимир Олегович — научный сотрудник Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (Санкт-Петербург. E-mail: vnikitin86@gmail.com).

 

МОРСКОЙ ЦЕНЗ В РОССИЙСКОМ ФЛОТЕ

 

Состояние офицерского корпуса флота России в начале 1880-х годов не соответствовало темпам его развития. Уменьшение штатного количества офицерских должностей в 1856—1882 гг., вызванное сокращением кораблей 1 ранга, и производство в следующий чин целыми выпусками привело к несоразмерности численности офицеров и потребности в них1.

Система прохождения службы во флоте предусматривала производство в следующий чин за отличие и по линии2. В каждом чине необходимо было прослужить определённое количество лет. Производство в следующий чин происходило в порядке очереди. Наличие должности и выполнение должностных обязанностей не влияли на чинопроизводство. В списках личного состава флота были офицеры, которые, проходя службу в других ведомствах или плавая на коммерческих судах, продолжали получать чины как военные моряки. Так, в 1880 году из 146 штатных адмиралов во флоте служили только 47, в 1884 году из 140 адмиралов лишь 34 командовали боевыми кораблями3. В списках личного состава были офицеры, не выходившие в море 20 лет, а также штаб-офицеры, командовавшие самыми незначительными судами.

Реформа системы прохождения службы, проведённая в 1885 году, основой которой стало «Положение о морском цензе для офицеров флота», назревала более 30 лет.

В 1859—1880 гг. морское ведомство предприняло ряд мер для оптимизации штата офицеров, были рассмотрены записки и проекты реорганизации прохождения службы офицеров во флоте.

В конце 1850-х годов в связи с изменением условий морской службы (переход от парусного флота к винтовому, паровому) и уменьшением количества судов после Крымской войны 1853—1856 гг. потребовалось сократить количество флотских офицеров.

В 1859 году были уволены «все те старослужащие офицеры, в которых служба не встречала более надобности и которые мешали более быстрому обновлению личного состава»4.

Морское министерство временно добилось стабилизации личного состава флота, но система службы не была изменена.

Массовое увольнение офицеров флота, большой по сравнению с сухопутными войсками срок выслуги до получения первого офицерского чина и ограниченное число адмиральских должностей, из-за которого служебный рост офицеров был крайне медленным, а также плохое материальное обеспечение снижали популярность морской службы среди дворян5. В 1871 году «вследствие заявления директора инспекторского департамента о постепенном увеличении во флоте некомплекта обер-офицеров и невозможности ограничиться для его пополнения простым увеличением выпусков из морского училища»6 управляющий флотом и морским ведомством великий князь Константин Николаевич приказал, чтобы «вопрос этот, имеющий столь серьёзное для флота значение, был рассмотрен в особой комиссии»7.

Комиссия под председательством генерал-адъютанта Е.В. Путятина решила, что «необходимее всего возбудить интерес к службе постоянным направлением их деятельности и охоты к избранной ими специальности»8. Стимулами для офицеров флота должны были стать увеличение срока внутреннего плавания и введение ценза.

Один из самых авторитетных морских деятелей 1860—1870 гг. вице-адмирал Г.И. Бутаков в ответ на запрос инспекторского департамента морского ведомства о том, «какими правилами следовало бы руководствоваться, по его мнению, в будущем при назначении как на высшие, так и на низшие должности»9 в 1871 году составил записку «О морском цензе для русского флота», предложив меры повышения престижа морской службы и проект морского ценза для офицеров флота на право занятия судовых должностей10.

Бутаков считал необходимым произвести «единовременное освобождение списков флота от всех имён, напрасно загромождающих их и не способных принести морской силе России никакой пользы»11. По его проекту при вычислении ценза для офицеров флота необходимо было учитывать число лет от производства в офицеры и плавания, род судна и обязанностей на нём, годы без плавания12. Бутаков составил таблицу коэффициентов и рассчитал цензовые цифры для ряда офицеров флота13. Его проект, по-видимому, остался в стенах инспекторского департамента. Документов о его обсуждении или попытках реализации не найдено.

В начале 1870-х годов признавалась необходимость изменения системы службы офицеров в русском флоте, но морское ведомство не решалось кардинально изменить эту систему.

В конце 1870-х годов для уменьшения чрезмерного количества штаб-офицеров, возникшего из-за недостатка должностей для произведённых в офицеры, было принято решение об увольнении в отставку штаб-офицеров, прослуживших 35 лет, с производством в следующий чин14. Льготные условия отставки, предложенные морским ведомством, были привлекательными. Например, капитан 1 ранга без назначения на должность получал 1380 рублей в год, а при увольнении производился в контр-адмиралы или генерал-майоры, получал казённую пенсию 860 рублей и около 1000 рублей из эмеритальной кассы (служила обеспечению вышедших в отставку её участников-офицеров). Число штаб-офицеров на действительной службе значительно сократилось. Но так как отставка не была принудительной, вопреки материальной выгоде многие штаб-офицеры не соглашались оставлять службу «в надежде, что, так или иначе, наденут когда-нибудь адмиральские эполеты, хотя в самих предложениях об оставлении службы им вовсе недвусмысленно было сказано, что такая надежда будет тщетною»15.

В конце 1870-х годов в морском ведомстве была создана комиссия для обсуждения проекта контр-адмирала Н.М. Чихачёва о переустройстве флота, в котором большое внимание было уделено организации службы офицеров. Чихачёв отмечал, что офицеру необходимо не только основательное теоретическое образование, но и серьёзная практическая подготовка16, мичманам и капитан-лейтенантам нужно находиться в море не менее половины времени состояния в этих чинах, а отклонение от службы в море свыше трёх лет — безусловный повод к увольнению. Чихачёв считал, что капитаны, адмиралы и главные командиры не должны оставаться в должностях более трёх лет подряд17, «чтобы дать каждому возможность выказать свои дарования, да и самая служба много выиграет от таких срочных замен, которыми установится самый действительный контроль над деятельностью начальствующих лиц флота»18.

В ходе обсуждения части проекта Н.М. Чихачёва, касавшейся службы офицеров флота, использовалась информация о военно-морском флоте Франции, переданная подполковником Л.А. Любимовым из Парижа. Он сообщил, что там офицеров повышали в чинах только при вакансии. Кроме ценза, соблюдалось старшинство выслуги в чине и был установлен предельный возраст, по достижении которого офицеры, не получившие повышения в чине, должны оставлять службу19. Любимов писал, что «правила для назначения в кампанию офицеров французского флота могли бы быть отчасти применены и у нас (конечно, с соответствующими изменениями, сообразно порядкам нашей службы и климатическим условиям наших плаваний), в особенности при введении в условия ценза для производства в следующие чины правила, чтобы офицер совершил известное число кампаний»20.

Комиссия, рассматривавшая проект Чихачёва, признала, что для «достижения должного соответствия чинов необходимо изменить существующий порядок чинопроизводства, основанный, главным образом, на давности службы в обер-офицерских чинах»21. Для этого предлагалось, прежде всего, определить штатное число офицеров в каждом чине и повышать в них не иначе как на вакансии и при удовлетворении требований ценза22. Также было решено, что одним из условий службы во флоте необходимо сделать предельный возраст, по достижении которого адмиралы и офицеры должны оставлять службу23. Но управляющий морским ведомством генерал-адъютант С.С. Лесовский считал, что относиться к ограничениям в чинопроизводстве в виде ценза и других мер следует крайне осторожно, так как службу во флоте и связанные с ней преимущества нельзя рассматривать отдельно от другой службы в государстве24. По его мнению, служба во флоте была одной из сложнейших, и если создать дополнительные трудности, например в чинопроизводстве, то, «без сомнения, к ней явится охлаждение, которое выразится в недостатке лиц, желающих поступать в оную, что, конечно, крайне нежелательно»25. Лесовский также считал, что во всех мероприятиях, направленных на замедление чинопроизводства, «нельзя не усмотреть известную долю несправедливости в отношении размера пенсий тем лицам, которые будут оставлять службу по выслуге определённого срока»26.

Меры, предпринятые Морским министерством в 1860—1880-х годах, свидетельствуют о поиске путей изменения порядка службы офицеров. Временные меры, такие как зачисление офицеров в запас в 1859 году, увольнение на льготных условиях в 1878—1879 гг., лишь ненадолго стабилизировали ситуацию. Проект Г.И. Бутакова и записка Н.М. Чихачёва о реорганизации флота свидетельствуют, что крупнейшие военно-морские деятели понимали необходимость изменения системы службы. Но до 1880-х годов в Морском министерстве не было руководителя, готового взять на себя ответственность за это.

В 1882 году управляющим Морским министерством стал вице-адмирал И.А. Шестаков. Это назначение связывали с надеждами императора Александра III на его готовность реформировать ведомство27. Шестаков оправдывал надежды царя, взявшись за реформирование флота.

В инспекторском департаменте морского ведомства началась подготовка закона о морском цензе. Директор департамента вице-адмирал П.А. Перелешин в начале 1882 года подал Шестакову записку о мерах по улучшению военно-морского образования путём введения поочерёдных заграничных плаваний балтийских экипажей28. Шестаков одобрил идеи, изложенные в записке, в мае 1882 года приказал создать комиссию под председательством Перелешина и «поставить на первом плане работ комиссии вопрос о морском цензе для производства в чины флотских офицеров»29. .<…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1 Три века российского флота / Под ред. Ф.Н. Громова. СПб., 1996. Т. 1. С. 287.

2 Общий морской список. СПб., 1885. Ч. 1. С. XXXIV.

3 Отчёт по морскому ведомству 1879—1883. СПб., 1884. С. 3, 4.

4 Всеподданнейший отчёт по морскому ведомству за 1855—1880 гг. СПб.,1881. С. 3.

5 Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. 410. Оп. 2. Д. 3236, Л. 5., 5 об.

6 Там же. Л. 1.

7 Там же.

8 Там же. Л. 9.

9 Там же. Ф. 4. Оп. 1. Д. 8. Л. 16.

10 Там же. Л. 5.

11 Там же. Л. 14 об.

12 Там же.

13 Там же. Л. 18.

14 Обзор деятельности морского управления в России 1855—1880 гг. Ч. 1. СПб., 1880. С. 13, 14.

15 РГА ВМФ. Ф. 315. Оп. 1. Д. 1398. Л. 90, 90 об.

16 Там же. Ф. 410. Оп. 2. Д. 3601. Л. 9.

17 Там же.

18 Там же.

19 Там же. Л. 66 об.

20 Там же. Л. 53.

21 Там же. Ф. 315. Оп. 1. Д. 1398. Л. 92 об.

22 Там же.

23 Там же. Л. 93.

24 Там же. Ф. 410. Оп. 2. Д. 3601. Л. 86 об.

25 Там же.

26 Там же.

27 Кондратенко Р.В. Морская политика России 80-х годов XIX века. СПб., 2006. С. 129.

28 РГА ВМФ. Ф. 410. Оп. 2. Д. 3823. Л. 1—27.

29 Там же. Л. 1.