Мой дед — Сали Катык

Аннотация. В статье рассказывается об одном из крупнейших руководителей в танкостроительной отрасли оборонной промышленности СССР и России, Герое Социалистического Труда Сали Александровиче Катыке.

Summary. The article tells about one of the first-rate leaders in the tank building branch of the USSR and Russian defence industry Hero of Socialist Labour Sali Katyk.

ИМЕНА И СУДЬБЫ

 

КАТЫК Кирилл Владимирович — начальник бюро отдела поддержки и развития информационных технологий «ПО «Полёт» — филиала АО «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева»

(г. Омск. E-mail: katyk_kv@mail.ru).

 

МОЙ ДЕД — САЛИ КАТЫК

 

Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии Российской Федерации, доктор технических наук, профессор, человек, который почти четверть века руководил одним из крупнейших танкостроительных предприятий нашей страны, — таким знали Сали Александровича Катыка те, кто в разные годы работал рядом с ним. А для меня он был дедом, живым примером того, как всего в жизни надо добиваться своим трудом, своими знаниями. Эта статья — дань памяти ему.

Мой дед Сали Катык родился 20 октября 1930 года в г. Надеждинск Уральской обл. (ныне г. Серов Свердловской обл.). Ранее его родители проживали в Крыму. Но в ночь с 8 на 9 февраля 1930 года отец Сали — крымский татарин Катык Асан Али — был арестован и обвинён в «агитации против советской власти и призыве к крестьянам не вступать в колхоз с целью срыва мероприятий, проводимых советской властью на селе…»1. Тогда по решению «тройки» при полномочном представительстве Объединённого государственного политического управления (ОГПУ) по Крыму от 19 марта 1930 года мой прадед был приговорён по ст. 58, п. 10 УК РСФСР к высылке из Крыма на Урал вместе с семьёй и конфискации имущества.

Перед отправкой из Крыма Асану Катыку и его жене Марии чудом удалось оставить у близких родственников свою старшую пятилетнюю дочь Эдавье, и в трудный путь семья отправилась с двухлетним сыном Вели.

На Урале семью разместили в спецпосёлке, расположенном в одном из лесничеств Надеждинского района, где на лесозаготовках использовался тяжёлый физический труд ссыльных. А через некоторое время семья моего прадеда была переведена в старый трудовой посёлок при строившемся в Нижнем Тагиле Уралвагонзаводе.

Семья обустроила свой быт на новом месте, родился ещё один сын — Джафер, но 30 декабря 1937 года опять пришла беда — главу семьи, который работал грузчиком на Уралвагонзаводе, вновь арестовали. В этот раз он был обвинён по ст. 58, п. 2 и 6 УК РСФСР в том, что «…являлся агентом иностранной разведки, по заданию последней проводил шпионско-диверсионную повстанческую работу…»2.

Тогда Сали, наверное, думал, что уже никогда не увидит отца. Но постановлением УГБ УНКВД по Свердловской области от 23 февраля 1939 года за отсутствием состава преступления следственное дело было прекращено. 2 марта 1939 года моего прадеда освободили из-под стражи и отправили в трудовую ссылку по месту последнего проживания. На свободе ему довелось прожить недолго. В 1942 году его не стало, а 28 декабря 1967 года постановлением президиума Крымского областного суда он был посмертно реабилитирован за отсутствием состава преступления.

Моя прабабушка Мария Александровна, оставшись без мужа в 37 лет и работая за мизерную зарплату контролёром в клубе, воспитывала и поднимала троих детей — Вели, Сали и Джафера, которые помогали ей как могли. Чтобы прокормить семью, они собирали в уральских лесах ягоды и грибы. Но не только. Например, мой дед вечерами играл в парковом ансамбле, чтобы заработать на жизнь. И, конечно, учился в школе. После седьмого класса, как и многие подростки того поколения, он перешёл учиться в вечернюю школу. А днём стал трудиться токарем на Уралвагонзаводе, где когда-то работал его отец. Невзгоды, выпавшие на семью, закалили юношу. Все заметнее в нём стали проявляться такие качества, как настойчивость, стремление добиваться всего самому. Этому помогали природные умственные способности.

В 1947 году Сали поступает в Свердловский дорожно-механический техникум, а в 1951 году — в Уральский политехнический институт имени С.М. Кирова (ныне — Уральский государственный университет имени Б.Н. Ельцина) на специальность «литейное производство».

Получив диплом инженера-металлурга, Сали Катык вернулся в 1956 году на Уралвагонзавод помощником мастера литейного цеха. Пройдя за короткий период должности старшего инженера и начальника бюро чугунно-цветного литья отдела главного металлурга, он в 1961-м стал главным металлургом Уралвагонзавода3 и своей деятельностью внёс серьёзный вклад в развитие предприятия и повышение качества выпускавшейся заводом бронетанковой и вагонной техники.

В энциклопедии «Инженеры Урала», изданной в 2007 году Уральским отделением Российской инженерной академии4, приводятся конкретные факты того, что было сделано по личной инициативе и под непосредственным руководством Сали Катыка по совершенствованию производства на Уралвагонзаводе:

  1. В цехе мелкого стального литья создана специализированная автоматическая формовочная линия для изготовления танковых траков.
  2. Заливка форм в цехе крупного стального литья переведена на конвейер.
  3. Впервые в стране созданы агрегаты с сервоприводом для зачистки заготовок, галтовочные барабаны для разделки литья, построены новые дробеочистные камеры, внедрены очистные барабаны, автоматические линии гальванохимических покрытий деталей, автоматические линии химико-термической обработки.
  4. Проведена реконструкция мартеновской печи № 2.
  5. Доказана необходимость строительства нового кузнечного цеха и цеха точного литья по выплавляемым моделям для вагонного литья.
  6. Разработаны новые хладостойкие стали, легированные ванадием, для вагонного литья.

Будучи председателем Совета молодых специалистов Уралвагонзавода, Сали Александрович очень много сделал также для укрепления цехов криогенного производства кадрами.

Бывший главный конструктор отдела 520 Уралвагонзавода (в 1971 г. отдел 520 был выделен из состава завода и получил название «Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения»), лауреат Государственной премии СССР генерал-майор инженерно-технической службы Леонид Николаевич Карцев в своих воспоминаниях писал: «Главный металлург завода С.А. Катык был молодым, энергичным, горячим человеком. Мы с ним частенько спорили, но жили дружно…»5.

В 1969 году приказом министра оборонной промышленности СССР С.А. Зверева Сали Александрович Катык был назначен первым директором вновь создававшегося Уральского филиала Всесоюзного проектно-технологического института (УФ ВПТИ), который в 1970 году переименовали в Уральский филиал Всесоюзного научно-исследовательского технологического института (УФ ВНИТИ). Он был создан для обеспечения научно-технологического сопровождения производства бронетанковой и вагонной техники на Уралвагонзаводе. В настоящее время это ОАО «Уральский научно-технологический комплекс» (ОАО УНТК).

«Для размещения специалистов и производственного участка будущего УФ ВПТИ руководством “Уралвагонзавода” было выделено полуразрушенное здание газогенераторной станции, которое благодаря самоотверженному труду работников филиала было коренным образом перестроено и приведено в образцовый порядок. На верхних этажах разместились технологический и конструкторский отделы, службы обеспечения и управления, на первом этаже было организовано опытно-экспериментальное производство»6.

В 2004 году в своём докладе на торжественном собрании, посвящённом 35-летию института, его тогдашний директор В.П. Мозолин сказал: «Чтобы создать организацию с нуля, нужны были огромное мужество, настойчивость, воля и огромное желание сделать новое. Нужен был, в первую очередь, такой руководитель. Таким руководителем стал Сали Александрович Катык. Нам здорово повезло с первым директором. Обладавший недюжинными организаторскими способностями, великолепный инженер, авторитетнейший специалист в нашей отрасли, он сумел в кратчайшее время создать боеспособный коллектив, который с первых дней становления взялся за решение самых жгучих узких мест, в первую очередь на Уралвагонзаводе»7.

В марте 1972 года приказом министра оборонной промышленности Сали Александрович был освобождён от должности директора УФ ВНИТИ в связи с переходом на выборную партийную работу в Дзержинский райком г. Нижний Тагил. Здесь он отвечал в качестве секретаря райкома за развитие промышленности и строительства.

13 октября 1972 года мой дед получил самое главное в своей жизни назначение — в Омск, директором завода имени Октябрьской революции, который в годы войны (тогда он назывался завод № 174, а чуть позднее — завод № 174 имени Ворошилова) производил легендарные танки Т-34, а в послевоенные годы — Т-54 и Т-55.

С.А. Катык с первых дней руководства взял курс на дальнейшее укрепление и повышение статуса предприятия, выполнявшего важнейшие государственные задачи.

Трудное, часто голодное детство оставило свой след в его характере, и руководителем он стал авторитарным, требовательным и жёстким. На заводе его побаивались и уважали. Многие до сих пор ещё помнят его тяжёлый и строгий взгляд, словно пронизывающий насквозь. Однако Сали Катык умел не только строго спросить за промахи в работе, но и достойно поощрить, если человек того заслужил.

По воспоминаниям тех, кто работал с моим дедом, он был прекрасным организатором, умевшим видеть перспективу. Не был «кабинетным» директором. Его каждый день видели в цехах завода и на строившихся объектах, где он на местах решал проблемы и оказывал помощь, делился своими знаниями и опытом. Дед обладал феноменальной памятью, всё помнил и обращался по имени-отчеству ко всем, кто хотя бы раз встречался с ним лично. Он был хозяином своего слова, и все знали: если Сали Александрович что-то пообещал — это будет выполнено, а исполнение — проверено.

Благодаря Сали Катыку на заводе имени Октябрьской революции была создана блестящая кадровая школа, которая воспитала команду руководителей и специалистов, способную направить коллектив на решение самых трудных задач. Многие из них впоследствии стали успешными крупными руководителями Омской области, города Омска и бизнес-структур.

Будучи директором, Сали Александрович не забывал основ рабочей профессии и всегда мог подать личный пример своим работникам. На заводе памятен случай, когда Сали Катык, который практически 24 часа в сутки контролировал производство, пришёл на завод в ночную, третью, смену. В одном из цехов он увидел стоявшего без дела токаря, который на вопрос о причинах простоя сказал, что ему надо сделать правку резца, а рабочего-заточника нет. Услышав такой ответ, Сали Александрович взял резец и лично выполнил эту самую правку на заточном станке. Когда рабочий узнал, что инструмент ему правил сам директор завода, то просто не поверил. Его можно понять, ведь руководитель, знающий тонкости рабочей профессии — редкость.

За то время, что Сали Александрович руководил заводом, была проведена масштабная реконструкция предприятия, почти вдвое увеличившая его производственные площади, были построены новые специализированные цеха и удвоилось количество новых станков, достигнув 6700 единиц, из которых 600 были станки с ЧПУ, что в комплексе в разы повысило производительность труда. Резко возрос уровень производства и качества выпускавшейся продукции. Фактически был построен новый, ставший одним из крупнейших в стране, завод с проектной мощностью до 1000 танков в год. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Архивно-следственное дело. Государственный архив Республики Крым. Ф. 4808. Оп.1. Д. 013842.

2 Архивно-следственное дело. Государственный архив административных органов Свердловской области. Ф. 1. Оп. 2. Д. 269.

3 Металлурги Урала: энциклопедия. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2001. С. 158.

4 Инженеры Урала: энциклопедия. Т. 2. Екатеринбург: Уральский рабочий, 2007. С. 326.

5 Карцев Л.Н. Воспоминания главного конструктора танков // Техника и вооружение. 2008. № 9. С. 4.

6 Высокие технологии оборонки в действии. Исторический очерк научно-технической деятельности Всесоюзного (Всероссийского) научно-исследовательского технологического института 1947—1997 гг. СПб., 1997. С. 27.

7 Мозолин В.П. Доклад к 35-летию УФ ВНИТИ — ОАО УНТК. 2004. Л. 9 // Текущий архив ОАО УНТК.