1

МАКЕДОНСКИЙ КРИЗИС 2001 ГОДА

ЦВЕТАНОВСКА Мария — соискатель Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН

(E-mail: marijacvetanovska@yahoo.com)

Македонский кризис 2001 года

Весной 2001 года экстремистски настроенные албанцы развязали в Македонии вооружённый конфликт с целью изменения государственного устройства. Эта вылазка в стране, долго считавшейся демократичной в области прав нацменьшинств, стала неожиданностью для властей. Они не уделяли должного внимания появлению в Македонии албанских террористов ещё до начала кризиса 2001 года.

После событий 1998—1999 гг. в Косово албанские экстремистские силы в конце 2000 — начале 2001 года перенесли военные действия сначала на юг Сербии, а затем и в Македонию. Созданию благоприятных условий для этого способствовали «гуманитарное военное вмешательство» НАТО в события 1999 года в Косово, возникновение «вакуума безопасности» в связи с принуждением сербской стороны вывести свои войска оттуда и из трёх южных районов Сербии, а также ввод в южный сербский край международных сил безопасности в Косово (КФОР1). Ещё во время эскалации противоборства в Косово македонские албанцы предоставляли участвовавшим в нём албанским экстремистам оружие, медицинскую и другую помощь. Кроме того, из неофициальных иностранных источников было известно, что «среди албанцев в Македонии идёт процесс рекрутирования»2 в экстремистские силы. СМИ также сообщали, что в Македонии под видом беженцев укрывались боевики так называемой Освободительной армии Косово (ОАК). Македонские силовые органы, перекрывая пути доставки оружия в Косово, обнаруживали на своей территории бункеры и центры снабжения ОАК, сообщали о её отделениях в стране. А в апреле 1999 года на севере страны, в 700 м от границы с Югославией, вблизи села Лояне, были обнаружены полигон и штаб албанских боевиков Македонии, в котором хранились 4,5 т оружия. В связи с этим македонский министр внутренних дел П. Траянов заявил, что «существует сценарий милитаризации Македонии»3.

О военизированных группировках косовских албанцев в Македонии сообщали и многочисленные иностранные источники. «Ещё в 1998 году, когда была совершена серия нераскрытых взрывов в пяти отделениях полиции (Гостивар, Тетово, Куманово, Скопье и Прилеп), в Македонии стали говорить о том, что число групп ОАК в стране растёт»4, — сообщалось в докладе Международной кризисной группы5. Кроме того, в нём указывалось, что македонская полиция практически не контролировала труднодоступные горные районы на северо-западе страны: «Во многих районах Западной Македонии македонская полиция или войска не появлялись более двух лет. Это создало злокачественную среду для роста численности вооружённых этнических албанцев…»6.

Несмотря на информацию об усилении активности албанских боевиков, правительство Македонии не предпринимало мер, направленных на укрепление армейских и полицейских сил для отражения их действий.

В 1998 году началась реорганизация македонской армии с целью приведения её к стандартам НАТО, членом которой стремилась стать Македония. План реорганизации был одобрен и подписан главнокомандующим македонской армией президентом К. Глигоровым и поддержан в Брюсселе — штаб-квартире НАТО. В соответствии с ним численность македонской армии сокращалась со 120 000 человек до 14 000 военнослужащих (половина профессиональных и столько же рекрутов), а также 40 000 резервистов. Такая численность соответствовала натовскому стандарту соотношения численности вооружённых сил и населения страны (2 проц.) с учётом её экономического развития.

Македония к тому времени уже была членом программы НАТО «Партнёрство во имя мира» и с целью дальнейшего сближения с Североатлантическим альянсом подписала договор о помощи в реорганизации своей армии с американской частной военной коммерческой организацией «Корпорация “Военные профессиональные ресурсы”»7 (КВПР). Согласно этому плану Македонии не нужны были ни артиллерия, ни военно-воздушные силы, ни бронетанковые подразделения, её армия должна была включать только одну бригаду лёгкой пехоты с двумя лёгкими дивизионами и часть специальных единиц.

В военно-политическом руководстве Македонии, как вспоминал один из военачальников македонской армии того времени генерал-подполковник П. Петровски, возникли разногласия по поводу американского плана реформы, и несогласных, которые мешали его реализации, уволили. Сменивший К. Глигорова на посту президента Македонии Б. Трайковски8, по свидетельству Петровски, в личной беседе признался, что список тех, кого нужно было снять с должностей и назначить взамен, ему предложил сотрудник КВПР американский генерал Р. Грифитс9. В итоге план КВПР был принят. Многие военные эксперты считали, что в результате армия была расформирована. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 KFOR (англ. Kosovo Force) — международные силы под руководством НАТО, ответственные за обеспечение стабильности в Косово.

2 ОВК регрутира војска во Македонија // Македонско сонце. Скопје, 1999. 16 април. № 251.

3 Полицијата откри Команден Штаб на ОВК во Македонија // Македонско сонце. Скопје, 1999. 23 април. № 252.

4 Macedonia: The Last Chance for Peace // ICG Balkans Reports. № 113. P. 2.

5 Международная кризисная группа — МКГ (International Crisis Group — ICG) позиционирует себя как «некоммерческая, независимая международная организация». Основана в 1995 г. по инициативе группы трансатлантических деятелей во главе с М. Абрамовичем (бывший посол США в Турции и Таиланде, затем президент фонда Карнеги за международный мир), М. Мэллок-Брауном (позже занимал посты заместителя Генсека ООН, министра Великобритании и др.) и американским сенатором Дж. Митчеллом. Международная штаб-квартира МКГ расположена в Брюсселе, представительства — в Вашингтоне (где МКГ официально зарегистрирована), Нью-Йорке, Лондоне и Москве, в разных странах — 11 региональных и 16 «полевых» офисов. Аналитики МКГ «в более чем 60 подверженных кризисам странах на четырёх континентах» проводят исследования, собирают информацию и готовят отчёты с рекомендациями, адресованными «международным деятелям и организациям, ответственным за принятие ключевых решений». См.: сайт МКГ: http://www.crisisgroup.org.

6 Macedonia: The Last Chance for Peace // ICG Balkans Reports. № 113. P. 2.

7 Корпорация «Военные профессиональные ресурсы» (КВПР — Military Professional Resources Incorporated — MPRI) — частная военная компания, состоящая из отставных генералов и офицеров вооружённых сил США. Привлекается для разработки наставлений и инструкций видам вооружённых сил и родам войск, ей была передана по контракту вся система вневойсковой подготовки офицеров резерва в высших учебных заведениях США (220 университетов и колледжей). Оказывает военно-советнические услуги в иностранных государствах. Активно участвовала в программах «Обучи и оснасти» в Хорватии, Боснии и Герцеговине, Грузии, Киргизии и других странах (См.: Уваров Н.М. Частный бизнес на службе военных ведомств: По опыту основных зарубежных стран. М.: URSS, 2009. С. 3). По некоторым данным, в КВПР входят около 340 отставных американских генералов, её сотрудники готовили армии Хорватии, Боснии и Герцеговины в 1995 г. перед операцией против сербского населения, а в 2008 г. накануне нападения Грузии на Южную Осетию тренировали грузинскую армию (См.: «Солдаты удачи»… // Голос России. 2011. 28 апреля. 10:51. См.: Интернет-ресурс http://rus.ruvr.ru).

8 Фамилию президента Республики Македония в 1999—2004 гг. российская пресса представляла как Трайковский, но, очевидно, этот перевод неточен, так как её написание на македонском языке — Трајковски. Поэтому более точен перевод — Трайковски. Аналогичная неточность допускалась и в фамилии генерал-подполковника П. Петровского (на македонском — П. Петровски).

9 Петровски П. Сведоштва — 2001. Битола: Киро Дандаро, 2006. С. 7.