Ледовые аэродромы: мифы и реальность

A.V. SAMOKHIN Ice airfields: myths and realities

Аннотация. Статья посвящена попыткам США и СССР использовать полярные льды для военных аэродромов в конце 1940 — 1950-х годах.

Summary. The article is devoted to the attempts of the U.S. and the USSR to use polar ice for military airfields at the end of the 1940-1950s.

ШЛА «ХОЛОДНАЯ ВОЙНА»

САМОХИН Андрей Владимирович — профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Хабаровского филиала Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права, кандидат исторических наук

(г. Хабаровск. E-mail: samohin.a.v@mail.ru)

 

ЛЕДОВЫЕ АЭРОДРОМЫ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

 

Во второй половине 1940-х годов, когда основным средством доставки ядерного оружия была авиация, Советский Союз находился в более уязвимом положении, чем Соединённые Штаты. Американская авиация могла использовать аэродромы в ряде стран для ударов по нашей стране. У нас же не было аэродромов вблизи США, а дальность полёта бомбардировщиков была недостаточной для ударов по их территории.

В современных публикациях не раз тиражировалась информация о том, что по личному распоряжению И.В. Сталина на льдинах Северного Ледовитого океана началось строительство аэродромов подскока для бомбардировщиков, нацеленных на Америку1. Профессор А.И. Уткин утверждает, что «скорее на западе Москва предполагала обороняться, а наступать — в Арктике»2. А.А. Данилов и А.В. Пыжиков указывают на стремление И.В. Сталина наносить ядерные удары по США, используя аэродромы на льду Северного Ледовитого океана3. В числе источников такой информации — мемуары Н.С. Хрущёва4 и воспоминания участника событий Л.В. Касаткина, который утверждает, что ледовые аэродромы использовались советской дальней авиацией. Но из воспоминаний Касаткина неясно, о каком периоде идёт речь. Он сообщает о полётах Ту-4 и одновременно об американских атомных подводных лодках (а первая из них впервые вышла в море в 1955 г.), называет войска, дислоцировавшиеся в районах Мурманска и Архангельска, Северной группой войск, хотя это название носили советские войска в Польше, и т.д.5

Лётчики и истребители Ла-11 на ледовом аэродроме
Лётчики и истребители Ла-11 на ледовом аэродроме

Среди современных источников этой тематики выделяется книга профессора Ю.Н. Жукова «Сталин: арктический щит». Но, к сожалению, в последней главе автор обошёл стороной использование ледовых аэродромов6.

Анализ показывает, что военное направление советского освоения Арктики получило толчок в послевоенный период не в результате агрессивных замыслов Сталина, а в ответ на чреватую угрозой безопасности нашей страны военную активность США.

С весны 1946 года американские бомбардировщики начали поиски значительных по размерам прочных льдин, которые можно было использовать как вспомогательные аэродромы. Эта операция получила кодовое название «Белая куропатка».

На самой большой льдине 27 апреля 1947 года была создана первая американская дрейфующая станция. Американский ледовый аэродром, способный принимать самолёты, получил кодовое название «Т-3», а подходившие для посадок и взлётов льдины — «Target» (цель, мишень, задача). В том же году были созданы полярные станции Юрика, Резольют-бей, Изаксен, Моул-бей. Американцы начали полёты над Арктикой под эгидой постоянного объединённого совета обороны (США и Канады)7.

В 1952 году по инициативе и под руководством майора ВВС США Д. Флетчера была проведена операция «Сосулька». На гигантской льдине была создана целая плавучая авиабаза8.

Стратегия США в Арктике учитывала трудности создания надёжной системы противовоздушной обороны северной береговой линии СССР9. В 1950 году американские специалисты в аналитической записке президенту США отмечали, что «СССР не может пренебрегать военной стороной своей протяжённой границы на севере»10.

Наша страна вынуждена была искать ответ на американскую угрозу. Известный советский лётчик-полярник М.Н. Каминский в 1948 году в записке в политуправление Главного управления Северного морского пути (Главсевморпути, ГУСМП) отмечал, что в связи с усиленным военным проникновением США в Арктический бассейн возникла острая необходимость обороны советской Арктики11.

В том же 1948 году были приняты основные решения советского правительства о дальнейшем освоении Арктики, возобновлены высокоширотные воздушные экспедиции (первая проведена в 1937 г. для создания дрейфующей научно-исследовательской станции «Северный полюс-1» во главе с И.Д. Папаниным, вторая — в 1941 гг.). Они носили название «Север» с указанием порядкового номера12.

2 апреля 1950 года, через 12 лет после закрытия первой советской дрейфующей станции «Северный полюс-1» («СП-1») начала работу дрейфующая научно-исследовательская станция СП-2, а с 1954 года советские полярники вели исследования в Центральной Арктике непрерывно, ежегодно в дрейфе находились 1—3 станции «СП»13.

В 1948, 1949 и 1950 гг. под руководством генерал-майора авиации А.А. Кузнецова (с января 1949 по май 1953 г. — начальника Главсевморпути) были проведены высокоширотные воздушные экспедиции Главсевморпути и Вооружённых сил в Центральном полярном бассейне Арктики14. В ходе них в 1948 и 1949 гг. в полётах с посадками на дрейфующий лёд участвовали самолёты Ли-2, Ил-12, Пе-815. В 1950 году наряду с ними — Ту-416. Но исследовавший полярные льды на дрейфующей станции «СП-2» профессор З.М. Гудкович констатировал: хотя у ГУСМП были Ту-4, на них летали только на ледовую разведку, «такие тяжёлые четырёхмоторные “летающие крепости” никогда не садились на хрупкий дрейфующий лед. Он бы их не выдержал»17.

В соответствии с постановлением Совета министров СССР от 25 марта 1948 года вдоль Северного морского пути пять специально сформированных отдельных аэродромно-строительных батальонов по 560 человек каждый начали строительство военных аэродромов с взлётно-посадочными полосами длиной от 1200 до 2500 м. Одновременно силами Дальстроя МВД началось создание первого крупного в восточном секторе Арктики порта Певек18.

В 1951 году правительство приняло постановление о создании сети аэродромов на воздушной трассе Москва — Дальний Восток. В нём отмечалось, что её формирование невозможно без создания сети аэродромов для приёма самолётов Ту-4 и Ил-28, отсутствие таких взлётно-посадочных полос снижало боеготовность войск Дальнего Востока. Военному министерству была поставлена задача оборудовать аэродромы на воздушной трассе Москва — Хабаровск и обеспечить круглогодичные перелёты по ней тяжёлых самолётов. Было решено простроить к 1952 году четыре аэродрома в районах Свердловска, Омска, Новосибирска, Хабаровска и создать с помощью металлических взлётно-посадочных полос промежуточные аэродромы в районе Белой, Укурей, Канск, Тахтамыгда19.

Таким образом, в СССР создавались не ледовые, а обычные аэродромы на суше, а возможность использования военной авиацией ледовых площадок изучалась.

В мае 1948 года на лёд совершили первую посадку три истребителя Ла-11 в сопровождении бомбардировщика Ту-6. Выполнив несколько полётов с льдины, они благополучно вернулись на Большую землю. В конце 1940 — начале 1950-х годов на дрейфующей льдине базировался один полк этих истребителей20. Ла-11 охраняли северные границы СССР.

Изучавший проблему использования ледяного покрова для аэродромов и переправ доктор технических наук, профессор В.М. Козин в своей монографии утверждает, что «создание сети запасных аэродромов на льду Северного Ледовитого океана оказалось, как показал опыт организации и работы дрейфующей станции “СП-1”, невозможным»21. Он также сообщает о полётах со льда бомбардировщиков Ил-28 и Ту-16. Но посадки на него показали, что «при торможении тяжёлую машину заносило в стороны. Кроме того, высокое содержание соли во льду делало его рыхлым, из-за чего при взлёте и посадке начиналась такая сильная тряска, что было невозможно контролировать показания приборов»22.

23 мая 1958 года на ледовый аэродром в районе дрейфующей полярной станции «СП-6» сели бомбардировщики Ту-16 и Ту-95. Во время взлёта Ту-16 занесло, он крылом зацепил стоявший неподалёку Ил-14. Оба самолёта получили серьёзные повреждения23. Восстановить бомбардировщик в условиях Арктики было невозможно. После этого Ту-16 на ледовые аэродромы в Арктике больше не садились24.

Таким образом, США в годы «холодной войны» первыми попытались использовать льдины Северного Ледовитого океана в качестве аэродромов для военной авиации и заставили СССР искать ответ на эту угрозу из Арктики. Ледовый аэродром советские истребители использовали не в наступательных, а в оборонительных целях. То, что ответные меры Советского Союза в Арктике, как пишет один из современных авторов, «Америку напугали»25, послужило сдерживанию вероятного противника и обеспечению безопасности нашей страны.

 

____________________________

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1 См. например: Закорецкий К. Третья мировая война Сталина. М., 2009. С. 42—44; Красяков И. Землю Санникова не открыли, а Америку напугали! // Караван +Я. 2013. 22 марта; Полярные станции двойного назначения // Коммерсантъ-Власть. 2000. 21 ноября; Для аэродрома было выбрано место на болоте // Коммерсантъ Власть. 2010. 25 января.

2 Уткин А.И. СССР в осаде. М.: Эксмо; Алгоритм, 2010. С. 139.

3 Пыжиков А.В., Данилов А.А. Рождение сверхдержавы. 1945—1953 годы. М., 2002. С. 98, 99.

4 Хрущёв Н.С. Воспоминания. М., 1997. С. 437.

5 Свириденков М. Полковник Касаткин: «Мы бомбили Берлин и пугали Нью-Йорк!». 147 боевых вылетов в тыл врага. М., 2007. С. 196, 197, 201.

6 Подробнее см.: Жуков Ю.Н. Сталин: арктический щит. М., 2008. С. 465—511.

7 Там же. С. 482.

8 Там же С. 495; Засекреченный полюс // Учительская газета. 2006. № 19. 9 мая.

9 Михайловский А.П. Океанский паритет. Записки командующего флотом. М., 2002. С. 37, 38.

10 Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 82. Оп. 2. Д. 1322. Л. 19, 20.

11 Там же. Ф. 475. Оп. 1. Д. 43. Л. 198, 199, 237.

12 Подробнее см.: Константинов Ю.Б., Грачёв К.И. Высокоширотные воздушные экспедиции «Север» (1937, 1941—1993 гг.) / Под ред. В.Т. Соколова. СПб.: Гидрометеоиздат, 2000.

13 «Северный полюс» / Большая советская энциклопедия: В 30 т. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1969—1978; интернет-ресурс: http://slovari.yandex.ru.

14 Кузнецов Александр Алексеевич / Военная энциклопедия: В 8 т. М.: Воениздат, 1999. Т. 4. С. 335.

15 Константинов Ю.Б., Грачёв К.И. Указ. соч. С. 15, 16; Жуков Ю.Н. Указ. соч. С. 495, 496; Волович В.Г. Полярные дневники участника секретных полярных экспедиций 1949—1955 гг. М., 2010. С. 118, 123; он же. Засекреченный полюс. М., 1998. С. 226, 227; Маслов М.А. «Летающие крепости» Сталина. Бомбардировщик Пе-8. М., 2009. С. 114—116.

16 Константинов Ю.Б., Грачёв К.И. Указ. соч. С. 17.

17 Засекреченный полюс // Учительская газета…

18 РГАСПИ. Ф. 475. Оп. 1. Д. 43. Л. 26; Д. 47. Л. 38; Д. 45. Л. 51.

19 Там же. Ф. 17. Оп. 162. Д. 47. Л. 83, 84.

20 Якубович Н.В. Истребители Ла-9 и Ла-11 // Приложение к журналу «М-Хобби». Вып. 11. М., 1999. С. 31, 32.

21 Козин В.М. Резонансный метод разрушения ледяного покрова. Изобретения и эксперименты. М.: Академия Естествознания, 2007; интернет-ресурс: http://www.rae.ru.

22 Там же.

23 Ильин В.Е. Указ. соч. С. 90.

24 Козин В.М. Указ. соч.

25 Красяков И. Указ. соч.