Казахстанский опыт агитации и пропаганды в годы Великой Отечественной войны

А.К. АККУЗИНОВ — «Набатный призыв к защите Родины». Казахстанский опыт агитации и пропаганды в годы Великой Отечественной войны

A.K. AKKUZINOV  «The drum call to the defense of the motherland». Kazakhstan’s experience with agitation and Propaganda during the Great Patriotic War

Аннотация. В статье представлены результаты анализа документов Архива Президента Республики Казахстан, исследований советских, казахстанских и российских учёных, публикаций средств массовой информации об агитационно-пропагандистской деятельности в Казахской ССР в годы Великой Отечественной войны. Освещены её основные направления, формы и методы, особенности казахстанских условий, влиявшие на эту деятельность, использование газет, радио, учреждений культуры в воспитании населения, примеры работы пропагандистов и агитаторов в трудовых коллективах промышленных предприятий, колхозов и совхозов республики. Проведённое исследование привело к выводу: целенаправленная агитационно-пропагандистская деятельность в Казахской ССР достигла своей цели, сыграла большую роль в воспитании, сплочении и мобилизации казахстанцев на самоотверженное выполнение воинского долга по защите Отечества на фронте и решение народнохозяйственных задач обеспечения армии и флота для борьбы с захватчиками, на достижение победы над фашизмом.

Ключевые слова: СССР; Великая Отечественная война; Казахстан; агитационно-пропагандистская деятельность; государственные и партийные органы; общественные организации; пропагандисты; агитаторы; газеты; радиовещание; учреждения культуры; женский актив.

Summary. The paper discusses the findings obtained from analyzing documents from the Archive of the President of the Republic of Kazakhstan, as well as studies conducted by Soviet, Kazakhstani, and Russian scholars, and mass media publications on propaganda and propaganda activities in the Kazakh SSR during the Great Patriotic War. The publication covers the primary directions, forms, and methods of the activity, as well as the unique aspects of Kazakhstani conditions that impacted it. It examines the utilization of newspapers, radio, and cultural institutions in educating the population, while also providing examples of the efforts of propagandists and agitators in labor collectives of industrial enterprises and collective and state farms in the republic. The conducted research led to the conclusion that purposeful agitation and propaganda activities in the Kazakh SSR were successful in achieving their objectives. They played a pivotal role in educating, unifying, and mobilizing the Kazakh people for the selfless fulfillment of their military duty to protect their country and solve national economic tasks to support the army and navy in fighting the invaders, ultimately achieving victory over fascism.

Keywords: USSR; Great Patriotic War; Kazakhstan; agitation and propaganda activity; state and party bodies; public organizations; propagandists; agitators; newspapers; radio broadcasting; cultural institutions; women’s activity.

АККУЗИНОВ Асет Кайролдинович — докторант Военной академии Генерального штаба ВС РФ, полковник Вооружённых сил Республики Казахстан, кандидат политических наук

(Москва. E-mail: altinay_akku@mail.ru).

«НАБАТНЫЙ ПРИЗЫВ К ЗАЩИТЕ РОДИНЫ»

Казахстанский опыт агитации и пропаганды в годы Великой Отечественной войны

Суть идейно-политической деятельности в Казахской ССР в 1941—1945 гг. видный советский и казахстанский историк, академик Академии наук Казахстана М.К. Козыбаев отразил образным выражением: «Набатный призыв к защите Родины»1. Этот набат в годы Великой Отечественной войны пронизывал всю агитационно-пропагандистскую работу в республике, звучал призывом «к подвигу… в труде, на фронте, к победе» в написанных в 1943 году строках Государственного гимна КазССР2.

Различные аспекты идеологической работы в КазССР в военные годы исследовали советские, российские и казахстанские учёные Г.А. Абишев3, А.Н. Нусупбеков4, Б.А. Акжанов, Т.Б. Балакаев, П.С. Белан, Н.Е. Едыгенов, К.И. Желтякова, Н.П. Калита, М.К. Козыбаев, Т.Н. Познякова5, А.Б. Тасбулатов, К.Р. Аманжолов6, Е.А. Абиль7, Г.Д. Задворнов8, С.К. Козыбаев9 и др. Вместе с тем ставшие в последние годы доступными общественности сведения об агитационно-пропагандистской деятельности (АПД) в Казахской ССР освещены недостаточно. Они открыли новые горизонты исследования роли и влияния АПД на бойцов и командиров частей и соединений Красной армии, сформированных в Казахстане, а также на трудящихся республики, выполнение ими народнохозяйственных задач обеспечения фронта и тыла.

Казахстан вместе со всем советским обществом и государством с честью выдержал тяжелейшие испытания самой масштабной и ожесточённой войной в истории10. В ходе неё потерпели сокрушительное фиаско гитлеровские планы захвата Средней Азии, Казахстана и создания «Туркестанского государства»11, для выполнения которых нацисты стремились разжигать вражду между народами СССР и насаждать антисоветские настроения, готовили и забрасывали шпионов и диверсантов. Отправленные в Западный Казахстан три группы гитлеровских лазутчиков (23 человека) явились в советские органы с повинной, ещё одну кучку обезвредила советская контрразведка12.

В числе объективных научно выверенных оценок истоков и слагаемых советского патриотизма на фронте и в тылу — выводы авторов фундаментального 12-томного труда «Великая Отечественная война 1941—1945 годов». Они обратили внимание на добровольную самомобилизацию — множество инициатив рядовых советских граждан, которые свидетельствовали об общественной солидарности в условиях нужды и бедствий военных лет, когда можно было ожидать преобладания противоположных процессов атомизации общества. Именно «единение общества и власти стало главным фактором Победы… Для поколений 1920—1940-х гг., особенно для молодёжи, ключевыми факторами, определявшим позитивное отношение к советской системе и побудившими встать на её защиту во время войны, были разительные перемены в стране, произошедшие в результате экономической, социальной и культурной модернизации 1920—1930-х гг., чувство социального оптимизма, уверенность в том, что принесённые жертвы не будут напрасными. Советское поколение, сформировавшееся в 1920—1930-е гг., не сомневалось в правоте коммунистических идей, гордилось своей Родиной, считало её лучшей в мире. Молодые граждане СССР чувствовали личную сопричастность громадным переменам в стране и по зову сердца были готовы защищать Советское государство»13. Такими были убеждения большинства казахстанцев. Общественно-политическая атмосфера в КазССР характеризовалась сплочённостью и нацеленностью населения на решение задач защиты Отечества на фронте, обеспечения армии и флота в тылу.

В агитационно-пропагандистской деятельности в республике главенствующую роль играли органы государственной власти и Компартии (большевиков) Казахстана — центральный комитет, обкомы, райкомы, а также первичные организации КП(б)К. Под их руководством в АПД активно участвовали комсомольские и профсоюзные организации, структуры Осоавиахима, спортивные, технические общества, коллективы профессионалов науки, образования и культуры. АПД выстраивали с учётом особенностей условий республики — многонациональности Казахстана, в котором проживали представители более 90 национальностей, культурных, религиозных традиций населения, роста удельного веса женщин среди тружеников, вызванного массовой мобилизацией мужчин в Вооружённые силы, обширности территории КазССР, слабой оснащённости телефонной и телеграфной связью. В агитационно-пропагандистской деятельности учитывали то, что часть населения Казахстана, как и других азиатских республик СССР, слабо владела русским языком, а также другие особенности. В начале войны органы государственной власти и КП(б)К были вынуждены преодолевать настроения казахстанцев, вызванные предвоенными лозунгами победы «малой кровью на чужой территории», репрессиями, годами голода и как следствие — миграцией в другие республики СССР и сопредельные страны14. Вместе с тем абсолютное большинство населения КазССР с первых дней войны делами доказывало стремление и готовность отдавать все силы защите Родины и трудиться на её благо.

Агитационно-пропагандистская деятельность в республике была нацелена на разъяснение политики Советского государства, донесение до казахстанцев правды о событиях на фронте и в тылу, в СССР и за рубежом, развитие их политического сознания, подъём трудовой и политической активности, укрепление патриотических убеждений, любви к Родине и ненависти к фашистскому агрессору. На протяжении войны во всех областях республики работали специально сформированные выездные пропагандистские бригады во главе с работниками ЦК и обкомов КП(б)К. 10 июля 1943 года первый секретарь ЦК КП(б) Казахстана Н.А. Скворцов в докладе в Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) СССР отметил, что «особо волнующими трудящихся республики вопросами были о причинах отступления нашей армии. Буквально не было ни одного собрания, ни одной беседы, на которых не вставали бы эти вопросы… отступление наших войск вызвало у населения тревогу за судьбу Родины и за своих близких людей, находящихся на фронте. Мы тогда послали в области весь пропагандистский актив республики… областные комитеты партии также послали областной актив в районы, колхозы. С этого момента стала большая необходимость создать при отделе пропаганды и агитации ЦК постоянно действующую группу докладчиков из республиканского актива на казахском языке… в количестве 40 человек. Проведённая ими работа вселила в трудящихся бодрость и уверенность в победе Красной армии»15.

Проблемы перестройки политико-массовой, идеологической работы в военное время обсуждались в ЦК, областных и районных органах КП(б)К, партийных, комсомольских и других общественных организациях, трудовых коллективах. АПД организовывали и контролировали отдел пропаганды и агитации ЦК КП(б)К, обкомы и райкомы. В районах Алма-Атинской области проверки агитполитработы в июне 1942 года показали её высокую результативность. Пропагандисты и агитаторы умело учитывали национальные и профессиональные особенности аудиторий, проводили собрания трудовых коллективов, женщин, жён бойцов и командиров Красной армии, советы старейшин. В тот период обком и райкомы партии направили в аулы свыше 2000 женщин — организаторов агитполитработы. Её женщины-активистки вели безвозмездно, не получая никакой оплаты. Ими двигали патриотизм и убеждённость в необходимости этой работы.

Опыт направления из городов в сёла районных, колхозных бригадных женорганизаторов16 полностью себя оправдал. Они формировали в колхозах женский актив, организовывали в сёлах детские учреждения — ясли, площадки, контролировали и улучшали их работу, проводили агитацию среди колхозников, активно участвовали в мобилизации домохозяек из городов на сельскохозяйственные работы и помогали им осваивать сельские специальности, адаптироваться к условиям работы в поле.

ЦК КП(б)К разработал меры улучшения политико-массовой работы на местах, в т.ч. с мобилизуемыми в ряды Красной армии, на трудовой фронт и контролировал их реализацию17.

В Алма-Атинской, Кзыл-Ординской, Южно-Казахстанской и Джамбульской областях собрания, встречи, лекции проводили на русском, казахском, узбекском, дунганском, уйгурском и корейском языках.

Наиболее эффективным способом политического влияния на трудящихся была устная агитация. В результате мобилизации в армию и на флот значительного количества опытных работников райкомов, горкомов и обкомов существенно изменился состав организаторов АПД, пропагандистов и агитаторов. Взамен ушедших ЦК КП(б) Казахстана привлекал к партийной работе передовиков производства и творческую интеллигенцию, что позволило укрепить агитгруппы. В 1941 году число нештатных агитаторов в КазССР составляло 50 тыс., а в 1942-м выросло до 60 тыс., 80 проц. из которых составляли коммунисты и комсомольцы18. Они вели агитационно-пропагандистскую работу на предприятиях и колхозных полях, в общежитиях, красных уголках, клубах, общественных столовых, заготовительных пунктах, организациях профсоюзов, Осоавиахима, Красного Креста, физкультурно-спортивных и др. За два года войны в Казахстане были проведены свыше 900 тыс. бесед и встреч, суммарный охват составил около 13 млн человек19.

Действенными направлениями агитмассовой работы были встречи трудящихся с фронтовиками и переписка с ними трудовых коллективов, разъяснение населению директивных документов Государственного Комитета Обороны, ЦК ВКП(б), Совнаркома СССР, республиканских государственных и партийных органов, путей и мер выполнения требований этих документов. Отдел пропаганды и агитации ЦК КП(б)К разрабатывал тематику лекций, докладов, бесед с указанием литературы и методическими рекомендациями20. Директивные документы активисты изучали в специально организованных кружках. В конце 1944 — начале 1945 года их было 22 629 с общим количеством слушателей 342 тыс.21 Отдел пропаганды и агитации Алма-Атинского горкома КП(б)К для повышения идейно-теоретического уровня партактива в мае 1944 года организовал при райкомах партии вечерние партийные школы. В них за 7 месяцев провели 29 занятий, обучили 270 активистов22.

Практика АПД отражена в докладе секретаря Гурьевского обкома КП(б) по пропаганде и агитации С. Тюлебаева (второй инициал в архивных документах не указан) секретарю ЦК КП(б)К М.А. Абдыкалыкову «О ходе разъяснения и изучения приказа Сталина о 27 годовщине Великой Октябрьской Социалистической революции», датированном 5 января 1945 года. Тюлебаев сообщил, что на основе постановлений ЦК ВКП(б) и ЦК КП(б)К бюро обкома 16 ноября 1944 года приняло специальное постановление, предусмотрев конкретные мероприятия. 20—30 ноября того же года во всех районах области провели собрания городских и районных партийных активов. На них с докладами выступили секретари и члены бюро обкома, председатель облисполкома и его заместитель, первые секретари райкомов КП(б)К и другие23.

В числе важных проблем была организация АПД в колхозах, нацеленной на повышение результативности сельхозработ. Уход в армию большого числа сельских агитаторов потребовал помощи городских парторганизаций. В 1942—1943 гг. около 20 тыс. горожан-агитаторов пополнили трудовые коллективы колхозов и совхозов, участвовали в сельскохозяйственном производстве, проводя агитацию на общественных началах, без оплаты, в свободное от работы время24. В их числе были члены ВЛКСМ, направленные в сёла в соответствии с постановлением бюро ЦК КП(б) Казахстана от 4 марта 1943 года «О мобилизации двух тысяч комсомольцев-активистов на постоянную работу в колхозы республики»25.

С агитаторами, направленными в сельскую местность, проводили недельные совещания-семинары, изучали задачи и формы политической агитации на селе, конкретные аспекты сельхозпроизводства (укрепление трудовой дисциплины, агроминимум26, механизация сельского хозяйства и др.), актуальные международные проблемы. Агитаторов, выезжавших из городов на сельскохозяйственные работы, снабжали небольшими библиотечками художественной и политической литературы.

Многие посланцы городских трудовых коллективов показали себя умелыми организаторами и завоевали доверие колхозников. Основными формами их работы были беседы и читки, доклады, вечера вопросов и ответов, консультации, индивидуальные беседы, выпуск боевых листков и стенгазет, в которых освещались производственные показатели бригад и отдельных колхозников27.

Так как в ЦК КП(б)К не было штатной пропагандистской группы, начиная с весенней посевной 1942 года отдел пропаганды и агитации центрального комитета и обкомы формировали из профессорско-преподавательского состава вузов и научно-исследовательских учреждений, находившихся в КазССР, и направляли во все районы республики нештатные агитпропгруппы (по 5—8 пропагандистов в каждой) общей численностью более 100 человек28. Они активно работали с населением и обучали сельских агитаторов.

Роль промышленности Казахстана в обеспечении потребностей фронта и народного хозяйства страны обусловила требования к содержанию и эффективности АПД в трудовых коллективах заводов и фабрик, шахтёров, железнодорожников и др. В них насчитывалось свыше 25 тыс. агитаторов29. Из форм работы особенно эффективными оказались вечера вопросов и ответов. Их организовывали первичные парторганизации. Перед каждым вечером парторги вместе с агитаторами заранее оповещали коллективы предприятий и собирали вопросы трудящихся. Исходя из их содержания подбирали компетентных специалистов. Например, узловой партком станции Джамбул, собрав 92 вопроса, привлёк к участию в вечере для ответов на них начальников депо и отделения милиции, секретаря партбюро, председателя месткома, врача поликлиники, лектора обкома и других. Список докладчиков был объявлен коллективу за несколько дней до вечера. Он вызвал большой интерес. Труженики остались довольными полученными ответами.

На этом диалог руководства и парторганизаций с коллективами предприятий о проблемах, поднятых трудящимися, не заканчивался. По ним проводились лекции, доклады, беседы, обсуждения насущных вопросов улучшения организации производства и устранения недостатков30.

Высокую оценку получил опыт, накопленный на предприятиях Джамбульской области. Там хорошие результаты приносили ежедневные подведения итогов работы предприятия, каждого цеха, бригады и работника. Агитаторы вели решительную борьбу с бракоделами, добиваясь изменения их отношения к делу, полного и качественного выполнения норм31.

ЦК, обкомы, райкомы и парторганизации КП(б) Казахстана умело организовывали распространение опыта передовиков производства. Так, на Ачисайский рудник дважды приглашали с Урала знатного забойщика, орденоносца И.П. Янкина. Он в забое демонстрировал коллегам передовые приёмы работы и помогал осваивать их. Это значительно повышало выработку. Аналогично передавал свой опыт знатный бурильщик Лениногорского рудника Г.Г. Хайдин32.

Немалый вклад в выполнение производственных планов предприятиями КазССР, агитацию и пропаганду в трудовых коллективах вносила молодёжь. ЦК ЛКСМ Казахстана в справке о работе молодёжи в промышленности республики, направленной в отдел агитации и пропаганды ЦК КП(б)К 4 октября 1943 года, отметил, что «комсомольские организации промышленных предприятий республики проделали большую работу… повысилась активность комсомольцев и молодёжи на производстве… их ответственность за выполнение государственных планов… на промышленных предприятиях республики работают 31 382 комсомольца»33.

Агитаторы и пропагандисты активно использовали в своей работе стенную печать. Стенгазеты выпускали на всех предприятиях, в учреждениях и учебных заведениях. С их редакторами райкомы партии регулярно проводили совещания, организовывали смотры стенгазет. В 1944 году по итогам смотра лучшими признали стенгазеты находившихся в столице республики Алма-Атинского завода тяжёлого машиностроения, мединститута, трикотажной фабрики, республиканского Наркомата совхозов, Казахского филиала Академии наук СССР, киностудии, Горно-металлургического института34.

В числе важнейших инструментов мобилизации трудящихся на усиление помощи фронту и выполнение производственных планов трудовыми коллективами была казахстанская пресса35. В годы войны в КазССР издавались 229 газет (2 республиканские, 27 областных, 3 городские, 197 районных, из них более половины — 126 на казахском языке) общим разовым тиражом 664 830 экземпляров, а также на железнодорожном транспорте, крупных предприятиях, шахтах Караганды 44 малотиражки общим тиражом 30 300 экземпляров36. Эвакуационные и воинские эшелоны обеспечивали газетами и листовками со сводками Совинформбюро, свежей информацией об обстановке на фронте и в тылу агитаторы, которые круглосуточно дежурили на станционных агитпунктах, созданных по указанию секретаря ЦК ВКП(б) А.С. Щербакова37.

Газеты в республике печатали подчинённые Управлению полиграфии и издательств при Совнаркоме Казахской ССР 4 республиканские, 13 областных, 2 городские и 197 районных типографий. Дефицит инженерно-технических кадров в типографиях республики, вызванный мобилизацией полиграфистов на фронт, устранили направлением в них выпускников Московского полиграфического института.

Пресса Казахстана с началом войны перестроила свою работу и вносила весомый вклад в АПД в республике. Редакции газет активизировали информационное обеспечение деятельности государственных и партийных органов, усилили связи с трудящимися, пополнили свой авторский актив новыми нештатными корреспондентами — фронтовиками и производственниками. Постоянно публиковали письма фронтовиков землякам и ответы на них передовиков промышленного и сельского производства. К примеру, авторский актив «Казахстанской правды» на фронтах насчитывал более 200 командиров и бойцов Красной армии. Они писали о героических делах воинов-казахстанцев в боях. Корреспондент газеты находился в 8-й гвардейской стрелковой дивизии им. Героя Советского Союза генерал-майора И.В. Панфилова, с которой редакция поддерживала тесные связи. Джамбульские газеты сообщали о подвигах бывшего тракториста, снайпера старшины И. Сулейменова, истребившего 239 гитлеровцев. Коллеги-трактористы Джамбульской МТС написали герою письмо о своём обязательстве перевыполнить план тракторных работ в ходе весеннего сева. И сдержали слово. Джамбульская МТС стала одним из лидеров в области38.

На фронт направляли журналистов-казахов. Там с ноября 1942 года издавали газеты на казахском языке39. На Западном фронте — газету «Қызыл әскер ақиқаты» («Красноармейская правда»), Брянском — «Жауды жоюға» («На разгром врага»), Калининском, позже 1-м Прибалтийском — «Жауға қарсы аттан» («Вперёд на врага»), Волховском, затем 2-м Белорусском — «Майдан ақиқаты» («Фронтовая правда»), 1-м Украинском — «Отан намыс үшін» («За честь Родины»), Ленинградском — «Отан күзетінде» («На страже Родины»), 1-м Белорусском — «Қызыл Армия» («Красная армия»), 2-м Прибалтийском — «Суворовшы» («Суворовец»), 3-м Украинском — «Совет жауынгері» («Советский воин»), 4-м Украинском — «Сталин туы» («Сталинское знамя»), Карельском — «Отан үшін ұрысқа» («В бой за Родину»), Дальневосточном — «Дабыл» («Тревога»), Забайкальском — «Майдан шегінде» («На боевом посту»), в панфиловской 8-й гвардейской стрелковой дивизии — «Отан үшін» («За Родину»)40.

Действенным средством информирования населения, агитации и пропаганды было радиовещание. В последнем предвоенном году Казахстан располагал 151 тыс. радиоприёмных точек (приёмников и точек трансляции), занимая по их числу четвёртое место среди союзных республик41. Правда, техническая оснащённость казахстанского радио была слабой. Недостатки материально-технической базы радиотрансляции — отсутствие комплектующих частей к репродукторам и радиоприёмникам, батарей и аккумуляторов, нехватка репродукторов, горючего для двигателей генераторов. Это не позволяло использовать радиоузлы с полной нагрузкой, обеспечивать все райцентры и крупные колхозы радиовещанием. Как выход из положения было организовано местное вещание по телефонным проводам в 82 районах с охватом 610 сельсоветов и колхозов42.

В работе радиоузлов активно участвовали руководящие работники43. Она находилась под пристальным вниманием отдела пропаганды и агитации ЦК КП(б)К, который 30 августа 1941 года утвердил мероприятия по улучшению радиовещания и массовой трансляционной работы в областных и районных центрах республики. Был усилен кадровый состав областных и районных уполномоченных республиканского радиокомитета. Под партийным контролем находилось вещание действовавших в республике радиоузлов республиканских и союзных наркоматов связи, путей сообщения, совхозов, земледелия, Всесоюзного центрального совета профсоюзов44.

Ежедневное радиовещание составляло 16 часов, из них 9 занимали республиканские передачи, в т.ч. 5 ч 13 мин. — политической тематики. Активно практиковались радиомитинги45. В их числе — посвящённые обороне Ленинграда, помощи казахстанцев Сталинграду, антифашистские радиомитинги учителей, молодёжи и др. Часто по радио транслировали выступления фронтовиков46.

С началом войны претерпела изменения работа учреждений культуры. Эвакуированные в начальный период войны в столицу КазССР киностудии «Ленфильм», «Мосфильм» и созданная в 1941 году Алма-Атинская киностудия (художественных фильмов) вошли в Центральную объединённую киностудию. Она работала в Алма-Ате до 1944 года, выпустив в годы войны 80 проц. всех отечественных художественных фильмов47, в т.ч. «Оборона Царицына», «Парень из нашего города», «Котовский», «Секретарь райкома», «Ленинградцы», «Она защищает Родину», «Воздушный извозчик» и др. В республике функционировали 49 городских кинотеатров, 765 киноустановок, включая 186 сельских и 183 клубные, 347 кинопередвижек48.

В Казахстан в 1941—1943 гг. эвакуировались 19 театров. В том числе из Москвы в Алма-Ату — им. Моссовета, из Киева в Семипалатинск — имени Ивана Франко, в Караганду — Киевский драматический театр и др. Это увеличило количество театров в Казахстане до 51 (6 республиканских, 16 областных, 11 городских, 18 самодеятельных колхозно-совхозных). Во время войны в них были поставлены патриотические пьесы «Русские люди», «Война», «Олеко Дундич», «Фельдмаршал Кутузов», «Надежда Дурова», «Фронт» и др. Драматурги совместно с театральными коллективами создали ряд постановок, посвящённых героям Великой Отечественной войны49. В их числе на сцене Государственного академического казахского театра драмы — «Сын Сагатта» (автор М.О. Ауэзов), «Песня Победы» (С.М. Муканов), «Кыратылык» («Крайность», А. Абишев, имя и фамилию этого казахского советского писателя указывали без отчества50). Крупным достижением по содержанию, режиссёрскому решению и актёрскому исполнению стала посвящённая 8-й гвардейской стрелковой дивизии пьеса «Намыс Гвардиясы» («Гвардия чести», М.О. Ауэзов и А. Абишев, постановщик М.И. Гольдблат)51. Для создания пьесы Абишев был командирован на фронт, в 8-ю гвардейскую стрелковую дивизию, где изучал жизнь гвардейцев. В пьесе убедительно раскрыты образы Героя Советского Союза генерал-майора И.В. Панфилова и воинов дивизии — участников разгрома врага под Москвой.

Коллективы театров активно выступали на предприятиях, в госпиталях, колхозах и совхозах, а также отправили на фронт 8 актёрских бригад. С неизменным успехом проходили их выступления52 на разных фронтах, перед защитниками Москвы, Сталинграда, Ленинграда, красноармейцами — освободителями европейских стран от фашистского рабства. Приезжая с фронтов, артисты из фронтовых бригад на собраниях трудящихся рассказывали о подвигах бойцов и командиров в боях и передавали наказы фронтовиков землякам — трудящимся тыла.

В числе ярких примеров служения Родине, искусству и народу — творчество замечательной казахской оперной певицы Р.Т. Баглановой. Во фронтовых творческих бригадах она поднимала боевой дух командиров и бойцов исполнением народных казахских песен, произведений советских композиторов и помогала выносить с поля боя раненых солдат, была участником концерта 9 мая 1945 года в Берлине53.

За годы войны свыше 300 патриотических песен создали народные певцы — акыны. Многие из них ездили по аулам, своими выступлениями призывая земляков к защите Родины и самоотверженному труду. Карагандинский обком применял пользовавшуюся большой популярностью форму публичного состязания акынов «Айтыс», в котором они в поэтической форме сравнивали результаты труда шахтёрских коллективов и звали их на трудовые подвиги54.

Среди народных акынов выделялся престарелый орденоносец Нурпеис Байганин. Он неутомимо создавал талантливые песни о подвигах героев-фронтовиков и ударном труде в тылу. Выдающимся агитатором и пропагандистом в искусстве был долгожитель народный акын Джамбул. Его песенные обращения к самым животрепещущим вопросам поддерживали и укрепляли патриотические убеждения и чувства фронтовиков и тружеников тыла. На всю страну звучали песни Джамбула «Поэма любви и гнева», «Москве», «Приказ Родины»55, «Ленинградцы дети мои» и др. Песенное обращение к жителям и защитникам осаждённой врагом невской твердыни, изданное листовками и расклеенное на улицах блокадного города, стало ярким выражением их всенародной поддержки.

Анализ агитационно-пропагандистской деятельности в Казахской ССР в годы Великой Отечественной войны привёл к следующим выводам.

Руководящую роль в организации и совершенствовании АПД играли структуры государственной власти и Компартии (большевиков) Казахстана. В ней участвовали комсомольские и профсоюзные организации, оборонное, спортивные, технические общества, коллективы учреждений образования, науки и культуры.

Содержание, формы и методы АПД совершенствовались на основе предшествовавшего опыта этой деятельности, соответствовали обстановке, задачам военного времени и особенностям Казахстана. Её вели на русском, казахском, узбекском, дунганском, уйгурском и корейском языках.

Численность агитаторов и пропагандистов в КазССР к середине войны достигла 60 тыс. Подавляющее большинство из них занимались АПД безвозмездно, на общественных началах. Часть этого актива из профессорско-преподавательского состава вузов и научно-исследовательских учреждений была сосредоточена в нештатных агитпропгруппах. К АПД привлекали передовиков производства и творческую интеллигенцию. В ней участвовали более 33 тыс. комсомольцев, направленных на работу в промышленность и сельское хозяйство республики.

Эффективными средствами пропаганды и агитации в КазССР были пресса и радио, возможности использования которого в агитационно-пропагандистской деятельности и аудиторию его слушателей в республике расширили организацией местного вещания по телефонным проводам.

Вклад в АПД, патриотическое воспитание населения на протяжении всей войны вносили деятели науки, образования и культуры — учёные и педагоги, писатели, поэты и драматурги, композиторы и актёры, народные акыны, коллективы казахстанских и эвакуированных в республику вузов, театров и Центральной объединённой киностудии.

Эффективность агитационно-пропагандистской деятельности в КазССР наряду с другими факторами была обусловлена тем, что её содержание соответствовало убеждениям абсолютного большинства населения республики, морально-политической атмосфере в казахстанском обществе. Вместе со всей советской страной Казахстан выдержал тяжелейшие испытания войной благодаря патриотизму и сплочённости казахстанцев, единению общества и власти, основой которого были любовь к Отечеству и вера в него, объективная оценка перемен народной жизни в результате социально-экономического развития 1920—1930-х годов, стремление и готовность защищать эти достижения, чувство социального оптимизма и нацеленность на решение задач защиты Родины на фронте, обеспечения армии и флота в тылу.

Активная многоплановая агитационно-пропагандистская деятельность в Казахстане в 1941—1945 гг. укрепляла моральный дух казахстанцев и способствовала достижению ими боевых и трудовых успехов, определивших вклад республики в Победу СССР в Великой Отечественной войне.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Козыбаев М.К. Идейный арсенал партии в действии. Гл. 3. Набатный призыв к защите Родины // Казахстан — арсенал фронта. Алма-Ата, 1970. С. 166.

2 Государственный гимн Казахской ССР // Российская государственная библиотека. URL: http://simvolika.rsl.ru/index.php?doc=809; История гимна Казахстана // ИА «Объектив Восток». 2020. 4 июня.

3 Абишев Г. Казахстан в Великой Отечественной войне Советского Союза (1941—1945). Дисс. … докт. ист. наук. Алма-Ата, 1959. 631 с.

4 Нусупбеков А.Н. Объединение казахских земель в Казахской Советской Социалистической Республике. Алма-Ата: Изд-во АН КазССР, 1953. 99 с.

5 Акжанов Б.А., Балакаев Т.Б., Белан П.С., Едыгенов Н.Е., Желтякова К.И. и др. Казахстан в период Великой Отечественной войны Советского Союза 1941—1945 в 2 т. Т. 1. Алма-Ата: Наука, 1964. 595 с.

6 Тасбулатов А., Аманжолов К. Военная история Казахстана: очерки. Алматы: Рауан, 1998. 175 с.

7 Абиль Е.А. История государства и права Казахстана: курс лекций. 3-е изд. Караганда: Учебная книга, 2005. 256 с.

8 Задворнов Г.Д. Роль и место идеологической работы в психологическом противоборстве в годы Великой Отечественной войны // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т. 19. 2017. № 3(2). С. 308—312.

9 Козыбаев С.К. Опалённая войной: казахская фронтовая печать. Алматы: Экономика, 2010. 272 с.

10 См.: Козыбаев М.К. Компартия Казахстана в боевом строю // Избранные труды в 2 т. Т. 1. Алматы: Елтаным, 2015. С. 74—167; он же. Идейный арсенал партии в действии // Там же. С. 168—237; он же. В одной руке — меч, в другой — молот // Там же. С. 238—337.

11 Там же. С. 168, 169.

12 Там же.

13 Великая Отечественная война 1941—1945 годов в 12 т. Т. 10. М.: Кучково поле, 2014. С. 20.

14 Козыбаев М.К. Идейный арсенал партии в действии // Избранные труды. Т. 1. С. 173.

15 Архив Президента Республики Казахстан (АП РК). Ф. 708. Оп. 7/1. Д. 190. Л. 4.

16 В 1942—1943 гг. во всех обкомах и крайкомах были введены должности женорганизаторов, в горкомах и райкомах партии — должности инструкторов по женской работе, в колхозах создавались женсоветы. 1 октября 1944 г. женщины составляли 55 проц. в аппаратах верховных советов и совнаркомов союзных республик, 60,9 проц. в областных и краевых исполкомах, 76,5 проц. в городских и районных Советах депутатов трудящихся. См.: Скуридина Я.И. Правовой статус женщин в годы Великой Отечественной войны. Челябинск, 2017. С. 13.

17 АП РК. Ф. 708. Оп. 5. Д. 738. Л. 31—35.

18 Там же. Оп. 7/1. Д. 190. Л. 8.

19 Там же. Оп. 7. Д. 86. Л. 105.

20 Там же. Оп. 7/1. Д. 190. Л. 3, 4.

21 Там же. Л. 4.

22 Там же. Оп. 9. Д. 1336. Л. 107.

23 Там же. Л. 7.

24 Там же. Оп. 7/1. Д. 190. Л. 12.

25 Там же. Оп. 7. Д. 57. Л. 137.

26 Агроминимум — совокупность самых необходимых знаний в области сельского хозяйства. См.: Агроминимум // Современный толковый словарь русского языка / Под ред. Т.Ф. Ефремовой. URL: https://dic.academic.ru/contents.nsf/efremova.

27 АП РК. Ф. 708. Оп. 7/1. Д. 190. Л. 13.

28 Там же. Л. 14.

29 Там же. Л. 16.

30 Там же. Л. 17.

31 Там же. Л. 18.

32 Там же. Л. 19.

33 Там же. Ф. 812. Оп. 7. Д. 2489. Л. 201—203.

34 Там же. Ф. 708. Оп. 9. Д. 1336. Л. 10.

35 Козыбаев С.К. Указ. соч. С. 9.

36 АП РК. Ф. 708. Оп. 7/1. Д. 190. Л. 36.

37 Там же. Ф. 185. Оп. 6. Ед. хр. 2849. Л. 95.

38 Там же. Ф. 708. Оп. 7/1. Д. 190. Л. 36, 37.

39 Приказ НКО СССР от 13 мая 1942 г. № 0379 «Об издании газет на Юго-Западном, Южном и Брянском фронтах на грузинском, армянском, азербайджанском и казахском языках» // Русский архив: Великая Отечественная: Приказы народного комиссара обороны СССР 22 июня 1941 г. — 1942 г. Т. 13 (2—2). М.: ТЕРРА, 1997. С. 229; Приказ НКО СССР от № 0457 8 июня 1942 г. «Об издании при политуправлении Северо-Западного фронта газет на казахском и татарском языках» // Там же. С. 252.

40 Козыбаев С.К. Указ. соч. С. 17.

41 Радиовещание и телевидение // Большая советская энциклопедия в 30 т. 3-е изд. Т. 24. Кн. II. СССР. М.: Советская энциклопедия, 1977. С. 418.

42 АП РК. Ф. 708. Оп. 7/1. Д. 190. Л. 39.

43 Там же. Л. 37, 38.

44 Козыбаев М.К. Идейный арсенал партии в действии // Избранные труды. Т. 1. С. 200.

45 Радиомитинг (радиособрание) — жанр радиожурналистики, передача, включающая выступления представителей разных слоёв населения о важных событиях или актуальных проблемах. Подробнее см.: Словарь терминов радиовещания // Радиожурналистика. М.: Изд-во МГУ, 2000.

46 АП РК. Ф. 708. Оп. 7/1. Д. 190. Л. 38.

47 История киностудии «Ленфильм». URL: https://oli-da.livejournal.com/1837405.html.

48 АП РК. Ф. 708. Оп. 7/1. Д. 190. Л. 39, 40.

49 Там же.

50 См., например: Абишев Альжаппар // Большая советская энциклопедия в 30 т. 3-е изд. Т. 1. М.: Советская энциклопедия, 1969. С. 22.

51 Там же. Л. 4—41.

52 Там же. Л. 41.

53 100 лет Розе Баглановой // Официальный электронный ресурс Посольства Республики Казахстан в Российской Федерации. URL: https://clck.ru/33rFmg.

54 АП РК. Ф. 708. Оп. 7/1. Д. 190. Л. 41, 42.

55 Там же.

Иллюстрации из Центрального государственного архива кинофотодокументов и звукозаписи Республики Казахстан и с сайтов: ugolkaraganda.wordpress.com; ru24.net; riamediabank.ru; rg.ru; www.gov.kz; www.drive2.ru; old.vecher.kz.