К 10-летию открытия антипиратской вахты Военно-морского флота Российской Федерации у берегов Сомали

Аннотация. Статья посвящена 10-летнему юбилею участия Военно-морского флота России в борьбе с пиратством у берегов Сомали.

Summary. The article is devoted to the 10th anniversary of the Russian Navy’s participation in the fight against piracy off the coast of Somalia.

ВОЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ ОТЕЧЕСТВА

 

ПРЯМИЦЫН Владимир Николаевич — заместитель начальника отдела Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ, подполковник, кандидат военных наук

(Москва. E-mail: priamitzynvn@mail.ru).

 

«ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ РОССИИ ВНОСИТ ВСЁ ВОЗРАСТАЮЩИЙ ВКЛАД В БОРЬБУ С ПИРАТСТВОМ В ИНДИЙСКОМ ОКЕАНЕ»

К 10-летию открытия антипиратской вахты Военно-морского флота Российской Федерации у берегов Сомали

 

Одной из важнейших задач, решаемых Военно-морским флотом России, является защита интересов российского судоходства в Мировом океане. Наиболее существенной угрозой судоходству выступает международное морское пиратство, среди основных очагов которого особо сложной ситуацией характеризуется район Аденского залива. Не случайно российские боевые корабли и вспомогательные суда вот уже десять лет, сменяя друг друга, несут антипиратскую вахту у побережья Сомали.

Из 322 лет, что прошли с момента основания Российского флота, около 250 лет насчитывает история борьбы русских военных моряков с морскими пиратами. В ХVIII веке при императрице Екатерине II были установлены интенсивные торговые связи с Европой. Для защиты от нападений пиратов в Средиземном море караваны судов с товарами из России сопровождали русские боевые корабли. В ХIХ веке император Николай I направил в воды Греческого архипелага эскадру для защиты торгового судоходства. Русские моряки имели задачей конвоирование торговых судов и активный поиск пиратов. Примечательно, что они действовали бок о бок с военными моряками Франции и Великобритании1. Впоследствии российским боевым кораблям неоднократно ставилась задача противодействия пиратам и защиты торгового судоходства.

В ХХ веке в Мировом океане сохранилось три очага пиратства. Это Гвинейский залив, северо-западная часть Индийского океана, воды Юго-Восточной Азии. По данным Всемирной морской организации, в период с 1984 по 1999 год по всему миру пираты совершили 1587 нападений2. Ущерб мировой морской отрасли от их действий в этот период составлял ежегодно по 15 млрд долларов3. Время от времени интенсивность пиратских нападений в различных регионах изменялась. К примеру, в 1980—1990-е годы наиболее «горячей» точкой Мирового океана были Сингапурский и Малаккский проливы4. В 1986 году здесь было ограблено советское судно «Высокогорск». В 1987 году — теплоход «Слуцк». В 1988 году нападениям пиратов подверглись советские суда «Борис Андреев», «Приднепровск» и «Николай Погодин». В 1989 году — «Николай Подвойский»5. Нападения на советские суда происходили и в других регионах. В 1990 году в прибрежных водах Сомали пираты напали на рыболовецкий траулер «Кафф», захватив в плен 27 советских моряков6. В ответ на учащение нападений Военно-морской флот СССР разместил на наиболее опасных маршрутах движения советских судов боевые корабли.

Конец ХХ века охарактеризовался обострением ситуации в Сомали. Это государство расположено на Африканском роге, в непосредственной близости к путям интенсивного судоходства. После череды революций и гражданских войн в 1991 году страна погрузилась в хаос, сопровождавшийся потоками беженцев, голодом сотен тысяч человек, дезорганизацией государственной власти, распадом страны на самопровозглашённые враждующие республики. Широкий масштаб обрела торговля оружием и наркотиками. Официальная власть, признаваемая мировым сообществом, утратила контроль над большей частью страны7.

У побережья Сомали пролегают важнейшие морские торговые пути, связывающие Восток и Запад. Каждые сутки через Аденский залив проходят 240—250 судов, которые перевозят до трети всей добытой в мире нефти и около 98 проц. азиатских товаров для Европы8. Для двух самопровозглашённых образований Сомалиленд и Пунтленд, имеющих протяжённую береговую черту и близость к интенсивным судоходным маршрутам, единственным источником дохода стало морское пиратство. Порты этих прибрежных регионов были превращены в так называемые пиратопункты, где пираты готовили свои рейды, а впоследствии укрывали захваченные суда.

Если в начале ХХI века действия пиратов в Аденском заливе носили локальный характер, а нападения были редкими, то мировой экономический кризис привёл к ещё большей дестабилизации политической обстановки в Восточной Африке. Это вызвало всплеск активности морских пиратов у побережья Сомали в 2005 году9. Кризис в Сомали превратил Аденский залив в самый пиратоопасный регион планеты. Пиратские нападения привели к сокращению объёма судоходства в регионе на 20 проц.

Под видом береговой охраны сомалийцы начали нападать на суда с целью захвата заложников и получения выкупа. В результате одного успешного нападения каждый из его участников мог заработать до 10 тыс. долларов США, что составляло доход среднестатистического сомалийца за несколько лет. На деньги, полученные незаконным путём, пираты закупали оружие, лодки, средства связи и навигации. Благодаря этому акции пиратов становились всё более успешными.

К 2008 году пиратская активность в Аденском заливе резко усилилась. По данным Международного морского бюро, в 2008 году они совершили здесь 95 нападений и захватили 49 судов10. При этом 46 раз по судам открывался огонь, 11 моряков погибли, 32 получили ранения, 21 пропал без вести11. Наиболее крупным трофеем пиратов стал супертанкер «Сириус Стар», перевозивший нефть стоимостью 100 млн долларов. Наряду с обычными пиратами захватывались суда, перевозившие опасные грузы. Жертвами сомалийских пиратов становились корабли, транспортировавшие промышленные химические вещества. Широкий резонанс вызвал захват украинского судна «Фаина», перевозившего танки12.

Для нападений пираты применяли быстроходные катера, стрелковое оружие, гранатомёты и штурмовые приспособления13. Их дерзость объяснялась превосходством в силе и безнаказанностью. Избежать наказания пиратам помогали прорехи в международном законодательстве. В российском законодательстве уголовная ответственность за пиратство предусмотрена статьёй 227 Уголовного кодекса. В соответствии с ней пиратством называется «нападение на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершённое с применением насилия либо с угрозой его применения»14. Подобные положения есть в национальных законодательствах большинства государств. Однако применить законы третьих стран к гражданам Сомали, совершившим преступление в водах Сомали, не представлялось возможным.

С древнейших времён командиры военных кораблей, захватившие пиратов, имели право казнить их без суда и следствия15. С зарождением юриспруденции пиратство было отнесено к категории международных преступлений. В 1861 году известный британский юрист Т. Твисс писал: «Все преступления против мира на море являются преступлениями против международного права»16. Однако международная правовая база в сфере борьбы с пиратством была сформирована лишь в ХХ веке.

Правовой режим в борьбе с пиратами основывался на Конвенции об открытом море 1958 года17, Конвенции ООН по морскому праву 1982 года18 и Конвенции о пресечении противозаконных действий на море 1992 года. Эти документы называли пиратство преступлением и возлагали обязанности по борьбе с ним на власти государства, в водах которого произошло преступление19. Однако после гражданской войны и распада государства на непризнанные образования власти Сомали оказались не в силах противостоять высокоорганизованному пиратскому бизнесу.

Ситуация потребовала вмешательства международных институтов. Большую работу по созданию правовой базы провела Международная морская организация. Нарастание пиратской угрозы вынудило Совет Безопасности ООН принять в 2008 году четыре резолюции, регламентирующие международные усилия по борьбе с пиратством. Эти документы впервые призвали заинтересованные государства объединиться для противостояния пиратам, расширили международное сотрудничество в этом вопросе, разрешили преследование пиратов в территориальных водах Сомали20.

К этому моменту в водах северо-западной части Индийского океана и Аденском заливе уже несли дежурство боевые корабли США, Индии и Малайзии21. Однако именно создание необходимой нормативно-правовой базы положило начало организованным международным усилиям по борьбе с пиратством в прибрежных водах Сомали22. Совет Европейского союза начал военно-морскую операцию «Атланта» (EUNAVFOR SOMALIA ATLANTA)23. У берегов Сомали была размещена группировка, в которой на ротационной основе участвовали 4—6 боевых кораблей, а также 1—2 патрульных самолёта. НАТО направила в пиратоопасный район одно из своих оперативных соединений. Группировка НАТО в составе 3—5 боевых кораблей последовательно провела операции «Эллайд провайдер», «Эллайд протектор» и «Оушен шилд»24. После нападения пиратов на суда под китайским флагом Китай направил в Аденский залив 3 боевых корабля. Для защиты интересов своего судоходства боевые корабли в пиратоопасный район направили Япония и Иран.

Деятельность пиратов затронула и российские интересы. В частности, когда было захвачено датское судно, среди членов экипажа в заложниках у пиратов оказались 11 граждан Российской Федерации25. В октябре 2008 года для защиты российских судов и граждан в Аденский залив прибыл сторожевой корабль Балтийского флота «Неустрашимый». Это положило начало участию Российской Федерации в международных усилиях по борьбе с пиратством у побережья Сомали26.

В начале 2009 года Россия нарастила военно-морское присутствие в Аденском заливе. К побережью Сомали прибыл большой противолодочный корабль Тихоокеанского флота «Адмирал Виноградов»27. Вслед за ним в пиратоопасный район прибыли корабли Северного флота тяжёлый атомный ракетный крейсер (тарк) «Пётр Великий», большой противолодочный корабль «Адмирал Левченко» и ряд вспомогательных судов28. Таким образом, Россия сформировала у побережья Сомали первый отряд боевых кораблей. Под руководством командующего Тихоокеанским флотом вице-адмирала К. Сиденко российские моряки приступили к решению задач противопиратской борьбы.

Воды, омывающие Африканский рог, были хорошо знакомы нашим морякам, ведь в 1970—1980 гг. ВМФ СССР активно присутствовал в них29. Первым делом моряки отряда боевых кораблей детально изучили тактику действий пиратов. Было установлено, что они располагают пиратопункты в непосредственной близости от маршрутов движения судов. Так как прилегающие акватории изобилуют небольшими рыболовецкими судами, пираты «растворяются» среди рыбаков, используя их лодки30. Выбору объекта нападения предшествует сбор информации. На суда, сопровождаемые вооружённой охраной, нападения практически не совершаются. Группа пиратов, управляемая с берега, выходит в море на рыболовецкой шхуне, за которой буксируются несколько быстроходных катеров. Подойдя к объекту нападения, пираты делятся на отвлекающую и нападающую группы. Судно-матка сближается с объектом нападения с носовых углов и начинает его обстрел, отвлекая на себя внимание экипажа. Тем временем быстроходные катера приближаются к жертве с кормы, забрасывают на борт крючья и штурмовые лестницы31.

Если на судне вовремя заметили готовящееся нападение, и его экипаж разгадал замысел пиратов, есть шанс уйти, совершив манёвр и дав полный ход. Известны случаи, когда экипаж давал отпор нападавшим, сбивая пиратов, которые уже карабкались по штурмовым лестницам, с помощью пожарных шлангов или отражая нападение с помощью личного оружия. Иногда пиратам не удавалось забраться на высокий борт судна, если он был заблаговременно опутан колючей проволокой. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Рукавишников Е.Н. Усмирение российским военным флотом морского пиратства у берегов Греции в 1827—1833 гг. // Воен.-истор. журнал. 2005. № 3. С. 70.

2 Григорян В.Л., Дмитриев В.И. Пиратство, разбой и терроризм на море. М.: Академкнига, 2004. С. 157.

3 Кулиниченко В. Морские разбойники наглеют // Морской сборник. 2010. № 4. С. 51

4 Китаев С. О борьбе с международным пиратством в Юго-Восточной Азии // Зарубежное военное обозрение. 2014. № 1. С. 73.

5 Григорян В.Л., Дмитриев В.И. Указ. соч. С. 156.

6 Моджорян Л.А. Терроризм на море. М.: Международные отношения, 1991. С. 69.

7 Поникаров Н. Морское пиратство в водах Восточной Африки и борьба с ним // Военно-промышленный курьер. 2006. № 3(369). 26 января — 1 февраля. С. 2.

8 Марков С. Промежуточные итоги операций НАТО по борьбе с пиратством в Индийском океане // Зарубежное военное обозрение. 2013. № 8. С. 79.

9 Уральцев С. Глобальное партнёрство на море как противодействие угрозе морского пиратства // Там же. 2010. № 10. С. 67.

10 Кулиниченко В. Указ. соч. С. 50.

11 Чертанов В. Решит ли проблему пиратства операция ВМС Евросоюза в Аденском заливе // Зарубежное военное обозрение. 2009. № 1. С. 58.

12 Уральцев С. Указ. соч. С. 69.

13 Синай Дж. Тенденции мирового морского терроризма // Азия и Африка. 2005. № 7. С. 42.

14 Ященко Я. Способы противодействия морскому пиратству // Морской сборник. 2014. № 1. С. 55.

15 Кулиниченко В. Указ. соч. С. 49.

16 Современные международные отношения: учебник МГИМО. М.: Аспект Пресс, 2013. С. 519.

17 Моджорян Л.А. Указ. соч. С. 21.

18 Варфоломеев А. Современное морское пиратство и действующее морское право // Международная жизнь. 2015. № 4. С. 150.

19 Уральцев С. Указ. соч. С. 55.

20 Там же. С. 60.

21 Чертанов В. Указ. соч. С. 59.

22 Современные международные отношения. С. 526.

23 Денисов Д. Деятельность Евросоюза по обеспечению безопасности на море и борьбе с международным пиратством // Зарубежное военное обозрение. 2014. № 11. С. 77.

24 Марков С. Указ. соч. С. 79.

25 Чертанов В. Указ. соч. С. 60.

26 Чирков Ю. Войны в заливе. Эпизод III // Военный парад. 2009. № 1. С. 59.

27 Чертанов В. Указ. соч. С. 60.

28 Гарматенко И. Взаимодействие ВМФ России с иностранными ВМС и безопасность на море // Морской сборник. 2013. № 7. С. 46.

29 Тихоокеанский флот России: исторический очерк (к 275-летию). Владивосток: Дальнаука, 2006. С. 216, 217.

30 Поникаров Н. Указ. соч. С. 2.

31 Там же.