Исторический опыт развития и применения отечественных разведывательных кораблей (1980 г. — начало XXI в.)

Аннотация. В статье рассказывается об апогее деятельности наших разведывательных кораблей и преодолении критической отметки в развитии морской радиоэлектронной разведки отечественного Военно-морского флота.

Summary. The article describes the apogee of our ships’ reconnaissance activities and overcoming of the critical point in the Russian Navy’s electronic reconnaissance development.

ИСТОРИЯ ВОЕННОЙ РАЗВЕДКИ

 

ШЕЛЬ Вячеслав Вячеславович — докторант Военной академии Генерального штаба ВС РФ, полковник, кандидат военных наук

 

ОТ АПОГЕЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ГРАНИ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ

Исторический опыт развития и применения отечественных разведывательных кораблей (1980 г. — начало XXI в.)

 

К началу 1980-х годов развитие Военно-морского флота (ВМФ) СССР и его деятельность на боевой службе достигли своего апогея. Флот стал выполнять задачи, в том числе и разведывательные, практически на всём пространстве Мирового океана.

Разведывательными кораблями (рзк) ежегодно совершалось до 45 походов средней продолжительностью около 90 суток. В повседневной обстановке в море находились на постоянных позициях до 10—15 рзк, а в период учений их количество увеличивалось до 20—25 единиц. Бригады кораблей разведки были переименованы в бригады разведывательных кораблей.

В это время в состав ВМФ были включены 5 средних рзк проекта 503Р — «ГС-21», «ГС-39» («Сызрань»),«ГС-7», «ГС-8»,«ГС-19» («Жигулёвск»), построенных на Волгоградском судостроительном заводе (ССЗ) на базе проекта пограничного патрульного судна1. Они имели следующие тактико-технические характеристики (ТТХ): водоизмещение 1238 т, скорость хода 12,6 узла, автономность 25 суток, дальность плавания 7 тыс. миль и экипаж 24 человека. Построенные в 1977—1983 гг. в Польской Народной Республике (ПНР) 2 гидрографических судна проекта 862-862/II были переоборудованы в средние рзк — «Юг» и «Мангышлак» («Темрюк»): водоизмещение 2500 т, скорость хода 15,9 узла, автономность 40 суток, дальность плавания 8650 миль и экипаж 70 человек.

В период 1980—1987 гг. в ВМФ поступили также 4 больших рзк проекта 1826 — «Лира», «Азия», «Прибалтика», «Беломорье»: водоизмещение 4600 т, скорость хода 20 узлов, автономность 60 суток, дальность плавания 10 тыс. миль и экипаж 189 человек. Они были построены на Калининградском судоремонтном заводе «Янтарь» по проекту, разработанному центральным конструкторском бюро (ЦКБ) «Айсберг». Эти корабли имели современное разведывательное вооружение, службы добывания и обработки разведывательных материалов. Они проектировались как корабли слежения и должны были развивать ход до 30 узлов. Однако поставить на них турбины не удалось.Эти корабли и последующие крупные рзк оснащались для самообороны30-мм шестиствольными автоматическими корабельными артиллерийскими установками, а также пусковыми установками зенитных ракет.

1980-е годы XX века — это годы наиболее эффективной деятельности рзк по разведке учений, локальных войн и вооружённых конфликтов с применением военно-морских сил (ВМС). Так, среднийрзк «Находка» принял участие в разведке морской блокады Республики Куба, планировавшейся США в 1980 году; большой рзк «Запорожье» — в разведке англо-аргентинского вооружённого конфликта в 1982 году. В этот же период осуществлялись разведывательные походы рзк и к ракетному полигону на о. Св. Елены. Большой рзк «Запорожье» вскрыл радиоэлектронную обстановку в районе сосредоточения сил, осуществил перехват информации в радиосетях ближней связи, произвёл наблюдение за пассажирскими лайнерами «Куин Элизабет-2» и «Канберра», отмобилизованными из гражданских ведомств и переоборудованными под нужды ВМС Великобритании, в т.ч. для перевозки морских пехотинцев. Аргентинцы в ходе конфликта для ведения морской разведки использовали рыбацкое судно «Нарвал». Однако английские коммандос захватили его. Экипаж был пленён, а судно взорвано.

В этом походе большому рзк «Запорожье», кроме ведения разведки в районе острова Вознесения, пришлось участвовать и в спасательной операции. В 100—150 милях от побережья Флориды (США) небольшой самолёт совершил вынужденную посадку на воду и затонул вблизи корабля. После разрешения вышестоящего штаба рзк оказал помощь потерпевшим, после чего их забрал вертолёт береговой охраны. В 1981 году при нахождении среднего рзк «Селигер» в районе военно-морской базы Чарлстон впервые был перехвачен сигнал в спутниковых каналах связи в направлении корабль — берег, передачу которого осуществила ракетная подводная лодка «Калхаун» при возвращении с боевого патрулирования. Кроме того, при слежении за отрядом боевых кораблей ВМС США этот же рзк, чтобы не потерять визуальный и радиолокационный контакт с вероятным противником, пристроился в кильватер последнему кораблю и прошёл следом проливом Верджин. При этом экипаж рзк показал высокую морскую выучку и готовность к плаванию в сложных условиях, поскольку советскиерзк этим проливом ещё не ходили.

В 1980 году средний рзк «Находка», кроме поставленных задач на поход, решал и государственную задачу. В результате целенаправленной антикубинской пропаганды со стороны США появились беженцы с Кубы, желавшие на лодках и небольших судах достигнуть побережья Флориды. Беженцы пытались подойти к борту рзк вплотную и перебраться на его палубу. Умело маневрируя, командир «Находки» обеспечил безопасное плавание корабля и не допустил возможности посторонним лицам проникнуть на него. Из состава экипажа был сформирован взвод с оружием, который находился в готовности к немедленным действиям по предотвращению несанкционированного проникновения эмигрантов на корабль.

В 1981 году для выявления достоверного наименования американской подводной лодки без бортового номера командир среднего рзк «Селигер» имитировал готовность корабля к тарану ракетоносца. Находясь на дистанции 2 мили от подводной лодки, рзк повернул курсом на неё и стал увеличивать скорость хода. Нервы у американцев сдали, и они выскочили на палубу лодки в спасательных жилетах с номером ракетоносца 629 — «Дэниел Бун». Таким рискованным способом удалось идентифицировать корабль-«инкогнито» и выполнить поставленную задачу.

Средний рзк «Селигер» также принял участие в сборе данных о первом испытательном полёте космического корабля системы «Шаттл». В 1981 году с целью вскрытия начала и хода заводских испытаний новой атомной подводной лодки с баллистическими ракетами (пларб) типа «Огайо» в районе базы Гротон находились средний рзк «Архипелаг» и большой рзк «Лира». В январе 1982 года слежение за этой подлодкой продолжил средний рзк «Селигер». Несмотря на противодействие, оказанное американским судном слежения за полётами космических объектов и ракет «РейнджСентинелл», рзк, успешно маневрируя, решил поставленную задачу. Была вскрыта радиосвязь, отмечен выход ракетоносца в спутниковом канале связи, зарегистрированы сигналы телеметрии, произведена запись шумов подводной лодки, перехвачены радиопереговоры с береговыми центрами восточного ракетного полигона, вскрыта радиоэлектронная обстановка в районе пуска. После этого «Селигер» в районе Норфолка произвёл разведку заключительного этапа ходовых испытаний нового американского атомного авианосца «Карл Винсон». Были сняты параметры работавшего радиоэлектронного вооружения корабля.

Взаимодействие флотов СССР, их разведок, а также всех возможных сил различных видов разведки осуществлялось в те годы в полной мере. Так, в 1981 году в район разведки у восточного побережья США на смену среднему рзк «Селигер» Северного флота (СФ) прибыл средний рзк «Экватор» Черноморского флота (ЧФ). Разведчики-черноморцы, оказавшись впервые в этом районе, знакомились с радиоэлектронной обстановкой и радиосвязью ВМС США и НАТО, с особенностью деятельности американских атомных ракетных подводных лодок в районах пунктов базирования. При выполнении задач боевой службы рзк взаимодействовали с самолётами-разведчиками Ту-95РЦ, самолётами Ту-142М (с аэродромов Кубы), подводными лодками проекта 671РТМ, гидрографическими судами и др. И с психологической точки зрения экипажи и пилоты получали моральную поддержку, когда знали, что рядом находятся свои самолёты, надводные корабли и подводные лодки. В 1982 году в районе пролива Гибралтар произошла встреча следовавшего к острову Вознесения большого рзк «Запорожье» СФ с одним из рзк ЧФ, который передал разведчикам-североморцам штурманские карты Центральной и Южной Атлантики.

В ноябре 1983 года среднему рзк «Находка» пришлось прикрывать от назойливого внимания американского эсминца «Питерсон» аварийную подводную лодку «К-324» при буксировке её из Саргассового моря на Кубу. При этом намотанный на винт подводной лодки кусок троса-антенны системы «Сертасс» после его извлечения был отправлен в Москву.

С 1980-х годов готовность соединений рзк к решению поставленных задач регулярно проверялась инспекциями Министерства обороны, комиссиями из Главного разведывательного управления Генерального штаба Вооружённых сил СССР (ГРУ ГШ ВС СССР) и разведывательного управления ВМФ. Командование соединений кораблей разведки, поддержание их в высокой степени готовности, результаты разведывательной деятельности высоко оценивались проверявшими.

Вместе с тем продолжали иметь место отдельные случаи недобросовестного и халатного выполнения своих обязанностей личным составом рзк, что приводило к выходу техники из строя и другим происшествиям. Так, в 1980 году во время перехода среднего рзк «Харитон Лаптев» в Лиепаю на ремонт и переоборудование случилось навигационное происшествие из-за того, что на момент выхода из базы не была внесена последняя корректура в навигационные карты. За день до начала перехода Швеция увеличила свои территориальные воды с 3 до 12 миль, и корабль оказался в этой зоне. С этого момента штурманские боевые части рзк стали подвергаться регулярным проверкам со стороны штурманской службы штабов флотов. В 1982 году ремонт среднего рзк «Находка» в Архангельске был выполнен некачественно, после чего экипажу пришлось много потрудиться, чтобы корабль вошёл в состав боеготовых сил. Дважды, в 1972 и 1989 гг., средний рзк «Харитон Лаптев» оказывался на мели и повреждал бульб. К счастью, и в первый и во второй раз корабль оставался на плаву и после незначительного ремонта силами экипажа возвращался в строй.

В предельно сжатые сроки, с 1985 по 1988 год, были построены и введены в состав ВМФ СССР 7 среднихрзк проекта 864 польской постройки: «Меридиан» («Адмирал Федор Головин»),«Карелия»,«Таврия», «Приазовье»,«Курилы»,«Пеленгатор» («Василий Татищев») и«Одограф» («Виктор Леонов») водоизмещением 3470 т, со скоростью хода 16 узлов, автономностью 45 суток, дальностью плавания 7 тыс. миль и экипажем 150 человек2. Над корпусами этих кораблей имеется крупная развитая 2-ярусная надстройка с ходовой рубкой, пультами управления, постами-лабораториями и целевой аппаратурой. На крыше надстройки размещены мачта, антенные посты и радиопрозрачный сферический кожух. Эти средние рзк предназначены для плавания в океанских районах и морских зонах. Они вооружены двумя 6-ствольными зенитными артиллерийскими установками АК-630М калибра 30 мм и двумя пусковыми установками ПЗРК «Игла». Но не пусковые установки, а радиоэлектронные разведывательные средства, системы и комплексы являются их главным оружием. Длительное время корабли этого проекта в наибольшей степени отвечали основным требованиям, предъявляемым к рзк. И в настоящее время они составляют основу класса рзк в отечественном ВМФ, решая широкий круг задач в различных районах Мирового океана. Среди них: радиоперехват эфирных радиосообщений на всех частотах; радиотехническая разведка, позволяющая определять принадлежность и характеристики источников радиоизлучения; идентификация и систематизация источников электромагнитного излучения; замеры физических полей; составление акустических и электромагнитных профилей различных кораблей и субмарин для их последующей идентификации; контроль морских коммуникаций; наблюдение за действиями вероятного противника во время манёвров и учебных мероприятий. Все поставленные перед этими кораблями задачи решаются с помощью комплексов радио-, радиотехнической и радиолокационной разведки, а также гидроакустической разведки. При этом корабли этого проекта по составу разведывательных систем отличаются друг от друга; каждый из них имеет свою специфику, ориентируясь на более детальное решение какой-либо группы задач.

Дальнейшая эволюция взглядов на развитие и применение рзк в отечественном ВМФ привела к разработке в начале 1980-х годов корабля с атомной энергетической установкой. Это было сделано по настоянию основного заказчика — ГРУ ГШ ВС СССР, которому требовался рзк чуть ли не с круглогодичной автономностью. Проектирование этого корабля, получившего номер проекта — 1941, было выполнено в ЦКБ «Айсберг». Так в период 1981—1988 гг. был построен и введён в состав ВМФ СССР большой атомный рзк «Урал» водоизмещением 34 645 т, со скоростью хода 21,6 узла, автономностью 180 суток, неограниченной дальностью плавания, экипажем 923 человека, которому до сих пор нет аналогов в мире. Корпус этого корабля был аналогичен корпусу атомного ракетного крейсера. «Урал» был вооружён 7 мощнейшими радиоэлектронными комплексами. С их помощью можно было расшифровывать характеристики любого космического объекта на удалении до 1500 км. Его специальная разведывательная аппаратура была создана производственными коллективами 18 министерств и ведомств СССР. ГРУ ГШ ВС СССР упорно требовало постройки второго такого корабля, но командование ВМФ возражало и уклонилось от этого, поскольку его постройка затормозила бы строительство атомных ракетных крейсеров проекта 1144 и атомных ледоколов типа «Сибирь» (свободные стапели соответствующего размера на Балтийском ССЗ отсутствовали, а другие заводы не могли строить атомные надводные корабли)3. Совершив в 1989 году свой единственный переход к месту постоянного базирования на Тихоокеанский флот, уникальный корабль с дорогостоящим разведывательным оборудованием после распада СССР оказался никому не нужным. Простояв 18 лет у причала Владивостока, ветшая и разворовываясь вандалами, в 2002 году «Урал» был списан, а в 2008 году отправлен на металлолом».<…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

ПРИМЕЧАНИЯ

1 В скобках указаны последующие названия кораблей и судов или их бортовые номера (здесь и далее по тексту статьи).

2 Фёдоров В.М. Военно-морская разведка: история и современность. М.: Оружие и технологии, 2008. С. 490.

3 Кузин В.П., Никольский В.И. Военно-Морской Флот СССР 1945—1991. СПб.: Историческое морское общество, 1996. С. 264.