Историческая память о войне: особенности и проблемы сохранения.

Аннотация. В статье представлены результаты анализа актуальных проблем сохранения и укрепления исторической памяти о Великой Отечественной войне. Опираясь на публикации российских учёных, автор сформулировал её особенности.

Summary. The paper presents the results of analyzing the topical issues of preserving and consolidating the historical memory of the Great Patriotic War. Stemming from publications by Russian scholars, the author formulates its distinctive features.

ПРОТИВ ЛЖИ И ФАЛЬСИФИКАЦИЙ

ВЕРШИЛОВ Сергей Анатольевич — доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военного учебно-научного центра ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», кандидат философских наук, доцент

(г. Сызрань. E-mail: vershil@mail.ru).

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ О ВОЙНЕ: ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ

Российские военные учёные активно исследуют проблемы сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне и вносят весомый вклад в выполнение этой важной задачи. В числе множества примеров — статья профессора полковника в отставке Я.И. Стрелецкого «Наш ответ на ложь — это правда»1. На основе критического анализа ряда направлений фальсификации истории Второй мировой и Великой Отечественной войн он разоблачает попытки Запада исказить их причины и умалить роль СССР в разгроме фашистской Германии и милитаристской Японии, аргументированно доказывает, что эти фальсификации — составная часть информационной войны против России. «Война против правды истории нацелена на разрушение духовного фундамента нашей жизни. Её ведут не против прошлого, а против настоящего и будущего России, чтобы сформировать негативное отношение к ней в разных странах и лишить наш народ национального самосознания, наших традиционных духовных ценностей, любви к Родине, уважения к её прошлому, превратить в безвольную массу, податливую и покорную западному влиянию»2, — делает вывод Я.И. Стрелецкий.

Постоянное развенчание подобных попыток недобросовестных западных историков — актуальная задача политиков и учёных России. В этом плане представляет интерес и труд А.А. Вилкова «Критика исторической памяти о Великой Отечественной войне и её потенциальные политические последствия»3. Осмысление автором данной проблемы привело его к заключению, что исторические воспоминания о войне на самом деле являются общей памятью россиян о неисчислимых потерях и запредельных лишениях4. Они не должны быть вытеснены из духовного наследия нашего народа.

Издательство Орловского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ опубликовало коллективный труд «Воспроизводство исторической памяти о Великой Отечественной войне в общественном сознании жителей Беларуси и России» под общей редакцией Н.В. Проказиной5. В нём отражена роль мультимедийных и игровых ресурсов как средств воспроизводства исторической памяти о войне. Кроме того, авторы показывают преобладающее отношение граждан Беларуси и России к памяти о защитниках Отечества, в их сердцах живы скорбь о понесённых в годы войны утратах и непримиримость к проявлениям фашистской идеологии в наши дни. Концепция формирования ценностных ориентаций, скрупулёзно разработанная авторским коллективом, даёт возможность решить проблему наследования истинных впечатлений о Великой Отечественной войне, формировать чувство сопричастности к трагическим и героическим страницам нашей истории.

Н.В. Проказина, Ю.В. Дорохова, Н.Н. Хатнюк этой проблематике посвятили свою работу «Историческая память о Великой Отечественной войне как ресурс патриотического и гражданского воспитания»6. Обобщив и приведя в систему свои наблюдения, авторы выявили специфику формирования и преобразования исторической памяти, отправные пункты её воспроизводства и некоторые факторы забвения. «Качество воспроизводства исторической памяти о войне и глубина её забвения, — считают они, — подвержены воздействию со стороны как отечественных, так и зарубежных представителей средств массовой информации, объективность оценок которых по поводу прошлых военных событий всё чаще вызывает сомнение и озабоченность»7. Н.В. Проказина и её соавторы пришли к выводу: для предотвращения распространения ложных сведений о войне необходимо целенаправленно проводить информационно-просветительскую работу с использованием всего многообразия медиатехнологий.

В.В. Мельситов и Н.Л. Сергиенко — авторы научной публикации «Против лжи и инсинуаций о Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» творчески подошли к разоблачению «перелицовщиков» истории. «Благодаря чудовищным вещам, которые воссоздают лгуны от пера или различного рода деятели от радио и телевидения, специалисты Интернет-сообщества, — утверждают учёные, — происходит то, что мы растим новое поколение, не знающее своего Отечества»8. Исследовательская работа привела В.В. Мельситова и Н.Л. Сергиенко к заключению: российской нации следует сделать всё возможное для повышения статуса России на мировой арене и признания её реальных заслуг в войне, для этого важно научиться эффективно сохранять память о прошлом.

Д.О. Чураков в исследовании «Войны памяти: отстоять правду о победе» убедительно доказал, что западные ландскнехты информационной войны против России создают мифы, порочащие наше прошлое и настоящее, отрицательный образ нашего государства на основе технологий манипулирования сознанием людей9. Он обратил внимание на то, что «политики стран Запада пытаются создать новую картину войны, исказить факты, чтобы усовершенствовать историю, принизить вклад СССР в победу над нацизмом»10. Эта ложь настоятельно требует активного отпора со стороны российского общества.

Проблемам противодействия фальсификации истории, защиты исторической правды о Второй мировой и Великой Отечественной войнах, совершенствования исторической политики Российской Федерации значительное место уделяется в научных работах В.Г. Кикнадзе11. Многочисленные примеры фальсификации истории Великой Отечественной войны и их возможные последствия для России, развитие государственной политики России в исторической сфере в 2009—2019 гг., предложения по её совершенствованию представлены в его монографии12. Он полагает, что «Школа, в том числе высшая школа, с развитием современных коммуникационных технологий, массовой культуры, электронных СМИ и социальных сетей утрачивает свою роль основного института социализации, включая передачу памяти и исторической правды о Великой Отечественной войне. При этом серьёзными проблемами являются существенное сокращение в образовательных программах объёмов изучения истории и книг о войне, включая классические произведения советских авторов, сложность выбора для педагогического состава достоверной научной и учебно-методической литературы о Великой Отечественной войне»13. Среди предложений В.Г. Кикнадзе — скорейшая реализация поручений Президента России, в т.ч. о создании центра документов истории Второй мировой войны, институциализация системы формирования и защиты исторической правды и памяти России14. С такой позицией нельзя не согласиться.

Проблематика исторической памяти о войне должна стать одним из приоритетов деятельности научного сообщества России. Эта область охватывает исторический, ценностный и социокультурный аспекты. В выборе учёными методологических средств исследования исторической памяти о войне есть нерешённые проблемы. Несмотря на ряд внушительных аналитических трудов по этой проблематике, её всестороннее рассмотрение на основе исторического и историко-философского подходов встречается крайне редко, большинство работ фрагментарны, их концептуальная база недостаточна. Устранение этих пробелов — одна из актуальных задач.

В самом общем плане память определяют как способность к сохранению и многократному воспроизведению информации. «В психологии, философии и других гуманитарных дисциплинах под памятью понимают процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности и возвращение в сферу сознания, — отмечает отечественный учёный Б.М. Величковский. — Память является познавательной функцией, которая связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим, определяя в конечном счёте соответствие индивидуальной биографии и личности человека»15. Это определение подсказывает вывод: историческая память о Великой Отечественной войне — не набор сведений, а глубокое осознание и сбережение военного опыта героического поколения творцов Великой Победы и системы их духовно-нравственных ценностей, унаследованных последующими поколениями.

Важное значение для понимания сущности исторической памяти о войне имеет характеристика её особенностей. Первая из них определяется тем, что впечатления о пережитом или узнанном без целенаправленных усилий по их сохранению в памяти со временем непроизвольно «стираются», заслоняются новыми впечатлениями и удаляются из сознания человека и общества.

Неумолимый бег времени также диктует вторую особенность — ослабление эмоционального элемента памяти. Чем дальше время отодвигает трагические и героические события 1941—1945 гг. и чем меньше остаётся среди нас их участников — фронтовиков, тем меньше остаётся возможности получать бесценный исторический опыт из первых уст, в ходе живого общения с ними. Уход из жизни ветеранов Великой Отечественной войны затрудняет передачу новым поколениям исторической памяти.

Третья особенность связана с уровнем достоверности, очень значительным разбросом трактовок и оценок всего, что связано с Великой Отечественной войной, вплоть до прямо противоположных. Наши сограждане постоянно сталкиваются с различными толкованиями событий прошлого в научных, публицистических и художественных произведениях, в радио- и телепередачах, на просторах Интернета. Порой в них слышны отголоски необъективных, предвзятых оценок хода и итогов Второй мировой и Великой Отечественной войн, распространяемых западными СМИ, зловещее эхо враждебного отношения к России ряда зарубежных стран. Некоторые умопостроения и художественные образы вряд ли можно отнести к исторической правде о войне, скорее к её противоположности, поскольку они лишены объективного отражения военного опыта, накопленного нашим народом. А представления большинства населения о событиях, итогах и уроках Великой Отечественной войны складываются и корректируются под влиянием позиций авторов, транслируемых средствами массовой информации. При всей важности и безусловной необходимости свободы слова и самовыражения само по себе поливариантное видение одних и тех же событий не служит гарантией того, что сопоставление различных оценок обеспечит объективные представления и адекватные заключения тем читателям, слушателям и зрителям, которые на школьной и вузовской скамьях не получили знаний, необходимых для того, чтобы отличать правду истории от изощрённой лжи. Поэтому в создании условий для формирования в общественном сознании памяти о войне, адекватной исторической правде, большую роль играют система образования, качество преподавания в ней истории. Эта проблема усложняется тем, что в последнее время престиж такой учебной дисциплины, как история, в общеобразовательной школе, системе среднего специального образования и в вузах падает.

Четвёртую особенность определяет влияние на процесс формирования исторической памяти о войне как разнообразных обстоятельств политического, экономического, социального, духовного, военного характера, так и превалирующего в обществе отношения к событиям прошлого.

Наиболее существенна пятая особенность исторической памяти о войне — связь событий наших дней с опытом военных лет. Современное развитие общества и государства связано неразрывными нитями преемственности с предшествующей практикой. Находить оптимальные решения современных проблем способны те, кто глубоко исследовал и осознал уроки прошлых побед и поражений, достижений и просчётов. Это помогает избежать повторения ошибок и неудач. Качество преемственности исторической памяти о войне во многом зависит от способов её передачи от старшего поколения молодому, вступающему в жизнь.

Многие представители общественных наук сходятся в том, что историческая память о войне служит одним из значимых регуляторов сознания общества. В ряде стран оно подвержено кризисным явлениям. Причина заключается в том, что средства массовой информации, литература и кинематограф представляют прямо противоположные трактовки одних и тех же фактов, событий войны. Изрядная их часть подменяет правду истории дилетантским верхоглядством, сомнительными сенсациями и преднамеренной фальсификацией. В этой связи всё большую злободневность приобретают формирование целенаправленной информационной политики защиты, сохранения и распространения правды о войне, укрепление военно-исторической памяти нации. Эти проблемы обсуждают учёные, политики, общественные деятели на различных форумах и в СМИ.

Одна из задач современной науки состоит в комплексном исследовании военной истории и правдивом представлении событий прошлого обучаемым на всех ступенях общего и профессионального образования, в СМИ и в ходе организации патриотического, в том числе военно-патриотического воспитания и проведения соответствующих мероприятий.

Память о Великой Отечественной войне и связанных с ней событиях — мощный фактор формирования национального самосознания. Она выступает также одной из составляющих идентичности человека, которая не даётся ему от рождения, а приобретается в процессе формирования личности с осознанием общности культуры, истории, языка с определёнными этносом или нацией, принадлежности к определённому государству с обретением приверженности его национальной идее и государственным символам.

Историческая память о трагических жертвах и потерях, поражениях Красной армии в первые месяцы войны и последующих победах на полях сражений, достижениях отечественной науки в создании нового оружия служит одним из значимых регуляторов сознания нашего социума. Признание обществом заслуг победителей фашизма и сохранение их внуками и правнуками исторической памяти о войне — звенья одной цепи, название которой — преемственность поколений. Чем меньше остаётся среди нас солдат Великой Победы, тем больше ответственность учёных, деятелей культуры, литераторов и журналистов за сохранение и распространение в обществе интеллектуального и духовно-нравственного опыта победителей фашизма. Они обязаны с использованием технологических достижений информационной эпохи создать, отладить и пустить в дело механизмы, способные компенсировать упомянутые ранее особенности исторической памяти, не только не допустить её ослабления, но и обеспечить развитие в соответствии с современными реалиями.

Деятели науки, литературы и искусства продолжают сбережение исторической памяти созданием художественных образов войны. В последнее десятилетие созданы новые песни, не один десяток научных трудов, публицистических и художественных книг, ряд захватывающих художественных и документальных кинофильмов о трагических и победных событиях Великой Отечественной войны. О ней повествует необычный передвижной музей «Поезд Победы», отправившийся в путешествие по России в октябре 2020 года. Художники и музыканты, публицисты и писатели, актёры и режиссёры стараются донести до соотечественников правду войны, помочь осознать масштабы страданий и величие всенародного подвига победителей фашизма. Год от года всё более популярными и массовыми становятся разнообразные массовые военно-патриотические акции, ежегодные шествия «Бессмертного полка» и многие другие. Всё это — примеры многогранной деятельности, служащей сохранению военно-исторической памяти о героическом поколении спасителей мира от фашизма. Она наряду с другими функциями в условиях агрессивной информационной войны США и Запада против России способствует нашей самозащите от деструктивных ударов по общественному сознанию. Попирая принципы морали и профессиональной этики западные идеологи и журналисты цинично «переписывают» историю и в некоторых странах докатились до прославления фашистских прихлебателей-коллаборационистов, соучастников их преступлений. А в сознание россиян пытаются внедрить мысль о необходимости реабилитации гитлеровских прихвостней-власовцев и прочих предателей-перебежчиков. Для пресечения пропагандисткой деятельности их «адвокатов», очевидно, нужны более решительные меры.

Анализ перечисленных проблем привёл автора этих строк к следующим выводам.

Историческая память о Великой Отечественной войне —непреходящая ценность нашего народа. Решение проблем её сохранения и укрепления необходимо для формирования национального самосознания, национальной и государственной идентичности наших сограждан, прежде всего молодого поколения.

Сохранение и укрепление памяти о войне важно для использования отечественного исторического опыта в решении современных задач обороны и национальной безопасности России.

Объективные особенности исторической памяти о войне, обусловливающие её постепенное ослабление, могут и должны быть компенсированы целенаправленной воспитательной, образовательной и просветительской деятельностью. Необходимы поиск и развитие их новых форм, соответствующих реалиям нашего времени.

Всем нам — наследникам Великой Победы, и прежде всего российским учёным и публицистам, работникам отечественных средств массовой информации следует добиваться безусловного выполнения требования Конституции РФ о защите исторической правды, повышать эффективность борьбы против умаления значения подвига нашего народа при защите Отечества, фальсификаций причин, хода и итогов Второй мировой и Великой Отечественной войн, давно ставших одним из стратегических направлений информационной войны США и Запада против России.Перечисленные задачи требуют современного научного обеспечения, продолжения исследований всего спектра проблем сохранения и упрочения исторической памяти о Великой Отечественной и Второй мировой войнах.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Стрелецкий Я.И. Наш ответ на ложь — это правда // Военно-исторический журнал. 2020. № 5. С. 4—14.

2 Там же. С. 13.

3 См.: Вилков А.А. Критика исторической памяти о Великой Отечественной войне и её потенциальные политические последствия // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. 2015. Т. 15. Вып. 3. С. 62—68.

4 Там же. С. 67.

5 См.: Воспроизводство исторической памяти о Великой Отечественной войне в общественном сознании жителей Беларуси и России: коллективная монография / Под общ. ред. Н.В. Проказиной. Орёл: Изд-во ОФ РАНХиГС, 2014. 220 с.

6 См.: Проказина Н.В., Дорохова Ю.В., Хатнюк Н.Н. Историческая память о Великой Отечественной войне как ресурс патриотического и гражданского воспитания // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. Т. 12. № 3. С. 260—271.

7 Там же. С. 260.

8 Мельситов В.В., Сергиенко Н.Л. Против лжи и инсинуаций о Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. // Политематический сетевой электронный научный журнал КубГАУ. 2016. Интернет-ресурс: http://ej.kubagro.ru.

9 Чураков Д.О. Войны памяти: отстоять правду о победе // Гуманитарные науки. 2015. № 1. С. 11—28.

10 Там же. С. 27, 28.

11 Кикнадзе В.Г. Этот день не признавали, как могли // Народное образование. 2020. № 4 1481). С. 11—22; он же. Роль и место Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в обеспечении информационной безопасности России // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2017. Т. 7. № 3(27). С. 57—62; он же. Отечественная военная история в современной России: от школьника до военного историка // Наука. Общество. Оборона. 2017. № 1(10); он же. Идеология, военная история и обеспечение безопасности России в современных условиях // Безопасность Евразии. 2016. № 1(51). С. 199—207; Кикнадзе В.Г., Маковский В.Б. Международный проект о Великой Отечественной войне // Воен.-истор. журнал. 2016. № 12. С. 70, 71; Кикнадзе В.Г. Информационно-идеологическая работа и военная история в обеспечении безопасности России: проблемы и пути решения // Наука. Общество. Оборона. 2016. № 1(6); он же. История Второй мировой войны: противодействие попыткам её фальсификации и искажения в ущерб международной безопасности // Вестник МГИМО Университета. 2015. № 4(43). С. 74—83; он же. Генезис права и управления в области противодействия попыткам фальсификации и искажения истории в ущерб интересам России // Вестник Академии права и управления. 2015. № 4(41). С. 29—36; он же. Победа над фашизмом в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.: значение для всемирной истории // Наука. Общество. Оборона. 2015. № 1(4); он же. Сталинград вернуть нельзя оставить Волгоград — амфиболия современного российского общества: история вновь в эпицентре политики // Наука. Общество. Оборона. 2013. № 1. Интернет-ресурс: https://www.noo-journal.ru; он же. Военная история и безопасность России // Воен.-истор. журнал. 2010. № 5. С. 19—21; он же. Государство, политика и СМИ в создании современного образа Великой Победы // Мир и политика. 2010. № 12(51). С. 30—36.

12 Кикнадзе В.Г. Великая Отечественная война 1941—1945 гг.: историческая правда о ключевых событиях и явлениях в вопросах и ответах. М.: Прометей, 2020. 198 с.

13 Там же. С. 18.

14 Там же. С. 173, 174.

15 Подробнее см.: Величковский Б.М. Память // Большая российская энциклопедия. Электронная версия: https://bigenc.ru.

Фото с сайта https://www.moypolk.ru.