Инженерные войска Воронежского фронта в сражении на южном фасе Курской дуги

Аннотация. В статье рассматриваются инженерное обеспечение действий войск Воронежского фронта в Курской оборонительной и Белгородско-Харьковской наступательной операциях, содержание, особенности и объемы выполненных мероприятий, приводятся боевые примеры.

Summary. The article deals with the engineering support for the Voronezh Front troops during the Kursk defensive and Belgorod-Kharkov offensive operations, content, features and volumes of the measures executed, combat episodes.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941—1945 гг.

БОРОДИНА Светлана Васильевназаведующая научно-исследовательским отделом ФГБУК «Государственный военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле» 

ИНЖЕНЕРНЫЕ ВОЙСКА ВОРОНЕЖСКОГО ФРОНТА В СРАЖЕНИИ НА ЮЖНОМ ФАСЕ КУРСКОЙ ДУГИ

 Прохоровская земля хранит память об одной из известнейших битв Великой Отечественной войны — сражении на Курской дуге. На высоте 252,2 установлен главный памятник Государственного военно-исторического музея-заповедника «Прохоровское поле» — Звонница. Четыре пилона1 Звонницы, олицетворяющие четыре года войны, включают 24 горельефа2 с многофигурными композициями, насчитывающими до 130 образов. Сквозным рядом через все пилоны проходит скульптурный горельеф «Герои фронта и тыла». На западном пилоне в этом ряду находится и образ сапёра с миноискателем в руках.

Подвиг воинов инженерных войск в Курской битве начался гораздо раньше 5 июля, а именно весной сорок третьего. В ходе подготовки к летней кампании была проделана значительная по своим объёмам работа по созданию оборонительных рубежей, в частности, на южном фасе Курской дуги3, в полосе Воронежского фронта.

Начальником инженерных войск этого фронта был генерал-майор Ю.В. Бордзиловский4. В состав инженерных войск фронта входили: 4-я инженерно-сапёрная бригада, 6-я и 14-я штурмовые инженерно-сапёрные бригады, 42-я инженерная бригада специального назначения, 6-я понтонно-мостовая бригада, 35 инженерно-сапёрных, инженерных и понтонно-мостовых батальонов, а также штатные инженерные части и подразделения в составе корпусов и дивизий.

Решение о преднамеренной обороне под Курском5 позволило в благоприятной обстановке в течение достаточно продолжительного времени (три месяца) планомерно крупными силами выполнять мероприятия по её подготовке. Инженерное обеспечение6 Воронежского фронта было подчинено общему замыслу — в оборонительной операции максимально ослабить ударные группировки противника и сохранить свои силы и средства в значительной степени за счёт развития системы оборонительных полос и рубежей, применения минно-взрывных заграждений. Впервые за годы войны была создана 8-полосная оборона глубиной до 300 км7.

Инженерная подготовка и оборудование оборонительных рубежей в основном производились согласно «Инструкции по рекогносцировке и полевому оборонительному строительству» Генерального штаба Красной армии8. В документе были изложены основы организации полевой обороны, причём особое внимание уделялось строительству батальонных районов и узлов обороны, а также ротных опорных пунктов как основы каждого оборонительного рубежа, широкому развитию траншейной системы и ходов сообщения. На Воронежском фронте с 1 апреля по 1 июля 1943 года было отрыто более 4200 км траншей и ходов сообщения9.

Созданию непреодолимой обороны и успеху последующих наступательных действий во многом способствовали своевременно проведённые организационные мероприятия:формирование новых частей и подразделений инженерных войск, создание парков инженерных машин10, фронтовых управлений оборонительного строительства (ФУОС)11, резкое увеличение производства инженерной техники и средств вооружения, особенно противотанковых мин.

Главное внимание в боевой подготовке инженерных войск Воронежского фронта было обращено на вновь прибывшие (сформированные) части. Наиболее тщательное обучение проходили подвижные отряды заграждений (ПОЗ)12 и сапёрные подразделения, выделенные для сопровождения танков13. Эти отряды совместно с экипажами танков обучались на специально отведённых для тренировки полях по установке минных заграждений на путях предполагаемого движения танков противника. Большое внимание при подготовке инженерных войск было обращено на «тесную связь» минных полей с огнём артиллерии и действиями танков, для чего составлялись подробные карты наших минных полей с обозначением их границ14. Эти мероприятия впоследствии облегчили сохранение минных полей от огня своей артиллерии, их прикрытие, преодоление своими войсками, а впоследствии и разминирование15.

Существенную роль сыграл и приказ Ставки Верховного Главнокомандования № 0396 от 2 июля 1943 года «О применении и преодолении минных заграждений». В нём особое внимание уделялось крупнейшим недостаткам, которые «…имеются как в применении минных заграждений нашими войсками, так и в разминировании минных полей противника…»16.

В полосе Воронежского фронта (240 км) в подготовительный период было установлено: 291 930 противотанковых (ПТМ), 306 115 противопехотных (ППМ) мин, 20 426 фугасов, 315 мин замедленного действия, 593 км проволочных заграждений17 и свыше 490 км противотанковых невзрывных заграждений. В 6-й гвардейской армии (начальник инженерных войск полковник Е.И. Кулинич) при ширине полосы обороны 60 км было установлено около 90 тыс. ПТМ и 64 тыс. ППМ. При создании системы заграждений основной объём работ был выполнен частями 42-й инженерной бригады специального назначения, 4, 5 и 60-й инженерно-сапёрными бригадами. На направлениях ожидаемых ударов плотность минирования достигала 1400 ПТМ и 1200 ППМ на 1 км фронта.

Интересно, что, кроме инженерных мин, в обороне широко применялись минно-огнефугасы (МОФ), получившие признание в ходе усиления стойкости обороны в битве за Ленинград в летнюю кампанию 1942 года18. МОФ отличались простотой в устройстве и способе установки. Они представляли собой обычный ящик с бутылками ёмкостью 0,5 л с зажигательной смесью. Центральную бутылку из ящика вынимали, а на её место устанавливали обычную толовую шашку или противопехотную мину с уменьшенным до 100 г зарядом. При подрыве минно-огнефугаса на живую силу оказывалось мощное психологическое воздействие. Пленный немецкий ефрейтор 676 пп 332 пд Рудольф Амтсберг отмечал на допросе: «Сапёры, участвовавшие в наступлении, понесли тяжёлые потери от взрывающихся бутылок, установленных в земле…»19.

При создании глубокоэшелонированной обороны на Курской дуге инженерные войска Воронежского фронта использовали также электризуемые заграждения20. Они обслуживались передвижной электростанцией мощностью 15 киловатт и напряжением 1230 вольт. Станция позволяла электризовать до 2 км малозаметных заграждений из специальной сетки, но её можно было подключить и к обычным проволочным заграждениям. 25-метровые плети сеток, размотанные с бобин, ползком перетаскивались к переднему краю немцев и разворачивались на пути наиболее вероятного направления наступления противника. Работали солдаты инженерных войск по-пластунски или короткими перебежками и только по ночам21.

Против немецких танков применялись различные виды заграждений: минные поля, противотанковые рвы, эскарпы и контрэскарпы, завалы, металлические ежи, различные баррикады на дорогах. Стало более распространённым, чем ранее, сочетание всех видов заграждений и тесное взаимодействие их как между собой, так и с системой огня, с самовоспламеняющимися средствами22 и огнемётами. В результате минно-взрывные заграждения окончательно стали основными видами инженерных заграждений, а устройство их — важнейшей задачей инженерных войск в обороне.

Ещё одной особенностью работы инженерных войск Воронежского фронта в подготовительный период Курской битвы стала необходимость учитывать появление новых немецких танков «Тигр». Это требовало проведения дополнительной работы по совершенствованию нашей противотанковой обороны23.

Бывший командир сапёрного взвода 9-й гвардейской воздушно-десантной дивизии М.Е. Ртищев рассказывал: «Прежде всего, мы тщательно изучили характеристики гитлеровских танков и сопоставили возможности наших мин. Получилось, что далеко не всякий взрыв может вывести такую мощную машину из строя. Вот тогда-то и возникла мысль ставить мины в два яруса, одну на другую. Правда, трудоёмкость увеличивалась, расход мин удваивался, зато надёжность поражения “тигров” уже не вызывала сомнений»24.

«Можно без преувеличения сказать, — вспоминал впоследствии генерал В.Я. Пляскин25, — что в марте—апреле 1943 года на Курской дуге самыми популярными были такие военные термины, как “инженерные работы”, “заграждения”, “мины”, “окопы”, “дороги”»26. Пляскину не раз приходилось докладывать инженерную обстановку27 командующему войсками Воронежского фронта генералу армии Н.Ф. Ватутину, который интересовался буквально всеми мелочами, касавшимися инженерного оборудования оборонительных полос и позиций, уделяя особое внимание созданию системы инженерных заграждений.

В мае в Прохоровке находился 109-й инженерно-сапёрный батальон, прикрывая прохоровское направление. По планам оперативной и тактической маскировки проводились работы по созданию ложных аэродромов, переправ, передовых, танковых и артиллерийских позиций.

Одной из задач было создание ложных районов сосредоточения танковых соединений. По плану оперативной маскировки перед инженерными войсками командование Воронежского фронта поставило задачу имитировать расположение танковых бригад 2-го гвардейского танкового корпуса в районе Сажного28, где они до этого находились, чтобы убедить противника в том, что корпус остался на прежнем месте. Эту задачу выполняла команда из 5-й инженерно-сапёрной бригады в составе 35 человек во главе с офицером штаба инженерных войск фронта капитаном Киселёвым. В течение 9—12 июля на опушках небольших лесных массивов сапёры установили 105 макетов танков, а следы гусениц обозначили срезанием дёрна. В глубине леса разводили костры. При появлении вражеских самолётов «танки» перемещали вперёд или назад, периодически передвигалась и часть других макетов. Противник поддался на эту уловку. Его самолёты неоднократно пролетали над этим районом, а в ночь на 12 июля последовал авианалёт. Утром почти все макеты танков были уничтожены, а 2-й гвардейский танковый корпус уже выполнял боевую задачу в 30 км от этого района. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Пилон — прямоугольная в плане железобетонная колонна с вытянутым поперечным сечением.

2 Горельеф — (франц. haut-relief, от haut — высокий и relief — рельеф, выпуклость), вид скульптуры, высокий рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объёма. Горельефы часто использовались в архитектуре.

3 Согласно приказу командующего войсками Воронежского фронта № 0087 от 27 марта 1943 г. на инженерное оборудование полосы обороны. См.: Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ). Ф. 303. Оп. 2843. Д. 323. Л. 13—16. Опубликовано: Русский архив: Великая Отечественная: Курская битва. Документы и материалы. 27 марта — 23 августа 1943 г. Т. 15. М.: Терра, 1997. С. 213—215; Карбышев Д. Краткий справочник по военно-инженерному делу. М.: Воениздат, 1936. 272 с.

4 Бордзиловский Юрий Вячеславович (16 ноября 1900 — 5 апреля 1983) — генерал-полковник инженерных войск (СССР), генерал брони (Польша). В Красной армии с 1919 г. В 1922 г. окончил Киевскую военно-инженерную школу, в 1931 г. — Военно-инженерную академию РККА. Участник боёв на оз. Хасан. В Великую Отечественную войну — начальник инженерных войск 21-й армии, 64-й армии, Воронежского фронта. Участвовал в Смоленском сражении, Сталинградской и Курской битвах, в операции «Багратион». 24 сентября 1944 г. Ю.В. Бордзиловский был назначен начальником инженерных войск 1-й армии Войска Польского, участвовал в Висло-Одерской, Восточно-Померанской и Берлинской наступательных операциях. С 15 ноября 1945 г. — начальник инженерных войск Войска Польского, руководил разминированием территории Польши. В 1952—1954 гг. — учёба в Академии Генштаба, после окончания, с 23 марта 1954 г. — начальник Генерального штаба Войска Польского и заместитель министра обороны Польской Народной Республики. В 1968 г. Ю.В. Бордзиловский вернулся в СССР, был назначен инспектором в Группу генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

5 См. подробнее: Колтунов Г.А., Соловьёв Б.Г. Курская битва. М.: Воениздат, 1970. С. 28—35; Маркин И. Некоторые вопросы организации и ведения обороны по опыту битвы под Курском // Военная мысль. 1953. № 7. С. 27—36.

6 Инженерное обеспечение — совокупность инженерных мероприятий, проводимых в целях достижения успеха общевойсковой операции (боя). Главнейшие из них: инженерная разведка, инженерное оборудование местности, инженерное сопровождение войск в бою и снабжение их соответствующими средствами и др.

7 См. подробнее: Инженерное оборудование рубежей обороны // Колтунов Г.А., Соловьёв Б.Г. Указ.соч. С. 56—64.

8 ЦАМО РФ. Ф. 442. Оп. 8465. Д. 16. Л. 58—65.

9 Васильева Л.Н., Желтов И.Г. В прицеле — Прохоровка: В 2 т. Т. 1. М.; Белгород; Прохоровка: КОНСТАНТА, 2013. С. 237.

10 В связи с поступлением различной инженерной техники в войска ещё в июне 1942 г. были сформированы 11 отдельных парков инженерных машин резерва Верховного Главнокомандования из расчёта один на фронт.

11 Фронтовые управления оборонительного строительства (ФУОС), являвшиеся органами военных советов фронтов и подчинявшиеся начальникам инженерных войск фронтов, были созданы на основании приказа наркома обороны от 21 июля 1943 г. (всего их было 13). В их задачи входили строительство оборонительных полос и участков при закреплении местности, укрепление населённых пунктов и восстановление старых разрушенных рубежей обороны в полосе фронта и др.

12 Подвижный отряд заграждений (ПОЗ) — временное воинское формирование, создававшееся в наземных войсках Красной армии для устройства минно-взрывных заграждений и производства разрушений в ходе операции (боя); элемент оперативного построения (боевого порядка) войск. Основу ПОЗ составляли подразделения (части) инженерных войск. Свои задачи ПОЗ выполнял во взаимодействии с войсками первого и второго эшелонов, общевойсковыми и противотанковыми резервами либо самостоятельно.

13 Группы, придаваемые танковым частям, передвигаются на танках, на бронированных транспортерах, а зимой, кроме того, и в бронесанях, прикреплённых к танку, с задачей обеспечения их продвижения в глубине обороны противника. Устранение заграждений, проделывание в них проходов выполняются преимущественно с помощью взрывчатых веществ как обеспечивающих наибольшую быстроту выполнения работы. (Наставление для общевойсковых и инженерных командиров по минированию и разминированию. М.: Воениздат, 1943. С. 64, 65).

14 Заселян Н.П., Пыркин Г.И. Документация взрывных заграждений. М.: Воениздат, 1943. С. 3.

15 Характерные черты инженерного обеспечения и особенности применения инженерных войск в битве под Курском: доклад на юбилейной военно-исторической конференции, посвящённой 25-летию битвы под Курском, начальника Военно-инженерной академии имени Куйбышева генерал-полковника инженерных войск А. Цирлина. М., 1968.

16 Опубликовано: Никифоров Н.И. Применение инженерных войск в Великой Отечественной войне: доклад. Белгород; Прохоровка: Гос. военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле», 2017. С. 52—57.

17 Габов С.А. Сапёры Огненной дуги: инженерные войска в Курской битве. Воронеж, 1987. С. 50.

18 О применении минно-огнефугасовсм. подробнее: Коршунов Э.Л., Рупасов А.И. Огневые валы и бутылочные поля в системе заграждений на оборонительных рубежах Ленинградского фронта. 1941—1942 гг. // Труды научно-исследовательского отдела Института военной истории. Т. 11. Военно-химическое дело. СПб.: Бранко, 2014. С. 106—119; они же. Огневые валы в системе заграждений на оборонительных рубежах Ленинградского фронта // Воен.-истор. журнал. 2013. № 11. С. 18—22.

19 Замулин В. Курский излом. Решающая битва Отечественной войны. См. интернет-ресурс: http://militera.lib.ru (дата обращения: 5 октября 2017 г.).

20 Электризуемые заграждения — противопехотные проволочные заграждения (сети, заборы), усиленные периодическим пропуском по проволоке переменного электрического тока высокого напряжения. Прикасание к проволоке вызывало замыкание цепи и поражение живой силы.

21 Энергетика — Великой Победе: сборник. Белгород: обл. типография, 2015. С. 49, 50.

22 Самовоспламеняющиеся средства — части Красной армии применяли зажигательные бутылки двух видов: с самовоспламеняющейся жидкостью «КС» (смесь фосфора и серы) и с горючими смесями № 1 и 3 (смесь авиационного бензина, керосина, лигроина, загущённая маслами или порошком ОП-2). Аббревиатура «КС» расшифровывается либо по фамилии изобретателя Н.В. Кошкина — «Кошкинская смесь», либо по фамилиям изобретателей жидкостных гранат Качугина и Солодовникова. При воспламенении жидкость горела около 3 мин. и создавала температуру до 1000°С.

23 Противотанковая оборона — совокупность мероприятий, направленных на отражение атак танков, САУ и бронетранспортёров противника и их уничтожение. Применяется во всех видах боевых действий. В годы войны ПТО включала: ротные противотанковые опорные пункты, объединённые в батальонные противотанковые узлы; противотанковые районы, создававшиеся на танкоопасных направлениях за счёт специально выделявшихся подразделений и частей истребительно-противотанковой артиллерии, танков, самоходных артиллерийских установок, огнемётов и подразделений инженерных войск со средствами минирования; танковые засады, артиллерийские противотанковые резервы, подвижные отряды заграждений; огонь артиллерии, расположенной на танкоопасных направлениях; противотанковые заграждения. ПТО создавалась на всю глубину оперативной обороны.

24 Габов С. Указ.соч. С. 81.

25 Пляскин Василий Яковлевич (11 января 1899 —1980), генерал-лейтенант. В Красной армии с 1920 г. Окончил Омское пехотное училище, курсы командного состава при Ленинградской военно-инженерной академии, академические курсы в Москве при Военно-инженерной академии РККА. В годы Великой Отечественной войны — начальник инженерных войск 32-й армии Карельского фронта, участник Сталинградской битвы, Курской битвы, генерал-майор (1942). После войны на преподавательской работе. Награждён орденами Красного Знамени, Суворова, Кутузова, Богдана Хмельницкого, Красной Звезды. См. подробнее: Пляскин В.Я. Инженерное обеспечение и инженерные войска в битве под Курском // Военная мысль. 1953. № 7. С. 74—81.

26 Габов С.А. Указ.соч. С. 59.

27 Инженерная обстановка — факторы и условия, оказывающие влияние на выполнение боевых задач войсками и задач инженерного обеспечения военных действий. Включает: состав, группировку и возможности инженерных войск (своих и противника), характеристику естественных препятствий и заграждений, инженерное оборудование местности в полосе боевых действий и др.

28 Сажное — село Яковлевского района Белгородской обл.