1

Инженерные Войска России

Аннотация. В рецензии даётся краткий обзор и анализ новой книги об истории инженерных войск в России.

Summary. The review gives a brief overview and analysis of a new book about the history of engineering troops in Russia.

Инженерные Войска России

 

ИЗОНОВ Виктор Владимирович — главный научный сотрудник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ, полковник запаса, доктор исторических наук, профессор

(Москва. E-mail: vv8288@yandex.ru).

 

Изучению и объективной оценке всех факторов, влиявших на оборонительное строительство в ходе Первой мировой и Гражданской войн, а также в межвоенный период, посвящена книга доктора исторических наук, профессора В.Н. Малярова*.

Книга состоит из краткого введения, двух глав, послесловия, списка условных сокращений, источников, приложения и содержит обширный материал по истории специальных формирований: от «инженерных рабочих войск» до военно-строительных частей, непосредственных участников оборонительного строительства в России (СССР).

В первой главе рассматриваются мероприятия военного ведомства России по инженерной подготовке театра военных действий (ТВД) накануне Первой мировой войны. К началу войны на границах России в разной степени готовности находились десять сухопутных крепостей: Выборг, Ковно, Гродно, Осовец, Новогеоргиевск, Ивангород, Брест-Литовск, Карс, Михайловская (Батум), Кушка, а также семь приморских: Кронштадт, Свеаборг, Ревель, Очаков, Севастополь, Владивосток, Николаевск-на-Амуре. Создание мощных укрепрайонов в предвоенные годы и огромный размах оборонительного строительства в ходе войны потребовали большого числа подготовленных военных инженеров. Глава содержит материал, раскрывающий характерные особенности подготовки корпуса военных инженеров и осуществление мероприятий по централизации руководства деятельностью оборонительного строительства. В книге показаны многочисленные попытки, к сожалению неудачные, по созданию в ходе Первой мировой войны централизованных органов управления оборонительным строительством, чёткой структуры самих строительных организаций, единого свода прав и обязанностей должностных лиц инженерного ведомства.

 Для ведения оборонительных работ, ремонта грунтовых дорог и поддержания водных путей, а также строительства и эксплуатации железных дорог предназначались рабочие войска, в состав которых наряду с военнослужащими входили вольнонаёмные рабочие, в том числе из числа беженцев, и военнопленные. Структура подразделений рабочих войск не была однородной. Основной единицей, как правило, была «строительная партия», насчитывавшая не менее тысячи человек, состоявшая из четырёх отделов (рот), которые в свою очередь делились на взводы. Кроме партий, были и такие организации, как «артели вольнонаёмных рабочих», «инженерно-строительные дружины», «рабочие инженерные дружины», «рабочие батальоны», «инженерные военно-рабочие батальоны», «военно-инженерные, инженерно-рабочие, строительные, военно-трудовые дружины» и т.п.

К сожалению, автор не даёт определений этих структур и не раскрывает подробно состав этого «пёстрого» инженерно-рабочего войска, объединявшего в своих рядах военнослужащих и гражданских лиц различных вероисповедания и национальностей. В книге подробно рассматривается опыт мобилизации и привлечения к работам по оборонительному строительству народов Туркестана и Степного края.

Особый колорит сопричастности читателя монографии с описываемыми событиями придаёт то, что автор, привлекая архивный материал, показывает сам процесс производства оборонительных работ, выполнявшихся этими различными строительными организациями.

Опираясь на архивные документы, воспоминания непосредственных участников тех событий, В.Н. Маляров рассматривает, как после Октябрьской революции военно-инженерный корпус оказался втянутым в водоворот Гражданской войны в России. При этом противоборствующие стороны в той или иной степени использовали опыт организации рабочих войск. Однако наиболее чёткую их организационную систему удалось создать лишь в Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА).

Во второй главе освещается опыт создания в Советской России и затем Советском Союзе военно-строительных органов (ВСО), которые были признаны весьма важным компонентом повышения оборонной мощи государства. В ходе проведения военной реформы 1924—1925 гг. военно-строительные органы были выделены из состава Главного военно-инженерного управления в самостоятельную систему. Если в центре руководство капитальным строительством в интересах обороноспособности страны было возложено на Военно-строительное управление (ВСУ) РККА, то в округах и флотах – на строительно-квартирные отделы.

Одновременно с созданием и совершенствованием управленческого аппарата ВСО шло формирование перспективных планов оборонительных работ в СССР, исходя из анализа внешнеполитической обстановки руководством страны, в первую очередь на тех направлениях, откуда агрессия была наиболее вероятной.

В книге наглядно показан процесс инженерного строительства на западных рубежах СССР накануне Великой Отечественной войны. Так, из 4642 фортификационных сооружений по всем рубежам СССР 4464 железобетонных артиллерийских и пулемётных дота предстояло возвести в Прибалтийском, Западном, Киевском особых, Ленинградском и Одесском военных округах. К сожалению, план по строительству 1940—1941 гг. к началу войны был выполнен примерно на треть, по вооружению — менее чем на одну пятую, а по внутреннему оборудованию — только на одну десятую.

В книге отмечается, что наряду с долговременными сооружениями в приграничной полосе предусматривались укрепления и для полевых войск. Накануне войны в приграничных округах началось возведение войсковых и тыловых рубежей обороны силами штатных инженерных и военно-строительных частей с привлечением гражданского населения. Предполагалось и строительство второго государственного рубежа обороны по линии Нарва, Сольцы, Порхов, Великие Луки, Валдай, Гомель, Конотоп. Третий государственный рубеж обороны планировалось оборудовать по линии Осташков, Сычёвка, Ельня, Почеп, Рославль, Трубчевск. К сожалению, и автор обращает на это внимание читателей, завершить весь комплекс мероприятий по военно-инженерной подготовке западной приграничной полосы накануне Великой Отечественной войны к моменту вторжения агрессора не удалось.

В своей монографии автор опирается на обширную базу ранее опубликованных материалов по истории Первой мировой и Гражданской войн, а также межвоенного периода, кроме этого, введены в научный оборот ранее не известные архивные документы.

В.Н. Маляров достаточно объёмно отразил работу органов государственного и военного управления по организации оборонительного строительства в период между мировыми войнами. Вместе с тем недостаточно исследован этот процесс в дореволюционной России, в том числе подготовка корпуса военных инженеров в предвоенный период и в ходе Первой мировой войны. Почему-то автор здесь ограничился только отрывочными и не всегда проверенными сведениями. Трудно объяснить и то, почему подготовка военно-инженерных кадров в межвоенный период осталась за рамками проведённого исследования.

Книга, являющаяся научным изданием, предназначена для специалистов, курсантов и слушателей Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва, но будет интересна и широкому кругу читателей, увлекающихся военной историей Отечества.

* Маляров В.Н. Инженерные рабочие войска России и Советского Союза (август 1914 — июнь 1941 гг.). СПб., 2014. 294 с.