«И крепости отважным покоряются…»

Воздушный ас дважды Герой Советского Союза генерал-майор авиации Талгат Бегельдинов.

 К 100-летию со дня рождения прославленного летчика.

5 августа 2022 года Талгату Якубековичу Бегельдинову исполнилось бы 100 лет. Он родился в ауле Майбалык Кургальджинского района Акмолинской области.

Как военному журналисту, мне в жизни очень повезло, что в свое время удалось встретиться с прославленными летчиками–асами, такими как трижды Герой Советского Союза, маршал авиации Иван Кожедуб, который в сражениях Великой Отечественной войны сбил 62 вражеских самолета, и дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации Талгат Бегельдинов, на счету которого было 305 боевых вылетов на штурмовку фашистских войск. Именно о таких людях говорит народная поговорка: «И крепости отважными покоряются…».

Рожденный летать

Первая встреча с Талгатом Якубековичем состоялась в аэропорту города Алматы, он тогда готовился вылететь в Москву на встречу с однополчанами. Небольшого роста, кряжистый, скромный, рассудительный, с сединой на висках ветеран с теплотой вспоминал о боевом пути, о друзьях-товарищах. Он был удивительно выдержан, прежде чем сказать слово, как бы выверял его.

– В нас, фронтовиках, – говорил Бегельдинов, – крепко сидит все прошлое, связанное с молодостью, войной и послевоенным устройством страны и, конечно же, с авиацией.

Как мне помнится, в те годы в бывшем Советском Союзе был лозунг: «Молодежь – на самолет!». Мальчишки и девчонки грезили небом, рвались попасть в авиацию. Разумеется, и у меня с детства было такое страстное желание. Мы помнили полет легендарного экипажа Валерия Чкалова, который совершил перелет через Северный полюс в Америку. Теперь этого отважного пилота знал весь мир! Когда видел пилотов, одетых в кожаные куртки, с очками на лбу, невольно хотелось стать воздушным бойцом. Они казались необыкновенными людьми. Позже, обучаясь в аэроклубе, затем в военной авиационной школе пилотов, хотелось только летать.       По молодости лет энергии хватало на многое, казалось, мог бы горы свернуть. Времени было в обрез, каждую минуту берег, старался выполнять все наставления, а инструкторы без устали разъясняли тот или иной элемент полета, если требовалось – снова объясняли и вновь показывали. И нашей задачей постоянно оставалось одно – освоить боевую технику, тщательно подготовиться к боевым действиям.

– Если откровенно, – продолжал ветеран, – поначалу у меня было желание стать моряком, но в приемной комиссии отказали, ростом, мол, не подходишь. Что и говорить, из-за небольшого роста меня не хотели принимать и в авиацию, но тут я проявил настойчивость, сумел доказать, что готов стать военным летчиком…

Особый след в жизни Бегельдинова оставила война.

– До сих пор стоит перед глазами первый сбитый мною фашистский истребитель «Мессершмитт Bf.109», – говорил мой собеседник. – Мне, тогда еще молодому сержанту, не верилось, что вступил в схватку с матерым, как говорится, волком, у которого за спиной 108 уничтоженных самолетов. Немец в звании майора, где только не летал, пиратствовал в Бельгии и во Франции, на Балканах. Кстати, майор не мог поверить, что сбил его простой сержант, без особого опыта. Об этом стало известно от нашего командира авиадивизии, Героя Советского Союза полковника Николая Каманина. Для Каманина данный факт был тоже нестандартным, он подчеркнул: «Это первый в истории моей дивизии бой штурмовика с истребителем с таким отрадным исходом».

Сражений было немало, к каждому из них готовились тщательно. Мы с постоянно убеждались в том, что если умело используешь боевую технику, то можно достичь хороших результатов. Так, в сентябре 1943 года в воздушных боях за Днепр нами под прикрытием группы истребителей будущего дважды Героя Советского Союза Сергея Луганского были уничтожены 6 из 13 бомбардировщиков противника, после чего мой штурмовик обрушился на наземную боевую технику врага. На шоссе сплошной вереницей двигались танки, автомашины, бензоцистерны с горючим, бронетранспортеры с пехотой. Результаты нашего удара были впечатляющи. Аэрофотосъемочные аппараты точно засняли данную операцию.

Безусловно, рассказывал Талгат Якубекович, бой есть бой, не бывает без потерь. Он помнит и сражения за Харьков, когда был сбит фашистом.

– Возвращаясь с боевого задания, – вспоминал ветеран, – наши пилоты встретились с группой фашистских бомбардировщиков в сопровождении истребителей. «Мессершмиттов» было девятнадцать. Мне на первых порах удалось удачно ускользнуть, выскочить вперед. Но вскоре почувствовал что-то неладное со своим самолетом. Как назло, тут же появились два «мессершмитта». Бороться с ними на неисправной машине было невозможно, стал маневрировать. Но истребители взяли меня в тиски и начали расстреливать машину. Вскоре задымил мотор. Вместе со своим стрелком Яковенко успели выпрыгнуть из падающей машины и оказались в тылу врага. Лишь через 15 дней, после мучительных испытаний и невзгод, сумел перейти линию фронта. Настроение было скверное, так как потерял своего стрелка Яковенко. Вернувшись в свой полк, продолжил боевые полеты.

«Об этом, товарищ, не вспомнить нельзя…»

Как поется в известной песне: «Об этом, товарищ, не вспомнить нельзя, В одной эскадрилье служили друзья…». По мнению Бегельдинова, «кто в авиации не служил, тот лиха не хлебал». Справедливость этого утверждения, он, молодой летчик, ощутил на себе, встретившись со своими первыми наставниками – командиром эскадрильи, Героем Советского Союза Степаном Пошивальниковым, его заместителем Михаилом Одинцовым – впоследствии дважды Героем Советского Союза.

– Я до сих пор благодарен, – вспоминал фронтовик, – что они многого требовали по службе от меня, в то же время учили, оберегали в бою. Действительно, являясь настоящими корифеями своего дела, они не жалели летчиков, доводили их до требуемых «кондиций». До сих пор помню их слова: «Не тянешь – уходи, слабаки в авиации не нужны. Понапрасну быть мишенью для врага не надо». Они меня водили в бой. У нас не было случая, чтобы не выполнили задание, которое нам давали. Мы умели в любых условиях бороться до последнего. Каждый боевой вылет был настоящим уроком. Помнится такой случай. Однажды, возвращаясь с очередного задания, еще не перелетев на территорию врага, вдруг слышу крик в шлемофоне: «Командир, “мессершмитт” на хвосте!». Смотрю, действительно “на хвосте” висит вражеский истребитель. Маневрирую, “мессер” не отстает и не стреляет. Чувствую, что за штурвалом – опытный ас. Меня задело за живое. Ну, думаю, держись, гад, сейчас прикончу. Не успел, как говорится, глазом моргнуть, опять слышу тот же голос боевого товарища: “Командир, истребитель улетел восвояси!”». Доложив командованию о выполнении боевого задания, иду вдоль кромки аэродрома и вижу как тот знакомый «мессер» садится на нашу посадочную полосу. Разумеется, переволновался. Потом понял, что это был вовсе не «мессершмитт», а истребитель американского производства, за штурвалом которого сидел гроза фашистов, легендарный Александр Покрышкин, выполнивший в годы войны 600 боевых вылетов, сбивший 59 самолетов противника, ставший впоследствии трижды Героем Советского Союза, маршалом авиации. Узнав о том, что я летел на самолете под седьмым номером, решил он со мной познакомиться поближе. «Как, тяжело было? Ничего, молодец джигит, испытание выдержал, летное искусство освоил отлично», – с этими словами Покрышкин обнял меня. Да, было приятно, что настоящий ас (в то время он был полковником, командиром дивизии) так оценил мой труд. С тех пор наша фронтовая дружба не прерывалась. В послевоенное время, будучи слушателем Военно-воздушной академии, не раз бывал в гостях у маршала авиации. Несмотря на свое величие и заслуги он всегда оставался скромным, добрым, отзывчивым, любил побалагурить. Своей супруге, шутя, говорил: «Этого парня я когда-то до смерти напугал». Были у меня добрые отношения и с другим прославленным летчиком, трижды Героем Советского Союза, маршалом авиации Иваном Кожедубом и другими. Кого не назови из авиаторов, они всегда оставались простыми, доступными, скромными, несмотря на свои заслуги, звания. Вот сегодняшней молодежи есть на кого равняться, брать пример.

При встрече со знакомым ветераном войны, летчиком-штурмовиком, полковником Байзуллой Акижановым, попросил сказать несколько слов о Талгате Якубековиче. Он очень тепло отозвался о нем:

– Я хорошо знал Талгата Бегельдинова, у нас – родственные профессии, учебу проходили в Оренбургском летном училище, там было три учебного заведения. Я учился в первом, Талгат – в третьем. Там нам, к сожалению, не приходилось общаться, но я о нем узнавал из газет «Сокол», «Красная звезда», «Крылья Родины». А увиделись мы лишь в 1947 году на аэродроме Чкаловском, когда наш полк готовился к воздушному параду в Москве. Близкое знакомство произошло в начале 60-х годов.

Мне, как и Бегельдинову, приходилось участвовать в штурме Берлина – столицы фашистской Германии. Мы оба летали на Ил-2, как его тогда называли, «летающем танке». Однажды, 26 апреля 1945-го, слышу по рации звонкий голос: «Задание выполнили. Возвращаюсь домой». Это был Талгат Бегельдинов.

В день празднования Великой Победы не раз с ним встречались, беседовали, а в день его рождения 5 августа по традиции звонил, всегда поздравлял. Он был уникальным человеком, добрым, внимательным ко всем.

Встречаясь не раз с легендарным героем, понял и то, что сердце Талгата Якубековича было открыто всем людям, словно сердце отца сыну, дочери…

– Мною пройденный путь учит тому, что из жизни надо брать все возможное, на то и дана жизнь, – говорил герой. – Нельзя сидеть, сложа руки, ждать манны небесной, ведь у каждого человека есть навыки к чему-то. Неужели непонятно, что леность укорачивает жизнь. Мое хобби сегодня – говорил фронтовик, пчеловодство, как известно, это здоровье, бодрость духа. Есть любовь к автомашинам. До недавнего времени возглавлял Союз автолюбителей.

Штрихи к портрету

Талгат Якубекович Бегельдинов (на каз. яз. Талғат Жақыпбекұлы Бигелдинов) родился 5 августа 1922 года на земле Сарыарқа, в ауле Майбалық, что в Акмолинской области. Аул находится под сопкой Ақбұлак, где бьет из под камня прекрасная лечебная вода, как говорят казахи: именно то место, где брызнула его кровь из перевязанной пуповины.

Последующие детские и юношеские годы Талгата прошли в городе Пишпек (с 1926 – Фрунзе, ныне – Бишкек). С детства мечтал стать летчиком, уже в 16-летнем возрасте Талгат обучался в аэроклубе в городе Фрунзе. Через год он уже работал летчиком-инструктором в том же клубе. В 1940 году поступил в Балашовскую военную авиационную школу пилотов, учился летать на истребителях, прошел почти полный курс обучения, но его переводят в Оренбург – осваивать свои навыки на бомбардировщиках. Освоил и их, но вместо фронта, вновь учеба, но на этот раз на Ил-2. Несмотря на рапорты Бегельдинова отправить на фронт, просьбы его оставались без удовлетворения. И только потом за настойчивость его направили в действующую армию.

Прибыв на Калининский фронт, молодой летчик боевой путь начал как пилот штурмовика Ил-2 в 800-м штурмовом авиационном полку 296-й авиадивизии. Свой первый боевой вылет сержант Бегельдинов совершил 17 февраля 1943 года. Для большинства летчиков полка это был один из многих боевых вылетов. Но Бегельдинову он показался тогда особенно важным, ответственным. Все в этом полете для него было новым, необыкновенным: и извилистые очертания траншей на передовой позиции, и облачка взрывов зенитных снарядов, и окутанная серой дымкой израненная земля. На протяжении всего полета Талгат внимательно следил за ведущим, в точности повторял его маневры. Но вот самолеты пошли на штурмовку. Спикировал на цель и Бегельдинов. Сброшенные Талгатом бомбы упали точно на бензохранилище. При втором заходе он поджег склад боеприпасов. Когда самолеты вернулись на аэродром, командир полка майор Митрофанов похвалил молодого летчика. И эта похвала еще больше воодушевила Бегельдинова.

У отважного летчика были сражения на Курской дуге, участие его в Корсунь-Шевченковской операции.      К июню 1944 года заместитель командира эскадрильи 144-го гвардейского штурмового авиационного полка гвардии старший лейтенант Бегельдинов совершил уже 155 боевых вылетов на разведку и штурмовку вражеских укреплений, аэродромов, железнодорожных узлов, скоплений войск противника.

За отвагу и боевое мастерство, проявленные при освобождении городов Знаменка, Кировоград, за лично сбитые в воздушных боях 4 вражеских самолета и эффективное содействие наземным войскам при выходе на государственную границу СССР гвардии старшему лейтенанту Бегельдинову Талгату Якубековичу 26 октября 1944 года было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Командир эскадрильи   Бегельдинов принял участие и в битве за Берлин. Пробившись к центру столицы Германии на малой высоте, его группа на Тельтов-канале уничтожила 8 барж с танками, два буксира пустила ко дну. О капитуляции фашисткой Германии командир эскадрильи услышал по радио, находясь в кабине своего самолета.

Второй медали «Золотая Звезда» гвардии капитан Бегельдинов Талгат Якупбекович был удостоен 27 июня 1945 года за умелое руководство эскадрильей и боевые подвиги при штурмовке скопления войск и техники противника в боях за города Краков, Оппельн (ныне Ополе), Катовице, Бреслау (ныне Вроцлав) и Берлин.

За годы войны Бегельдинов совершил 305 боевых вылетов на штурмовку наземных войск противника, проведя в них в общей сложности без малого 500 часов, уничтожил много боевой техники и живой силы, сбил 7 самолетов противника.

Талгат Бегельдинов начинал боевой путь рядовым пилотом, а закончил ее командиром эскадрильи гвардейского авиаполка. Поставил точку в войне отважный воин на Красной площади, по которой прошел как участник легендарного Парада Победы 24 июня 1945 года.

После войны в 1950 году окончил Военно-воздушную академию. Потом служил в штурмовом авиаполку в Украине, руководил штабом в Краснодарской высшей школе штурманов ВВС. По состоянию здоровья Талгат Якубекович Бегельдинов ушел в отставку, но, несмотря на это, его жизнь и в дальнейшем была связана с авиацией: он был заместителем председателя управления Гражданской авиации Казахстана. Получив еще одно высшее образование – на этот раз инженерно-строительное, вносит конкретный вклад в возведение промышленных и социально-культурных объектов Казахстана. В ряде крупных городов в этот период под его руководством было создано около двух десятков взлетно-посадочных сооружений. Он трижды избирался депутатом высшего законодательного органа СССР – Верховного Совета. До ухода из жизни возглавлял Международный фонд, который помогал инвалидам войны. Он вырастил достойных детей. Дети подарили прославленному летчику внуков и правнуков. За самоотверженный труд Бегельдинов удостоился в то время престижной Почетной грамоты Верховного Совета СССР. Его грудь кроме золотых медалей украшали также ордена Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды, Александра Невского и Славы III степени. Отмечен государственными наградами Республики Казахстан – орденами «Отан», «Барыс». Есть и награды иностранных государств, в том числе Крест войска Польского.

Умер герой в ноябре 2014 года, на 93 году жизни. В память о знаменитом пилоте Талгате Бегельдинове установили бюсты в Кокшетау и других городах. В его честь открыта мемориальная Доска на фасаде дома, где он проживал в последние годы. Его имя носит Военный институт Сил воздушной обороны в Актобе. Имя героя с гордостью носят казахстанский космонавт генерал-лейтенант Талгат Мусабаев, многие генералы и известные в Казахстане деятели. О нем сняты фильмы, а документы и фото навсегда остались в экспозиции главного музея Великой Отечественной войны в Москве.

Полковник в отставке

Сапаргали ЖАГИПАРОВ,

военный журналист