Гордость академии.

Аннотация. В статье отдаётся дань памяти начальникам академии, которые в условиях Гражданской войны и иностранной интервенции стояли у истоков высшего военно-технического образования в Красной армии; показаны роль и заслуги первых руководителей вуза в сохранении кузницы кадров связи при проведении экспериментов и реформ.

Summary. The paper pays tribute to the memory of Academy heads who, in conditions of the Civil War and foreign intervention, laid the foundations of higher military technological education in the Red Army; it shows the role and merits of the first leaders of the Academy in preserving the alma mater of communications personnel through a succession of experiments and reforms.

ИШИМОВ Сергей Леонидович — заместитель начальника Военной академии связи имени С.М. Будённого по учебной и научной работе, генерал-майор, кандидат военных наук, доцент

(Санкт-Петербург. E-mail: vas@mil.ru);

БУРДИН Александр Георгиевич — профессор кафедры оперативного искусства, доцент кафедры оперативно-тактической подготовки Военной академии связи имени С.М. Будённого, кандидат военных наук

(Санкт-Петербург. E-mail: vas@mil.ru);

КУКСА Пётр Александрович — доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии связи имени С.М. Будённого

(Санкт-Петербург. E-mail: vas@mil.ru).

 

ГОРДОСТЬ АКАДЕМИИ

Вклад первых начальников Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С.М. Будённого в становление и развитие высшего электротехнического образования Красной армии в 1919—1937 гг.

 

Неотъемлемой частью летописи Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С.М. Будённого, гордостью этого прославленного вуза, стали выдающиеся личности, вышедшие из стен академии, истории их жизни, неутомимой деятельности  и самоотверженного труда учёных, инженеров-исследователей и изобретателей, основателей научных школ, кафедр и лабораторий, пионеров в своей области военного дела.

На столетнем пути академии сформировалась традиция освещать хронику факультетов, кафедр и самого военно-учебного заведения, выделяя управленческое искусство и талант руководителей как одно из важнейших, а подчас определяющих условий развития высшей школы. Особенной с этой точки зрения является позиция начальников академии, которые всегда играли ведущую роль в обеспечении единой направленности многовекторных задач.

Начнём с того, что личность руководителя вуза, как правило, напрямую влияет на систему организации его образовательно-воспитательной деятельности; уровень, качество учебного процесса и его интенсивность; мотивацию компетентностного роста курсантов и слушателей; пути совершенствования методического мастерства научно-педагогического состава; сферу научных исследований, глубину их проработки и порядок внедрения достижений и результатов в войска. Заботясь о высокой квалификации выпускников, начальник академии прогнозирует и обеспечивает наращивание и совершенствование состава профессоров, учебно-материальной среды, руководит повышением статуса учебных и научных коллективов, ориентируя их на решение актуальных задач.

Благодаря труду и достижениям первых руководителей современники вправе гордиться Военной академией связи как одним из старейших и уникальных военно-учебных заведений страны, осуществляющим подготовку специалистов в области телекоммуникаций и автоматизации практически для всех федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации: Министерства обороны, Федеральной службы войск национальной гвардии, Федеральной службы безопасности, Министерства по чрезвычайным ситуациям, Федеральной службы охраны и т.д.

Истоки, само появление вуза тесно связаны с применением электричества в военном деле, с развитием электросвязи в армии, на флоте, в государственных структурах Отечества с середины XIX века, когда усилиями многих поколений учёных мира в основном были сформулированы фундаментальные взгляды на природу электромагнитных явлений. В русской армии систематизированное теоретическое изучение гальванизма и способов применения его в военном деле началось в 1840 году в Особой учебной команде при лейб-гвардии Сапёрном батальоне1.

Приобретя самостоятельность в 1856 году, учебная команда была реформирована в Техническое гальваническое заведение при Гальванической части Военно-инженерного управления, которое имело в своём составе Офицерский гальванический класс, гальваническую учебную роту и технические мастерские2. Здесь под руководством специально созданной в 1859 году комиссии во главе с генерал-майором А.Н. Вансовичем впервые был использован в военном деле телеграф, разработана идея создания военно-телеграфных команд, парков, а также проведены опыты применения в военных целях воздухоплавания3. Вскоре благодаря многочисленным достижениям отечественной электротехники последовали упразднение гальванической части и формирование в 1891 году Электротехнической части Главного инженерного управления с Офицерским электротехническим классом и электротехнической ротой. В 1894 году статус Офицерского электротехнического класса повысился до Военной электротехнической школы (ВЭШ)4 — самостоятельного военно-учебного заведения. Начальником ВЭШ был назначен полковник В.А. Романов5.

Вследствие стремительного внедрения в русской армии телеграфно-телефонной и радиосвязи стало очевидным, что ВЭШ исчерпала возможности в подготовке кадров, и в 1911 году её преобразовали в двухгодичную Офицерскую электротехническую школу (ОЭШ), учебные планы и программы которой содержали законченный цикл военно-инженерной подготовки. В мастерских под руководством начальника ОЭШ полковника Г.В. Бурмана было налажено производство собственных телефонных фонических аппаратов «ОЭШ», средств радиосвязи, пеленгаторов, прожекторных станций6.

Начавшаяся Первая мировая война потребовала ускоренных выпусков специалистов для телеграфных и искровых рот, телефонных команд, пеленгаторных и радиокомпасных станций, минных, прожекторных и других электротехнических частей. Подготовка кадров продолжилась на ускоренных курсах, а специалистов — в Запасном электротехническом батальоне ОЭШ, развёрнутом в 1915 году до 6000 унтер-офицеров и рядовых (до 20 рот и команд).

В августе 1917 года Временное правительство России согласно плану военного времени эвакуировало Ускоренные курсы подготовки офицеров из Петрограда. В полном составе с командным и преподавательским составом, лабораториями, оборудованием и 60 слушателями курсы разместились в Сергиевом Посаде Московской губернии. Основанная в 1337 году Троице-Сергиева лавра вместе с Духовной академией издревле являлась оплотом самодержавия и православия, верой и правдой служила царю. Временное правительство не могло быть поддержано здесь по определению. К тому же прибывшие вдруг по его приказу военные силой выселили ничего не понимавших монахов из монастырских гостиниц и келий, заняли Духовную академию, явно обосновываясь надолго. Большинство старых работников ОЭШ, встретив осуждение, даже сопротивление, под различными предлогами покинули курсы. Остались преданные делу электротехнического образования начальник курсов А.К. Каклюгин, его заместитель В.А. Крейчман, заведующий учебной частью Е.А. Свирский, преподаватели А.А. Петренко и П.К. Попов7.

В Петрограде 27 марта 1918 года Офицерская электротехническая школа открыла Курсы красных командиров инженерных войск, и впервые при советской власти началась массовая подготовка красных командиров-связистов. Но в силу обстоятельств ОЭШ к концу июня также эвакуировалась в Сергиев Посад. Здесь уже действовали 1-е Советские электротехнические курсы по подготовке комсостава РККА и Флота8, созданные из Ускоренных офицерских курсов ОЭШ. Они готовили командиров взводов и военных техников радиотелеграфной, телеграфно-телефонной, электромеханической, минно-водной специальностей. После прибытия ОЭШ курсы сохранили самостоятельность и пользовались всеми её учебно-техническими средствами, имели по многим отделам общих руководителей занятий9. К октябрю 1920 года были произведены 9 выпусков общим числом 343 человека, в т.ч. 174 человека — по 6-месячному курсу обучения10.

20 октября 1919 года Реввоенсовет Республики на основании указаний Совета Рабочей и Крестьянской обороны издал приказ № 1736/362 об организации Управления связи Красной армии. Были сформированы управления связи фронтов и армий, отделы связи дивизий, отделения связи бригад и введены в штат штабов фронтов и армий должности начальников связи. Служба связи стала самостоятельной службой штабов, а войска связи — самостоятельными специальными войсками. Уже 12 ноября были утверждены штат и Положение об Управлении связи Красной армии (УСКА)11. Изменялась сама структура частей связи, и в ряду первоочередных ясно определилась задача создания основ стройной системы подготовки кадров связистов высокой квалификации.

8 ноября 1919 года состоялся приказ РВСР № 1872, согласно которому была объявлена самостоятельной Высшая электротехническая школа командного состава РККА и передана в ведение Главного управления военно-учебных заведений Красной армии12. Впервые был закреплён приоритет вуза в деле подготовки для войск связи кадров с высшим образованием при сохранении аналогичных задач в интересах специальных электротехнических частей инженерных войск. Поэтому дата 8 ноября 1919 года стала официальным днём образования Военной академии связи имени С.М. Будённого. Начальником школы был назначен А.В. Бобинский, первым комиссаром — В.И. Шатагин. В последующем на должность комиссара последовательно назначались Д,М. Данюков и И.А. Золотов, в феврале 1921 года прибыл К.Е. Полищук.

Александру Васильевичу Бобинскому предстояло организовать учебный процесс в соответствии с задачами подготовки красных командиров по двухгодичной программе высшей школы. Для этого он имел достаточный военный и научно-педагогический опыт. Родился Бобинский 24 января 1876 года. Общее образование получил во 2-м Московском кадетском корпусе. Военную службу начал 1 сентября 1894 года. По выпуску в 1899 году из Александровского военного училища был направлен в 165-й пехотный Ковельский полк с прикомандированием к 11-му сапёрному батальону. В августе 1907 года капитан А.В. Бобинский как подготовленный в теоретическом и техническом отношении офицер был рекомендован для преподавания. Назначение на должность заведующего телеграфно-телефонным кабинетом Военной электротехнической школы состоялось 10 июля 1910 года.

Бобинский — участник Первой мировой войны. Автор семи книг по оптическому телеграфу, полевым телеграфным и телефонным линиям. За «отлично-усердную службу» и научные труды 6 мая 1915 года ему было присвоено воинское звание полковник. Служебный путь был также отмечен орденами Св. Станислава 2-й степени (1908), Св. Анны 2-й степени (1911), Св. Владимира 3-й степени (1916)13.

Со 2 октября до 6 декабря 1916 года полковник А.В. Бобинский командовал Запасным электротехническим батальоном и одновременно до сентября 1917 года являлся постоянным членом Инженерного комитета Главного военно-технического управления. Будучи активистом революционных событий февраля и октября 1917 года, он работал в Военно-хозяйственном совете Петрограда. В ноябре 1919 года Александр Васильевич, основываясь на многолетнем опыте и лучших традициях Офицерской электротехнической школы, стал инициатором организации классического высшего электротехнического образования в Красной армии. Преемственность наукоёмких учебных программ и научных школ обеспечили профессоры и преподаватели ОЭШ, ставшие на сторону советской власти, такие как Е.В. Антулаев, В.К. Гайдуков, В.В. Герасимов, К.Н. Короткевич, П.К. Попов, Н.Н. Подпалов, В.П. Хащинский и др. Для чтения лекций на профессорских кафедрах14 руководство школы привлекло видных учёных и опытных инженеров. Так, по электротехнике читал лекции московский профессор И.А. Черданцев15. По курсам математики, сопротивлению материалов, теоретической и аналитической механике, устройству автомобиля — известный петроградский профессор Б.А. Иванов16; по теоретической механике и сопротивлению материалов — профессор Н.Л. Кирпичёв; по курсу телеграфии — профессор А.Г. Львов. Со временем их поддержали коллеги Московского высшего технического училища Л.И. Сиротинский (курс высокого напряжения), Б.М. Ошурков (курс тепловых электростанций), Е.Ф. Комарков (курс электро-материаловедение), Е.А. Чудаков17 (курс двигателей внутреннего сгорания). А.В. Бобинский приспособил типографию бывшей Духовной академии для издания учебников и пособий вышеназванными профессорами. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

___________________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Волькенштейн А.Е. История Лейб-гвардии Сапёрного батальона, 1812—1852. СПб.: Военная типография, 1852. 353 с.

2 Столетие военного министерства, 1802—1902. Главное инженерное управление: исторический очерк. Очерк второй. СПб., 1902.

3 Вансович Афанасий Николаевич в 1834 г. окончил Николаевское инженерное училище. Заведовал Особой гальванической командой в 1840—1846 гг. Воевал на Кавказе, с 1857 г. заведовал гальванической частью Инженерного корпуса. С апреля 1859 г. — генерал-майор, с 20 мая 1868 г. — генерал-лейтенант.

4 Приказ по военному ведомству от 20 июля 1894 г. № 158.

5 Романов Владимир Александрович руководил ВЭШ в 1894—1904 гг. Участник Русско-японской войны 1904—1905 гг. Генерал-майор с 1899 г. См.: Волков С.В. Генералитет Российской Империи: энциклопедический словарь генералов и адмиралов от Петра I до Николая II в 2 т. М.: Центрополиграф, 2009.

6 Бурман Георгий Владимирович — начальник ВЭШ и ОЭШ с августа 1908 по март 1919 г. Генерал-майор с января 1912 г.

7 XX лет Военной электротехнической академии Красной армии имени С.М. Будённого: краткий исторический очерк. Л.: ВЭТА, 1940. С. 26.

8 Приказ Московского управления военно-учебных заведений от 27 марта 1918 г. № 25.

9 Центральный архив Министерства обороны РФ. Ф. 62. Оп. 1. Д. 546. Л. 6.

10 Там же. Ф. 25836. Оп. 1. Д. 5. Л. 29.

11 Приказ РВСР от 12 ноября 1919 г. № 1885/396.

12 История Военной Краснознамённой академии связи имени С.М. Будённого: краткий очерк (1919—1957 гг.). Л.: ВКАС, 1957. С. 14.

13 Список полковникам по старшинству. Составлен по 1 августа 1916 г. Петроград, 1916; Военные приказы по военному ведомству // Разведчик. 1915. № 1291. 4 августа.

14 Приказ РВСР от 26 апреля 1920 г. № 640.

15 Черданцев Иван Александрович — выпускник электротехнического отделения Киевского политехнического института 1906 г. В 1919 г. — профессор в Высшей инженерной школе, а также профессор и заведующий кафедрой электротехники металлургического факультета Московской горной академии.

16 Циклы его лекций в школе называли «Ивановские недели» или «профессорские сессии», т.к. он оставался в школе на неделю и, ломая все расписания, один читал лекции по 5—6 предметам ежедневно 7 часов подряд. С этого времени профессор Б.А. Иванов работал в академии непрерывно в течение 20 лет.

17 Чудаков Евгений Алексеевич — русский и советский учёный и педагог; специалист в области машиноведения; в 1939 г. — действительный член Академии наук СССР.