Глубокий анализ организационного строительства отечественных Военно-воздушных сил в 1910—1931 гг.

Аннотация. В рецензии даётся краткий анализ новой книги по истории организационного строительства отечественных Военно-воздушных сил в период с мая 1910 г. до июня 1931 г.

Summary. The review gives a brief analysis of the new book on the history of infrastructural building of the domestic Air Force during the period from May 1910 to June 1931.

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

 

АВЕРЧЕНКО Сергей Викторович — заместитель главного редактора «Военно-исторического журнала», подполковник запаса, кандидат исторических наук

(Москва. E-mail: mil_hist_magazin@mail.ru).

 

ГЛУБОКИЙ АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ В 1910—1931 гг.

 

В условиях развернувшихся в России в начале XXI века энергичной военной реформы в Вооружённых силах (ВС) и бурных дискуссий как среди специалистов, так и в обществе в целом, о необходимом направлении военного строительства, возникает потребность в исследованиях преобразований в военной области, имевших место в истории России (СССР) в прошлом. В том числе исследователи обращают свои взгляды  на события начала ХХ века. Современный период развития Военно-воздушных сил (Воздушно-космических сил) Российской Федерации по динамичности процессов не уступает аналогичному, имевшему место 100 лет тому назад, что не может не привлечь внимание историков авиации.

Из всех видов ВС и родов войск на острие научно-технического прогресса в течение прошедшего века находились Военно-воздушные силы (ВВС), которые в настоящее время вошли в состав нового вида ВС — Воздушно-космических сил. В начале ХХ века вооружённая борьба с земли и воды перешла в третью сферу — воздух. В настоящее время в вооружённых силах крупных государств идёт процесс стирания границ между воздушными и космическими летательными аппаратами. Поэтому обобщение опыта строительства дореволюционной и советской военной авиации (особенно в методологическом аспекте), создававшейся в течение двадцатилетнего периода с 1910 по 1931 год, семь лет из которого занимали войны (сначала Первая мировая, а затем Гражданская), достаточно актуально. Именно эта тема проходит лейтмотивом через новую монографию С.П. Елисеева*. Необходимо отметить, что книга является обобщающим плодом многолетнего труда автора, так как в ней использованы, проанализированы и обобщены материалы из трёх ранее изданных С.П. Елисеевым книг**.

Как стратегию развития ВВС автор рассматривал систему стратегических приоритетов, целей, задач и практических мер, определявших на конкретные исторические моменты или долгосрочную перспективу необходимое состояние военной авиации России (СССР). В некоторых аспектах своего исследования автор рассматривает стратегию развития ВВС как долгосрочное качественное определённое направление развития военной авиации, касающееся сферы, средств и формы её деятельности, системы взаимоотношений внутри ВВС в целом, а также места ВВС в общей системе Вооружённых сил.

Хронологически начало исторического исследования обусловлено тем, что в мае 1910 года в Российской империи появилось первое (учебное) подразделение военной авиации. Далее автор излагает свою точку зрения на то, почему 12 августа 1912 года является днём рождения отечественных ВВС. С этой даты в системе отечественных Вооружённых сил под управлением Генерального штаба начинает свою деятельность Авиационная служба, для которой новым Уставом Русской императорской армии (изд. 1912 г.) были определены конкретные задачи: ведение воздушной разведки и осуществление оперативной связи.

Первая глава монографии посвящена историографии и источниковой базе исследования. Затем в каждой из четырёх глав последовательно рассмотрены три этапа эволюции стратегии организационного строительства ВВС: первый — дореволюционного Военного воздушного флота Российской империи, второй — Рабоче-крестьянского Красного военного воздушного флота во время Гражданской войны, третий — Красного воздушного флота Советской России (с апреля 1924 г. — Военных воздушных сил Рабоче-крестьянской Красной армии).

Используя в исследовании аналитический метод в сочетании с системным подходом, автор рассматривает отечественные ВВС как совокупность четырёх подсистем: 1) система управления; 2) действующая (строевая) авиация; 3) авиационно-техническое и тыловое обеспечение и 4) подготовка авиационных кадров (2—5 главы монографии соответственно). Именно стратегия развития каждой из подсистем отечественной военной авиации рассмотрена в каждой из четырёх основных глав. Автор постарался выявить и описать, как в рассматриваемые им периоды в нашей стране разрабатывалось и реализовывалось на практике организационное строительство ВВС, подробно проанализировав это развитие в каждой подсистеме в отдельности.

В заключении подведены итоги исследования, изложены его основные результаты, сформулированы уроки и приведены практические рекомендации по организационному строительству современных ВВС (ВКС).

Монография подготовлена на основе документов и материалов, собранных в пяти отечественных государственных архивах. В основном ссылки даются на Российский государственный военно-исторический архив и Российский государственный военный архив.

Монография изобилует иллюстративным материалом: в ней приведены 59 таблиц и 89 рисунков в цветном оформлении. Большим подспорьем читателям станут многочисленные (42) приложения, которые занимают около четверти всего объёма книги. Здесь приведены выписки из официальных документов, копии некоторых статей из советской периодики 1920-х годов, схемы организации ВВС, различные рапорты и доклады, позволяющие лучше проникнуться материалом и понять его.

Монография, несомненно, будет полезна и интересна исследователям истории отечественной авиации, руководителям отечественных ВВС высшего и среднего звена, преподавателям, слушателям и курсантам военных авиационных вузов, а также всем читателям, интересующимся историей отечественных ВВС.

 

* Елисеев С.П. Стратегия организационного строительства отечественных Военно-воздушных сил (1910—1931 гг.). М.: Издательский дом Академии имени Н.Е. Жуковского, 2015. 468 с.

** Елисеев С.П. Организационное строительство военной авиации России (1910—1917 гг.). М.: ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, 2008. 184 с.; он же. Организационное строительство советских Военно-воздушных сил (1917—1920 гг.). М.: ВУНЦ ВВС «ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», 2011. 240 с.; он же. Организационное строительство советских Военно-воздушных сил (1921—1931 гг.)». М.: ВУНЦ ВВС «ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», 2012. 450 с.