Двуглавые орлы в геральдике правительства адмирала А.В. Колчака

Аннотация. В статье на основе нумизматических знаков 1919 г. анализируются история и семантико-стилистические особенности двуглавых орлов в геральдике правительства адмирала А.В. Колчака.

Summary. On the basis of 1919 numismatic signs the article analyzes the history and semantic-stylistic features of double-headed eagles within the heraldry of Admiral A.V. Kolchak’s government.

ТОЧКИ ЗРЕНИЯ, СУЖДЕНИЯ, ВЕРСИИ

 

РАЖНЁВ Геннадий Владимирович — доцент Военной академии войсковой ПВО ВС РФ имени Маршала Советского Союза А.М. Василевского, полковник в отставке, кандидат философских наук, доцент

(г. Смоленск. E-mail: gena77741@rambler.ru)

РАНЧУГОВА Наталья Геннадьевна — аспирант Смоленского гуманитарного университета

(г. Смоленск. E-mail: natalya_ranchugova@mail.ru)

 

ДВУГЛАВЫЕ ОРЛЫ В ГЕРАЛЬДИКЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА АДМИРАЛА А.В. КОЛЧАКА

 

Став 18 ноября 1918 года «Верховным правителем Российского государства», адмирал А.В. Колчак, полагая, что это положение сохранится всерьёз и надолго, принял меры к созданию новой государственной символики. В феврале 1919 года Общество художников и любителей искусств Степного края, находившееся в Омске, по указанию А.В. Колчака организовало конкурс на составление проекта нового герба России, который, сохраняя изображение двуглавого орла, должен был быть скомпонован в более художественных формах в основах древнерусского стиля и соответствовать современному пониманию декоративности. «Вместо святых эмблем царской эпохи (короны, скипетра и державы), — говорилось в условиях конкурса, — герб должен быть украшен эмблемами, характерными для новой возрождающейся государственности»1. На конкурс, жюри которого возглавил всесторонне образованный искусствовед, знаток русской средневековой и восточной культур профессор Б.П. Денике, были представлены 97 проектов. В апреле на весенней художественной выставке с ними могла ознакомиться омская общественность. Одним из главных претендентов на победу считался вариант государственного герба, созданный Г.А. Ильиным, талантливым казанским художником из аристократической семьи, земли и имущество которой недавно конфисковали большевики. Двуглавый орёл Ильина в отличие от орла в гербе Российской империи имел более светлую окраску и три ряда перьев, при этом перья в среднем ряду получили ярко выраженную мечеобразную форму, что придавало орлу особую графическую выразительность и орнаментальность в русском стиле. Хвост Ильин сделал ещё более декоративным. В левой лапе орла осталась держава — символ единства и целостности государства, что олицетворяло стремление правительства Колчака к созданию единой России. На груди осталась цепь ордена Андрея Первозванного как символ преемственности традиций и дань уважения апостолу — покровителю России. Корону художник заменил сияющим крестом — символом христианства и четырёх христианских добродетелей: веры, надежды, любви и терпения, а скипетр — мечом, что говорило о правосудии и необходимости вооружённой борьбы за высшую справедливость. Герб венчала девизная лента с надписью: «Симъ победиши». Так как эти слова в христианской традиции олицетворяли не только веру в Христа, но и идею военной победы, то, судя по всему, «верховный правитель» хотел подчеркнуть, что залог победы над большевизмом — в сохранении духовных ценностей русского народа. Таким образом, большевистскому режиму, провозгласившему антирелигиозную политику, был противопоставлен крест как символ христианства и духовной победы.

Хотя герб, разработанный Ильиным, тогда не утвердили, ибо это предполагалось сделать по окончании Гражданской войны на сессии Национального собрания, он был помещён на выпущенных правительством Колчака денежных купюрах достоинством 3, 5 и 300 рублей.

Денежная реформа, по мнению правительства Колчака, должна была выполнить не только финансово-экономическую, но и политическую, идеологическую и пропагандистскую функции, поэтому к виду и форме новых денежных знаков «верховный правитель» предъявлял особые требования. Больше других его удовлетворил проект, представленный уроженцем г. Шадринска Иваном Дмитриевичем Шадром2 (1887—1941), талантливым и уже известным скульптором, находившимся в Омске.

Адмирал А.В. Колчак (сидит второй слева) в штабе Сибирской армии Фотограф неизвестен Екатеринбург, начало 1919 г. ГА РФ
Адмирал А.В. Колчак (сидит второй слева) в штабе Сибирской армии
Фотограф неизвестен. Екатеринбург, начало 1919 г. ГА РФ

Об И.Д. Шадре, который вскоре станет выдающимся советским художником-скульптором, следует сказать особо. Его знаменитый скульптурный шедевр «Булыжник — оружие пролетариата» заслуженно считается одной из вершин советского искусства. В 1920-е годы он работал главным художником 2-й Московской фабрики Гознака при Наркомате финансов и отвечал за оформление всей денежной продукции страны. Шадру принадлежит авторство советских купюр с изображениями рабочего и красноармейца, а также многих почтовых марок. Рисунок скульптуры Шадра «Сеятель» помимо первой монеты РСФСР — золотого червонца 1923 года был размещён на купюре достоинством в три червонца выпуска 1924 года и на облигациях государственных выигрышных займов 1924, 1925 и 1927 гг.

Любопытный факт: в 1925 году на Ленинградском монетном дворе отчеканили несколько пробных червонцев-«сеятелей» в меди. Сейчас медный червонец — исключительно редкая и дорогая монета. На аукционе «Коллекционные русские монеты и медали», состоявшемся 12 апреля 2008 года в Москве, данный медный червонец из коллекции ленинградского коллекционера медалей и монет академика Б.Е. Быховского (1908—1974) был продан за 5 млн рублей (при стартовой цене 1,9 млн руб.).

Долгие годы информация о том, что И.Д. Шадр, находясь в Омске, принимал участие в оформлении колчаковских денежных знаков, замалчивалась. Однако этому имеются документальные подтверждения. Так, в «Дальневосточном обозрении» от 22 мая 1919 года сообщалось: «Министерством финансов поднят вопрос о выпуске бумажных денежных знаков нового образца. Этим деньгам будет присвоено название кредитных билетов “Возрождения России”. Разработка рисунка для новых денег поручена художнику-скульптору И. Шадру»3.

Более того, во многих исторических работах либо отрицался сам факт пребывания художника в Омске в рассматриваемый период4, либо его биография преднамеренно искажалась. Например, О.П. Воронова писала: «Убедившись, что из Шадринска уехать в Москву невозможно, Шадр с Политпросветом пятой армии едет в Сибирь, в Омск… В Омске начинают осуществлять план «монументальной пропаганды», и Шадр получает первые заказы на исполнение «памятников Российской социалистической революции»5. Оставим эту информацию на совести автора, напомним лишь, что 27-я стрелковая дивизия 5-й армии, которой командовал тогда М.Н. Тухачевский, вошла в Омск 14 ноября 1919 года, когда художник уже находился в Омске, ибо, как установила И.Г. Девятьярова, он ещё в январе и феврале прочитал в городе две лекции об искусстве, одну из которых — членам литературно-художественного кружка6. Несколько позже, в мае, И.Д. Шадр по заказу руководства Сибирского кадетского корпуса разрабатывал проект памятника погибшему год назад генералу от инфантерии Л.Г. Корнилову, лучшему воспитаннику корпуса. Так что с Политпросветом 5-й армии И.Д. Шадр встретился, судя по всему, уже находясь в Омске.

К сожалению, авторских эскизов Г.А. Ильина, И.Д. Шадра и других художников, работавших по заказу Колчака над проектами нового государственного герба России, сегодня не найти. А вот пробные денежные знаки той поры у нескольких коллекционеров сохранились, в частности, купюра в 1000 рублей, отпечатанная по рисункам И.Д. Шадра.

В советское время в журнале «Наука и жизнь» её анализировал один из коллекционеров, доктор технических наук Лазарь Давыдович Розенберг (1908—1968). Он писал: «Я счастливый обладатель, по-видимому, уникального пробного оттиска тысячерублёвого “государственного казначейского знака” — Колчак не успел выпустить даже пробную серию этих денег. На лицевой его стороне изображён “спроектированный” по заказу Колчака новый герб, составленный из элементов герба дома Романовых. Находившаяся на груди орла фигура всадника, копьём попирающего змея, — старинный герб московских князей — “выведена” за пределы орла, снята со щита и перенесена на самый верх. В центре — двуглавый орёл, озарённый лучами, исходящими от парящего в облаках “всевидящего ока”. В лапах орла регалии — меч и сердце с крестом. На груди орла, там, где раньше был герб Москвы, помещён герб Сибири… На крыльях орла изображены гербы городов, которые Колчак считал своей опорой: Оренбурга, Уфы, Челябинска, Омска, Екатеринбурга и Перми. Орёл окружён венком из гербов остальных областей и губерний России — их Колчак предполагал покорить в ближайшем будущем. Как видите, с художественной точки зрения рисунок этот не выдерживает никакой критики. Да и эмблематика его не всегда ясна. Почему, например, фигура всадника окружена фруктами — яблоками, грушами, виноградом?»7.

Явную тенденциозность Л.Д. Розенберга отметил А.Я. Коняев. Раскрывая историографию бонистики, в частности её советского периода, он отметил: «Чистой попыткой поставить историю денег на службу идеологии можно считать исследование Л. Розенберга “Историю рассказывают деньги”: с нескрываемым негативом и пренебрежением автор пишет о дензнаках, выпускавшихся противниками советской власти, и с апологетикой — о становлении советского денежного обращения»8.

К сожалению, Л.Д. Розенберг не одинок. Так, доктор исторических наук М.В. Ходяков пишет о той же купюре следующее: «На лицевой стороне 1000-рублёвой купюры изображался герб, составленный из элементов герба дома Романовых. Святой Георгий Победоносец, попирающий копьём змея, был “снят со щита” и перекочевал с груди орла в верхнюю часть купюры. В центре билета располагался двуглавый орёл, озарённый лучами, исходящими от парящего в облаках “всевидящего ока”. В лапах орла регалии — меч и сердце с крестом. На груди орла (там, где раньше был герб Москвы) теперь помещался герб Сибири. На крыльях орла изображались гербы шести городов, которые Колчак в тот момент времени считал своей опорой: Оренбурга, Уфы, Челябинска, Омска, Екатеринбурга и Перми. Орла окружал венок из 26 гербов областей и губерний России, которые предполагалось покорить в ближайшем будущем. Эмблематика новых денежных знаков Колчака не была продумана до конца, а сами купюры остались незавершёнными. Выпустить новые кредитные билеты Омское правительство не успело»9.

Что не успело, это верно, а вот с описательной частью исследования герба хотелось бы поспорить. Прежде всего отметим, что на 1000-рублёвой купюре «верховного правителя» изображён герб, составленный не из элементов герба дома Романовых, а из элементов рисунка Государственной печати конца XVII века. Далее: Георгий Победоносец не попирает (это уже настоящий курьёз: попирает конь), а поражает, причём не змея, а змия. Именно с таким словом бытует название древнерусской иконы и одноимённой древнерусской повести — «Чудо Георгия о змие». С этим словом, заметим, помещено описание герба Москвы в известном каждому историку альбоме П.П. фон-Винклера10. Но дело даже не в этом пресмыкающемся: Святой Георгий поражает здесь вовсе не его, а волка! К тому же Георгий Победоносец изображён в древнерусской шапке, поэтому корректнее называть его всадником, поражающим копьём попранного конём волка. И последнее: в словосочетании «Всевидящее Око» оба слова пишутся заглавными, прописными буквами.

Выполняя рекомендации правительства Колчака, И.Д. Шадр решил взять за основу рисунок русской государственной печати из «Дневника путешествия в Московию» австрийского дипломата И.Г. Корба, который, надо полагать, он видел в популярном в те годы альбоме П.П. фон-Винклера. Нам представляется, художнику удалось вложить в двуглавого орла глубокий идеологический смысл, насыщенный военной семантикой. Отметим, что И.Д. Шадр, работая над эскизами орла, отказался как от монархических символов, так и от орла Временного правительства, который был без корон, скипетра и державы. Художнику удалось совместить, казалось бы, несовместимое: военное могущество и христианские идеи.

Рассмотрим всё по порядку. И.Д. Шадр видоизменил орла в сторону усиления военной мощи, пластичности и динамичности: он заметно утолстил лапы и шею птицы, увеличил её головы, шире раскрыл клювы, изобразил густой хвост. Орёл стал выглядеть более воинственным и мощным. В правую лапу орла вложен пламенеющий меч, а в левую — сердце, в центре которого изображён крест. Пламенеющий меч (в христианстве его называют мечом архангела Михаила) символизировал не только борьбу со злом, но и духовную борьбу за христианские идеи и справедливость, а сердце с крестом — верность и истинное усердие к Божьему закону. Такой двуглавый орёл, по мнению художника и заказчика, олицетворял связь поколений, напоминая афористичное обращение императора Александра I ко всем россиянам из «Высочайшего манифеста о вторжении Наполеона» от 6(18) июля 1812 года: «Соединитесь все: со крестом в сердце и с оружием в руках никакие силы человеческие вас не одолеют»11.

Над орлом изображено парящее в облаках Всевидящее Око, озаряющее своими лучами орла. Всевидящее Око — популярная фигура, символизирующая Всевидящего Бога, его присутствие, а в данном случае — и благосклонное отношение к деяниям двуглавого орла.

В российской военной семантике Всевидящее Око всегда играло заметную роль. Достаточно напомнить, что оно изображалось на ряде военных наград, например, на медалях «В память Отечественной войны 1812 года», «За взятие Парижа 19 марта 1814 года», «За защиту Севастополя», «В память русско-японской войны» и др.

Вокруг орла, на кайме по часовой стрелке помещены следующие гербы: московский, ферганский, дагестанский, якутский, приморский, кубанский, шадринский, казанский, нижегородский, астраханский, донской, амурский, акмолинский, тургайский, карский, архангельский, сырдарьинский, киевский, тифлисский, нахичеваньский, нерчинский, ялтинский, терской, уральский, закаспийский и петербургский. Половина из перечисленных губерний, областей и городов уже находилась к тому времени под властью Колчака, остальные он предполагал покорить в скором будущем.

На самом верху купюры изображён всадник (Колчак и его армия), поражающий копьём попранного конём волка (большевиков), который считался символом зла, жестокости, кровожадности и коварства. Фигура всадника окружена орнаментом из лозы и гроздей винограда, что придаёт композиции не только яркую декоративность, но и глубокую христианскую семантику. Вспомним известную притчу о виноградной лозе, рассказанную самим Христом: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь»12. Граф С.С. Уваров (1786—1855), автор формулы «православие, самодержавие, народность», утверждал, что «эти слова Спасителя положили основание символизму виноградной лозы»13. Вот почему виноградная лоза с гроздьями ягод широко применяется как орнаментальный мотив в искусстве, и И.Д. Шадр весьма удачно использовал его в данной купюре.

Таким образом, двуглавые орлы, выполненные талантливыми русскими художниками Г.А. Ильиным и И.Д. Шадром по заказу адмирала А.В. Колчака, должны были символизировать собой новые политические и нравственные идеалы, которые якобы хотел утвердить в России её «верховный правитель». И не их вина, что эти надуманные идеалы оказались несовместимы с реальностью.

 

_____________________

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1 Правительственный вестник. 1919. 26 февраля.

2 Настоящая фамилия Иванов.

3 Шиканова И.С. Денежная реформа Колчака // Нумизматика, бонистика, фалеристика. Нумизматический сборник, Ч. ХI. М., 1992. С. 154.

4 Парамонов О.Г. Сибирские деньги // Родина. 2000. № 6. С. 42.

5 Воронова О.П. Шадр. М.: Молодая гвардия, 1969. С. 56, 57.

6 Девятьярова И.Г. Художники в стане Колчака // Антикварное обозрение. 2010. № 1. С. 32.

7 Розенберг Л.Д. Историю рассказывают деньги // Наука и жизнь. 1964. № 4. С. 97.

8 Коняев А.Е. Бумажное лицо Империи. Царские денежные знаки на переломе Российской истории начала XX века. Научные очерки. Ярославль: «Ремдер», 2007. С. 5.

9 Ходяков М.В. Деньги революции и Гражданской войны: денежное обращение в России 1917—1920 гг. СПб.: Питер, 2009. С. 153, 154.

10 Винклер П.П. фон. Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской Империи, внесенные в Полное Собрание законов с 1649 по 1900 год. СПб., 1900. (Репринтное воспроизв.: М., 1990. С. 96).

11 Война 1812 года. Высочайший манифест Александра I. См.: Интернет-ресурс: http://historydoc.edu.ru.

12 Евангелие от Иоанна, 15:1 // Библия. М.: Издание Московской патриархии, 1992. С. 15.

13 Уваров А.С. Христианская символика. Ч. I. М.: Типография Г. Лисснера и Д. Собко, 1908. С. 172.