Двойной огненный таран.

Аннотация. Статья посвящена ранее не известному подвигу двух лётчиков-истребителей, которые в августе 1941 года совершили на Южном фронте двойной огненный таран механизированной колонны противника.

Summary. The article is devoted previously unknown feat of two fighter pilots, who in August 1941 made on the Southern Front double fire ram against the enemy’s mechanized column.

Игнатенко Леонид Александрович — краевед

(г. Никополь, Украина. E-mail: ignatenko1949@mail.ru).

 

Двойной огненный таран

Подвиг лётчиков-истребителей в августе 1941 года

 

Огненный таран — поражение подбитым, пылающим самолётом наземного объекта. Этот боевой приём выполняется, как правило, ценой жизни лётчика. Это была последняя возможность нанести максимальный ущерб врагу на повреждённом, но сохранившем управление самолёте. Известно немало таких случаев самопожертвования советских авиаторов во время Великой Отечественной войны. Но о подвиге двух из них, младшего лейтенанта А.П. Карпова1 и старшего лейтенанта Ф.В. Большакова2 из 298-го истребительного авиационного полка (иап)3, которые сознательно с интервалом в несколько секунд направили свои подбитые, объятые пламенем И-16 в немецкую колонну с живой силой и техникой, широким кругам общественности ничего не было известно. Автор, обстоятельно изучая по архивным документам и различным публикациям подробности фронтового эпизода, провёл кропотливую исследовательскую работу. Она и стала основой подготовленной специально для нашего журнала статьи.

298-й иап, как и ряд других авиационных частей, был сформирован по приказу Ставки на Южном фронте (в Вознесенске, под Николаевом) уже в ходе боевых действий. Командный состав состоял из небольшой группы кадровых лётчиков Военно-воздушных сил (ВВС), а основная часть лётного состава была укомплектована выпускниками Качинской военной авиационной школы 1941 года. К началу июля полк под командованием майора А.П. Прудникова4 был полностью сформирован и начал учебно-боевые полёты.

С 19 июля лётчикам полка ставились боевые задачи по прикрытию с воздуха городов Вознесенск, Запорожье, Днепропетровск, а также штаба ВВС Южного фронта, который дислоцировался в Николаеве. Опытные командиры звеньев и эскадрилий вступили в воздушные бои с противником, прикрывая с воздуха железнодорожный мост через реку Южный Буг, который немцы старались разрушить. Молодёжь хоть и стремилась в воздушные схватки, но её боевой пыл командиры осаждали и продолжали обучать на земле и в воздухе тому, что необходимо на войне. Боевой счёт уничтоженным немецким самолётам открыли в этот период майор Ф.М. Булгаков (31 июля 1941 г., Ю-88), младший лейтенант А.П. Карпов (1 августа 1941 г., Ю-87; 5 августа 1941 г., Ме-109), старший лейтенант А.А. Чайка (5 августа 1941 г., Хе-126), лейтенант Л.П. Шорохов (5 августа 1941 г., Ме-109).

5 августа 1941 года полк понёс первые тяжёлые потери: во время вражеского налёта на аэродром был сбит в воздушном бою самолёт лейтенанта Л.П. Шорохова, а майор Ф.М. Булгаков погиб при взлёте с полевого аэродрома Мартыновский близ Вознесенска из-за отказа двигателя.

Вот в такой обстановке лётчики сформированного 298 иап, летавшие на лёгких манёвренных истребителях И-16, вступили в бой. Им ставили задачи вести борьбу не только с воздушным, но и с наземным противником — уничтожать его живую силу и технику. Эффективность штурмовых действий авиации неоспорима и сомнений не вызывает. Однако опасность такого рода боевой деятельности для пилотов, летавших на истребителях, не предназначенных для этих задач, была слишком очевидной. Но в тяжёлое для страны время лётчики мало думали о собственной безопасности. Они больше заботились о том, чтобы нанести противнику наибольший урон. Помогая оборонявшимся наземным войскам, они делали по несколько боевых вылетов в день на штурмовку наземных целей. Что и говорить — мера вынужденная: выпуск самолётов-штурмовиков Ил-2 в то время только начинался и не был таким массовым, как в последующие годы Великой Отечественной войны.

7 августа 1941 года под вечер полк получил приказ: направить все готовые к вылету истребители в район 60—70 км севернее Вознесенска и нанести штурмовой удар по обнаруженной там механизированной колонне противника. Сводную авиаэскадрилью (аэ), состоявшую из 8 И-16, возглавил командир 1-й аэ старший лейтенант А.А. Чайка5. Лётчики быстро обнаружили колонну и эффективно, в несколько заходов, атаковали её. Однако два И-16, подожжённых огнём зенитной артиллерии, не вернулись на аэродром. Судьбу лётчиков и подробности того отчаянного штурма немецкой механизированной колонны удалось выяснить в Центральном архиве Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ), где хранятся документы РККА периода Великой Отечественной войны.

Из наградного листа А.П. Карпова (здесь и далее сохранена орфография оригиналов):

«Всю свою жизнь был беззаветно предан партии ЛЕНИНА — СТАЛИНА и Советскому Правительству и за дело партии погиб 7.8.1941 г. в АРБУЗИНКЕ вблизи ВОЗНЕСЕНСКА во время штурмового налёта на мотомехчасти противника.

Горел желанием разгромить врага всяческими способами. В бою был всегда инициативен и смел. Отлично знал тактику и приемы воздушного боя. За время войны с немецкими фашистами имел 39 боевых вылетов с боевым налётом 25,5 часов.

С 15.7.1941 года до момента сдачи ВОЗНЕСЕНСКА (6.8.41.) активно нёс непрерывную боевую службу по прикрытию ВОЗНЕСЕНСКА от налёта фашистских самолётов.

1.8.1941 в районе ВОЗНЕСЕНСКА первым врезался в строй шестёрки фашистских бомбардировщиков, расстроил строй и своими атаками сбил один бомбардировщик.

2.8.1941 активно участвовал в отражении атаки 5 фашистских бомбардировщиков, в результате чего бомбардировщики до ВОЗНЕСЕНСКА допущены не были и были расстроены.

5.8.1941 на аэродроме МАРТЫНОВСКИЙ патрулируя в паре с командиром 1-й авиаэскадрильи ст. лейтенантом ЧАЙКА сбили фашистского разведчика ХЕНШЕЛЬ-126, нанеся 10 пулевых ран лётчику. Экипаж сбитого самолёта взят в плен.

В тот же день на аэродроме МАРТЫНОВСКИЙ первый принял на себя удар налетевших на аэродром 8 фашистских истребителей МЕ-109, в течение 30—40 минут искусно вёл неравный бой с ними, будучи непрерывно атакуем 5-ю МЕ-109 и в этом бою сбил одного МЕ-109.

6.8.1941 принимал активное участие в штурмовом налёте на мотомехчасти противника, занявшие ВОЗНЕСЕНСК.

7.8.1941 при повторном налёте на ВОЗНЕСЕНСК, АРБУЗИНКА при атаке на цель мотомехколонны противника в дер. АРБУЗИНКА был подожжён огнём ЗА и ЗП и не выходя из пике врезался в строй мотомехколонны противника.

Из боевой работы мл. лейтенанта КАРПОВА в борьбе с белофиннами в 1940 году у тов. КАРПОВА имелись следующие заслуги:

Боевых вылетов 23 с боевым налётом 23 часа.

25.2.1940 на ст. ВАЙНИКАЛА обстрелял три ж.д. состава и вывел из строя паровоз.

27.2.1940 подавил тяжёлую артиллерию противника 6 пушек, зажег дом, вывел из строя 7 автомашин и уничтожил группу пехоты 30—40 человек.

4.3.1940 в воздушном бою сбил бомбардировщик марки БЛЕЙХЕЙМ-БРИСТОЛЬ.

Младший лейтенант КАРПОВ погиб смертью храбрых и [был] одним из преданнейших бойцов-коммунистов делу партии ЛЕНИНА — СТАЛИНА.

Ходатайствую о представлении младшего лейтенанта КАРПОВА к награждению боевой правительственной наградой — ОРДЕНОМ ЛЕНИНА.

КОМАНДИР 298 ИАП майор [подпись] ПРУДНИКОВ

КОМИССАР 298 ИАП батальонный комиссар [подпись] ЗАГУМЕНОВ

8.8.1941 года, г. НИКОЛАЕВ»6.

Из наградного листа Ф.В. Большакова:

«Всю свою жизнь был беззаветно предан партии ЛЕНИНА — СТАЛИНА и Советского Правительства и за дело партии погиб 7.8.1941 г. во время штурмового налёта на мотомехчасти противника в дер. АРБУЗИНКА вблизи ВОЗНЕСЕНСКА.

Горел желанием разгромить врага всяческими средствами.

В бою был инициативен и смел.

За время войны с немецкими фашистами имел 29 боевых вылетов с боевым налётом 16 часов.

С 15.7.1941 года до момента сдачи ВОЗНЕСЕНСКА активно нёс непрерывную боевую службу прикрытия ВОЗНЕСЕНСКА от налёта вражеских самолётов противника.

2.8.1941 активно участвовал в отражении удара 5 фашистских бомбардировщиков, в результате чего бомбардировщики до ВОЗНЕСЕНСКА не дошли и были расстроены.

3.8.1941 при атаке 3-х самолётов Ю-88 вывел из строя один мотор на Ю-88. Из боя возвратился, имея несколько пулевых пробоин в самолёте.

6.8.1941 участвовал [в налёте] на мотомехчасти противника, занявшие ВОЗНЕСЕНСК. Самолёт из боя возвратился, имея пробоины.

7.8.1941 при повторном налёте на мотомехчасти противника в ВОЗНЕСЕНСКЕ и АРБУЗИНКЕ был подбит ЗА и ЗП и не выходя из пике врезался в колонну противника.

Старший лейтенант БОЛЬШАКОВ погиб смертью храбрых и [был] одним из преданнейших бойцов-коммунистов делу партии ЛЕНИНА — СТАЛИНА.

Ходатайствую о награждении ст. лейтенанта БОЛЬШАКОВА боевой правительственной наградой — ОРДЕНОМ КРАСНОГО ЗНАМЕНИ.

КОМАНДИР 298 ИАП майор [подпись] ПРУДНИКОВ

КОМИССАР 298 ИАП батальонный комиссар [подпись] ЗАГУМЕНОВ

8.8.1941 года, г. НИКОЛАЕВ»7.

Постановлением военного совета Южного фронта (№ 016/н от 5 ноября 1941 г.)8, утверждённым Указом Президиума Верховного Совета СССР (от 15 декабря 1941 г.)9, ходатайство командования полка было удовлетворено: младший лейтенант А.П. Карпов и старший лейтенант Ф.В. Большаков награждены орденами Ленина и Красного Знамени соответственно (посмертно). <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

 

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1 КАРПОВ Африкан Петрович (1915 г.) — младший лейтенант, командир звена 298 иап. Приказом Главного управления кадров ВВС Красной армии (№ 011 от 15 февраля 1942 г.) исключён из списков кадрового состава как погибший.

2 БОЛЬШАКОВ Фёдор Васильевич (1913 г.) — старший лейтенант, командир авиаэскадрильи 298 иап. Приказом Главного управления формирования и комплектования войск Красной армии (№ 0971 от 26 октября 1942 г.) исключён из списков как пропавший без вести 5 августа 1941 г.

3 298 иап приказом народного комиссара обороны (НКО) СССР (№ 264 от 24 августа 1943 г.) преобразован в 104 гиап; до конца войны действовал в составе 216 иад (приказом НКО СССР № 234 от 17 июня 1943 г. преобразована в 9 гиад).

4 ПРУДНИКОВ Александр Петрович (1907 г.) — майор, в 1941 г. командир 298 иап, в дальнейшем — помощник командира 206-й штурмовой авиадивизии (шад) по воздушно-стрелковой службе. Приказом Главного управления кадров Вооружённых сил Союза ССР (№ 0561 от 31 мая 1948 г.) исключён из списков как погибший при выполнении боевого задания 29 сентября 1943 г.

5 ЧАЙКА Александр Арсентьевич (1908 г.) — старший лейтенант, в 1941 г. командир 1 аэ 298 иап, в дальнейшем — капитан, штурман 298 иап. Приказом Главного управления формирования и укомплектования войск Красной армии (№ 0370 от 30 апреля 1943 г.) исключён из списков как погибший 5 марта 1943 г.

6 Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ). Ф. 33. Оп. 682523. Д. 29. Л. 46, 46 об.

7 Там же. Л. 86, 86 об.

8 Там же. Л. 12—25.

9 Там же. Л. 2—11.