Древний род Небольсиных на службе России

Аннотация. В цикле статей на основе ранее не публиковавшихся документов российских, зарубежных и частных архивов впервые воссоздана история древнего дворянского рода Небольсиных, представители четырёх поколений которого занимали высшие офицерские посты на Русском Императорском флоте. В четвёртой статье цикла рассказывается о видном военном и общественном деятеле генерал-лейтенанте по Адмиралтейству Константине Васильевиче Небольсине (1825—1895).

Summary. In the series of articles based on previously unpublished documents in Russian, foreign and private archives the author pioneered recreation of the history of the old aristocratic family of the Nebolsines whose members held top officer posts in the Russian Imperial Navy for four generations. The fourth article of the cycle tells the story of a prominent military and public figure, Lieutenant-General of the Admiralty Konstantin Nebolsine (1825—1895).

Фамильный архив

КОЧАРОВА Наталья Вячеславовна — прямой потомок адмирала и генерал-лейтенанта по Адмиралтейству Константина Васильевича Небольсина (1825—1895), кандидат физико-математических наук, доктор философии в химических науках

(г. Оулу, Финляндия. E-mail: natalia.kocharova@gmail.com).

 

«Под брейд-вымпелом его Императорского Величества…»

Древний род Небольсиных на службе России

 

Калужская ветвь древнего рода столбовых дворян Небольсиных, насчитывающая 17 поколений, дала России 4 поколения офицеров Русского Императорского флота высших рангов. Это — капитан-командор Павел Александрович Небольсин и его потомки: сын — капитан 1 ранга Василий Павлович, внуки — генерал-лейтенант по Адмиралтейству Константин Васильевич и капитан 1 ранга Иосиф Константинович, а также правнуки: вице-адмирал Евгений, контр-адмирал Аркадий и капитан 1 ранга Вячеслав Константиновичи Небольсины. В первых трёх статьях этого цикла мы рассказали о возникновении и истории рода с конца XV до середины XIX века, в частности, о полковнике от кавалерии, Московском гражданском губернаторе Николае Андреевиче Небольсине (1785—1846), а также о службе двух братьев-офицеров: капитан-лейтенанта Павла Васильевича (1822—1861) и капитана 1 ранга Иосифа Васильевича (1836—1892) Небольсиных. Блестящая флотская карьера и дальнейшая общественная деятельность их среднего брата — генерал-лейтенанта по Адмиралтейству Константина Васильевича Небольсина1 — заслуживают отдельного повествования.

Константин Васильевич Небольсин родился 19 апреля2 1825 года в г. Або/Турку (шв./фин.: Åbo/Turku), Великое Княжество Финляндское, в семье русского дворянина и потомственного моряка капитана 1 ранга Василия Павловича Небольсина и шведской лютеранки Марии, перед венчанием перешедшей в православие с именем Александра Ивановна3. Согласно семейной традиции в 1832 году отец семилетнего Константина подал прошение о его зачислении для обучения в Морском кадетском корпусе4. В 1841—1843 гг. гардемарин Константин Небольсин крейсировал в Балтийском море на фрегатах «Екатерина», «Александр Невский» и «Диана» (в офицерском чине с 30 декабря 1842 г.). 9 августа 1844 года произведён в мичманы с назначением в 1-й флотский экипаж (которым в то время командовал его отец), и в его составе курсировал на фрегате «Надежда» между Санкт-Петербургом и Кронштадтом. В 1845 году К.В. Небольсин был прикомандирован, а в 1846 году переведён в Гвардейский флотский экипаж. Произведён лейтенантом 3 апреля 1849 года, капитан-лейтенантом — 8 сентября 1859 года, капитаном 2 ранга — 1 января 1866 года, капитаном 1 ранга — 20 апреля 1869 года, контр-адмиралом — 1 января 1880 года, генерал-лейтенантом по Адмиралтейству — 1 января 1886 года.

Гвардейский экипаж был основан по указу императора Александра I в 1810 году и сразу стал элитой Российского Императорского флота. Служба в нём была большой честью и для офицеров, и для нижних чинов. Доминирующими чертами русского офицера помимо высокой воинской компетенции были понятия служебной чести, гуманности, порядочности, справедливости и взаимоуважения5. В Гвардейском экипаже требования были ещё жёстче: туда назначались лучшие офицеры флота личным повелением императора, а при отборе нижних чинов придерживались критерия, чтобы матросы были «рослые» и «чистые лицом»6.

Уже в первые годы своей флотской карьеры Константин Васильевич стал активным участником зарождения парового флота России. Первый русский пароход Карла Николаевича Берда (1766—1843) появился на Неве в сентябре 1815 года и произвёл настоящий фурор среди петербургской публики, окрестившей его «судном с печкой»7. В 1836 году в Петербурге был построен первый русский военный пароходо-фрегат «Богатырь»8. В составе Гвардейского экипажа Константин Небольсин плавал в 1845 году на парусном корабле «Россия» до Ревеля, а уже в 1846 году на паровой яхте «Александрия» и в 1848 году — на пароходе «Невка» между Санкт-Петербургом, Петергофом, Кронштадтом и Ораниенбаумом9.

В 1847 году с 7 июня по 18 августа Константин Васильевич на 20-пушечном корвете «Оливуца» под командой капитан-лейтенанта Сахарова был в длительном плавании из Кронштадта в Копенгаген, до английского порта Портсмунд и обратно19. В июне—июле 1850 года на 44-пушечном фрегате «Цесаревич» под командой капитана 1 ранга С.И. Мофета лейтенант Константин Небольсин был в крейсерстве по Балтийскому морю между Кронштадтом, Ревелем (датск. Reval, шв. Rävel, эст. Tallinn — «датская крепость») и Свеаборгом (шв. Sveaborg — «шведская крепость», фин. Suomenlinna — «финская крепость»)11. В том же 1850 году с 25 июля по 9 сентября на 52-пушечном фрегате «Паллада» под командой капитан-лейтенанта Сахарова он совершил 45-дневное плавание от Кронштадта до герцогства Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург (Германия) и обратно12.

В 1851 году Константин Васильевич заведовал катерами императора Николая I, а в кампанию 1852 года с 8 мая по 27 сентября на 12-пушечной трёхмачтовой императорской яхте «Нева» под командой капитан-лейтенанта Риона плавал с членами царской семьи по Финскому заливу и Балтийскому морю13. В кампанию 1853 года с 16 мая по 31 июля лейтенант К.В. Небольсин нa 94-пушечнoм кораблe «Эмгейтен» под командой капитана 1 ранга С.И. Мофета был в двухмесячном плавании по Балтийскому морю до Ревеля, Дагерорда и о. Сескар. Тогда же, 19 мая 1853 года он был назначен экипажным адъютантом, а 15 июля у о. Готланд «Эмгейтен» участвовал в манёврах, проведённых императором Николаем I14.

С 25 сентября 1856 года К.В. Небольсин старшим офицером на 52-пушечном фрегате «Кастор» под командованием капитан-лейтенанта Павла Ивановича Панафидина (1784—1869) плавал по Балтийскому морю, а со 2 октября 1856 по 25 августа 1857 года на этом же фрегате в той же должности в составе эскадры контр-адмирала Евгения Андреевича Беренса (1809—1878) был в длительном походе в Средиземное море15. В конце этого плавания, 21 августа 1857 года Константин Васильевич был назначен командиром 3-й роты Гвардейского экипажа.

9 июня 1857 года на верфи инженера Армана во Франции была заложена двухмачтовая паровая колёсная императорская яхта-корвет «Александра», в ходе строительства переименованная в честь первого петровского фрегата в «Штандарт»16. Яхта строилась под надзором капитана 1 ранга Платона Юрьевича Лисянского (1820—1900, адмирал с 1892 г.) — командира винтового фрегата «Светлана», также заложенного на верфи Армана17. «Штандарт» прослужил царской семье 21 год и был главной и самой крупной императорской яхтой вплоть до постройки в 1871 году яхты «Держава».

26 апреля 1858 года приказом генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича18 лейтенант К.В. Небольсин был назначен старшим офицером на яхту «Штандарт». Ожидая плавания до Бордо, он с 22 мая по 11 июля 1858 года заведовал 2-м промерным отрядом на Невской губе. 28 июня 1858 года «Штандарт» был спущен на воду, а 15 июля капитан-лейтенант К.В. Небольсин на пароходо-фрегате «Камчатка»19 под командованием капитан-лейтенанта барона В.М. фон Гейкена20 вышел из Кронштадта и, сделав остановки в Копенгагене и Бресте, 2 августа прибыл в Бордо, где до 27 сентября участвовал в приёмке «Штандарта». 9 октября 1858 года «Штандарт» со старшим офицером К.В. Небольсиным под командованием капитана 2 ранга Ивана Павловича Панафидина (1817—1906, вице-адмирал с 1879 г.) вместе с фрегатом «Светлана» вышел в Кронштадт и пришёл туда 29 октября 1858 года, по пути зайдя в Шербур (13—16 октября), Дувр (17—19 октября) и Киль, где 22—26 октября был осмотрен генерал-адмиралом Константином Николаевичем21. Сразу после прибытия в Кронштадт «Штандарт» с тем же офицерским составом до 4 ноября 1858 года проходил испытания в Балтийском море «и заграницею»22.

Очевидно, командир 3-й роты Гвардейского экипажа К.В. Небольсин отличился на приёмке «Штандарта» и на смотре в Киле, т.к. 22 ноября того же года он был назначен командиром роты цесаревича наследника российского престола Николая Александровича. В кампаниях 1859 и 1860 гг. с мая по октябрь старший офицер яхты «Штандарт» Констанин Небольсин под командованием капитана 1 ранга Всеволожского плавал «с Императорскою фамилиею под брейд-вымпелом его Императорского величества Государя Императора» по Балтийскому морю в финские шхеры, Роченсальм (швед. Svensksund, фин. Ruotsinsalmi, с 1878 г. — фин. г. Котка), Гельсингфорс (Хельсинки), Ревель, Либау (нем. Libau, рус. Либава, латыш. Liepāja), Ригу и Або23. В июне 1861 года К.В. Небольсин командовал пароходом «Онега»24, на котором с членами царской семьи плавал между Петербургом и Кронштадтом; затем с 6 июля по 22 октября командиром винтовой канонерской лодки «Тюлень» участвовал в промере Финского залива. В кампании 1862 года с 25 апреля по 12 июля Константин Васильевич командиром лодки «Тюлень» совершил переход по внутренним водным системам из Санкт-Петербурга в Астрахань, о чём написал статью в «Морском сборнике»25. За этот переход он был награждён орденом Св. Станислава 2-й степени.

5 апреля 1862 года капитан 2 ранга К.В. Небольсин был назначен командиром императорской яхты «Королева Виктория»26. Эта двухмачтовая яхта-шхуна была заложена в 1844 году в Англии, на верфи Джозефа Уайта, для королевского двора, но в процессе постройки подарена императору Николаю I королевой Викторией и потому была названа в её честь. В 1846 году яхта пришла в Кронштадт и тогда же была включена в состав Балтийского флота и Гвардейского экипажа. В сентябре 1846 года Николай I, имевший чин генерал-адмирала, основал первый в России Императорский Санкт-Петербургский яхт-клуб, и 8 июля 1847 года состоялась первая российская регата, в которой участвовала и «Королева Виктория». Отличаясь богатой внутренней отделкой, она прослужила царской семье 29 лет — до конца 1884 года. Командуя этой яхтой в 1864—1866 гг., К.В. Небольсин ежегодно плавал с членами царской семьи по Балтийскому морю в Финляндию, Швецию и Данию.

Одновременно с командованием яхтой «Королева Виктория» в 1864 году Константин Васильевич заведовал Школой кантонистов и 1 января 1865 года был награждён орденом Св. Владимира 4-й степени27. 1 июня 1865 года он был избран председателем хозяйственного комитета Гвардейского экипажа, а в 1868 году, также будучи командиром яхты «Королева Виктория», заведовал всеми загородными императорскими судами. За усердный труд приказами генерал-адмирала капитану 2 ранга К.В. Небольсину в 1867 и в 1868 гг. дополнительно было выплачено по половине годового жалованья, а в сентябре 1868 года он был награждён годовым окладом жалованья.

31 марта 1869 года Константин Васильевич был назначен командиром парусно-винтового клипера «Изумруд»28 и 20 апреля того же года произведён в капитаны 1 ранга. В летнюю кампанию 1869 году он командовал парусно-винтовым корветом «Варяг»29 и 1 января 1870 года был награждён орденом Св. Станислава 2-й степени с императорской короной30.

В 1870—1871 гг. капитан 1 ранга Небольсин командовал императорским пароходо-фрегатом «Олаф»31. Это был мощный двухколёсный боевой корабль нового поколения, построенный в Гельсингфорсе и названный в честь первого короля Норвегии Олафа II (995—1030). В 1870 году на «Олафе» К.В. Небольсин плавал «по Финскому заливу, Балтийскому морю и заграницу в Копенгаген с Его Высочеством Наследником Цесаревичем (Александром Александровичем. — Прим. авт.) и всею его фамилиею», а в 1871 году — «в Ревель и Балтийский порт с Его Императорским Высочеством Наследником Цесаревичем и Государынею Цесаревною (Марией Фёдоровной. — Прим. авт.)»32. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Формулярный список о службе и достоинстве Гвардейского экипажа капитан-лейтенанта Константина Небольсина за 1860 г. // Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. 406. Оп. 3. Д. 540. Ч. 2. Л. 387—402; Формулярный список о службе и достоинстве Гвардейского Экипажа капитан-лейтенанта Константина Небольсина 3 февраля 1861 г. // Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1343. Оп. 26. Д. 672. Л. 257—260 об.; Полный послужной список Контр-адмирала К.В. Небольсина на 1 января 1881 г. // РГА ВМФ. Ф. 406. Оп. 3. Д. 835. Л. 587 oб.—595 об.; Дело о дворянстве рода Небольсиных // РГИА. Ф. 1343. Оп. 26. Д. 672. Л. 233, 254, 254 об., 255.

2 Все даты даны по старому стилю.

3 Дело о дворянстве рода Небольсиных // РГИА. Ф. 1343. Оп. 26. Д. 672. Л. 233, 254, 254 об., 255; Alla J. Grasjean Emerson. What I remember about my family and relatives. 1974. Семейный архив автора; Алла Юльевна ГрожанЭмерсон (30 сентября 1901 — 1978) — дочь Нины Константиновны Грожан (в дев. Небольсиной, род. 12 сентября 1867 г.), внучка генерал-лейтенанта по Адмиралтейству К.В. Небольсина. Эмигрировала в Великобританию в конце 1920-х гг.

4 РГА ВМФ. Ф. 432. Оп. 5. Д. 3438.

5 Шадская М.В. Нравственный облик русского офицера второй половины XIX века // Воен.-истор. журнал. 2008. № 8. С. 3.

6 Бочаров А.А. Гвардейский флотский экипаж и его корабли // Гангут: сборник. Вып. 20. СПб.: Гангут, 1999. С. 107.

7 Черников И.И. Флот на реках. СПб.: Полигон, 2003. С. 111, 112.

8 Головнина Ю.И. Первый русский пароходофрегат «Богатырь» // Судостроение. 1994. № 7. С. 60—63.

9 Корабль «Россия» построен в 1839 г. в Санкт-Петербургском Новом Адмиралтействе; размер 63,4 х 16,9 м, осадка 6,42 м, вооружение 128 пушек; участвовал в Крымской войне 1853—1856 гг.; Колёсная яхта «Александрия» построена в 1832 г. на Охтенской верфи Санкт-Петербурга; размер 35,66 х 6,1 м, осадка 3,9 м, мощность машины 90 л.с., вооружение 6 пушек; Железный пароход «Невка» построен в 1838 г. в Англии, тогда же приведён в Кронштадт; размер 43,57 х 5,48 м, осадка 2,75 м, водоизмещение 225 т, мощность машины 70 л.с., скорость 8—10 узлов, вооружение 24-фунтовые пушки.

10 Корвет «Оливуца» построен в 1846 г. в Севастополе; использовался царской семьёй, отдыхавшей в июле 1846 г. в Оливуце на Сицилии, откуда пришёл на Балтику и вошёл в состав Балтийского флота; размер 39,3 х 10,8 м, осадка 3,3 м, вооружение 20 пушек.

11 РГА ВМФ. Ф. 406. Оп. 3. Д. 540. Ч. 2. Л. 387—402; Фрегат «Цесаревич» построен в 1841 г. в Главном адмиралтействе (Санкт-Петербург); размер 52,72 х 13,2 м; осадка 4,27 м; вооружение 44 пушки; 28 июля 1855 г. участвовал в отражении штурма Свеаборга английской эскадрой; Самуил Иоаннович Мофет (англ. Samuel Moffat, 1797—1882) — русский адмирал с 1880 г. См.: Гродзицкий А.А. Отец и сын Мофеты // Встреча. 2004. № 5. С. 25, 26.

12 РГА ВМФ. Ф. 406. Оп. 3. Д. 540. Ч. 2; Фрегат «Паллада» построен в 1832 г. на Охтенской верфи в Санкт-Петербурге; размер 52,72 х 13,2 м, осадка 4,27 м, вооружение 52 пушки.

13 Императорская яхта «Нева» построена в 1849 г. на Охтинской верфи в Санкт-Петербурге; размер 19,8 х 6,4 м, осадка 3,05 м, вооружение 12 пушек; приписана к Гвардейскому экипажу, служила до 1869 г. См.: Ларионов А.Л. Из истории императорских яхт Российского флота // Гангут: сборник. Вып. 22. СПб.: Гангут, 2000. С. 48, 49.

14 РГА ВМФ. Ф. 406. Оп. 3. Д. 540. Ч. 2. Л. 387—402; Линейный корабль «Эмгейтен» построен в 1828 г. в Санкт-Петербургском Новом Адмиралтействе; размер 59,74 х 15,24 м; осадка 7,18 м; вооружение 94 пушки.

15 РГА ВМФ. Ф. 406. Оп. 3. Д. 835. Л. 587 oб. — 595 об.; Фрегат «Кастор» построен в 1831 г. на Соломбальской верфи в Архангельске; размер 48,53 х 12,65 м, осадка 3,68 м; вооружение 44—52 пушки; в 1855 г. участвовал в обороне Кронштадта.

16 Колёсный корвет-яхта «Штандарт» построен в 1857 г. на верфи «Kredit Maritaime & Arscan» (Бордо, Франция); размер 70,4 х 10,3 м, осадка 3,35 м; водоизмещение 895 т, мощность 400 л.с.; скорость хода 13 узлов; вооружение 4 салютные пушки; корпус из французского дуба, красного дерева и др. См.: Ларионов А.Л. Из истории императорских яхт // Гангут: сборник. Вып. 23. СПб.: Гангут, 2000. С. 27.

17 Ларионов А.Л. Из истории императорских яхт // Гангут: сборник. Вып. 23. СПб.: Гангут, 2000. С. 27.

18 Великий князь Константин Николаевич Романов (1827—1892) — второй сын императора Николая I, младший брат императора Александра II, генерал-адмирал (1831). Воспитывался под руководством адмирала Ф.П. Литке, с 1850 г. — член Государственного совета и председатель Комитета по пересмотру морских уставов, в 1852 г. — товарищ начальника Главного морского штаба, в 1855—1881 гг. — управляющий Морским министерством. В 1862—1863 гг. — наместник в Царстве Польском, в 1865—1881 гг. — председатель Государственного совета.

19 Пароходо-фрегат «Камчатка» построен в 1840 г. в Нью-Иорке, на верфи Вильяма Брауна; в сентябре 1841 г. введён в строй, 1 ноября 1841 г. прибыл в Кронштадт; размер 60 х 11 м, осадка 7,45 м, водоизмещение 2124 т, скорость 10 узлов, мощность 540 л.с.; вооружение 16 пушек; с 1845 по 1857 гг. использовался царской семьёй на Средиземном море.

20 Барон Вильгельм Морицевич фон Гейкен (Гейкинг) (30 октября 1821 — 23 сентября 1897) — вице-адмирал с 1885 г.

21 РГА ВМФ. Ф. 406. Оп. 3. Д. 540. Ч. 2. Л. 387—402; Ларионов А.Л. Из истории императорских яхт // Гангут: сборник. Вып. 23. С. 27.

22 РГА ВМФ. Ф. 406. Оп. 3. Д. 835. Л. 587 oб. — 595 об.

23 Там же; РГИА. Ф. 1343. Оп. 26. Д. 672. Л. 257—260 об.

24 Железный пароход «Онега» построен в 1852 г. в Ливерпуле; куплен Морским министерством у англичанина Варда; размер 51,8 х 6,1 м, осадка 1,22 м, водоизмещение 336 т, мощность машины 100 л.с., скорость 11 узлов, вооружение две 4-фунтовые пушки.

25 Небольсин К. Переход из Петербурга в Астрахань винтовой канонирской лодки Тюлень весной 1862 года // Морской сборник. 1863. № 1. С. 25; Канонерка «Тюлень» построена в 1860 г. на верфи «Chantiers & Ateliers Augustin Normand» в Гавре (Франция) по заказу морского ведомства; размер 36,5 х 5,79 м, водоизмещение 215 т, вооружение 1 орудие; 4 августа 1862 г. причислена к Каспийской военной флотилии.

26 РГА ВМФ. Ф. 406. Оп. 3. Д. 835. Л. 587 oб. — 595 об.; Яхта «Королева Виктория» построена в 1846 г. на верфи «White» в Англии; размер 31,8 х 7,4 х 3,4 м; осадка 3,4 м, водоизмещение 257 т. См.: Чернышёв А.А. Российский парусный флот: справочник в 2 т. Т. II. М.: Воениздат, 2002. С. 193.

27 РГА ВМФ. Ф. 406. Оп. 3. Д. 835. Л. 587 oб. — 595 об.; Школы кантонистов — в 1860-х гг. военизированные учебные заведения для мальчиков 10—14 лет, где воспитывались солдатские дети, сироты, дети цыган, жителей Финляндии, Польши и беспризорные дети.

28 Клипер «Изумруд» — быстроходное военное судно, построено в Новом Адмиралтействе в Санкт-Петербурге; размер 76,2 х 9,4 м, осадка 4/4,7 м (нос/корма), водоизмещение 1585 т; машина мощностью 350/1254 л.с. изготовлена на заводе «Коккериль» в Бельгии; движитель — 1 винт, скорость 13 узлов; вооружение в 1860-х гг.: три 60-фунтовые пушки и четыре 8-фунтовые нарезные пушки. Использовался для охраны прибрежных вод.

29 Корвет «Варяг» построен в 1861 г. на верфи «Bergbom & Candelin» в г. Оулу (fin. Oulu, шв. Uleåborg), Финляндия; размер 68 х 15,54 м, водоизмещение 2156 т; машина мощностью 360 л.с.; скорость под парусами 6—7 узлов, под парами 9,5 узла; вооружение 17 пушек.

30 РГА ВМФ. Ф. 406. Оп. 3. Д. 835. Л. 587 oб. — 595 об.

31 Пароходо-фрегат «Олаф» построен в 1853 г. в Гельсингфорсе; размер 60,35 х 11,3 м, осадка 4,67 м; водоизмещение 1796 т; мощность английской паровой машины 400 л.с.; скорость до 11 узлов, вооружение 17 пушек.

32 РГА ВМФ. Ф. 406. Оп. 3. Д. 835. Л. 587 oб. — 595 об.

(Продолжение следует)

Продолжение. Начало см.: Воен.-истор. журнал. 2019. № 4—6.