Достойно защищали Родину.

Аннотация. В статье приводятся сведения о работе Ворошиловского (Ставропольского) аэроклуба Осоавиахима накануне и в начале Великой Отечественной войны, отражаются боевой путь и подвиги его выпускников.

Summary. The article contains information about the activities of the Voroshilov (Stavropol) Aeroclub under the Osoaviakhim on the eve and at the beginning of the Great Patriotic War, reflecting the combat path and exploits of its graduates.

Карташев Андрей Владимирович — руководитель Центра изучения истории медицины и общественного здоровья, профессор кафедры общественного здоровья, организации здравоохранения и медицинской информатики Ставропольского государственного медицинского университета, полковник запаса, доктор исторических наук, доцент

(г. Ставрополь. E-mail: andreyy_kartashev@rambler.ru).

 

ДОСТОЙНО ЗАЩИЩАЛИ РОДИНУ

Лётный состав и выпускники Ворошиловского (Ставропольского) аэроклуба на фронтах Великой Отечественной войны

 

Славные дела и подвиги военных авиаторов Ставрополья уже освещались в научной литературе. О лётчике Первой мировой и Гражданской войн Ф.Н. Комиссарове мы писали вместе с Р.А. Фирсовым1. В начале Великой Отечественной войны на территории Орджоникидзевского (Ставропольского) края работала 25-я Невинномысская военная авиационная школа пилотов2. С 1965 по 2010 год в Ставрополе размещалось высшее военно-учебное заведение авиационного профиля3. Однако до сих пор на научном уровне ни разу не поднималась тема подготовки пилотов Ворошиловским (Ставропольским) аэроклубом Осоавиахима в предвоенные годы.

Аэроклуб в Ворошиловске (в 1935—1943 гг. так назывался Ставрополь) был открыт в 1938 году. О славных делах его питомцев и лётчиков-инструкторов немало писалось в прессе. Ход обучения первых пилотов в аэроклубе краевого центра освещали местные газеты «Орджоникидзевская правда» и «Молодой ленинец». После окончания Великой Отечественной войны периодическая печать неоднократно публиковала материалы о подвигах отдельных представителей аэроклуба. В данной статье впервые на основе различных исторических источников обобщается и анализируется информация о вкладе лётного состава Ворошиловского аэроклуба и выпускников трёх лет (1939, 1940 и 1941) в победу советского народа в Великой Отечественной войне.

Аэроклуб был создан к 1 декабря 1938 года. В первом наборе к обучению было зачислено около сотни человек. Это были молодые рабочие, студенты вузов и учащиеся старших классов средних школ. Вступительные экзамены принимали лётчики-инструкторы из Ейского военно-морского авиационного училища. Теоретические занятия начались уже в декабре. Ещё весной 1939 года аэроклуб не имел приспособленного аэродрома, нормальных учебных помещений и материальной части, поэтому учебная практика была задержана на полтора месяца. Г.М. Рябушко вспоминал: «В аэроклубе учились на самолёте У-2. За год освоили пилотирование и прошли курс пилотажа: «мёртвая петля», «штопор», виражи и так далее. После 16-ти вылетов с инструктором я был допущен к самостоятельному полёту»4.

Летом, когда только вставала розоватая дымка рассвета, на аэродроме у самолётов уже толпились курсанты. Полёты продолжались до 9 часов утра, а затем все спешили в город — на предприятия и в учебные заведения — работать и учиться. В 5 часов вечера аэродром вновь оживал. Уже к середине августа 60 проц. учлётов вылетели самостоятельно, а 18 августа впервые в истории города прошёл первый воздушный парад с участием лётчиков аэроклуба5.

29 декабря 1939 года состоялся первый выпуск пилотов. Комиссия, принимая зачёты, отметила, что командование клуба с поставленной задачей справилось. Клуб добился безаварийной работы и хорошего качества подготовки пилотов. Немало воспитанников, досрочно окончивших аэроклуб, к этому времени уже выехали на учёбу в военные лётные школы. Часть выпускников должна была продолжить обучение в школе пилотов-инструкторов6.

В октябре 1939 года Ворошиловский аэроклуб начал новый набор курсантов, который продолжался до 1 ноября. В условиях приёма был прописан чёткий возрастной ценз для поступавших — от 17 до 23 лет7.

В 1940 году Ворошиловский аэроклуб произвёл второй выпуск пилотов и сделал третий набор. В ноябре 1940 года был объявлен дополнительный набор на курсы пилотов. Его особенностью было то, что обучение организовывалось уже с отрывом от производства и лица женского пола не принимались. Все принятые в аэроклуб обеспечивались стипендией и бесплатным питанием. Занятия начались 25 ноября8.

После летнего выпуска курсантов 1941 года Ворошиловский аэроклуб Осоавиахима разделил участь многих своих собратьев — его материальная часть была передана Военно-воздушным силам для формирования новых строевых частей. Постоянный состав аэроклуба направлялся для дальнейшего прохождения службы в части ВВС Красной армии и Военно-морского флота. Но более всего лётчики-инструкторы были востребованы в лётных школах. Этим объясняется то, что на фронт многие бывшие лётчики Осоавиахима попали довольно поздно.

В действующую армию бывший инструктор-лётчик Ворошиловского аэроклуба В.Г. Зайцев прибыл в конце лета 1943 года. В августе 1944 года в звании старшего лейтенанта он командовал эскадрильей штурмового авиаполка. За год им были совершены 104 боевых вылета на штурмовку скоплений боевой техники и живой силы, военных объектов противника. 23 февраля 1945 года за «мужество, отвагу и героизм, проявленные на фронте борьбы с немецкими захватчиками», старший лейтенант Василий Георгиевич Зайцев был удостоен звания Героя Советского Союза. Среди его наград были Золотая Звезда Героя, орден Ленина, четыре ордена Красного Знамени, ордена Александра Невского, Отечественной войны I степени, Красной Звезды. После окончания войны В.Г. Зайцев продолжил службу в Советской армии. В его честь названы улицы в Ставрополе и Карталах9.

Бывший инструктор-лётчик аэроклуба лейтенант Борис Наумович Воловодов находился в составе ВВС Черноморского флота с мая 1943 года. После окончания курсов командиров звеньев командовал звеном, потом — эскадрильей. Принимал участие в боях за освобождение Таманского полуострова, высадке десанта на Керченский полуостров. За время участия в боевых действиях он совершил 15 боевых вылетов на штурмовку войск противника. Эскадрилья под его командованием потопила 2 сторожевых корабля и 4 быстроходные десантные баржи. 3 ноября 1943 года, израсходовав во время боя все боеприпасы, командир экипажа штурмовика Ил-2 лейтенант Воловодов принял решение на таран вражеского самолёта. Посмертно удостоен звания Героя Советского Союза10. Сегодня школа в Ставрополе, в которой учился Борис Воловодов, носит его имя.

Были среди постоянного состава аэроклуба и те, кто прошёл дорогами войны и остался жив. Одним из них был инструктор-лётчик аэроклуба В.К. Колнышенко. Будучи лётчиком дальнеразведывательного авиационного полка, он осуществлял разведку вражеских объектов, доставлял партизанам, действовавшим в глубоком тылу противника, людей и грузы, сбрасывал агитационные листовки. Полёты совершались в сложных метеоусловиях при сильном противодействии средств ПВО противника. За отличное выполнение боевых заданий младший лейтенант Колнышенко был награждён орденами Красного Знамени и Отечественной войны I степени11.

Славно сражались на всех фронтах и флотах Великой Отечественной войны выпускники аэроклуба. Большая их часть была направлена для дальнейшей подготовки в качестве военных лётчиков в Военно-морское авиационное училище (ВМАУ) имени И.В. Сталина, которое располагалось в городе Ейске.

В числе курсантов первого набора был Леонид Иванович Севрюков (1922—1942). После окончания ВМАУ он сразу попал на фронт, где в первых же боях показал себя волевым, инициативным и смелым лётчиком-истребителем. 28 апреля 1942 года отважный пилот, защищая Новороссийск, в неравном бою сбил вражеский самолёт, а после израсходования боеприпасов таранным ударом уничтожил ещё одного воздушного противника. 23 октября 1942 года ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза12.

Выпускник аэроклуба 1940 года Григорий Максимович Рябушко после окончания Краснодарской военной авиационной школы пилотов с августа 1942 года воевал в штурмовом авиационном полку на самолёте Ил-2. За годы войны произвёл 105 успешных боевых вылетов на бомбардировку и штурмовку живой силы и объектов противника. За свои подвиги был награждён двумя орденами Красного Знамени, Отечественной войны I и II степеней, орденом Красной Звезды и многими медалями. 24 августа 1945 года был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением Золотой Звезды и ордена Ленина13.

Стоит ли говорить о том, что в начальный период Великой Отечественной войны асам люфтваффе, имевшим достаточный боевой опыт, противостояли в основном необстрелянные выпускники советских лётных школ, к тому же и летавшие на более слабых летательных аппаратах. Опасность подстерегала молодых лётчиков не только в бою, но и в ходе учебных полётов, при перегонке авиационной техники. Но они старались успокоить своих близких. В своём письме к родителям, написанном в Севастополе 23 марта 1942 года, Александр Ильич Киров писал: «О лётной работе ничего не пишу, а вы не беспокойтесь»14. Однако ему, как и многим его товарищам, не суждено было уцелеть. 10 июля 1942 года Александр Киров не вернулся из боевого вылета.

Лётчики гибли не только в боевой обстановке. Выпускник аэроклуба 1941 года младший лейтенант Николай Яглов — лётчик-истребитель ВВС Северного флота — погиб в сентябре 1943 года во время тренировочного полёта: не смог вывести самолёт из штопора. 19 мая 1944 года при перегонке самолёта в районе н.п. Новоукраинки разбился лётчик ВВС Харьковского военного округа младший лейтенант Александр Мижурин — выпускник аэроклуба 1939 года15. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Карташев А.В., Фирсов Р.А. Флавиан Комиссаров: у истоков авиации на Ставрополье // Прозрителевские чтения. Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции. Вып. 7. Ставрополь: Графа, 2013. С. 29—32.

2 Карташев А.В. 25-я Невинномысская военная авиационная школа пилотов // Северный Кавказа и кочевой мир степей Евразии: Материалы IX Минаевских чтений (23—24 октября 2009 г.). Ставрополь: Изд-во СГУ, 2009. С. 354—359.

3 Он же. Очерк по истории Ставропольского высшего военного инженерного училища (военный институт) им. маршала авиации В.А. Судца // Запад — Россия — Кавказ: научно-теоретический альманах. Вып. 3. Ставрополь: Издание Пятигорск. гос. лингв. ун-та, 2005. С. 171—177.

4 Рябушко Г.М. Штурмовик. Ставрополь: ЮРКИТ, 2004. С. 9, 10.

5 День авиации в Ворошиловске // Орджоникидзевская правда. 1939. 10 августа. С. 4; Шегов И. Радостный праздник // Там же. 20 августа. С. 2.

6 Потоцкий Я. Крылатая молодёжь // Там же. 31 декабря. С. 4.

7 Начался набор в Ворошиловский аэроклуб // Там же. 14 октября. С. 4.

8 Ворошиловский аэроклуб производит дополнительный набор // Там же. 1940. 19 ноября. С. 4.

9 Их имена никогда не забудутся. Кн. 1. Ставрополь, 1968. С. 96, 97.

10 Энциклопедический словарь Ставропольского края. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006. С. 77.

14 Колнышенко Василий Константинович. См. интернет-ресурс: «Подвиг народа»: podvignaroda.mil.ru.

15 Ставропольский государственный музей-заповедник (СГМЗ). Ф. 325 (мемориальное дело Л.И. Севрюкова). Опись.