«Дорога жизни» в интерактивном музейном формате

Аннотация. В статье рассказывается о масштабной реконструкции музея «Дорога жизни», создании на его базе новой экспозиции Центрального военно-морского музея; раскрывается значимость филиала ЦВММ как ценного объекта культурно-исторического наследия Санкт-Петербурга и Военно-морского флота России.

Summary. The article describes a large-scale reconstruction of the Museum ‘Road of life’, creation on its basis of a new exposition of the Central Naval Museum; significance of the branch of the CNM as a valuable object of cultural-and-historical heritage of St. Petersburg and the Navy of Russia.

АРМИЯ И ОБЩЕСТВО

НЕХАЙ Руслан Шамсудинович — директор ФГБУ «Центральный
военно-морской музей», генерал-майор запаса, кандидат политических наук (Санкт-Петербург. Email: info@navalmuseum.ru).

 

«ДОРОГА ЖИЗНИ» В ИНТЕРАКТИВНОМ МУЗЕЙНОМ ФОРМАТЕ

 

В канун 74-й годовщины операции «Искра» в истории Центрального военно-морского музея (ЦВММ) произошло значимое событие. В филиале «Дорога жизни» открылась новая экспозиция. Большинство раритетных экспонатов размещены в современном двухэтажном здании, напоминающем по своей геометрии большую ледяную глыбу. Данное архитектурное решение ещё раз подчёркивает значимость единственной транспортной артерии, связавшей по суше, воде и льду Ладоги блокадный Ленинград с Большой землёй. Но это далеко не единственная новация. Сегодня музейный комплекс «Дорога жизни» является одной из самых современных площадок, которая по числу инновационных продуктов входит в число лидеров музейного дела в России и отвечает всем требованиям концепции «Музей XXI века». Проект был реализован при непосредственном участии группы «Кронштадт», обеспечившей разработку и внедрение автоматизированных систем управления экспозиционного центра.

«Дорога жизни» с осени 1941 по март 1943 года связывала блокадный Ленинград с остальной частью страны. Это был единственный путь для доставки жителям осаждённого города продуктов, топлива, лекарств, вывоза изготовленной в Ленинграде военной продукции и эвакуации гражданского населения. Объём грузов, перевезённых в Северную столицу по этому 30-километровому маршруту, превысил 1 млн 615 тыс. т, а количество эвакуированных жителей составило более 1 млн человек.

Создание филиала Центрального военно-морского музея «Дорога жизни» в советский период было инициативой ветеранов Ладожской военной флотилии. Их почин поддержали местные власти и командование Военно-морского флота СССР. По приказу главкома ВМФ № 443 от 14 ноября 1968 года в пос. Осиновец была организована первая экспозиция. К очередной годовщине начала работы «Дороги жизни» — 12 сентября 1972 года — временную выставку реконструировали и заново открыли музейный комплекс, который к тому времени размещался в пяти залах. На открытой площадке экспонировались мемориальные корабли и суда, транспортный самолёт Ли-2Т. Со временем материальная база музея пришла в упадок. В последний период стало очевидно, что помимо реставрации представленного вооружения и кораблей, расширения документальной экспозиции из открывшихся архивных фондов появилась насущная необходимость строительства современной инфраструктуры музейного комплекса: новых зданий, павильонов для крупногабаритных экспонатов, инженерных коммуникаций и линий связи, конференц-зала, благоустроенной стоянки для туристических автобусов. Министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу распорядился выделить средства на проведение всех необходимых работ.

В канун 70-летия Победы закончился первый этап реконструкции музея. Филиал посетило много гостей: ветеранов войны, блокадников, жителей Санкт-Петербурга и других регионов России, всех, кому дорога память о подвигах защитников героической Северной столицы. К этой дате было возведено здание расчётно-кассового центра, где разместились охрана и средства контроля. Была благоустроена экспозиционная площадка, заменены инженерные коммуникации, возведено новое ограждение с системой видеонаблюдения. Гости музея смогли прогуляться по выложенной плиткой набережной (её длина составила более 160 м, а ширина — 6 м) и с неё полюбоваться видами Ладоги. Рядом с променадом были установлены на новые постаменты артиллерийские орудия, а в центре позиции артбатареи возвысилась мачта с канонерской лодки «Бурея». В ходе реконструкции музея был возведён павильон-укрытие площадью 450 м2 для крупногабаритных экспонатов. Подлинные символы «Дороги жизни»: грузовики ГАЗ-АА и ЗиС-5, автобус блокадной поры, а также другие технические раритеты теперь защищены от любых природных катаклизмов.

Ещё один значимый объект на площадке музея речной буксирный пароход «Ижорец-8». Он приведён в надлежащий внешний вид силами коллектива ОАО «Адмиралтейские верфи». Судно, как и десантный тендер-плашкоут из состава Ладожской военной флотилии, можно детально рассмотреть со специальной смотровой площадки. Ветеран воздушных перевозок Ли-2Т требовал полной реставрации. Фирма-подрядчик поставила его на шасси, обновила окраску, привела в порядок крылья, элементы фюзеляжа. Восстановлен салон воздушного судна.

На сегодняшний день в построенном заново главном здании филиала «Дорога жизни» экспонируется 391 музейный предмет. В их числе — флаги и знамёна, различные виды оружия, навигационные инструменты, модели кораблей, самолётов и автомашин, документы, фотографии, личные вещи тружеников ледовой трассы, газеты, грамоты и другие подлинные экспонаты военной поры. Все модели, макеты и оборудование создавались руками профессионалов с очень большим старанием и смекалкой. Заголовки стендов, например, были отлиты из металла. Их использовали при оформлении экспозиции в новом здании. Саму концепцию музея сохранили в первозданном виде: первые месяцы войны; создание Ладожской военной коммуникации; работа ледовой трассы периода 1941—1942 гг.; навигация 1942 года и действия Ладожской военной флотилии. Отдельные стенды повествуют о работе «Дороги жизни» зимой 1942/43 года. Завершают экспозицию материалы, посвящённые окончательному разгрому немецко-финских войск под Ленинградом в 1944 году.

Также на территории филиала музея во вновь возведённом административно-бытовом комплексе разместились конференц-зал, интерактивное кафе, медицинский модуль и административные помещения. Выставочные залы наряду с множеством новых экспонатов дополнены современными информационными технологиями, дающими возможность получить необходимые данные в сенсорных киосках или на экранах мониторов. В полной мере удалось реализовать новый метод, построенный на использовании аудио- и видеоэффектов, сочетающий в себе элементы игры, урока и получения практических навыков.

Посетители также могут испытать силы в стрелковом тире, где каждый имеет возможность пострелять из автомата Калашникова, снайперской винтовки Драгунова или пистолета Макарова. Все имитаторы оружия соответствуют характеристикам реальных образцов. Различные сценарии позволяют посоревноваться в меткости, освоить приёмы обращения с оружием и получить навыки ведения прицельной, интуитивной и скоростной стрельбы.

Ощутить на себе всё коварство ледовой трассы поможет симулятор автомобиля военной поры ГАЗ-АА. «Полуторки» использовались для снабжения передовой боеприпасами и вооружением, перевозки войск и обмундирования, эвакуации раненых, доставки в блокадный Ленинград продовольствия. В «кабине» грузовика имеются все органы управления, максимально приближенные к аналогу: руль, педали акселератора и тормоза, ключ зажигания, приборы… Симулятор оборудован системой подвижности и трёхмерной системой визуализации на цилиндрическом экране с углом обзора около 120°. Посетитель занимает место водителя, «заводит» автомобиль и отправляется в рейс по льду Ладожского озера. Далее события развиваются по одному из двух сценариев: езда по льду Ладоги в колонне или одиночный рейс. В поездке предстоит преодолеть трассу с задачей объехать полынью, избежать обстрела вражеской авиации, а главное — доставить груз. Реалистичная графика, точно воссозданные пейзажи и внезапные преграды позволяют представить труд водителей, которые с риском для жизни днём и ночью вели машины по «Дороге жизни».

Конференц-зал филиала оснащён самым современным оборудованием для проведения пресс-конференций, совещаний, мероприятий образовательной направленности. У организаторов различных мероприятий появилась возможность проводить «открытые уроки», общаться в режиме онлайн с другими регионами страны.

Наконец, голографический театр предназначен для демонстрации изображений и персонажей в мнимой плоскости средствами оптической иллюзии. Основное назначение комплекса — продемонстрировать события, связанные с блокадой Ленинграда, так, чтобы у зрителя возник эффект присутствия. Специализированный контент представляет собой видеоролик о событиях 18 января 1943 года, когда по радио было объявлено об удачном проведении операции «Искра» и прорыве блокады Ленинграда.<…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки

http:www.elibrary.ru