Французский броневик Рено, вооруженный 47-мм пушкой.

Бронеавтомобили и кавалерия

image_print

Поддерживали ли в годы Первой мировой броневики кавалерию?

Посмотрим на взаимодействие двух мобильных родов войск — с упором на применение французских броневиков.

К началу Первой мировой войны во Франции не было ни одного бронеавтомобиля: те несколько штук, коими она располагала, находились в Марокко.

Германская же армия с первых дней войны была снабжена боевыми автомобилями (вначале даже незащи­щенными броней), которые обычно придавались раз­ведывательным отрядам. Они шли в аван­гарде германских колонн во время вторжения в Бельгию, а позже и во Францию (на севере).

Боевое крещение германских броневиков произошло в Верхнем Эльзасе и принесло благоприятный результат.

Броневзвод № 1 участвовал в операциях в Румынии в 1916 г. Взаимодействуя с кавалерией, в обстановке маневренной войны он проявил  свои лучшие качества, особенно отличившись в Кронштадской операции (сентябрь — октябрь 1916 г.) и в Трансильванских Альпах.

Бельгийцы к этому же времени также обладали броне­автомобилями – также в небольшом количестве.

Среди автопулеметных взводов русской армии выделялся «кавалерийский» 25-й взвод, укомплектованный 2 «Мерседесами» и «Ллойдом». «Ллойд» имел 2, а «Мерседесы» — по 1 пулеметной башне («Мерседесы» были вооружены еще и 37-мм пушками — устанавливались в кормовой части корпуса на тумбах).

Польза и необходимость автомобилей, вооруженных пу­леметами, стала очевидна и французам — с первых же дней войны. И уже в начале августа 1914 г. кавалерийский корпус Сордэ реквизировал в Седане легковые и грузовые авто­мобили, снабдил их вооружением и специально подобранным личным составом и сформировал два отделения — пред­назначенные для применения в усиленных разведках, а также для связи и сопровождения автомобильных обозов.

В начале сентября 1914 г. корпусу Сордэ был при­дан один бронеавтомобиль, который и погиб в первом же бою — на Муне. В этом же бою, на левом фланге армии, машины рас­сеяли, нанося противнику большие потери, германскую пехоту, шедшую густыми массами в атаку Нантейль-ле-Годуин. В конце того же месяца командующий 2-й армией снабдил кавалерийский корпус Конно группой бронеавтомобилей, воору­женных пулеметами и пушками (обслуживавшихся матро­сами). В день прибытия эта группа приняла участие в бою у Аррорса, где сбила с позиции германских стрелков — чем содействовала продвижению французской спешившейся кавалерии. Немного спустя другая автоброневая группа была придана кавалерийскому корпусу Митра — и применена на Изере, а затем у Ньюпора: пушечные автомобили (37-мм орудие) были поставлены в засаду, выжидая подходящего случая – который представился и был удачно использо­ван лейтенантом Тирнон.

7-го декабря 1914 г. кавалерийскому корпусу Конно генералом Ф. Фошем были приданы 2 автоброневые группы с пушеч­ными автомобилями и 1 отделение с пулеметными машинами.

Наконец, 8-го сентября 1915 г. автоброневые группы были распределены между кавалерийскими корпусами.

С января 1916 г. до ноября 1918 г. бронеавто­мобили распределялись французами отчасти между кавалерийскими кор­пусами, а отчасти между кавалерийскими дивизиями. К моменту перемирия каждому кавалерийскому корпусу и кавалерийской диви­зии было придано по 2 автоброневые группы.

Первые бронеавтомобили 1914 года (значительная часть которых после Первой мировой оказалась в Марокко и Леванте) были оснащены вертикальной броней из специальной стали толщиной 5,5 мм — предохраняющей от обычных германских пуль на ди­станции 100 метров. Треть бронеавтомобилей была вооружена 37-мм скорострельными пушками — для уничтоже­ния германских пулеметных автомобилей, а остальные пулеметами Сен-Этьена. Шасси — легковых автомоби­лей Пежо и Рено, не обладающие тре­буемой грузоподъемностью, но все же, благодаря их замечательной конструкции, довольно удачных. В дальнейшем бронеавтомобили были снабжены задним рулевым управлением. По мере увеличения числа групп и потребности в бронемашинах, появилась необходимость в созда­нии броневика специального типа. Начатые в 1917 году попытки при­вели к появлению машин типа Ларфевр, затем к забронирова­нию американского грузовика Уайт.

Пополнение личным составом вначале происходило за счет флота. К маю 1915 г. бронеавтомобили перешли в ведение артиллерии. Материальная часть пополнялась и содержалась Центральным Артиллерийским Управлением, а лич­ный состав по-прежнему поставлялся флотом.

В 1916 г. броневтомобили были переданы в ведение кава­лерии — и центральное руководство ими перешло в Версаль. Оно было объединено с 27-м и 32-м драгунскими депо, которым затем группы были приданы и в административном отно­шении.

Мы видим, что броневик оказался очень полезным боевым ресурсом в условиях прежде всего маневренной войны – эффективно взаимодействуя с таким мобильным родом войск как кавалерия.

Алексей Олейников