Британский флот на Балтике в 1918—1919 гг.

Аннотация. Статья посвящена действиям британского флота на Балтийском море и в Финском заливе в рамках интервенции держав Антанты в России и военно-экономической блокады Советской России в 1918—1919 гг. Рассмотрены основные цели и задачи пребывания английской эскадры на Балтике, его этапы и итоги.

Summary. The paper focuses on the activity of the British Navy in the Baltic Sea and the Gulf of Finland as part of the Entente powers’ intervention in Russia and the military economic blockade of Soviet Russia in 1918—1919. Among the issues covered are the main objectives and tasks of the British squadron’s stay in the Baltic, as well as its stages and outcome.

 

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА

 

МУСАЕВ Вадим Ибрагимович — научный сотрудник 44-го научно-исследовательского отдела (военной истории Северо-Западного региона РФ) Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ, доктор исторических наук

 

БРИТАНСКИЙ ФЛОТ НА БАЛТИКЕ В 1918—1919 гг.

 

Из всех держав Антанты именно Великобритания в 1918—1919 гг. проявляла на Балтике особую активность. Начало интервенции Антанты в России весной—летом 1918 года было связано в первую очередь с попытками восстановить Восточный фронт против Германии, который был ликвидирован после заключения Брестского мира. Уже тогда проявилась ведущая роль Великобритании в намерениях продолжить войну. Если во Франции на восстановление Восточного фронта смотрели с сугубо военной точки зрения, то британские правящие круги в подходе к этой проблеме руководствовались геополитическими интересами. Они стремились не допустить установления германского господства в Прибалтике и Закавказье. В Лондоне особенно опасались распространения германо-турецкого влияния через Закавказье и отдельные азиатские регионы вплоть до Индии. Это заставило англичан принять наиболее активное участие в организации и материальной поддержке ориентированных на Антанту русских антибольшевистских сил.

После перемирия с Германией 11 ноября 1918 года и завершения мировой войны отпала необходимость в восстановлении Восточного фронта, что служило основным поводом для вмешательства Антанты в русские дела на протяжении 1918 года. Однако после этого интервенция западных держав в России не была свёрнута. В меморандуме министра иностранных дел Великобритании А.Дж. Бальфура от 1 ноября 1918 года содержалась мысль о том, что «…новые антибольшевистские администрации выросли под прикрытием союзных сил, и мы ответственны за их существование и должны приложить усилия к их поддержке»1. Подобную мысль развивал премьер-министр Д. Ллойд Джордж в своей известной речи в британском парламенте 16 апреля 1919 года: «Противники большевиков создали армии по нашему предложению и в значительной мере… на наши деньги… Мы обязаны сейчас… поскольку они своим выступлением серьёзно помогли конечной победе союзников — поддержать наших друзей»2.

Таким образом, выдвигались аргументы морально-этического свойства. Хотя этот мотив не следует полностью списывать со счетов, ясно, что этим дело не исчерпывалось. Проводившаяся советским руководством конфискация иностранной собственности в России, объявленная отмена долгов императорского правительства западным державам наносили удар по торгово-экономическим интересам стран Антанты. Естественно, западно-европейский капитал не мог мириться со своими экономическими потерями. Кроме того, западные политики опасались распространения революционного брожения за пределы России. Д. Ллойд Джордж в той же апрельской речи говорил о задаче «сдержать поток лавы — то есть не допустить насильственного вторжения большевизма в союзные страны»3.

В отличие от русского Севера в Прибалтику английские сухопутные войска не отправлялись. Британское присутствие в этом регионе выразилось в отправке на Балтийское море военно-морской эскадры. Первый отряд английских военных кораблей в составе четырёх крейсеров, шести эскадренных миноносцев, нескольких тральщиков и вспомогательных кораблей прибыл в латвийский порт Вентспилс (Виндава) 2 декабря 1918 года4. Два крейсера и пять эсминцев появились в Таллине (Ревеле) 13 декабря5. Командовали английской эскадрой сначала контр-адмирал Эдвард Синклер, а с начала 1919 года — контр-адмирал Уильям Коуэн. Задачи английской эскадры на Балтике состояли в том, чтобы в рамках военно-экономической блокады Советской России препятствовать выходу кораблей советского Балтийского флота в Финский залив, контролировать поведение немецких войск в Прибалтике, поддерживать национальные силы в странах Балтии и Финляндии и обеспечивать своевременную эвакуацию сил поддержки, когда их задачи будут сочтены выполненными6.

Корабли русской эскадры были втянуты в военные операции с конца 1918 года. 28 декабря эскадренные миноносцы Балтийского флота «Спартак» и «Автроил» неосторожно приблизились к Таллину и у острова Нарген (Найссаар) были окружены и захвачены англичанами. В числе пленных оказался комиссар Балтийского флота Ф.Ф. Раскольников7, который позднее, в мае 1919 года был передан советской стороне в обмен на 19 английских офицеров, ранее задержанных в России. Зимой 1919 года эскадра У. Коуэна поддерживала начавшееся 6—7 января контрнаступление эстонских правительственных войск против поддерживавшихся Советской Россией сил Эстляндской трудовой коммуны. Тогда же корабли эскадры использовались для перевозки в Эстонию финских добровольцев. Коуэн сочетал военную активность с дипломатической: с января по апрель 1919 года он наносил визиты руководящим деятелям Финляндии, Эстонии и Латвии8.

К концу апреля эскадра У. Коуэна, базировавшаяся на рейдах Таллина и Лиепаи (Либавы), состояла из 12 лёгких крейсеров, 20 миноносцев, 12 подводных лодок, трёх минных заградителей, 16 тральщиков, семи торпедных катеров, авиаматки и 30 вспомогательных кораблей. В распоряжении эскадры имелась морская авиация9. Эскадру поддерживали корабли эстонского флота, которым командовал адмирал Й. Питка, однако его численность была незначительна. Кроме эсминцев «Спартак» и «Автроил», переданных англичанами эстонцам и переименованных, соответственно, в «Вамбола» и «Леннук» (находились на вооружении эстонских ВМС до 1933 г., когда были проданы в Перу), в состав эстонского флота входили два минных заградителя, две канонерские лодки, тральщик, торпедный катер и четыре вспомогательных судна10. На Хельсинки базировался также небольшой финский флот, который в ходе военной кампании держался пассивно.

Командир эскадренного миноносца «Гавриил» В.В. Севастьянов
Командир эскадренного миноносца «Гавриил» В.В. Севастьянов

Балтийский флот после перехода из Хельсинки весной—летом 1919 года базировался, после потери всех остальных баз (Лиепая, Таллин, Свеаборг), исключительно в Кронштадте. Скученность базирования, нехватка топлива и других видов снабжения, недостаток квалифицированных кадров вынудили командование флота выделить из его состава т.н. Действующий отряд. Он был сформирован приказом по флоту от 15 марта 1919 года в составе: крейсер «Олег», линейные корабли «Петропавловск» и «Андрей Первозванный», эскадренные миноносцы «Гавриил» и «Азард», четыре миноносца, два минных заградителя, два дивизиона тральщиков (восемь кораблей), дивизион из шести сторожевых кораблей, три вспомогательных судна11.

Флот обслуживался морским воздушным дивизионом особого назначения, базировавшимся в Ораниенбауме. Морские подступы к Кронштадту прикрывались системой фортов, два из которых находились на южном побережье Финского залива (Красная Горка и Серая Лошадь), остальные (Риф, Обручев, Павел, Константин и др.) — на острове Котлин и более мелких островах. В ноябре 1918 года на подходах к Кронштадту было выставлено минное заграждение. Начальником Морских сил Балтийского моря был назначен А.П. Зеленой, Действующим отрядом командовал С.Н. Дмитриев12.

Боевые операции на Балтике активизировались в мае, с началом наступления русского Северного корпуса на Петроград. При этом какая-либо определённая связь между командованием корпуса и эскадрой Коуэна отсутствовала. Генерал Н.Н. Юденич, находившийся в то время в Хельсинки, сообщал командиру корпуса генералу А.П. Родзянко, что англичане обещали поддержать его наступление своим флотом, с чем и было связано решение нанести главный удар на нарвском направлении, ближе к побережью. Расчёт, однако, едва ли оправдался. Как свидетельствовал Родзянко, с английским флотом у него были самые неопределённые отношения, адмирал Коуэн предпочитал ограничиваться связью с командующим эстонским флотом13. Некоторые контакты были установлены только в конце июня. 27 июня контр-адмирал В.М. Пилкин, «старший морской начальник» при штабе Юденича, встретился с У. Коуэном. Английский адмирал признал полномочия Пилкина в должности «командующего флотом» (не существовавшим) и обещал оказать содействие в перевозке отрядов для занятия Кронштадта после его сдачи, а также в снабжении топливом и продовольствием14. Дальше этих разговоров дело не пошло.

Следует также иметь в виду, что английский флот оперировал на Балтике в условиях отсутствия официального состояния войны между Великобританией и Советской Россией. Зимой 1918/19 года действия эскадры можно было объяснить помощью Эстонии в борьбе против большевистского вторжения. Однако начиная с мая военные действия шли уже на российской территории. Активное участие английской эскадры в операциях могло вызвать неодобрение в британских парламентских кругах, в которых было немало противников вмешательства во внутрироссийские дела. Возможно в этом была одна из причин, заставивших У. Коуэна воздерживаться от явной поддержки Северного корпуса. Очевидец событий эмигрантский автор В.С. Горн писал по этому поводу: «Обстановка и характер вмешательства мгновенно меняются, как только русские белые начинают требовать от англичан наступательных на большевиков действий. Тут перед запросами в парламенте и широкой оглаской никак не отвертишься, поэтому английская эскадра становится вялой, английский адмирал начинает лукавить и в нужный момент уходит в сторону без выстрела»15. Позднее попавшие в плен английские матросы говорили в своих показаниях, что «офицеры на флоте считают себя обманутыми, так как их посылают воевать против России, а война не объявлена»16.

Операции английской эскадры в Финском заливе начались в один день с началом наступления Северного корпуса, 13 мая 1919 года, когда четыре английских миноносца обстреляли побережье в районе Доможировки на нарвском направлении. На следующий день английский крейсер и несколько миноносцев вместе с эстонским эсминцем «Леннук» обстреляли посты связи в Сан-Галли и у Шепелевского маяка, а 16 мая они же начали обстрел района деревень Кандыкюля и Калище, но были отогнаны огнём артиллерии с форта Красная Горка. Английские корабли прикрывали высадку десантов ингерманландских добровольцев с эстонских кораблей в Лужской и Копорской губе 15—17 мая. Тогда же эскадра понесла первую потерю: крейсер «Кюрасоа» подорвался на мине и был отбуксирован для ремонта в Копенгаген17.

Первый бой англичан с кораблями Действующего отряда Балтийского флота имел место 18 мая. Утром из Кронштадта вышел отряд в составе линкора «Андрей Первозванный», эсминца «Гавриил», четырёх тральщиков и двух сторожевых кораблей с целью рекогносцировки Копорской губы и уничтожения десанта противника. «Андрей Первозванный» из-за неисправности котлов был вынужден встать на якорь на Большом рейде, а остальные корабли взяли курс на Копорскую губу. По пути они были обстреляны с финского форта Ино, но ответный огонь с Красной Горки и кораблей заставил его замолчать. Вскоре отряд обнаружил четыре английских миноносца. «Гавриил», прикрывая отход остальных кораблей отряда, вступил с ними в бой, который продлился четыре часа. Англичане выпустили по эсминцу не менее 500 снарядов, но их стрельба не отличалась меткостью. «Гавриил», умело маневрируя, сумел избежать прямого попадания и получил только 17 мелких пробоин в надводной части от осколков. В то же время один из английских миноносцев получил серьёзные повреждения от ответного огня18.

Следующий морской бой произошёл 31 мая. Несколько английских миноносцев, обстреливавших побережье в районе Керново и Систо-Палкино, вступили в бой с линкором «Петропавловск» и эсминцем «Азард». В этом бою участвовала английская подводная лодка, которая атаковала «Азард», но безрезультатно. 4 июня эсминцы «Гавриил» и «Азард» вошли для рекогносцировки в Копорский залив и были атакованы английскими миноносцами и подводными лодками. Торпедная атака подводных лодок не достигла цели, тогда как одна из субмарин, L-55, была накрыта метким выстрелом с «Азарда». Снаряд попал в боевую рубку, и лодка, потеряв управление, налетела на минное заграждение, в результате взрыва затонула, погибли 38 членов экипажа19.

Потопление английской подлодки L-55
Потопление английской подлодки L-55

В начале июня У. Коуэн получил возможность перебазировать эскадру из Таллина ближе к театру военных действий. 5 июня благодаря посредничеству английского консула в Хельсинки Х. Белла он получил разрешение от финляндских властей устроить базу в финском порту Койвисто на Карельском перешейке. Оттуда англичане могли более эффективно блокировать выходы в Финский залив. С конца июня начали прибывать подкрепления, в частности, крейсер «Калидон», четыре лёгких крейсера, авиаматка «Виндиктив», на борту которой базировались 22 гидросамолёта. К концу июля на Балтике насчитывалось уже 38 кораблей королевского флота20. Перенос базы английской эскадры в Койвисто ещё более затруднил положение Балтийского флота, но и после этого операции Действующего отряда не прекратились. В ночь на 10 июня «Гавриил» и «Азард» незамеченными подошли к якорной стоянке англичан в районе Стирсуддена и открыли огонь по дивизиону английских эсминцев. Англичане, застигнутые врасплох, стали сниматься с якоря и уходить, ведя беспорядочную стрельбу, на одном из миноносцев возник пожар21. Именно после этого Коуэн начал посылать в адмиралтейство телеграммы с просьбой о подкреплениях.

13 июня 1919 года начался известный мятеж гарнизонов фортов Красная Горка и Серая Лошадь. Мятежники очень рассчитывали на помощь английской эскадры. Как отмечали очевидцы, об английских кораблях заговорили с самого начала восстания. Ходили слухи, что из Либавы к форту идут 23 корабля22 (не очень ясно, почему из Либавы, а не из Койвисто, откуда было намного ближе). Комендант Красной Горки Неклюдов даже послал тральщик «Китобой», перешедший на сторону мятежников, навстречу англичанам. Однако помощь так и не появилась. В дни мятежа разведкой красных наблюдались на расстоянии только отдельные английские корабли, которые вели себя пассивно. Коуэн предпочёл не вмешиваться и ограничился радиограммой в адрес кораблей Балтийского флота с призывом сдаваться23. От сухопутных частей Северного корпуса помощь также не подошла. Без внешней поддержки мятежные форты не могли долго сопротивляться, и к 16 июня мятеж был подавлен.

Спорным является вопрос, насколько справедливо мнение деятелей Белого движения о том, что своевременная поддержка англичан могла помочь мятежникам добиться успеха. В.С. Горн писал: «Если бы английская эскадра показалась во время обстрела (фортов. — Прим. авт.), участь Кронштадта и большевистского флота была бы решена»24. Авторы подобных заявлений не принимали в расчёт преграждавшие путь минные заграждения и крепостные батареи Кронштадта, как и артиллерию линкоров и крейсера «Олег», с которыми лёгкие крейсеры английской эскадры не могли равняться своим вооружением. Следует также задаться вопросом, насколько англичане были заинтересованы в успехе восстания в фортах. Возможный дальнейший переход Кронштадта и Балтийского флота в руки русских антибольшевистских сил едва ли отвечал интересам британского военно-политического руководства, стремившегося к ослаблению России как конкурента в европейских делах, а не к восстановлению могущества Российского государства, в том числе военно-морского. Именно поэтому, как отмечали в т.ч. и деятели русской эмиграции, англичане стремились скорее к уничтожению Балтийского флота, чем к его передаче в распоряжение русских белых25.

Лишь после окончания событий произошла атака на крейсер «Олег», участвовавший 14—15 июня в обстреле мятежных фортов. Атаку 18 июня произвёл лейтенант Огастас Эгар, командовавший двумя торпедными катерами, которые тайно размещались в Терийоки, на территории яхт-клуба, и осуществляли связь с английской агентурой в Петрограде. На одном из катеров Эгар скрытно подошёл к «Олегу», стоявшему в дозоре у Толбухина маяка, и произвёл торпедную атаку. Крейсер получил пробоину и затонул на небольшой глубине26 (в донесении о потоплении «Олега» ошибочно указывалось, что крейсер был атакован подводной лодкой27, однако в том районе подводные лодки не могли оперировать из-за слишком малой глубины). Эгар, по его словам, не знал, что мятеж в фортах к тому времени был уже подавлен, и предполагал помочь восставшим28. Атака против «Олега», несмотря на внешний эффект, оказалась запоздалой и не могла повлиять на ход кампании, хотя и нанесла ощутимый ущерб Действующему отряду. При этом самовольные действия О. Эгара, совершённые без санкции командования эскадры, остались без последствий: за своевольство он не понёс никакого наказания.

Английская эскадра в те же дни также понесла потери: 16 июня тральщики «Джентиан» и «Миртил» подорвались на минах29. В дальнейшем действия обеих сторон в Финском заливе не выходили за рамки мелких частных операций. 22 июня корабли Действующего отряда проводили траление выходного фарватера, произошла перестрелка с английскими миноносцами. Ночью 23 июня шесть миноносцев Балтийского флота незаметно для англичан выставили минное заграждение в непосредственной близости от Койвисто30.

С конца июня начались налёты авиации эскадры У. Коуэна на Кронштадт. Первая бомбардировка имела место 23 июня31. С тех пор воздушные налёты приобрели регулярный характер. Основными объектами атак были корабли, судоремонтный завод, электростанция, батопорты доков32. По свидетельствам очевидцев, точность бомбометания оставляла желать лучшего, ни один из объектов серьёзно не пострадал. Были лишь незначительные повреждения в городе и в порту. Имелись и человеческие жертвы, особенно 1 августа, когда бомбы упали в Летний сад, где в то время проходили праздничные гуляния. 11 человек погибли, 12 были ранены33. В ответ на эти действия авиация Балтийского флота 6 августа произвела налёт на район Койвисто и бомбардировала английский аэродром34. С середины июля Действующий отряд Балтийского флота получил возможность активизировать свои операции, когда в строй были введены пять подводных лодок. 24 июля субмарина «Пантера» была выслана в Копорскую губу, где вступила в бой с двумя английскими подводными лодками. 27 июля подводная лодка «Вепрь» попыталась атаковать два английских миноносца, однако после обстрела ими была вынуждена с повреждениями вернуться в Кронштадт35.

Наиболее значительным событием в ходе летней кампании на Балтике был налёт английских торпедных катеров на Кронштадт 18 августа 1919 года. При планировании рейда за образец была взята схожая операция, проведённая в апреле 1918 года в бельгийском порту Зеебрюгге, которую осуществил отряд береговых торпедных катеров (английская аббревиатура СМВ — coastal motor boat) при поддержке авиации36. План состоял в том, чтобы одновременно с налётом авиации, который должен был отвлечь внимание, катера прорвались через линию фортов и проникли внутрь Кронштадтского рейда. В операции приняли участие семь катеров под командованием упоминавшегося выше лейтенанта О. Эгара. В качестве основных целей были назначены «Петропавловск», «Андрей Первозванный», «Рюрик», «Память Азова», сторожевой миноносец и батопорт среднего дока37. План операции был санкционирован адмиралтейством. Вопрос обсуждался на самом высоком уровне — на заседании кабинета, и премьер Д. Ллойд Джордж лично одобрил план проведения операции (при возражениях со стороны военного министра У. Черчилля)38.

Запланированный рейд начался рано утром 18 августа. Сначала над Кронштадтом появились английские аэропланы и начали сбрасывать бомбы. Зенитные орудия Кронштадтской крепости открыли огонь, на кораблях была объявлена тревога. Пользуясь наступившим замешательством, отряд английских торпедных катеров прорвался к Кронштадту по северному фарватеру. Серьёзным просчётом системы обороны Кронштадта было отсутствие заграждений у входа в гавань. Приближение катеров заметили с эсминца «Гавриил», который нёс дежурство на Кронштадтском рейде. Один из катеров выпустил по нему торпеду, но промахнулся. Эсминец открыл ответный огонь и первым же выстрелом потопил один из катеров. Четыре других катера прорвались внутрь гавани и атаковали линкоры «Петропавловск», «Андрей Первозванный» и учебное судно «Память Азова», которое англичане считали базой подводных лодок. Торпеда, выпущенная по «Петропавловску», прошла мимо, две другие достигли целей. Ещё два катера пытались прорваться из-за Военного угла гавани, но были отогнаны огнём «Гавриила». При выходе из гавани два катера благополучно вырвались в море, два других столкнулись, потеряли управление и были последовательно накрыты огнём с «Гавриила». Погибли командир одного из катеров, его помощник и шесть матросов. Командиры двух других потопленных катеров, а также ещё один офицер и шесть матросов были взяты в плен39.

Оценка результатов и значения рейда торпедных катеров разноречива. В заявлении Британского адмиралтейства, которое было подготовлено на основании переданного командованием эскадры рапорта О. Эгара, утверждалось, что были потоплены линкоры «Андрей Первозванный» и «Петропавловск» и миноносец, также был повреждён крейсер40. На основании этих данных был сделан вывод о блестящем успехе налёта. Адмирал У. Коуэн, чествуя участников рейда, сказал, что «сильнейшая морская крепость мира» была разгромлена небольшой группой «отлично дисциплинированных и бесстрашных британцев», и добавил, что результат этой акции означал конец русской угрозы Финляндии со стороны моря и свободу для стран Балтии41. Диссонансом среди восторгов британских политиков и военных по поводу «блестящей» операции 18 августа звучали, впрочем, высказывания У. Черчилля, который в сентябре 1919 года заявлял Д. Ллойд Джорджу, что рейд был сопряжён с большим риском и привёл к неоправданным потерям. В то же время, возмущался военный министр, Британия не уделяла должного внимания состоянию всего антибольшевистского фронта в Прибалтике42.

Тезис о том, что в результате атаки 18 августа Балтийский флот был парализован, перекочевал в последующую англо-американскую историографию. Один из авторов даже заявлял, что «Красный флот практически перестал существовать»43. Такие выводы были сделаны на основании английских данных о потерях, которые в действительности выглядят преувеличенными. Согласно оперативным сводкам командования Балтийского флота и свидетельствам очевидцев были повреждены «Андрей Первозванный» и «Память Азова», старое судно, использовавшееся в учебных целях44. Попаданий в «Петропавловск» не было зафиксировано. В сведениях о кораблях Балтийского флота на 15 сентября «Петропавловск» был указан в числе вполне исправных и действующих кораблей45. Также нет никаких указаний на попадание в какой-либо крейсер или миноносец, если не считать мелких повреждений, полученных при перестрелке с «Гавриилом». Единственной серьёзной потерей, таким образом, был «Андрей Первозванный», надолго выведенный из строя. Рейд англичан действительно оказался полной неожиданностью и мог иметь самые печальные последствия, если бы не чёткие действия командира и экипажа эсминца «Гавриил», которые фактически спасли положение. Утверждение о парализации Балтийского флота после 18 августа опровергается хотя бы тем фактом, что 31 августа подводная лодка «Пантера» атаковала и потопила у острова Сескар английский эсминец «Виттория»46. В отечественной историографии также присутствует тенденция к преувеличению потерь противника. В частности, в монографии А.С. Пухова о Балтийском флоте утверждается, что «налёт врага на Кронштадт потерпел крах», и говорится о шести потопленных катерах, хотя в действительности были потоплены три47.

С конца лета 1919 года боевые действия на море затихли. Обе стороны понесли новые потери от подрывов на минах: 21 августа подорвался тральщик Балтийского флота «Клюз», а 4 сентября — английский эсминец «Верулам»48. Продолжались в то же время обмены воздушными ударами. За последнюю неделю августа авиация английской эскадры совершила 14 налётов на Кронштадт. Ещё одна вспышка активности имела место в середине сентября, когда налёты производились 14, 15 и 17 числа. Существенных повреждений военным объектам нанесено не было. При налёте 17 сентября один самолёт был сбит, лётчик пленён49. Авиация Балтийского флота предпринимала ответные действия. 19 августа бомбардировке были подвергнуты аэродром и железнодорожный узел близ Койвисто, 28 августа — база английских торпедных катеров в Терийоки, а 2, 7 и 10 сентября наносились удары по форту Ино50.

Последняя вспышка активности на море наблюдалась в октябре, во время осеннего наступления Северо-Западной армии на Петроград. Однако и на этот раз она была весьма ограниченной, расчёты командования армии на энергичную поддержку со стороны английской эскадры снова не оправдались. Хотя корабли эскадры поддерживали продвижение эстонских и ингерманландских отрядов вдоль побережья в направлении Красной Горки, а авиация продолжала наносить удары по Кронштадту и фортам, с действиями Северо-Западной армии эти операции не были согласованы. В ночь на 21 октября Балтийский флот понёс тяжёлую потерю. Эсминцы «Гавриил», «Азард», «Свобода» и «Константин», вышедшие в Копорский залив для проведения минно-заградительной операции, налетели на английские мины. «Гавриил», «Свобода» и «Константин» подорвались на минах и затонули. Только «Азард» сумел избежать взрыва и вернуться в Кронштадт. Погибли 484 человека, в т.ч. весь командный состав затонувших эсминцев. Среди погибших был и командир «Гавриила» В.В. Севастьянов, герой боя 18 августа. Спасти удалось только 25 членов экипажей «Гавриила» и «Свободы»51.

Последние более или менее существенные действия на Балтике были связаны с появлением в Финском заливе английского монитора «Эребус», вооружённого мощной 15-дюймовой артиллерией. 27 октября монитор, благодаря небольшой осадке имевший возможность действовать на малых глубинах, приблизился к побережью и начал обстреливать форты Красная Горка и Серая Лошадь (переименованные к тому времени соответственно в Краснофлотский и Передовой). Однако огонь не отличался меткостью и оказался малоэффективным. 30 октября «Эребус» вместе с несколькими другими английскими и эстонскими кораблями снова начал обстрел, который опять не дал существенных результатов. Ответный огонь с фортов заставил нападавших отойти52. В итоге «Эребус» не оправдал надежд, возлагавшихся на него английским командованием. Возможно, слабая активность англичан в Финском заливе была отчасти связана с ненадёжностью экипажей некоторых английских кораблей. По данным советской разведки, в сентябре на одном из миноносцев, стоявших в Хунгербурге (Нарва-Йыэсуу), произошли волнения среди команды, которая требовала разъяснить поводы и цели войны в России. Мятежная команда была отправлена в Англию и заменена заново набранными эстонцами53.

В декабре 1919 года военная кампания под Петроградом закончилась поражением Северо-Западной армии, остатки которой перешли на эстонскую территорию, где были разоружены и интернированы. 11 декабря начались советско-эстонские мирные переговоры. В этих условиях дальнейшее пребывание британского флота в Финском заливе теряло смысл. К 25—26 декабря последние корабли английской эскадры были выведены из залива. За всё время своего пребывания на Балтике англичане потеряли лёгкий крейсер, два миноносца, подводную лодку, два тральщика и три торпедных катера54.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Ullman R.H. Anglo-Soviet Relations 1917—1921. Vol. 2. Intervention and the War. November 1918 — February 1920. Princeton, 1968. P. 16.

2 Ллойд Джордж Д. Правда о мирных договорах. Т. 1. М., 1967. С. 329.

3 Documents of the British Foreign Policy. 1st Series. Vol. III. London, 1949. P. 311.

4 Пухов А.С. Балтийский флот на защите Петрограда (1919 г.). М., 1968. С. 6.

5 Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. Р-55. Оп. 1. Д. 16. Л. 46.

6 Coates W.P. Russia, Finland and the Baltic. London, 1940. P. 38.

7 РГА ВМФ. Ф. Р-92. Оп. 1. Д. 69. Л. 1—8.

8 Fletcher W. The British Navy in the Baltic, 1918—1920: First Contribution to the Independence of the Baltic Nations // Journal of Baltic Studies. 1978. № 2. P. 139.

9 Mitchell D.W. A History of Russian and Soviet Sea Power. London, 1974. P. 337.

10 Schmiedel K., Schnitter H. Bürgerkrieg und Intervention. 1918—1922. Militärhistorischer Abriss des Bürgerkrieges und der Ausländischen Intervention in Sowjetrussland. Berlin, 1970. S. 140.

11 РГА ВМФ. Ф. Р-92. Оп. 1. Д. 194. Л. 28—29.

12 Гражданская война. Боевые действия на морях, речных и озерных системах. Т. 2. Ч. 1. Л., 1926. С. 154, 155.

13 Родзянко А.П. Воспоминания о Северо-Западной армии. Берлин, 1921. С. 31, 57.

14 Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). Ф. 200. Оп. 1. Д. 298. Л. 6.

15 Горн В.С. Гражданская война на Северо-Западе России. Берлин, 1923. С. 198.

16 РГА ВМФ. Ф. Р-342. Оп. 1. Д. 291. Л. 15.

17 Гражданская война. Боевые действия на морях… Т. 2. Ч. 1. С. 156—158.

18 Балтийский флот в Октябрьской революции и гражданской войне: сборник документов. М.; Л., 1932. С. 177.

19 Несвицкий Н. В боях против английского флота // Красный флот. 1925. № 8. С. 64, 65.

20 Bennett G. Cowan’s War: The Story of the British Naval Operations in the Baltic, 1918—1920. London, 1964. P. 119, 227.

21 Пухов А.С. Указ. соч. С. 61.

22 РГА ВМФ. Ф. Р-1. Оп. 3. Д. 431. Л. 43.

23 Там же. Ф. Р-55. Оп. 1. Д. 54. Л. 91, 94; Ф. Р-92. Оп. 1. Д. 202а. Л. 118.

24 Горн В.С. Указ. соч. С. 52.

25 Гефтер А. Воспоминания курьера // Архив русской революции. Берлин, 1923. № 10. С. 146.

26 Agar A. Baltic Episode. A Classic of Secret Service in Russian Waters. London, 1964. P. 86, 87.

27 РГА ВМФ. Ф. Р-92. Оп. 1. Д. 257. Л. 3—4.

28 Agar A. Op. cit. Р. 88.

29 Потери английского флота во время боевых операций против России в 1918—1919 // Морской сборник. 1921. № 1—2. С. 39.

30 РГА ВМФ. Ф. Р-32. Оп. 1. Д.58. Л. 23.

31 Там же. Ф. Р-342. Оп. 1. Д. 198. Л. 23.

32 Батопорт (от фр. bateau-porte) — плавучий гидротехнический затвор, обычно служащий для запирания входа в док.

33 Центральный государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурга (ЦГАИПД СПб.). Ф. 4000. Оп. 5. Д. 2749. Л. 30.

34 Пухов А.С. Указ. соч. С. 113.

35 Гражданская война. Боевые действия на морях… Т. 2. Ч. 1. С. 179.

36 РГА ВМФ. Ф. Р-342. Оп. 1. Д. 291. Л. 16—17.

37 Там же. Ф. Р-92. Оп. 1. Д. 262. Л. 101.

38 Gilbert M., Winston S. Churchill. Vol. IV. 1917—1922. Boston, 1978. P. 871.

39 РГА ВМФ. Ф. Р-92. Оп. 1. Д. 282. Д. 2. Л. 96—97; ЦГАИПД СПб. Ф. 4000. Оп. 5. Д. 2749. Л. 38; Agar A. Baltic Episode. Р. 173—175.

40 Agar A. Op. cit. Р. 152.

41 Bennett G. Cowan’s War. Р. 157.

42 Gilbert M., Winston S. Op. cit. Vol. IV. Р. 871.

43 Luckett R. The White Generals: An Account of the White Movement and the Russian Civil War. New York, 1987.

44 Налёт английских катеров на Кронштадт (воспоминания очевидца) // Красный флот. 1925. № 8. С. 70; Гражданская война. Боевые действия на морях… Т. 2. Ч. 1. С. 184.

45 РГА ВМФ. Ф. Р-1. Оп. 3. Д. 81. Л. 10.

46 Гражданская война. Боевые действия на морях… Т. 2. Ч. 1. С. 189—192.

47 Пухов А.С. Указ. соч. С. 119.

48 Гражданская война. Боевые действия на морях… Т. 2. Ч. 1. С. 189.

49 РГА ВМФ. Ф. Р-92. Оп. 1. Д. 255. Л. 35.

50 Там же. Л. 41.

51 Пухов А.С. Указ. соч. С. 158, 159.

52 Гражданская война. Боевые действия на морях… Т. 2. Ч. 1. С. 202.

53 РГА ВМФ. Ф. Р-1. Оп. 3. Д. 406. Л. 37.

54 Потери английского флота во время боевых операций против России в 1918—1919. С. 39, 40.