Боевое применение самолётов-штурмовиков Ил-2 авиацией Военно-морского флота СССР в годы Великой Отечественной войны

Аннотация. В статье исследуется опыт боевого применения самолётов-штурмовиков Ил-2 в составе советской морской авиации в годы Великой Отечественной войны.

Summary. The paper examines the practice of combat use of Ilyushin 2 ground-attack aircraft within the Soviet naval aviation during the Great Patriotic War.

БОЧИНИН Дмитрий Анатольевич — доцент кафедры социально-экономических дисциплин Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского, доктор военных наук, доцент

(Санкт-Петербург. E-mail: bochinin49@mail.ru).

 

Боевое применение самолётов-штурмовиков ил-2 авиацией Военно-Морского флота СССР в годы Великой Отечественной войны

 

Цельнобронированный самолёт-штурмовик Ил-2 был сконструирован авиационным инженером С.В. Ильюшиным и впервые испытан во второй половине 1939 года. Изначально он предназначался для уничтожения живой силы и техники противника на поле боя и в его ближайших тылах, т.е. выполнения функций своего рода «летающего танка»1.

Техническая уникальность машины заключалась в достигнутом конструктором и производственниками оптимальном сочетании несущей брони, защищавшей экипаж и жизненно важные элементы конструкции самолёта, с мощным пулемётно-пушечным и бомбовым вооружением, требовавшимися для этого класса летательных аппаратов скоростью и дальностью полёта2. Всего в 1941—1945 гг. на трёх авиационных заводах страны было выпущено 36 183 штурмовика Ил-2 различных модификаций. Ил-2 стал самым массовым боевым самолётом Второй мировой войны3.

Примечательно, что оборудованные обычными колёсными шасси Ил-2 нашли широкое применение не только в авиационных частях сухопутных войск, но и в морской авиации. На вооружение авиации Военно-морского флота принципиально новые с точки зрения особенностей их боевого применения самолёты-штурмовики аэродромного базирования стали планово поступать во втором периоде Великой Отечественной войны (ноябрь 1942 — декабрь 1943 г.). По данным исследователей Н.М. Лаврентьева, Р.С. Демидова и других авторов труда «Авиация ВМФ в Великой Отечественной войне», появление бронированных штурмовиков детерминировало создание нового рода морской авиации — штурмовой, что, в свою очередь, позволило военно-морскому командованию активизировать боевое применение авиационных сил и средств, особенно на водных коммуникациях противника4.

Оснащение самолётного парка авиации флота штурмовиками Ил-2 также обусловило зарождение и развитие особой тактики нанесения ударов с воздуха по целям на море и побережье. В этой связи целесообразно рассмотреть некоторые цифры, факты и примеры. Так, эффективность боевого применения Ил-2 оказалась такова, что этот самолёт стал самой востребованной в годы войны боевой машиной авиационных частей армии и флота. Наиболее крупное производство штурмовиков было организовано на авиационном заводе № 18 в Воронеже.

Первые бронированные самолёты авиация Балтийского флота получила в августе 1941 года, но систематические поставки партий штурмовиков с авиационных заводов начались в 1943 году. Своеобразной «специализацией» морских Ил-2 стали бомбово-пушечные удары по боевым кораблям и торпедным катерам противника, имевшим сильную систему ПВО, самостоятельные налёты на сравнительно небольшие танкеры и транспорты врага. В интересах бомбардировочной и минно-торпедной авиации штурмовики нередко привлекались также для подавления зенитной артиллерии крупных транспортов. По мере необходимости флотские Ил-2 участвовали в непосредственной поддержке сухопутных войск, высадке морских десантов, подавлении береговых артбатарей, уничтожении мостов, переправ, портовых сооружений и в налётах на вражеские аэродромы.

Оценка ударной силы штурмовой авиации представляется более весомой и зримой, если принять во внимание, что потопление одного транспорта противника с грузом авиабомб примерно равнялось срыву 2000 самолётовылетов врага, потеря среднего танкера препятствовала вылету 1500 немецких бомбардировщиков или 5000 истребителей5.

Исследовательский интерес представляет обзор бортового вооружения самолёта-штурмовика. Помимо двух пулемётов ШКАС и одного пулемёта УТБ на морских Ил-2 (тип 3) устанавливались две подкрыльевые пушки конструктора А.Э. Нудельмана НС-37 с ёмкостью по 32 снаряда калибром 37 мм6. Штурмовик мог взять на борт 600 кг бомб и 8 реактивных снарядов типа РС-82. С лета 1943 года авиапромышленность выпускала малыми сериями корректировщики артиллерийской стрельбы Ил-2КР. В противокорабельных операциях и для постановки дымовых завес применялась также специализированная модификация торпедоносца Ил-2Т7.

В апреле 1943 года командование ВВС Военно-морского флота обобщило опыт применения бортового вооружения штурмовиков Ил-2 по различным целям. Как выяснилось, при ударах по кораблям и транспортам наибольший эффект поражения давало применение авиабомб ФАБ-100 и реактивных снарядов типов РС-82 и РС-132. При штурмовых ударах по аэродромам хорошие результаты показывали «РСы», мелкие осколочные бомбы и пушечно-пулемётный обстрел целей. Зажигательные боеприпасы были малоэффективны, поскольку требовали прямого попадания в самолёты на стоянках и ангары. По танкам наиболее результативным оказалось применение авиабомб ФАБ-50, -100 и РС-82, -132. Наряду с обобщённым опытом боевого применения Ил-2 в целях повышения живучести морских штурмовиков Наркомату авиапромышленности были переданы рекомендации лётно-технического персонала об установке дополнительной боковой брони в кабине самолёта и снабжении бронеспинки лётчика наголовником, чтобы защитить его от поражения огнём противника сбоку-сверху8.

Более конкретно опыт боевого применения штурмовиков Ил-2 по морским целям целесообразно рассмотреть на примере 9-й штурмовой авиационной дивизии ВВС Краснознамённого Балтийского флота (9 шад ВВС КБФ) в мае—августе 1943 года, основываясь на документах Центрального военно-морского архива.

Особенностью этой дивизии было то, что в её состав, кроме авиационных частей, вооружённых штурмовиками Ил-2, входили также истребительные части на самолётах Як-7б, ЛаГГ-3Ф и И-15бис ночного действия. Объединение под единым командованием разнородных сил авиации имело целью тесное взаимодействие штурмовой и истребительной авиации при нанесении воздушных ударов по морским целям и объектам поражения на суше9.

В сентябре 1943 года в дивизии были подведены итоги четырёх месяцев боевой работы. Основными задачами, на выполнение которых направлялись силы и средства 9 шад в летнем периоде, назывались бомбово-штурмовые удары по дозорным кораблям и катерам противника, его плавсредствам на коммуникациях и в портах, а также по аэродромам, шоссейным и железнодорожным мостам на Приморском участке фронта. Части дивизии привлекались также для подавления огня зенитной береговой артиллерии, отражения налётов авиации противника на наши аэродромы, уничтожения живой силы, огневых средств и сооружений врага на Синявинском участке фронта. Наиболее опытные экипажи штурмовых частей дивизии осуществляли свободный поиск и поражение кораблей и транспортов на самолётах Ил-2 ночью.

В целом боевое применение 9 шад летом 1943 года осуществлялось преимущественно в интересах Балтийского флота и проходило в основном в пределах акватории Финского залива. Поскольку опыт боевого применения авиадивизии смешанного состава ещё только нарабатывался, важно было вскрыть наиболее существенные недостатки. К их числу командир дивизии полковник Хатиашвили отнёс слабо отработанный одновременный взлёт, сбор и следование к цели групп штурмовиков и истребителей, что отрицательно сказывалось на времени выполнения боевых задач10.

Разные лётно-технические характеристики самолётов затрудняли также и посадку сравнительно больших групп самолётов (12—15 машин) на один аэродром по возвращении с заданий. По времени организация совместного приземления занимала порядка 30 минут, что нередко вынуждало последние самолёты садиться без горючего. Эффективность боевого применения снижалась и из-за слабо отработанного взаимодействия разнородных групп самолётов и экипажей по радио, что приводило к потере прикрытия штурмовиков истребителями.

Обобщение опыта боевых действий дивизии позволило выявить ряд особенностей применения разнородных авиационных сил и средств в операциях на море и побережье. Так, организация бомбово-штурмовых ударов по морским целям требовала значительно больших усилий всего личного состава дивизии, чем по сухопутным объектам. Это объяснялось трудностью обнаружения целей на обширной акватории и их последующим отысканием.

За время получения данных разведки, подготовки вылета и обнаружения цели для её поражения (это 2—3 часа) плавсредство противника могло не только изменить курс, но и далеко уйти, укрыться в шхерах. Разрешению этой задачи помогла систематическая разведка местоположения и сил противника «своими» истребителями и «на себя». Кроме того, вполне оправданными зарекомендовали себя удары по так называемым запасным целям — зенитным и артиллерийским батареям береговой обороны, инженерным сооружениям противника на островах и побережье.  <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

___________________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Шавров В.Б. История конструкций самолётов в СССР: 1938—1950 гг. М.: Машиностроение, 1978. С. 238.

2 Основные лётно-технические характеристики типового самолёта-штурмовика Ил-2: экипаж 2 человека, мощность двигателя АМ-38Ф 1750 л.с., масса взлётная 6160 кг, полезная нагрузка 1535 кг, скорость на высоте/у земли 405/391 км/ч, потолок 5440 м, дальность 765 км, вооружение 2 пушки НС-37, 2 пулемёта ШКАС, 1 пулемёт УТБ, 600 кг бомб, 8 РС. См.: Баргатинов В.А. Крылья России. М.: ЭКСМО, 2008. С. 474.

3 Харук А.И. Боевые самолёты Второй мировой. М.: Яуза; ЭКСМО, 2013. С. 590.

4 Лаврентьев Н.М., Демидов Р.С., Кучеренко Л.А., Храмов Ю.В. Авиация ВМФ в Великой Отечественной войне. М.: Воениздат, 1983. С. 6.

5 Катаев Э.С. Боевые действия морской авиации в Великой Отечественной войне. СПб.: ВМА имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова, 2006. С. 118.

6 Шавров В.Б. Указ. соч. С. 245.

7 Козырев М.Е., Козырев В.М. Авиация Красной армии. М.: Центрполиграф, 2011. С. 70, 71.

8 Центральный военно-морской архив. Ф. 12. Оп. 1. Д. 99. Л. 16.

9 Там же. Ф. 596. Оп. 1. Д. 46. Л. 2.

10 Там же. Л. 6. В архивных документах инициалы Хатиашвили не указаны.