Авиация Балтики: создание, развитие и боевое применение в первой половине ХХ века

image_print

Аннотация. Рецензия на монографию доктора военных наук, профессора Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского Д.А. Бочинина «Морская авиация Балтики: годы 1910—1940-е». В книге анализируются особенности и характер боевого применения отечественной морской авиации на Балтике в сложный исторический период (1910—1940 гг.).

Summary. There is a review for the monograph of the Doctor of Military Sciences, Professor of the Military Space Academy named after A.F. Mozhaysky D.A. Bochinin Baltic naval aviation 1910—1940. The book analyses features and a character of the combat use of the domestic naval aviation in the Baltic during complicated historical time1910 – 1940.

КНИЖНАЯ ПОЛКА ВОЕННОГО ИСТОРИКА

 ЛОСИК Александр Витальевич — заместитель главного редактора журнала для учёных «КЛИО», старший научный сотрудник Военного института (научно-исследовательского) Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского, доктор исторических наук, профессор

(Санкт-Петербург. E-mail: poltorak2006@yandex.ru);

ЩЕРБА Александр Николаевич — старший научный сотрудник Научно-исследовательского отдела (военной истории Северо-Западного региона РФ) Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ, доктор исторических наук, профессор

(Санкт-Петербург. E-mail: a.n.sherba@mail.ru).

 

Авиация балтики: создание, развитие и боевое применение в первой половине xx века

 

Монография Д.А. Бочинина* посвящена важной и одновременно актуальной, но недостаточно изученной теме нашей истории — анализу создания, развития и боевого применения морской авиации России (СССР). Актуальность исследования подчёркивается и тем обстоятельством, что в 1990—2000-е годы было допущено деструктивное реформирование морской авиации, а следовательно, требуются глубокий компетентный анализ допущенных ошибок и радикальные меры по приведению авиационной компоненты российского флота в соответствие с реалиями войн и вооружённых конфликтов XXI века. Для эффективного противодействия авиационным силам, соединениям надводных кораблей и атомным подводным силам противника, транснациональным преступным сообществам флоту России требуются летательные аппараты нового, современного поколения. И решение этой важной государственной задачи может и должно опираться на глубоко проанализированный и обобщённый отечественный военно-исторический опыт развития и применения морской авиации, в т.ч. на Балтике, за первую половину XX века. Этому и посвящена рецензируемая книга, результаты исследования в которой отражены в 3 главах, 8 параграфах и заключении издания.

В первой главе «Создание, развитие и боевое применение отечественной морской авиации в 1913—1928 гг.» автор на основе архивных документов аргументированно утверждает, что первый российский гидросамолёт М-1 был спроектирован и создан Д.П. Григоровичем из отечественных материалов силами работников Первого Российского Товарищества Воздухоплавания (ПРТВ), директором-распорядителем которого был С.С. Щетинин. Оно возникло в Петербурге в 1909 году.

Акцентируя внимание военного ведомства на возросших за 1911—1913 гг. возможностях своего предприятия, С.С. Щетинин доказывал чиновникам министерства, что ПРТВ — первый и единственный специализированный аэроплано-строительный завод, служащий нуждам государственной обороны и исполняющий исключительно заказы военного ведомства1.

6 июня 1914 года летающая лодка была испытана лейтенантом И.И. Кульневым и под номером Щ-1 была зачислена в состав авиации Балтийского флота. Именно с этого времени, по мнению автора, и началась биография морской авиации как рода сил ВМФ России2. Правда, тут же автор монографии оговаривается, что существуют и альтернативные мнения относительно даты зарождения морской авиации России, и данный вопрос, по его мнению, требует дополнительного научного исследования.

Подводя итог первой главе монографии, Д.А. Бочинин справедливо замечает, что, во-первых, во втором десятилетии XX века в Санкт-Петербурге зародилась и в течение нескольких лет превратилась в самостоятельную отрасль военного производства авиационная промышленность Северо-Западного региона России. Её отличительной особенностью стало целевое конструирование, опытное и крупносерийное производство самолётов для Военно-морского флота России. Однако слабые производственные мощности собственного моторостроения поставили российскую авиацию в зависимость  от дорогостоящих и ненадёжных зарубежных поставок3.

Второй важнейший вывод сводится к следующему: в годы Первой мировой войны авиационные заводы Петрограда поставляли армии и флоту ежегодно около 700 гидросамолётов, тяжёлых бомбардировщиков, истребителей, самолётов-разведчиков, соответствовавших мировым образцам авиационной техники. Опыт боевого применения авиации в годы Первой мировой войны показал, что она стала важным средством ведения военных действий на море, фактически родом сил флота.

И, наконец, третий вывод главы: опыт боевого применения мировой авиации был учтён в годы послевоенного развития авиационной промышленности Петрограда (Ленинграда). Характерной особенностью регионального авиапрома в указанный период стала специализация на конструировании и производстве учебных самолётов для армии и флота страны. К 1929 году в Ленинграде, по утверждению Д.А. Бочинина, сложились основы северо-западного регионального центра авиационной промышленности СССР4.

Рецензенты в целом согласны с утверждением, но считают, что, говоря об этом, следует подчеркнуть, что речь идёт лишь об основах структуры центра и его промышленно-производственного потенциала.

Во второй главе «Роль северо-западного регионального центра авиационной промышленности в модернизации авиации ВМФ в годы межвоенного периода (1921—1941 гг.)» автор исследует формирование в Ленинграде центра разработки и производства легкомоторных самолётов для армии и флота. Отмечается, что переход самолётостроения к выпуску цельнометаллических машин детерминировал создание региональной базы производства известных лёгких металлов. Подчёркивается, что военно-техническую помощь ленинградский авиапром в указанные годы получал от авиационных предприятий США, Германии и других промышленно развитых стран посредством командирования специалистов на зарубежные предприятия, закупки лучших образцов морской и сухопутной авиационной техники, оборудования, материалов и приборов для их использования как в лицензионном производстве, так и для вооружения советских авиационных частей.

Важнейшим выводом главы стало утверждение автора, что в 1933—1934 гг. завершилось формирование северо-западного регионального центра авиационной промышленности страны, основой которого стала индустрия Ленинграда, которая включала в себя авиационные заводы и связанные с ними предприятия-смежники, выпускавшие к концу указанного периода свыше 2 тыс. самолётов, авиационных двигателей и широкую номенклатуру комплектующих изделий. В названный авиационный центр входили также научно-исследовательские учреждения и учебные заведения, выполнявшие проектные работы и готовившие специалистов для авиационной промышленности. Разработкой и производством продукции авиационного назначения, подготовкой кадров для авиапрома города накануне Великой Отечественной войны в Ленинграде занимались свыше 80 предприятий и учреждений5.<…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Багратионов В.А. Крылья России: полная иллюстрированная энциклопедия. М.: Эксмо, 2003. С. 25.

2 Бочинин Д.А. Морская авиация Балтики: годы 1910—1940-е. СПб.: Полторак, 2018. С. 10.

3 Там же. С. 32.

4 Там же. С. 88.

5 Там же. С. 200, 201.

* Бочинин Д.А. Морская авиация Балтики: годы 1910—1940-е. СПб.: Полторак, 2018. 272 с.