Артерии победы 

КНИЖНАЯ ПОЛКА ВОЕННОГО ИСТОРИКА

Развитые пути сообщения имеют особое значение в манёвре, снабжении и перевозке войск. Уже Первая мировая война показала, что в работе тыла огромную роль играют пути сообщения, особенно железнодорожные. Если в 1870 году во время франко-прусской войны каждой из трёх немецких армий было достаточно 1—2 железнодорожных эшелона ежедневно, то через полвека количество необходимых эшелонов для снабжения фронта увеличилось до 200, а то и 300 единиц. «Состояние транспорта, как элемента экономической подготовки к войне, нам представляется имеющим для такого большого государства, как СССР, несравненно большее значение, чем какие-либо финансовые успехи», — так писал один из самых известных отечественных военных теоретиков А.А. Свечин в конце 1920-х годов. И сегодня его слова не утратили своей актуальности.

Значение путей сообщения в военной сфере не только не снизилось, но и, наоборот, резко возросло к настоящему моменту. С изменением характера современной войны и в условиях многочисленных потенциальных угроз, особое внимание должно уделяться вопросам мобильности войск, крайне важной для такой большой державы, как Российская Федерация. И, безусловно, для организации наиболее эффективной системы путей сообщения нужно осмыслять прошедшие военные конфликты и роль транспорта в них.

Огромный опыт, во многом актуальный и сейчас, был накоплен в Великую Отечественную войну. Остававшиеся зачастую в тени боёв на передовой органы военных сообщений (ВОСО), Наркомат путей сообщения выполняли тяжелейшую и ответственную работу — перевозили на большие расстояния те самые силы и средства, с помощью которых войска шли вперёд. Без героической работы транспорта в тылу сложно себе представить Победу в мае 1945 года. На Северо-Западном стратегическом направлении важную роль играли пути сообщения, формировавшиеся и эксплуатировавшиеся в своих, особых условиях.

Новая книга «Пути сообщения в военном деле»*, подготовленная сотрудниками Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ (НИИ (ВИ) ВАГШ ВС РФ), посвящена истории использования транспорта на Северо-Западе, на Крайнем Севере в суровые годы Великой Отечественной войны. В труде представлены как научные статьи, так и документы, впервые показывающие многие аспекты организации военных сообщений.

В подготовке издания принял участие широкий круг специалистов из учреждений и организаций Северо-Запада России — Мурманска, Беломорска, Архангельска, Петрозаводска, Вологды, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, включая работников архивов, музеев и вузов, и из Москвы.

Содержание труда построено по хронологическому принципу. Первые две обзорные статьи сотрудников Научно-исследовательского института (военно-системных исследований материально-технического обеспечения) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва А.З. Джиоева и В.А. Рыбицкого раскрывают историю развития путей сообщения в военном деле от Крымской войны в середине XIX века до Советско-финляндской войны 1939—1940 гг., а также состояние системы военных сообщений на Северо-Западе СССР накануне Великой Отечественной войны. Стоит подчеркнуть, что статьи снабжены богатым иллюстративным и статистическим материалом, показывающим эволюцию транспортной системы, особенно на Севере.

Далее следует материал ведущего научного сотрудника Центрального музея ВС РФ В.А. Афанасьева, который показывает общую картину развития военных сообщений в годы Великой Отечественной войны и в период проведения наиболее значимых операций. Название статьи говорит само за себя: «Логистика — “кровеносная система” Победы. Роль транспорта в достижении Победы в Великой Отечественной войне». Читатель может проследить, как в сложнейших условиях работала транспортная система, достигая больших результатов в снабжении войск, в строительстве новых путей сообщения, в функционировании и ремонте уже имевшихся.

Особый интерес не только у читателей, но и у исследователей истории Великой Отечественной войны вызовет публикация массива архивных документов из филиала Центрального архива Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ) — архива Военно-Морского Флота об использовании сети автомобильных и железных дорог, морских и речных путей сообщения для манёвра войск, снабжения их материальными средствами, содействия силами флота операциям сухопутных войск на приморских направлениях.

Публикуемая коллекция документов Центрального государственного архива научно-технической документации Санкт-Петербурга рассказывает о функционировании Дороги жизни, сыгравшей огромную роль в снабжении блокированного Ленинграда.

Следующие публикации посвящены конкретным объектам и организациям путей сообщения Северо-Запада. Статья научного сотрудника «Музея Карельского фронта», расположенного в г. Беломорске Республики Карелия Е.П. Мироничева рассказывает об использовании немецкой разведкой польских агентурных данных о Кировской железной дороге. Публикация сотрудника Петрозаводского государственного университета Ю.Н. Зеленской представляет собой ценный очерк истории Кировской железной дороги в годы Великой Отечественной войны на основе архивных данных, дополняемый комплексом документов Национального архива Республики Карелия и архива УФСБ по Республике Карелия о работе железной дороги в карельских и заполярных условиях. Малоизвестную широкой аудитории тему работы Северной железной дороги в годы войны с привлечением архивных источников Вологодского областного архива новейшей политической истории (ВОАНПИ) и Государственного архива Вологодской области раскрывают сотрудники ВОАНПИ О.Г. Волкова и С.И. Старостин. В период войны эти северные участки железных дорог СССР играли важнейшую роль не только в снабжении сухопутных войск и флота, дислоцированных в Заполярье, Карелии, Архангельске и за Свирью, но и в переброске грузов, поставлявшихся в нашу страну по ленд-лизу, из северных портов.

Большой вклад в победу в войне морских путей сообщения также отражён в настоящем издании. Об оборонном значении Северного морского пути и об Экспедиции особого назначения ЭОН-18 в суровых климатических условиях Арктики рассказывает публикация сотрудника НИИ (ВИ) ВАГШ ВС РФ Е.В. Бея. Отдельные статьи посвящены северным морским портам — М.А. Ершов с привлечением документов Государственного архива Мурманской области раскрывает деятельность Мурманского порта в годы войны. Архангельскому морскому торговому порту посвящена публикация Т.А. Санакиной, написанная с вводом в научный оборот документов Государственного архива Архангельской области. Именно эти порты, и также Молотовский (ныне — Северодвинский), стали основными в деле обеспечения работы Северного морского пути и приёма морских конвоев союзников по ленд-лизу.

Интересные материалы, в том числе документы Государственного архива Вологодской области, представлены в публикации сотрудника этого архива А.Б. Першиной об истории создания и эксплуатации воздушного моста Вологда — Ленинград в годы Великой Отечественной войны.

Малоизвестную тему трубопровода, проложенного по дну Ладоги и сыгравшего огромное значение в снабжении Ленинграда, поднимает сотрудник Российского государственного архива социально-политической истории Н.А. Кириллова, в публикации которой приведены ценные документы РГАСПИ. Эту тему продолжает публикация, подготовленная учителем школы Е.В. Пономаренко, в которой на основе документов личного характера и переписки красных следопытов с ветеранами рассказывается, как сохранялась память о строительстве и работе этого трубопровода в послевоенное время в школьном музее Краснознамённой Ладожской военной флотилии и Северо-Западного речного пароходства школьного отделения д. Ваганово муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа “Рахьинский центр образования”».

Особую роль путей сообщения в деле эвакуационных мероприятий на примере работы военно-санитарных поездов показывают сотрудник НИИ (ВИ) ВАГШ ВС РФ Н.Ю. Бринюк и сотрудники филиала ЦАМО РФ – архива военно-медицинских документов В.Ю. Ивановский и В.Н. Пономаренко в специальной публикации впервые вводимых в научный оборот архивных документов.

Заканчивается сборник двумя интереснейшими и, главное, полезными приложениями. Первое — фрагмент труда «Подготовка территории приграничного военного округа к войне в дорожном отношении», подготовленного А.К. Жуковым на кафедре мобилизационной подготовки военного округа Военной академии им. К.Е. Ворошилова в 1951 году. Материал весьма полезен для понимания роли путей сообщения в послевоенный период с учётом осмысления опыта Великой Отечественной войны, позволяет проследить эволюцию взглядов на значение транспорта в военном деле. Второе приложение — изданный в 1926 году «Справочник для начальника эшелона при перевозке войск по железнодорожным и водным путям сообщения» из фондов Военной исторической библиотеки Генерального штаба ВС РФ. Он раскрывает внутреннее содержание деятельности должностных лиц органов военных сообщений. Благодаря справочнику можно получить представление о большом объёме работы, которую выполняли во всех звеньях этой структуры.

Несомненными достоинствами труда «Пути сообщения в военном деле» являются: 1) Введение в научный наоборот значительного массива впервые публикуемых архивных документов; 2) Привлечение большого количества иллюстративного материала архивных и музейных фондов. Большинство этих документов сложно найти в открытом доступе, но благодаря вышедшему в свет изданию с ними может ознакомиться любой заинтересованный читатель. Книга будет интересна широкой аудитории — от студентов и учащихся до учёных и специалистов.

Безусловно, деятельность органов ВОСО в целом, и на Северо-Западе в частности, требует дальнейшего изучения. Представленная книга показывает, что эта тема, во-первых, актуальна, а во-вторых — является объектом исследования большого круга специалистов и учёных, историков и военных, занимающихся вопросами тыла и снабжения в военное время. Труд вносит большой вклад в изучение военного строительства и боевых действий на Северо-Западе, что позволяет нам расширить представления о важности путей сообщения, особенно на северных рубежах нашей страны.

Публикация Е.П. Мироничева


* Пути сообщения в военном деле [сборник] / Военная академия Генерального штаба Вооружённых сил РФ, Научно-исследовательский институт военной истории [и др.]. Санкт-Петербург: Галарт+, 2022. 604 с.