А МУЗЫ НЕ МОЛЧАЛИ

Цыкина Юлия Юрьевна — доцент кафедры культуры и искусств Марийского государственного университета, кандидат исторических наук

(E-mail: Suleimani@mail.ru)

А МУЗЫ НЕ МОЛЧАЛИ

Марийская АССР, ныне Республика Марий Эл, внесла свой вклад в достижение победы над фашистской Германией, хотя и находилась в глубоком тылу. С началом Великой Отечественной войны её промышленные предприятия, прежде всего в столице Йошкар-Оле, перешли на военное производство. На них изготавливались детали вооружения и боеприпасов, военное обмундирование и снаряжение. В Йошкар-Олу было эвакуировано несколько заводов и научных учреждений, в том числе Государственный оптический институт из Ленинграда, завод «13 лет Октября» из Одессы. В годы войны здесь работали академики И.И. Артоболевский, С.И. Вавилов, И.В. Гребенщиков, А.А. Лебедев, В.П. Линник, А.И. Тудоровский и ряд других учёных. К концу июля 1941 года в республику прибыло 15 582 человека из западных регионов страны. В числе эвакуированных было немало работников искусства, в том числе музыкантов и артистов. 17 человек стали работать в Маргостеатре, трое — в Марийской государственной филармонии. Доцент Ленинградской консерватории В.А. Рошковская преподавала на музыкальных курсах, созданных как бы взамен вынужденно закрытой детской музыкальной школы им. П.И. Чайковского.

Следует отметить, что с началом войны музыкальное творчество, особенно песня, стало неотъемлемой частью жизни фронта и тыла. В произведениях музыкально-сценического жанра отражались подвиги героев Великой Отечественной войны, да музыка и сама звала на подвиг.

Война потребовала перестройки всей музыкально-общественной жизни страны. Огромный размах приняла концертная деятельность музыкантов на фронтах и в тылу. Уже за первые полтора года войны для воинов Красной армии было дано 200 тыс. концертов и спектаклей с участием певцов и инструменталистов, из них 60 тыс. непосредственно на фронтах (на переднем крае — в окопах и блиндажах выступали так называемые окопные ансамбли). Всего за время военных действий на фронте выступило более 40 тыс. артистов, включая музыкантов, в составе около 4000 фронтовых бригад они дали свыше 400 тыс. концертов. В них участвовали певцы П.3. Андреев, В.В. Барсова, С.К. Киизбаева, Л.А. Русланова, М.Д. Михайлов, Л.О. Утёсов, К.И. Шульженко и др.

Композиторами и исполнителями проводилась большая шефская работа. Музыканты руководили армейской самодеятельностью, игравшей серьёзную роль в жизни воинских коллективов. Так, во фронтовой олимпиаде, проведённой политуправлением 1-го Украинского фронта летом 1944 года, приняло участие свыше 700 человек.

Особенным успехом пользовались радиоконцерты по заявкам, в том числе солдат и партизан.

Не прекращалась творческая деятельность Союзов композиторов в Москве и Ленинграде — проводились конкурсы, в том числе на боевую песню и марш, организовывались смотры-декады, на которых было представлено музыкальное искусство советских республик. В условиях эвакуации музыканты республик, временно оккупированных фашистскими захватчиками, продолжали работу в художественных ансамблях, объединивших как композиторов, так и исполнителей.

Не осталась в стороне от этого процесса и музыкальная общественность Марийской АССР. Перед войной в столице республики функционировали: Марийское музыкальное училище; детская музыкальная школа им. П.И. Чайковского; Марийский государственный театр; Русский театр; Марийская государственная филармония с ансамблем песни и пляски; многочисленные коллективы художественной самодеятельности. Разумеется, требовалась их перестройка на военный лад. С этой целью Управление по делам искусств при СНК МАССР уже 23 июля 1941 года устроило совещание, на котором присутствовали люди творческих профессий, в том числе известные марийские музыканты и композиторы1. . <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Государственный архив Республики Марий Эл (ГА РМЭ). Ф. Р. 425. Оп. 1. Д. 83. Л. 13.