388-й отдельный судоремонтный батальон в годы Великой Отечественной войны

Аннотация. В годы Великой Отечественной войны на всех флотах и флотилиях при предприятиях и мастерских, осуществлявших судоремонт в интересах ВМФ, были созданы судостроительные батальоны. В статье раскрыта деятельность одного из них — 388-го отдельного морского судоремонтного батальона Северного флота.

Summary. During the Great Patriotic War all fleets and flotillas attached to enterprises and repair shops engaged in ship repair in the interests of the Navy set up ship-building battalions. The paper describes the work of one of them, the 388th Detached Naval Ship Repair Battalion of the Northern Fleet.

ФЕДУЛОВ Сергей Валентинович — доцент кафедры социально-экономических дисциплин Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского, полковник запаса, доктор исторических наук, доцент

(Санкт-Петербург. E-mail: serg.val.fed.661000@yandex.ru);

КОНЕЕВ Алексей Николаевич — заведующий кафедрой истории войн и военного искусства ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия имени Н.Г. Кузнецова», контр-адмирал запаса, кандидат военных наук, доцент

(Санкт-Петербург. E-mail: coneev2012@yandex.ru);

ЛАУШКИН Серей Анатольевич — старший преподаватель кафедры социально-экономических дисциплин Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского, подполковник запаса

388 ОТДЕЛЬНЫЙ СУДОРЕМОНТНЫЙ БАТАЛЬОН В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Накануне Великой Отечественной войны Северный флот был самым молодым в составе ВМФ СССР. У руководства страны, Наркомата ВМФ и командования Северного флота (СФ) не было ни времени, ни средств для создания судоремонтной базы на северном театре военно-морских действий. С началом войны, когда корабли и суда стали получать боевые и аварийные повреждения, отсутствие данной базы существенным образом влияло на боевую готовность флота. Поэтому, учитывая тот факт, что Мурманск являлся главной базой Северного флота, все предприятия, имевшие отношение к судоремонту и судостроению, но входившие в другие ведомства, а именно Главсевморпуть, Главрыбосудострой и др., были в оперативном отношении переподчинены тылу Северного флота и выполняли задачи технического отдела флота.

С началом организации полярных конвоев, осуществлявших доставку грузов, поставлявшихся по ленд-лизу, объём судоремонтных работ значительно возрос. Вместе с тем специфика военного судоремонта требовала увеличения количества специалистов-судоремонтников военно-морского профиля. В связи с этим командованием флота было принято решение о формировании судоремонтных подразделений, в состав которых входили офицеры, старшины и краснофлотцы.

Первоначально на основании приказа начальника тыла Северного флота генерал-майора интендантской службы Н.П. Дубровина от 23 июня 1942 года была сформирована отдельная судоремонтная рота технического отдела Северного флота в составе 4 взводов. Местами их дислокации были определены: 1-й и 2-й взводы — пос. Дровяной; управление роты и 3-й взвод — г. Мурманск (береговые мастерские технического отдела Северного флота); 4-й взвод — губа Пала, мастерская «Красный горн». Временно исполняющим обязанности командира роты был назначен воентехник 1 ранга А.А. Мурадян1, впоследствии ставший крупным специалистом и организатором в области судоремонта.

Но уже 23 октября 1942 года на основании приказа командующего Северным флотом адмирала А.Г. Головко был сформирован 388-й отдельный морской судоремонтный батальон, а отдельная судоремонтная рота была включена в его состав. Данная воинская часть была подчинена начальнику технического отдела Северного флота. В состав батальона входили 4 роты. Местами их дислокации являлись: управление штаба батальона и 1-я рота — Мурманск (Петушинка); 2-я рота — пос. Роста; 3-я рота — г. Полярный (губа Пала); 4-я рота — пос. Дровяной. Приказом командующего Северным флотом от 6 апреля 1943 года командиром батальона был назначен майор П.Г. Бойцов, а его заместителем по политической части — капитан Н.А. Соколов2.

Следует отметить, что задач, стоявших перед батальоном, было такое количество, что командование Северного флота было вынуждено увеличить его штат и численность. Так, 1 января 1944 года в соответствии с приказом начальника тыла СФ в составе батальона была сформирована 5-я рота с дислокацией в пос. Роста.

В августе 1944 года в руководящем составе 388-го отдельного морского судоремонтного батальона произошли серьёзные кадровые перестановки. 14 августа 1944 года командир батальона майор П.Г. Бойцов был осуждён военным трибуналом Мурманской военно-морской базы на 7 лет трудовых лагерей за растранжиривание продуктов, а его заместитель по политической части капитан Н.А. Соколов был перемещён на аналогичную должность в 380-й морской судоремонтный батальон.

Тогда же приказом командующего Северным флотом адмирала А.Г. Головко командиром батальона был назначен майор С.А. Серов, а его заместителем по политической части — капитан-лейтенант А.В. Макеев3.

В свою очередь, штат батальона определялся Наркоматом ВМФ и зависел от объёма и направления выполнявшихся работ. Так, штаб включал в себя управление батальона и три части: материально-технического обеспечения, финансовую, санитарную. Помимо управления в состав батальона входили пять рот, каждая из которых состояла из управления и трёх взводов. В каждый из взводов входили от 2 до 6 отделений4. В годы Великой Отечественной войны численность личного состава батальона варьировалась от 850 до 950 человек. Помимо командира батальона майора С.А. Серова и его заместителя по политической части капитан-лейтенанта А.В. Макеева в состав командования части (отдельный батальон имел статус воинской части) входили помощник командира батальона по производству инженер-капитан А.М. Тищенко и помощник командира по строевой части майор М.С. Воробьёв.

В отличие от строевых военно-морских частей в батальоне не предусматривались должности заместителей командиров рот по политической части. Поэтому и организация, и ведение партийно-политической и воспитательной работы возлагались на заместителя командира батальона по политической части капитан-лейтенанта А.В. Макеева, парторга батальона И.А. Бошина и младшего сержанта сверхсрочной службы М.Г. Протасова, командиров рот и взводов.

Архивные материалы свидетельствуют о том, что, как и в каждой военно-морской части, в батальоне велась плановая боевая и политическая подготовка. Проводились занятия по политической, строевой, огневой подготовке, противохимической защите, уставам и др. Регулярно осуществлялись проверки закреплённого за офицерами, старшинами, краснофлотцами оружия и средств защиты (противогазов), уставного порядка в подразделениях5.

Основным видом деятельности батальона являлись судоремонтные работы. Так, в 1943 году выполнение промышленно-финансового плана составляло: 1 квартал — 85,7 проц.; 2 квартал — 103,6 проц.; 3 квартал — 107,1 проц.; 4 квартал — 115 проц. Всего за 1943 год — 103 проц. Общая сумма выработки по плану составляла 5 765 412 рублей, фактически было выработано 6 148 499 рублей.

В 1944 году план был выполнен следующим образом: 1 квартал — 90,6 проц.; 2 квартал — 108,7 проц.; 3 квартал — 98 проц.; 4 квартал — 102,4 проц. Общая сумма выработки по плану составляла 5 983 204 рубля, фактически было выработано 6 986 179 рублей6.

Все подразделения 388-го отдельного морского судоремонтного батальона были прикреплены к судоремонтным предприятиям. Так, например, управление батальона и 1-я рота размещались в Мурманске (Петушинка), при этом личный состав роты осуществлял судоремонтные работы на Северной судостроительной верфи, где в довоенное время строились рыболовецкие траулеры. В годы Великой Отечественной войны на ремонт к причалам вставали не только траулеры, но и корабли Северного флота, судоверфь находилась в оперативном подчинении тыла СФ. Все цеха так или иначе работали на нужды фронта, даже наладили выпуск снарядов, мин и миномётов. Предвоенный личный состав судоверфи насчитывал 2708 человек. В первые же дни войны она лишилась почти половины кадровых работников, поэтому помощь личного состава батальона была существенной. Формально верфь оставалась в подчинении Главрыбосудостроя, но оперативно шагу не могла ступить без согласования с техническим отделом Северного флота, который был генеральным заказчиком верфи. Ремонт военных кораблей стал главной задачей предприятия7. При этом большую роль в деятельности верфи играла 1-я рота 388-го Отдельного морского судоремонтного батальона.

Как уже говорилось, 2-я и 5-я роты имели пунктом дислокации пос. Роста и были прикреплены к Мурманскому судоремонтному заводу. Однако с вовлечением личного состава в производственную деятельность предприятия были определённые сложности. Например, в 1944 году большой процент краснофлотцев судоремонтного батальона не обладал необходимой квалификацией. Но даже имевшие квалификацию зачастую не могли работать по своей специальности по причине того, что их было больше, чем требовалось заводу. Скажем, в батальоне имелось 100 человек электриков, завод же мог использовать не более 50 человек; шофёров в батальоне состояло 50 человек, завод мог использовать не более 5 человек и т.д. Вместе с тем завод нуждался в основных ведущих специалистах: слесарях-судостроителях, слесарях-котельщиках, станочниках и т.п. Но именно таких специалистов в батальоне было незначительное количество, причём в основном это были «низкоразрядники». В общем, батальон был укомплектован без учёта потребностей завода8.

Необходимо отметить, что личный состав судоремонтного батальона не только активно участвовал в выполнении задач, стоявших перед предприятием, но и вносил определённый вклад в изобретательскую, рационализаторскую работу и совершенствование технологических процессов. Например, в 1944 году на Мурманском судоремонтном заводе было принято предложение начальника цеха № 2 инженер-капитана 3 ранга Смирнова и технолога краснофлотца Дрожжина по конструктивным изменениям и технологии ремонта различных узлов и корпусов эсминцев «Разумный», «Громкий», «Гремящий», лидера эсминцев «Баку»9.

В свою очередь, 3-я рота имела местом дислокации губу Пала и осуществляла работы на плавмастерской «Красный горн», которая в 1935 году была переведена из Кронштадта. Вместе с ней прибыли 105 специалистов-судоремонтников. Совместно с ними личным составом судоремонтной роты в 1943 году были проведены 102 ремонта подводных лодок и 32 надводных кораблей.

Контр-адмирал в отставке Ф. Буданов вспоминал: «Ремонт подводных лодок как в мирное, так и в военное время осуществлялся главным образом в плавмастерской «Красный горн». Только за 1944 год здесь было проведено 57 ремонтов подводных лодок и 74 — надводных кораблей»10.

Вот характерные примеры деятельности предприятия.

За 41 день вместо отводившихся трёх месяцев удалось выполнить ремонт подводной лодки «М-171», которой командовал Герой Советского Союза капитан-лейтенант В.Г. Стариков. После ремонта эта лодка потопила два транспорта противника.

С риском для жизни рабочие и краснофлотцы судоремонтной роты извлекли заклиненные торпеды из помятой носовой части подводной лодки «М-172», которой командовал Герой Советского Союза И.И. Фисанович. На четыре дня раньше установленного срока лодка ушла на боевое задание и потопила три неприятельских транспорта11.

Всего за годы Великой Отечественной войны в плавмастерской «Красный горн» были проведены 248 ремонтов подводных лодок и 134 — надводных кораблей12. В этом трудовом подвиге был и вклад офицеров, старшин и краснофлотцев 3-й роты судоремонтного батальона.

Ещё одно подразделение, о котором пойдёт речь, — 4-я рота 388-го отдельного морского судоремонтного батальона, реорганизованная 23 октября 1942 года из 1-го и 2-го взводов судоремонтной роты, сформированной в июне 1942 года. Она дислоцировалась в пос. Дровяной. В начале 1942 года сюда были переведены судоремонтные мастерские, плавучий док грузоподъёмностью 2500 т и плавучая мастерская «ПМ-104», при этом плавдок поставили под скалистый берег у пос. Абрам-Мыс. Численность рабочих составляла 230 человек, а производственная площадь — 1006 м2. Работать приходилось в трудных климатических условиях Заполярья, при бомбёжках, нехватке материалов, инструментов, электроэнергии, топлива и продуктов питания. Трудности усугублялись оторванностью мастерских от дока. Между ними и цехами ходил паровой буксир «РБ-3», перевозя рабочих, материалы, демонтированные узлы, агрегаты и детали13. Бок о бок с рабочими-судоремонтниками трудились старшины и краснофлотцы 4-й роты батальона.

В январе 1943 года в мастерские пришёл на ремонт эсминец «Разъярённый», у которого при ударе об отвесную скалу о. Сальный был погнут форштевень, сплющена вся носовая часть и смяты каюты под полубаком. Чтобы привести корабль в боевую готовность, корпусному и механическому цехам предстояло выполнить огромную работу. Она шла круглосуточно. Повреждённую носовую часть отрезали, изготовили с использованием фрагментов корпуса потопленного в июле 1941 года в Екатерининской гавани эсминца «Стремительный» новую. Рабочие и краснофлотцы сделали всё, чтобы в августе 1943 года вернуть Северному флоту боевой корабль14.

В сложной боевой обстановке прошли ремонт эсминцы «Урицкий», «Карл Либкнехт», «Куйбышев», сторожевые корабли «Смерч», «Гроза», «Ураган», а также несколько конвойных кораблей союзников. Одновременно с выполнением докового ремонта подводных лодок и надводных кораблей проводилась установка нового вооружения на малые деревянные корабли. По заданию командования Северного флота мастерские построили металлический катер с броневой башней для боевых операций на озёрах15.

В 1943 году в составе судоремонтной мастерской была создана станция подводного судоремонта, начальником которой был назначен капитан-инженер А.А. Мурадян (бывший командир судоремонтной роты. — Прим. авт.). Силами личного состава выполнялся ремонт подводных частей кораблей и судов без постановки их в док. Впоследствии инженер-полковник А.А. Мурадян вспоминал: «В связи с необходимостью оперативного ремонта аварийных кораблей в 1943 году на Северном флоте формируется станция подводного судоремонта. На станцию возлагалась задача ремонта кораблей и судов, повреждённых в боевой обстановке, в местах стоянки без подъёма в док.

Поскольку такие работы на флоте никогда не проводились, нужно было продумать до мелочей все организационные вопросы. А их было много: подобрать команду станции, оборудовать катер с водолазным снаряжением, подвижную плавучую мастерскую, а главное — обучать людей водолазному делу, умению работать под водой электросваркой, снимать гребные винты, дейдвудные устройства, рули, то есть выполнять почти все доковые работы, но только под водой, в тяжёлом водолазном снаряжении и под воздействием противника.

С момента организации и до конца войны станция занималась ремонтом кораблей и судов Северного флота, а также иностранных (американских, английских, норвежских, французских) кораблей и судов с боевыми и аварийными повреждениями. Повреждения были различного характера: пробоины в борту, повреждения гребных винтов, валолиний, рулей и т.д.»16.

Далее инженер-полковник А.А. Мурадян приводил несколько примеров подводного судоремонта: «На подводной лодке “Л-20” был срезан штырь горизонтального руля. Ремонт выполнен в короткий срок, лодка ушла на боевую позицию.

Эсминец “Разъярённый” в результате попадания в корму акустической торпеды получил полное разрушение кормовой части, и она погрузилась под воду на 7,4 метра. Корабль остался на плаву, но его нельзя было ставить в док из-за провисания кормы. Нужно было на плаву срезать провисшую кормовую часть вместе с гребными валами. И это было сделано при помощи подводной электрокислородной резки. Впервые в истории судоремонта под водой были обрезаны гребные валы эсминца диаметром 400 мм.

Много было выполнено работ по ремонту гребных винтов на иностранных судах. При переходе из Архангельска в Мурманск суда повреждали лопасти гребных винтов во время движения во льдах в горле Белого моря. Чтобы обеспечить возвращение этих судов в Англию или США, станция подводного судоремонта ремонтировала их. Суда дифферентовались таким образом, чтобы лопасть винта выходила над водой. Повреждённая лопасть приводилась в порядок: подрезалась, очищалась от зарубин, заусениц, обрывов. Затем противоположная лопасть срезалась на такую же величину, но это возможно было делать на 4-лопастных винтах (к счастью, обламывались только они). После такого ремонта судно возвращалось в свой порт приписки»17.

Необходимо подчеркнуть, что работа станции подводного судоремонта осуществлялась не в тёплых водах, а в условиях Заполярья. При этом подводные судоремонтные работы выполнялись независимо от сезона и диктовались необходимостью скорейшего возвращения боевых кораблей в строй.  Поэтому с целью «релаксации» приходилось применять неординарные меры. Так, например, однажды зимой после подводных сварочных работ руководство мастерской в лечебно-профилактических целях выдало пяти краснофлотцам два литра водки. Один из бойцов, не рассчитав своих сил, совершил дисциплинарный проступок. После этого по настоянию командования батальона подобных «профилактических мероприятий» не проводилось.

Особая сложность заключалась и в том, что распорядок дня в батальоне не совпадал с графиком работ цехов предприятий и организаций, к которым он был прикреплён. С учётом этого в ноябре 1943 года командир батальона своим приказом определил распорядок дня, занятия по боевой и политической подготовке, график работ офицеров, старшин и краснофлотцев с привязкой к графику работ цехов предприятий. В результате уже в декабре все подразделения достигли высоких показателей в выполнении плана: 1-я рота — 130,6 проц.; 2-я рота — 135,2 проц.; 3-я рота — 183,5 проц.; 4-я рота — 163 проц.18

В связи с достигнутыми успехами решением командира батальона командирам рот были объявлены благодарности и выплачены премии: командиру 3-й роты — 600 рублей, всем остальным — по 100 рублей19. Помимо этого в целях премирования наиболее отличившихся старшин и краснофлотцев в распоряжение командиров рот были выделены следующие денежные средства: 1-я рота — 1400 рублей; 2-я рота — 2000 рублей; 3-я рота — 2600 рублей; 4-я рота — 2600 рублей20.

Вместе с тем у опробованной системы привязки судоремонтных работ батальона к графикам производственных цехов была и обратная сторона. Большой отрыв личного состава от подразделений негативно сказался на воинской и производственной дисциплине, боевой и политической подготовке, жизни и деятельности батальона. Поэтому в 1944 году командование от данной системы отказалось.

388-й отдельный морской судоремонтный батальон как военно-морская часть обеспечивался всеми видами довольствия. Начиная от котлового (питание офицеров, старшин, матросов), получения «наркомовских» 100 граммов (плюс к этому «северные») и заканчивая денежным довольствием.

В годы Великой Отечественной войны в армии, на флоте и в тылу была развёрнута работа по подписке на государственный заём, сбору средств на оборону. Лозунг «Всё для фронта, всё для Победы!» был актуален и понятен для всех. Великая Отечественная война потребовала от страны широкой мобилизации финансовых средств в интересах экономического обеспечения военных действий. Объём ресурсов государственного бюджета, использованного на военные цели в 1941—1945 гг., составил 582,4 млрд рублей. Необходимо было также покрыть расходы, вызванные переводом экономики на военные рельсы, организовать эвакуацию большого числа промышленных предприятий и населения из прифронтовой зоны, восстановление хозяйства в освобождённых районах.

Займы 1942—1945 гг. выпускались на следующих условиях:

а) выигрышный выпуск из расчёта 4 проц. годовых для массового распространения по индивидуальной подписке на предприятиях, в организациях и учреждениях, а также среди колхозников;

б) процентный выпуск из расчёта 2 проц. годовых для колхозов, кооперативных организаций, промысловых артелей.

Военные займы выпускались в виде облигаций разного достоинства, основными из них являлись 100-рублёвые. 200-, 500- и 1000-рублёвые состояли соответственно из двух, пяти или десяти облигаций одной серии, но с двумя, пятью или десятью номерами.

5 мая 1944 года был выпущен 3-й государственный военный заём на сумму 25 млрд рублей. Уже на следующий день эта сумма была превышена на 213 млн рублей21.

Включился в это движение и личный состав 388-го отдельного морского судоремонтного батальона. Повсеместно велись политические, просветительские мероприятия, разъяснительные беседы. Это работа. а также понимание необходимости подписки на государственный заём способствовали тому, что личный состав батальона обязался дать взаймы государству не менее 500 тыс. рублей22.

В первых рядах подписчиков были офицеры и коммунисты. Не оставались в стороне и краснофлотцы. Так, 165 человек подписались на заёмы от 1000 рублей и выше на сумму 185 900 рублей, превысив свой среднемесячный оклад в 10 раз! Например, член ВКП(б) Попов, получая 189 рублей, подписался на 2000 рублей государственного займа; член ВКП(б) Масленников, получая 196 рублей, подписался на 1500 рублей и т.д. На сумму займа 1000 рублей подписались в: 1-й роте — 17 человек; 2-й роте — 28 человек; 3-й роте — 56 человек; 4-й роте — 23 человека; 5-й роте — 29 человек.

Таким образом, на 7 мая 1944 года общая сумма в целом по батальону составила 576 500 рублей23. Помимо этого внесено наличными в счёт погашения займа 21 870 рублей и сдано в фонд обороны 57 тыс. рублей24.

За вклад офицеров, старшин и краснофлотцев 388-го отдельного морского судоремонтного батальона в ремонт кораблей и в конечном итоге в Победу советского народа в Великой Отечественной войне руководством страны и командованием флота были награждены:

— орденом Красной Звезды — 8 человек;

— медалью «За боевые заслуги» — 18 человек;

— медалью «За оборону Советского Заполярья» — 100 проц. личного состава;

— медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» — 100 проц. личного состава;

— нагрудным знаком «Отличник ВМФ» — 93 человека;

— занесены на Доску почёта — 56 человек25.

Как видим, вклад личного состава 388-го отдельного морского судоремонтного батальона в ремонт кораблей и судов, в поддержание боевой готовности Северного флота был весомым и по достоинству оценённым руководством страны и флота. При этом почти все подводные лодки и надводные корабли проходили ремонт по нескольку раз.

К сожалению, в современных исследованиях деятельность военно-морских судоремонтных подразделений в годы Великой Отечественной войны либо незаслуженно обойдена вниманием, либо рассматривается фрагментарно, в контексте других проблем.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Филиал Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (архив Военно-Морского Флота, г. Гатчина) (Филиал ЦАМО РФ (архив ВМФ, г. Гатчина)). Ф. 2327. Оп. 2. Д. 1. Л. 1.

2 Там же.

3 Там же. Л. 2.

4 Там же. Оп. 18126. Д. 3. Л. 31—69.

5 Там же. Оп. 2. Д. 1. Л. 10—15.

6 Там же. Оп. 2. Д. 1. Л. 20, 20 об.

7 94 года назад создана Мурманская судоверфь. Интернет-ресурс: https://murmansk.bezformata.com (дата обращения: 2 февраля 2020 г.)

8 Филиал ЦАМО РФ (архив ВМФ, г. Гатчина). Ф. 4534. Оп. 31038. Д. 2. Л. 40.

9 Там же. Оп. 31039. Д. 1. Л. 173.

10 История отечественного военного судоремонта. Кн. 3. Заводы. Люди. Корабли / Под общ. ред. Г.Н. Муру. СПб.: Гангут, 2011. С. 375.

11 Там же.

12 Там же. С. 377.

13 Там же. С. 428.

14 Там же. С. 429.

15 Там же.

16 Там же.

17 Там же. С. 429, 430.

18 Филиал ЦАМО РФ (архив ВМФ, г. Гатчина). Ф. 2327. Оп. 18126. Д. 3. Л. 8.

19 Там же.

20 Там же.

21 Займы для победы. Интернет-ресурс: https://vlfin.ru (дата обращения: 28 января 2020 г.).

22 Филиал ЦАМО РФ (архив ВМФ, г. Гатчина). Ф. 2327. Оп. 18126. Д. 2. Л. 65.

23 Там же. Л. 65 об.

24 Там же.

25 Там же. Оп. 31266. Д. 2. Л. 70—71.