240 лет со дня рождения генерала Д.В. Давыдова

ПОЛКОВОДЦЫ И ВОЕНАЧАЛЬНИКИ

«И в безумстве упоенный чадом славы бранных дел, посреди грозы военной счастие найти хотел!..»

240 лет со дня рождения генерала Д.В. Давыдова

27 (16 по ст.ст.) июля 1784 года в Москве родился Денис Васильевич Давыдов, генерал-лейтенант, партизан, герой Отечественной войны 1812 года, военный писатель и поэт.

Иллюстрация: Портрет Дениса Васильевича Давыдова. Художник Джордж Доу. Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург).

Давыдов происходил из старинного дворянского рода. В 1801 году он был зачислен в Кавалергардский полк в Петербурге, но три года спустя за сатирические произведения, затрагивавшие императора Александра I и придворную знать, был переведён в Белорусский гусарский полк. В 1806—1812 гг., будучи адъютантом генерала П.И. Багратиона, Давыдов участвовал в войнах с Францией (1806—1807 гг.), Швецией (1808—1809 гг.) и Турцией (1809—1812 гг.).

В начале Отечественной войны Д.В. Давыдов командовал батальоном Ахтырского гусарского полка. Незадолго до Бородинской битвы с одобрения командующего русской армией М.И. Кутузова он занялся организацией партизанского движения. Сформированный из гусар и казаков летучий отряд Давыдова успешно действовал в тылу французской армии в районе Вязьмы, Гжатска, под Ляховым, Красным.

Партизанскую тактику Давыдов пытался использовать и во время Заграничных походов 1813—1814 гг., но за самовольный набег на Дрезден, закончившийся пленением гарнизона, был отстранён от должности.

В 1823 году Давыдов вышел в отставку в должности начальника штаба корпуса, но в 1826 году по приглашению императора Николая I вернулся на службу, приняв участие сначала в Русско-персидской войне 1826—1827 гг., а затем в подавлении Польского восстания 1830—1831 гг. В 1832 году он окончательно ушёл со службы.

В 1820-е годы Д.В. Давыдов общался с декабристами генерал-майором М.Ф. Орловым, поэтом Ф.Н. Глинкой, писателем А.А. Бестужевым, литератором А.И. Якубовичем, а также сблизился с поэтами А.С. Пушкиным и П.А. Вяземским. В этот период он также посещал московские литературные кружки, куда входили писатель и дипломат А.С. Грибоедов, писатели А.А. Бестужев, Н.А. Полевой, поэты Е.А. Баратынский, Н.М. Языков.

Сам Давыдов стал создателем так называемого жанра «гусарской лирики» — своеобразного лирического дневника русского офицера-патриота, свободомыслящего воина и поэта, что наиболее ярко отражено в его произведениях «Гусарский пир», «Бородинское поле».

Перу бывшего партизана принадлежат также яркие характеристики известных русских полководцев — А.В. Суворова, М.И. Кутузова, П.И. Багратиона. В его военно-исторических работах («Дневник партизанских действий 1812», «Опыт теории партизанского действия») впервые была подвергнута критике версия морозов как причины поражения Наполеона в России.

Денис Васильевич Давыдов скончался 4 мая 1839 года в деревне Верхняя Маза Симбирской губернии. Его прах был перевезён в Москву и похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря. Денис Васильевич, романтик по природе, посвятил всю свою жизнь ратному делу на благо Отечества. В одном из своих стихотворений он характеризовал себя так: «И в безумстве упоенный чадом славы бранных дел, посреди грозы военной счастие найти хотел!..».

Благодарные потомки чтят его память и по сей день. Улицы имени Дениса Давыдова есть в российских городах Москве, Владивостоке, Казани, Можайске, Новосибирске, Орле, Перми, Подольске, в белорусском городе Белыничи. В ряде городов и сёл нашей страны установлены его памятники и бюсты. В Советском Союзе и Российской Федерации выпущены почтовые марки и монеты с изображением нашего выдающегося соотечественника. 18 сентября 1986 года в честь Дениса Васильевича астероиду, открытому 8 октября 1969 года в Крымской астрофизической обсерватории, было присвоено наименование 3126 Davydov. В XX веке три гражданских корабля с его именем на бортах, бороздили моря и реки. В 2013 году состав Военно-морского флота России пополнил десантный катер «Денис Давыдов» проекта 21820, а российский «Аэрофлот» присвоил его имя одному из своих авиалайнеров.

Публикация Н.Л. Крыловой