Периодизация военного образования отечественных Военно-воздушных сил

image_pdfimage_print

Аннотация. В статье рассматриваются периоды генезиса системы военного образования Военно-воздушных сил (ВВС), анализируются критерии периодизации и основные тенденции исторических периодов.

Summary. The article considers the genesis periods of the Air Force’s military education system, as well as analyses the periodization criteria and the main historical tendencies.

ВОИНСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

 

ГРОШЕВ Роман Викторович — преподаватель Военной академии Ракетных войск стратегического назначения, подполковник запаса, кандидат исторических наук

(г. Балашиха. E-mail: pilot75@mail.ru).

 

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ

 

Создание в соответствии с указом Президента РФ 1 августа 2015 года Воздушно-космических сил Российской Федерации (ВКС РФ) подвело черту под славным историческим путём Военно-воздушных сил России как самостоятельного вида Вооружённых сил РФ (ВС РФ) и открыло страницы летописи уже нового вида ВС РФ. Подверглись изменениям взгляды на предназначение и организационную структуру ВВС в составе ВКС РФ, способы ведения военных действий и, соответственно, требования по подготовке лётных кадров, что неизбежно способствует исследованию исторического опыта становления и развития системы военного образования лётных кадров (СВОЛК) с целью определения преемственности исторического опыта. В данной статье рассматривается генезис отечественной СВОЛК с 1910 по 2015 год, и приводятся её характеристики по каждому периоду.

Ретроспективному анализу отечественного опыта подготовки лётных кадров в системе военного образования русского и советского периодов посвящено значительное количество работ специалистов и учёных в области истории развития авиации и подготовки лётных кадров. Среди них в первую очередь необходимо отметить В.М. Зарецкого, А.Г. Первова, И.Н. Найденова, А.И. Безруких, В.Н. Набокова, О.Ю. Симакова, А.В. Карташева. Можно отметить единство взглядов историков военного образования на временные границы периодов и определение критериев периодизации развития СВОЛК с момента создания по 1992 год. Боевое применение авиации выступало наиболее объективным индикатором состояния ВВС и качества подготовки лётных кадров. В силу этого критериями для исторической периодизации являлись войны, революционные изменения военных организационных структур, а также значимые технические перевооружения ВВС. Принятые в исторических исследованиях в соответствии с данными критериями периоды развития военной авиации1 до 1992 года учитывают изменение взглядов на характер войн и роль в них военной авиации, развитие боевых возможностей авиационной техники и оружия и представляют собой три основных периода.

Первый период (1910—1920 гг.) включает в себя зарождение и становление отечественной СВОЛК в мирное время, в ходе Первой мировой войны, Гражданской войны и отражения иностранной военной интервенции.

Второй период (1921—1945 гг.) объединяет три этапа развития авиации межвоенных лет (1921—1928 гг.; 1929—1937 гг.; 1938 — июнь 1941 г.) и годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.).

Третий период (1946—1991 гг.) характеризует развитие СВОЛК на фоне послевоенных лет и объединяет четыре исторических этапа развития авиации: 1946—1953 гг.; 1954—1960 гг.; 1961—1979 гг.; 1980—1991 гг.

Периодизация постсоветского периода предлагается автором данной статьи. Четвёртый период (1992—2015 гг.) характеризует становление и развитие российской СВОЛК и содержит четыре исторических этапа: 1992—1998 гг.; 1999—2008 гг.; 2008—2012 гг.; 2012—2015 гг.

Следует отметить, что данный период является пока малоизученным в силу закрытости документов и разрозненности текущих архивов как органов управления СВОЛК, так и сети военных образовательных организаций, что затрудняет проведение комплексных исторических исследований СВОЛК в данном периоде. Немаловажным фактом является выявление новых критериев периодизации, в качестве которых дополнительно выступают введение очередных поколений государственных образовательных стандартов (ГОС), изменения организационно-правовой формы военных образовательных организаций, а также статус и подчинённость органов управления СВОЛК.

Рассмотрим основные характеристики периодов развития отечественной СВОЛК.

Создание в первом периоде (1910—1920 гг.) военной авиации обусловило необходимость подготовки авиационных, прежде всего, лётных кадров. В 1910 году в России при Офицерской воздухоплавательной школе в целях удовлетворения нужды молодого военного воздушного флота в лётных кадрах был создан авиационный отдел, структура и функции которого были изложены в предписании 26 марта 1911 года. На авиационный отдел возлагались задачи подготовки военных лётных кадров из офицерского состава различных родов войск русской армии. Сеть учебных заведений по подготовке военных лётчиков стремительно разрасталась. Так, 8 ноября 1910 года была открыта Офицерская школа авиации в Севастополе. Она была создана на средства от добровольных пожертвований российской общественности, собранных отделом Воздушного флота, работавшим под руководством Великого князя Александра Михайловича при Особом комитете по усилению Военно-морского флота. За две недели до начала Первой мировой войны, 19 июня 1914 года, авиационный отдел в Гатчине был выведен из состава Офицерской воздухоплавательной школы и переформирован в самостоятельную Гатчинскую военную авиационную школу.

Довоенный период 1910—1914 гг. характеризуется:

зарождением основных элементов и структуры системы военного образования (СВО) лётных кадров: определены субъекты обучения (главным образом, кадровые офицеры), созданы учебные заведения теоретической и практической подготовки (офицерские школы авиации, аэроклубы, теоретические курсы), определены органы управления (отдел воздушного флота), изданы нормативные документы, регламентирующие функционирование и обеспечение всех элементов СВОЛК;

становлением и упорядочением основного и обеспечивающих процессов военного образования лётных кадров (отбор кандидатов, их теоретическая и поэтапная практическая подготовка, выходной контроль, обеспечение, управление);

формированием общих принципов обучения и разработкой программ подготовки лётчиков;

целенаправленным изучением и использованием передового отечественного и зарубежного опыта лётного обучения.

Боевые действия, суровые реалии войны, как строгие экзаменаторы эффективности СВОЛК, безапелляционно вскрывали дефекты военной лётной школы, конкретизировали их «стоимость» для армии и государства, подсказывали направления дальнейшего развития.

Чтобы удовлетворить возросшие потребности Воздушного флота в ходе Первой мировой войны, выросло количество военных авиационных школ по подготовке лётных кадров. Если накануне войны их было две, то в ходе неё 28 июля 1915 года в целях обучения морских лётчиков в Петрограде была создана «1-я офицерская школа морской авиации». В октябре водоёмы на севере страны замёрзли. Поэтому часть этой школы — инструкторы, механики и материальная часть — гидросамолёты, в виде её филиала была переведена в более благоприятный по погодным условиям район в Баку. С 25 февраля 1917 года этот филиал стал самостоятельной Бакинской школой военной морской авиации. В августе 1916 года были созданы ещё две авиашколы — в Тбилиси и в Севастополе. Таким образом, всего, было создано целых три школы морской авиации. В 1917 году, в дополнение к этим школам была открыта ещё одна — Петроградская морская школа высшего пилотажа (в Красном селе), предназначенная для совершенствования боевого мастерства морских лётчиков.

Одновременно увеличивалась до 15—20 проц. ёмкость авиационных школ, для подготовки лётных кадров дополнительно открывались частные авиашколы, в которых готовили военных лётчиков на средства частных спонсоров. К концу войны частные школы стали казёнными и перешли в штат военного ведомства. К концу 1917 года в СВОЛК функционировала сеть теоретических курсов при высших учебных заведениях, 13 лётных авиашкол, в т.ч. 3 частные школы авиации военного времени. К февралю 1917 года в русской армии служили свыше 700 лётчиков и 300 лётчиков-наблюдателей2.

Период Первой мировой войны (1914—1917 гг.) характеризуется:

ускорением развития всех элементов и структуры СВОЛК, совершенствованием образовательного процесса с учётом боевого опыта;

увеличением количества и ёмкости авиационных школ, созданием частных школ авиации военного времени;

созданием специализированных лётных учебных заведений: морского флота, сухопутных войск, совершенствования боевого мастерства, лётчиков-наблюдателей;

введением в учебный процесс этапа подготовки на боевых самолётах, что сокращало период ввода в строй лётных кадров;

расширением базы комплектования лётных школ за счёт гражданских добровольцев, выпускников теоретических курсов при гражданских вузах;

централизацией управления СВОЛК, учреждением должности начальника военно-авиационных школ.

В ходе Гражданской войны и отражения военной интервенции (1918—1920 гг.) СВОЛК, функционирующая в нестабильных условиях войны и разрушенного хозяйства, развития не получила. Немногочисленные лётные школы являлись стабильным, но не основным источником пополнения лётных кадров, обеспечив около четверти потребностей Воздушного флота страны. Данный период характеризуется:

разрушением старой системы управления и обеспечения лётных школ и, как следствие, снижением качества подготовки лётных кадров, обесцениванием лётного профессионализма;

классовым подходом к комплектованию лётных школ постоянным и особенно переменным составом; некомпетентным вмешательством органов революционного управления в деятельность лётных школ;

попыткой революционного правительства сохранить не столько систему военного образования лётных кадров, сколько учебно-материальную базу лётных школ;

самоликвидацией части лётных школ, расположенных на территориях, неподконтрольных революционному правительству.

Исследователи (В.М. Зарецкий, А.Г. Первов, В.Г. Ефремов) разделяют второй период (1921—1945 гг.) на четыре исторических этапа: 1921—1928 гг.; 1929—1937 гг.; 1938—1941 гг. и 1941—1945 гг. Рассмотрим особенности развития СВОЛК на каждом из этих этапов.

Суровые уроки войны с особой остротой подняли проблему качественно-количественного соответствия возможностей СВОЛК потребностям интенсивно развивающейся военной авиации. В связи с этим в 1921—1928 гг. осуществлялся комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на создание ориентированной по классовому признаку стройной системы непрерывного военного образования лётных кадров:

создан единый орган управления (учебный отдел управления ВВС), способный влиять на все элементы системы и процесса в зависимости от достигнутого результата, а также обеспечивать её интеграцию с системой боевой подготовки;

создана сеть взаимосвязанных учебных заведений, реализующих по единому замыслу нормативно установленный процесс непрерывной подготовки лётных кадров;

в авиашколах введена единая методика обучения курсантов, упорядочено содержание обучения, повышено качество обучения субъектов;

СВОЛК была координирована с системой боевой подготовки;

объединены и укрупнены родственные вузы по специализациям, значительно улучшена их материальная база и обеспечение;

значительно улучшена система комплектования лётных учебных заведений переменным составом, в т.ч. с 1926 года через Осоавиахим;

созданы условия для гибкого взаимодействия элементов системы военного образования лётных кадров, обобщения и обмена передовым педагогическим опытом.

Маршал Советского Союза Г.К. Жуков писал: «Создание отечественной авиации… удалось с самого начала превратить во всенародное дело. В итоге уже в 1925 году были полностью прекращены закупки самолётов за рубежом»3. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Зарецкий В.М., Коротков А.И., Первов А.Г. и др. Развитие системы подготовки лётных кадров в отечественных Военно-воздушных силах / Под ред. Г.И. Захарова. Монино: ВВА имени Гагарина, 1996. 75 с.; Авиация: энциклопедия / Гл. ред. Г.П. Свищев. М.: Большая российская энциклопедия, 1994. С. 28—32, 145—147.

2 См.: Зарецкий В.М., Коротков А.И., Первов А.Г. и др. Указ. соч. С. 12—14, 63; Келдыш М.В., Свищев Г.П., Христианович С.А. и др. Авиация в России: справочник. 2-е изд., доп., перераб. М.: Машиностроение, 1988. С. 295.

3 Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. Т. 1. М.: Новости, 1978. С. 105.