Легенда длиной в столетие

image_pdfimage_print

Аннотация. Рецензия на монографию С.Е. Виноградова «Линейный корабль “Императрица Мария”: легенда длиной в столетие».

Summary. The review of the monograph by S.Ye. Vinogradov «Battleship ‘The Empress Mariya’: a century-long legend.»

Книжная полка военного историка

 

ЕМЕЛИН Алексей Юрьевич — начальник отдела информационного обеспечения и выставочной деятельности Российского государственного архива Военно-морского флота, кандидат исторических наук

(г. Санкт-Петербург. E-mail: dirk-kortic@yandex.ru).

 

Легенда длиной в столетие

 

В последние годы хорошие книги о кораблях появляются всё реже и реже, в иные годы не назвать и одной. Тем отраднее выход в свет очередной монографии известного историка флота С.Е. Виноградова*, хорошо известного любителям этого направления истории своими трудами о броненосном крейсере «Рюрик», линейном корабле «Слава», неосуществлённых проектах линкоров с 406-мм артиллерией и др.

К трагической судьбе легендарного корабля С.Е. Виноградов обращался и ранее — в 2002 году вышли его книги «Линейный корабль “Императрица Мария”» и «“Императрица Мария” — возвращение из глубины», в первой из которых рассматривались проектирование, строительство и служба, а во второй — подъём корабля и его башен. Не хватало, однако, раскрытия важнейшего сюжета — описания катастрофы, постигшей линкор 7(20) октября 1916 года.

Теперь на основе кардинально переработанных предыдущих публикаций создана новая книга, к которой прилагается отдельный альбом фотографий и чертежей.

В монографии подробнейшим образом, на основе многочисленных архивных источников и с привлечением ранее опубликованных документов, мемуаров и исследований восстановлена история первого русского дредноута на Чёрном море. Подробно и увлекательно описаны все нюансы принятия решения о строительстве новейших кораблей на южном театре, а затем — тончайшие нюансы многочисленных «зигзагов» в определении тактико-технических элементов в задании на проектирование, подробности проведения международного конкурса проектов, ход окончательного проектирования. С.Е. Виноградову, в пример другим авторам, удаётся живо и с проникновением в самую суть проблем тактики и кораблестроения рассказывать о «рождении» корабля. Со многими яркими подробностями воссоздан ход боевых действий на Чёрном море, решительный перелом в который внесло вступление в строй «Императрицы Марии», а за ней и однотипной «Императрицы Екатерины Великой». Особенно приятно, что автор не сосредоточивается исключительно на «железе», уделяя большое внимание людям, которые проектировали и строили линкор, служили на нём.

К сожалению, судьба «Императрицы Марии» сложилась так, что кульминацией её биографии стали трагические события 7(20) октября 1916 года. В книге широко использованы показания спасшихся членов экипажа корабля, что позволяет значительно более детально, чем было известно ранее, описать короткий интервал времени между первым взрывом и опрокидыванием линкора, проследить борьбу за живучесть и принимавшиеся с целью спасения дредноута решения. История «Марии» не закончилась с её гибелью, за ней последовала сложнейшая судоподъёмная операция, финал которой проходил на фоне бушевавшей Гражданской войны.

Подкупает стремление автора не только приводить собранные им факты, но и анализировать их, отсекая сложившиеся за десятилетия мифы, в том числе столь устоявшиеся, как утверждение об участии орудий «Марии» в обороне Севастополя в 1941—1942 гг.

Необходимо отметить, что книга талантливо проиллюстрирована чертежами и многочисленными фотографиями, каждая из которых осмыслена, атрибутирована, прокомментирована и расположена в нужном месте, делая ещё зримее и ближе читателю короткую, но яркую историю замечательного корабля.

* Виноградов С.Е. Линейный корабль «Императрица Мария»: легенда длиной в столетие. М: Пятый Рим, 2017. 304 с., ил., фотоальбом.