Судьба контр-адмирала К.И. Самойлова

image_pdfimage_print

Аннотация. В статье исследуются жизненный путь и деятельность видного советского флотского командира контр-адмирала К.И. Самойлова, оценивается его роль в укреплении кадрового состава флота в 30 — начале 40-х годов прошлого столетия, рассказывается о трудностях в подготовке флотских командных кадров накануне Великой Отечественной войны.

Summary. The article covers the life path and activities of the prominent Soviet naval commander Rear-Admiral K.I. Samoylov, estimates his role in strengthening the Navy’s personnel in the 30s – early 40s of the last century, as well as the difficulties in training the naval command personnel on the eve of the Great Patriotic War.

ПОЛКОВОДЦЫ И ВОЕНАЧАЛЬНИКИ

 

БЛИЗНИЧЕНКО Сергей Сергеевич — доцент кафедры транспортных сооружений Кубанского государственного технологического университета, кандидат технических наук

 

 

«ФЛОТ СТРОИТСЯ НЕ СТОЛЬКО НА СТАПЕЛЯХ, СКОЛЬКО В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ…»

Судьба контр-адмирала К.И. Самойлова

 

Среди первостроителей Рабоче-крестьянского Красного флота видное место занимает заслуженный советский флотский военачальник контр-адмирал К.И. Самойлов. Начав службу ещё в 1917 году молодым мичманом, он последовательно прошёл все ступени флотской карьеры: служил начальником дивизиона канонерских лодок Морских сил Каспийского моря (1921—1924), командиром линкора «Парижская Коммуна» Морских сил Балтийского моря (1924—1930), преподавателем, начальником кафедры и профессором Военно-морской академии (1931—1936, 1938—1939), командиром бригады линкоров Краснознамённого Балтийского флота (1936—1938), начальником Управления военно-морских учебных заведений ВМФ СССР (1939—1941), командующим Морской обороной Ленинграда и Озёрного района (1941).

Константин Иванович Самойлов родился 5(17) ноября 1896 года в г. Баку1 в семье учителя рисования. В 1905 году поступил в реальное училище, в котором проучился до начала Первой мировой войны. В сентябре 1914 года К.И. Самойлов поступил в Отдельные гардемаринские классы (ОГК)2. Это высшее флотское учебное заведение было создано царским правительством с целью ускоренной подготовки из студентов технических вузов морских офицеров3. Начальником ОГК был назначен видный организатор флотского образования капитан 1 ранга С.И. Фролов. Учащимися ОГКв ту пору были будущие видные деятели советского Военно-морского флота: Ф.Ф. Раскольников (Ильин), И.С. Исаков (Исаакян), В.А. Снежинский. Все они в течение трёх лет готовились стать морскими офицерами под руководством опытных наставников.

Выпускник ОГК К.И. Самойлов сразу после завершения учёбы и производства в мичманы 25 марта 1917 года был направлен для дальнейшего прохождения службы в должности вахтенного начальника, а затем ротного командира на линкор «Полтава» Флота Балтийского моря4. В октябре 1917 года он был откомандирован на учёбу в Артиллерийский класс в Гельсингфорсе, который окончил в марте 1918 года5. Причём с февраля К.И. Самойлов служил уже в Рабоче-крестьянском Красном флоте (РККФ) в той же должности, принимал участие в знаменитом Ледовом походе Балтийского флота.

В 1918 году молодой мичман был первый раз арестован чекистами. Арест был связан с делом его бывшего сослуживца — комфлота А.М. Щастного, обвинённого в измене и подрыве советской власти. Наркомвоенмор Л.Д. Троцкий пытался убедить судей, что Щастный с целью его дискредитации уклонился от дачи указаний о взрыве форта Ино, и ему, Троцкому, пришлось самому отдать такой приказ6. Однако с Самойлова обвинения тогда были сняты, он был освобождён из-под стражи и продолжил флотскую службу.

В годы Гражданской войны К.И. Самойлов воевал в составе Астрахано-Каспийской военной флотилии (АКВФ), которой командовал С.Е. Сакс7. В Астрахани молодому мичману довелось служить под началом заслуженных флотоводцев В.А. Кукеля и А.К. Векмана, перенимая их бесценный опыт. После вступления в командование АКВФ 10 июня 1919 года сокурсника Самойлова по ОГК Ф.Ф. Раскольникова боевые действия в этом районе приобрели особую остроту. Теперь боестолкновения с флотом противника в северо-западной части Каспийского моря стали происходить почти ежедневно.

К.И. Самойлов в должности артиллериста вспомогательного крейсера «Красное знамя» участвовал в обороне Астрахани и Царицына. На защиту подступов к последнему АКВФ послала отряд кораблей — вспомогательные крейсера «III Интернационал», «Ильич», «Красное знамя», эсминец «Яков Свердлов» и другие боевые суда. Вооружённые мощной артиллерией, они оказывали эффективную помощь сухопутным частям. 20 июня корабли совместно с переброшенным из Астрахани десантным отрядом в составе 600 человек пехоты, 400 сабель кавалерии, 250 моряков берегового батальона с восемью орудиями и пулемётами отбросили противника, пытавшегося перерезать Волгу южнее Царицына.

Набравшегося боевого опыта К.И. Самойлова вскоре назначили флагманским артиллеристом (флагартом) бригады вспомогательных крейсеров (вкр) и по совместительству артиллеристом ВКР «III Интернационал»8. В 1919 году Константин Иванович успел сменить несколько должностей: артиллериста Нижегородского военного порта, командира штабного корабля «Межень»9, артиллериста эсминца «Деятельный»10. В последней должности Самойлов принял участие в знаменитой Энзелийской операции Волжско-Каспийской военной флотилии (ВКВФ).

Как высокую и дорогую награду восприняли каспийцы присвоение 19 мая 1920 года канонерской лодке «Карс» имени В.И. Ленина. Командиром «Карса» был назначен К.И. Самойлов11. Параллельно в январе 1921 года он стал начальником дивизиона канонерских лодок12. В этих должностях прослужил два года. За это время К.И. Самойлову пришлось ещё не раз участвовать в боевых операциях на Каспии. Так, например, в сентябре 1921 года его корабли помогали подавить контрреволюционный мятеж в Ленкоранском уезде, когда отряды, руководимые белогвардейскими офицерами, тайно доставленными через персидскую границу, попытались захватить уезд и русскую Астару.

В ноябре 1922 года К.И. Самойлов был назначен начальником отряда судов Морских сил Каспийского моря, параллельно с сентября 1923 года — помощником начальника МСКМ по строевой части13. В дальнейшем командование РККФ решило использовать опыт Константина Ивановича на Балтике, где появилась вакансия в дивизии линейных кораблей МСБМ.

В июне 1924 года К.И. Самойлов был назначен командиром линкора «Парижская Коммуна»14. В этой должности он принял участие в походе кораблей МСБМ, который состоялся 4—8 сентября 1924 года. В походе проверялись готовность сил флота к ведению операций в удалённых районах Балтийского моря и уровень подготовки экипажей. Линкор «Парижская Коммуна» под командованием К.И. Самойлова, находясь на Большом Кронштадтском рейде, обеспечивал связь штаба МСБМ с находившимися в море кораблями и управление группами15.

В 1925 году К.И. Самойлову довелось участвовать в нескольких учениях и манёврах МСБМ. 3 мая отряд кораблей вышел из Кронштадта на запад. В кильватер линкору «Марат», на котором находились наморси А.К. Векман и начштаба Л.М. Галлер, следовала «Парижская Коммуна». Охранявшиеся эсминцами линкоры к вечеру прошли меридиан Гельсингфорса и лишь ночью к западу от Ревеля легли на обратный курс. В течение дня, до возвращения в Кронштадт, на отряд выходили в учебные атаки подводные лодки и гидросамолёты. Этот поход позволил командиру линкора укрепить практические навыки управления большим судном, пополнить багаж знаний об особенностях мореплавания на Балтике и утвердиться в глазах экипажа корабля и командования в качестве авторитетного красного командира. Вскоре Константину Ивановичу пришлось держать ещё один «экзамен на зрелость» — во время проведения так называемого большого похода (под этим наименованием он вошёл в историю советского ВМФ).

В ноябре 1925 года К.И. Самойлов, оставаясь в прежней должности, приступил к обучению на Высших морских академических курсах при Военно-морской академии (ВМАК при ВМА)16. Вместе с ним повышали свою квалификацию такие видные флотские военачальники и командиры соединений, как В.М. Орлов, М.В. Викторов, Л.М. Галлер, Г.А. Степанов, Я.И. Озолин, Ю.Ф. Ралль. Обучение на ВМАК дало К.И. Самойлову возможность войти в элиту флота и в дальнейшем претендовать на занятие высших командных должностей в РККФ.

После окончания курсов 16 апреля 1926 года Константин Иванович приступил к подготовке своего корабля к летней кампании. В августе для проверки боеготовности флота на Балтику прибыл инспектор РККА и член Реввоенсовета СССР С.С. Каменев. 10 августа линкоры и эсминцы вышли в поход в Балтийское море, во время которого проводились различные учения. В них активно участвовала и «Парижская Коммуна» под командованием К.И. Самойлова. По результатам похода инспекция сделала положительное заключение.

В ознаменование 10-й годовщины создания РККА и РККФ 20 февраля 1928 года за боевые заслуги в годы Гражданской войны К.И. Самойлов был награждён орденом Красного Знамени17.

В 1929 году по решению советского правительства линкор «Парижская Коммуна» (командир К.И. Самойлов, комиссар М.М. Кежуц) и крейсер «Профинтерн» (командир А.А. Кузнецов, комиссар Ф.И. Яковлев) совершили переход с Балтики в Чёрное море для усиления черноморской эскадры.

В период подготовки к этому переходу К.И. Самойлову пришлось изрядно поволноваться. Поскольку его братья покинули Россию во время Гражданской войны и проживали во Франции, руководство Морских сил РККА предложило заменить его командиром линкора «Октябрьская революция» А.К. Сивковым. Припомнили Константину Ивановичу и его беспартийность, и взрывной характер, и не сложившиеся отношения со старпомом корабля краскомом Г.И. Левченко. Но руководитель перехода Л.М. Галлер сумел отстоять кандидатуру Самойлова перед высоким начальством18. 21 ноября отряд кораблей вышел из Кронштадта, а 18 января следующего года был встречен уже в Чёрном море дивизионом эсминцев и гидросамолётами, проведя в походе в общей сложности 57 суток и преодолев 6270 миль.

РВС СССР в приказе № 63 от 20 января 1930 года отмечал: «…совершено первое для боевых кораблей РККФ длительное заграничное плавание междуБалтийским и Чёрным морями. Восьминедельный поход отряда… потребовал от личного состава кораблей большого напряжения энергии, выносливости и показал, что молодой состав Рабоче-Крестьянского Флота вырос и уже обладает хорошими морскими качествами, надёжными навыками в уверенном обслуживании механизмов и высокой политико-моральной стойкостью». Этим же приказом всем участникам перехода была объявлена благодарность, в том числе и командиру линкора «Парижская Коммуна» К.И. Самойлову19.

По окончании перехода Константин Иванович вновь вернулся на Балтику, где его уже поджидали следователи ОГПУ. В стране развернулась очередная чекистская операция под названием «Весна». По надуманным обвинениям были арестованы тысячи офицеров царской армии и флота. Среди них были бывшие сослуживцы и сокурсники К.И. Самойлова. Один из документов того времени гласил:

«…4. Курсы усовершенствования.Помимо вредительства по линии учебной части, группа через МИХАЙЛОВА, его жену была связана с английскими разведчиками, будучи же командующим Морскими силами Каспийского моря, МИХАЙЛОВ вместе со служившим там САМОЙЛОВЫМ создали группировку офицеров из командиров каспийского флота, который они связали с Персидским консулом в Баку, а также с лицами, занимавшимися разведывательной работой в пользу Англии»20.

Поскольку бывший командующий Морскими силами Каспийского моря П.П. Михайлов был к тому времени уже осуждён и расстрелян, чекисты решили «отыграться» на безвинном Самойлове. В течение девяти месяцев они держали его под следствием, но в конечном итоге были вынуждены освободить из тюрьмы. Однако это событие прервало строевую карьеру опытного флотоводца. Константин Иванович был вынужден перейти на преподавательскую работу. В октябре 1930 года он стал преподавателем кафедры «Боевая подготовка» Военно-морской академии21. В апреле 1931 года К.И. Самойлов возглавил кафедру22 и прослужил в этой должности до середины 1936 года».<…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Лурье В.М. Адмиралы и генералы Военно-Морского Флота СССР в период Великой Отечественной и советско-японской войн (1941—1945). СПб.: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 2001. С. 198.

2 Там же.

3 Березовский Н.Ю., Доценко В.Д., Тюрин Б.П. Российский императорский флот. 1696—1917: Военно-исторический справочник. М.: Русский мир, 1993. С. 177.

4 Лурье В.М. Указ.соч. С. 198.

5 Там же.

6 Дело командующего Балтийским флотом Щастного. М.: Белый город, 2013. С. 129—131.

7 Сакс Сергей Владимирович (29 сентября 1889 — ?) — член коллегии Наркомата по морским делам (1918), командующий Астрахано-Каспийской военной флотилией (1918—1919), комиссар для особых поручений при управляющем по морским делам (1919—1921). С 1921 г. на руководящей работе на водном транспорте. В 1932 г. исключён из партии. 23 марта 1938 г. арестован НКВД. 20 октября 1938 г. по обвинению в шпионаже осуждён на 8 лет ИТЛ. Освобождён из мест заключения 30 июля 1946 г. Вновь арестован 25 января 1949 г. и сослан в Красноярский край на поселение. В 1954 г. освобождён из ссылки. Реабилитирован в 1989 г.

8 Лурье В.М. Указ.соч. С. 198.

9 Там же.

10 Словарь биографический морской / Авт.-сост. В.Д. Доценко. СПб.: Logos, 2001. С. 343.

11 Лурье В.М. Указ.соч. С. 198.

12 Там же.

13 Там же.

14 Там же.

15 Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. Р-1. Оп. 3. Д. 2651. Л. 128.

16 Лурье В.М. Указ.соч. С. 198.

17 Там же.

18 Зонин С.А. Адмирал Л.М. Галлер: Жизнь и флотоводческая деятельность. М.: Воениздат, 1991. С. 239.

19 РГА ВМФ. Ф. Р-1483. Оп. 1. Д. 87. Л. 24, 143, 158, 159, 185; Морской сборник. 1930. № 2. С. 3—25; № 4. С. 55—58.

20 Тинченко Я. Голгофа русского офицерства в СССР. 1930—1931 гг. М.: Московский общественный научный фонд, 2000. С. 76.

21 Лурье В.М. Указ.соч. С. 198.

22 Там же.