Военные Комиссариаты: история создания и развития. 1918—2018 гг.

image_pdfimage_print

Аннотация. В статье на основе архивных источников, материалов и документов центральных и местных органов военного управления, исторической и специальной литературы проанализирован процесс становления и развития военных комиссариатов России, Советского Союза и Российской Федерации в 1918—2018 гг. В тесной взаимосвязи со строительством Вооружённых сил показаны изменения, происходившие в структуре военных комиссариатов, их роль и место в общей системе органов, осуществляющих деятельность по обеспечению безопасности нашего государства.

Summary. On the basis of archival sources, materials and documents of central and local bodies of military control, historical and special literature, the article analyses the process of formation and development of military commissariats of Russia, the Soviet Union and the Russian Federation in 1918-2018. In close interconnection with the Armed Forces’ development, the article shows the changes that had taken place in the structure of military commissariats, their role and place in the general system of bodies carrying out activities to ensure the security of our state.

ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

 

Бурдинский Евгений Владимирович—врио начальника Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации, генерал-лейтенант

(Москва.E-mail: gomu_11n_2@mil.ru);

Каменев Павел Владимирович— начальник 11 направления Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации, полковник

(Москва.E-mail: gomu_11n_2@mil.ru);

Безугольный Алексей Юрьевич— старший научный сотрудник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации, кандидат исторических наук

(Москва.E-mail: besu111@yandex.ru);

Дайнес Владимир Оттович— ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации, кандидат исторических наук

(Москва.E-mail: daiwlad@yandex.ru).

 

ВОЕННЫЕ КОМИССАРИАТЫ: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ. 19182018 гг.

 

Структура местных органов военного управления, их место и роль постоянно менялись на протяжении всей истории Российской армии. Они прошли сложный путь от центральных органов — Разрядного и Поместного приказов, ведавших вопросами комплектования армии, до территориальных органов Минобороны России — современных военных комиссариатов. Эти изменения были обусловлены менявшимися принципами комплектования и постоянным совершенствованием организационной структуры армии.

Военные реформы, проведённые Иваном IV Грозным в середине XVI века, впервые в Российском государстве обеспечили создание войска, ставшего общегосударственной структурой, проводившей средствами вооружённой борьбы политику всего государства, а не отдельного княжества, класса, военного союза, группы людей.

Установление единых правил организации войска и порядка его комплектования потребовало создания соответствующих органов управления этой работой. Формированием полков в годы войны стал заниматься Приказ военных дел. С ним сотрудничали Разрядный приказ, имевший росписи стрельцов и старослужащих солдат, а также Поместный приказ, где хранились переписи1.

В этот период были упорядочены системы комплектования и военной службы в поместном войске, введено централизованное управление армией. Главным итогом военных реформ стало формирование принципиально новой, по-настоящему государственной военной организации.

Начатые Иваном Грозным реформы в системе комплектования армии продолжил Пётр I. Основу его военных реформ составило введение в 1699 году рекрутской системы комплектования. В отличие от даточного набора воинская повинность на основе рекрутского набора распространялась на всё население, за исключением духовенства. Причём основная тяжесть наборов легла на посадское население, на крепостных и государственных крестьян.

Рекрутская повинность для того времени была самой передовой системой комплектования. Она обеспечивала российской регулярной армии превосходство над западноевропейскими армиями, комплектовавшимся на основе наёмно-вербовочной системы. С незначительными изменениями (сокращение сроков службы в 1795 г. до 25 лет и до 20 лет в 1834 г.) рекрутская система существовала в России до введения в 1874 году всеобщей воинской повинности.

Планированием и организацией набора людей в армию в те периоды занимались соответствующие приказы, а в последующем и департаменты Военного министерства. Как таковой системы местных органов военного управления не существовало. Для непосредственного отбора рекрутов с учётом состояния здоровья (по внешнему осмотру), а также сопровождения их в армию назначались кадровые офицеры из войск, которые для этого въезжали в районы комплектования.

Александр II манифестом от 13 января 1874 года обнародовал «Устав о воинской повинности», который заменил рекрутскую повинность на всеобщую. Согласно уставу обязательную военную службу теперь должны были нести россияне всех сословий. Воинская повинность распространялась на всё мужское население, достигшее 20-летнего возраста, без различия сословий, т.е. она приобретала всесословный и личный характер.

Для регулярных сухопутных войск устанавливался 6-летний срок действительной службы. Отслужившие этот срок увольнялись в запас на 9 лет, а по истечении этого срока зачислялись в ополчение до 40-летнего возраста. Для флота были определены 7-летний срок действительной службы и 3 года пребывания в запасе.

Указанные реформы значительно увеличили нагрузку по учёту и призыву как граждан на военную службу, так и конского состава. Для организации и проведения ежегодных призывов в 1874 году были созданы губернские (областные), городские (в столицах и некоторых больших городах) и уездные по воинской повинности присутствия, подчинявшиеся земскому отделу МВД, в составе которого имелось специальное управление по делам о воинской повинности. В губерниях вопросами призыва ведали генерал-губернаторы, обладавшие всей полнотой военной и административной власти. Уездные воинские начальники являлись членами уездных по воинской повинности присутствий. По сути, воинские присутствия можно назвать прообразом военных комиссариатов, образованных в 1918 году.

Главный штаб Военного министерства осуществлял развёрстку призывников между губерниями, которая доводилась для исполнения губернским гражданским и воинским начальникам. Губернские присутствия руководили и контролировали деятельность уездных и городских присутствий. Уездные воинские присутствия возглавляли уездные предводители дворянства.

После завершения призыва губернские по воинской повинности присутствия обязаны были представить в МВД общий отчёт к 15 февраля, а по сибирским губерниям — к 1 апреля.

Введение всесословной воинской повинности в 1874 году явилось ключевым событием военных реформ 1860—1870 гг., которое коренным образом изменило облик Русской Императорской армии, привело к увеличению её боевой мощи и ввело мобилизационную составляющую. В докладе о деятельности Военного министерства за 1880 год Д.А. Милютин писал Александру II: «В настоящее время наша армия мирного времени приняла характер, свойственный армиям Европейских государств, комплектуемых по общеобязательной воинской повинности. Она представляет, в сущности, только кадр, который служит школою для военного образования проходящей через него массы молодёжи и из которого развивается в случае войны громадная сила»2.

Устав о воинской повинности 1874 года показал свою жизнеспособность и просуществовал практически без изменений до начала XX века.

Октябрьская революция 1917 года разрушила вековые устои Российской империи и отразилась на деятельности всех государственных институтов, в том числе и на вооружённых силах. Руководство партии большевиков, свергнув 7 ноября 1917 года Временное правительство, пришло к власти со своими взглядами на государственное устройство и управление. Началась работа по созданию новых вооружённых сил и формированию органов военного управления.

Декретом СНК РСФСР от 28 января 1918 года была организована Красная армия, формировавшаяся в первые месяцы на добровольческой основе3. 8 апреля 1918 года Совнарком принял разработанный Высшим военным советом Декрет «Об учреждении волостных, уездных, губернских и окружных комиссариатов по военным делам»4. 22 апреля он был утверждён на заседании ВЦИК.В декрете указывалось, что в задачу комиссариатов по военным делам5 входит проведение в жизнь «мероприятий по учёту годного к военной службе населения, его призыву, формированию вооружённой силы Российской Советской Республики, обучению поголовно всех рабочих и не эксплуатирующих чужого труда крестьян военному делу, управлению войсками, предназначенными для обслуживания местных нужд, и удовлетворению материальных потребностей военного снабжения». Таким образом, новые органы местного военного управления в отличие от военных отделов должны были решать более широкий круг задач.

Комиссариаты по военным делам различных уровней создавались в составе двух комиссаров по военным делам и военного руководителя. Волостные, уездные и губернские комиссариаты формировались соответственно волостными, уездными и губернскими Советами рабочих и крестьянских депутатов, а окружные комиссариаты (прообразы военно-окружных управлений, получивших это наименование позднее) — Наркоматом по военным делам.

Образование комиссариатов по военным делам было не формальным актом замены военных отделов Советов новыми учреждениями, а созданием единой, строго централизованной системы военно-административного управления страны. Кроме того, в отличие от военных отделов, создававшихся только в губернских и уездных Советах, новые органы военного управления были образованы и в волостном, и в окружном звеньях. Это существенно расширяло мобилизационную и организаторскую базу Вооружённых сил, так как к военному строительству привлекались тысячи низовых Советов и миллионы трудящихся крестьян.

С мая 1918 года окружные военкоматы были подчинены вновь созданному Всероссийскому главному штабу (Всероглавштаб, ВГШ), ведавшему организацией Красной армии. Непосредственно работу военкоматов координировал мобилизационный отдел (с ноября 1918 г. — Мобилизационное управление) Организационного управления Всероглавштаба6.

29 июля 1918 года в соответствии с положениями Конституции РСФСР В.И. Ленин подписал Декрет СНК «О принятии на учёт годных к военной службе граждан в возрасте от 18 до 40 лет»7. Для проведения этой работы вводились в действие утвержденные Народным комиссариатом по военным делам «Временное руководство для учёта военнообязанных» и «Порядок введения в действие означенного Временного руководства».<…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Полное собрание законов Российской империи. Т. IV. СПб., 1830. № 2036.

2 Всеподданнейший доклад о деятельности Военного министерства за 1880 год. Б/м, б/г. С. 37.

3 Декреты Советской власти. Т. І. М., 1957. С. 66.

4Там же. Т. II. С. 63.

5 Позднее комиссариаты по военным делам получили наименование военные комиссариаты (военкоматы).

6 Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 73. Оп. 34. Д. 10. Л. 1 об.

7 Декреты Советской власти. Т. III. М., 1964. С. 108.