Результаты научно-исследовательских работ военно-морской и авиационной направленности в Германии и использование их странами — союзницами по антигитлеровской коалиции.

image_pdfimage_print

Аннотация. В статье рассказывается о результатах научно-исследовательских работ учёных гитлеровской Германии накануне и в ходе Второй мировой войны в военно-морской и авиационной областях и использовании странами-союзницами их достижений.

Summary. The article describes the results of research works of the scientists of Nazi Germany before and during World War II in the naval and aviation fields and the use of their achievements by allied countries.

ИЗ ИСТОРИИ ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ

 

ФЕДУЛОВ Сергей Валентинович — доцент кафедры социально-экономических дисциплин Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского, полковник запаса, кандидат исторических наук, доцент

(Санкт-Петербург. E-mail: serg.val.fed.661000@yandex.ru).

 

«ПРЕДОСТАВИТЬ СОВЕТСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В КРАТЧАЙШИЕ СРОКИ С МИНИМАЛЬНЫМИ ЗАТРАТАМИ БОГАТЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ»

Результаты научно-исследовательских работ военно-морской и авиационной направленности в Германии и использование их странами — союзницами по антигитлеровской коалиции

 

В конце Второй мировой войны и особенно после победы над гитлеровской Германией руководство стран-союзниц получило уникальную возможность изучить и оценить военно-промышленный и научно-исследовательский потенциалы своего бывшего противника. Во многих областях науки и техники достижения германских учёных были впечатляющими. Для сбора информации о наиболее выдающихся разработках немецких конструкторов направлялись специальные комиссии, выводы экспертов тщательно анализировались, многие уникальные открытия и технологии, а также и сами немецкие специалисты использовались странами — союзницами по антигитлеровской коалиции для укрепления собственной обороноспособности.

25 мая 1945 года в порту Кёнигсберга примерно через полтора месяца после затопления немцами германского крейсера «Зейдлиц» он был поднят из воды усилиями аварийно-спасательного отряда (АСО) Краснознамённого Балтийского флота (КБФ) посредством закрытия кингстонов и откачки воды1.

8 июня 1945 года приказом наркома ВМФ была назначена специальная комиссия для обследования состояния корпуса, механизмов и оборудования крейсера «Зейдлиц». Возглавлял комиссию начальник 1 отдела контрольно-приёмного аппарата (КПА) Управления кораблестроения (УК) ВМФ на заводе № 189 инженер-капитан 3 ранга В.А. Глущенко, в состав комиссии входили: инженер-капитан 1 ранга Н.С. Семёнов, инженер-майор В.Н. Липницкий, начальник судостроительного отдела завода № 189 И.В. Жуков, старший научный сотрудник ЦНИИ-45 М.Н. Шифрин. Выбор председателя и членов комиссии примечателен. В её состав были включены научные работники и практики, а также, что очень важно, представители завода № 189, на котором велась достройка однотипного с крейсером «Зейдлиц» корабля. Так что заводчане по роду своей профессиональной деятельности знали этот тип кораблей досконально.

К 4 июля 1945 года председателем и членами комиссии был подготовлен подробный отчёт о проделанной работе. Документ был представлен начальнику УК ВМФ инженер-вицеадмиралу Н.В. Исаченкову, заместителю наркома судостроительной промышленности (СП) инженер-контр-адмиралу А.М. Редькину и уполномоченному УК ВМФ в Ленинграде инженер-капитану 1 ранга А.К. Усыскину2. В данном документе члены комиссии отразили полное состояние корабля3.

По мнению комиссии, оборудование корабля представляло собой наиболее передовую технику военного кораблестроения и во многом являлось уникальным. В отчёте было отмечено: «На корабле решены трудные технические проблемы, над которыми активно работает техническая мысль нашей страны и до сего времени не получила столь смелого решения на практике»4. К таким решённым проблемам относились5:

  1. Высокие параметры пара машинно-котельной установки;
  2. Автоматизация управления машинно-котельной установкой;
  3. Система успокоителя качки корабля;
  4. Большая дальность плавания (8000миль) при высокой экономичности машинно-котельной установки;
  5. Большая степень насыщенности электрическим оборудованием;
  6. Система набора корпуса крейсера с применением в полном объёме электросварки.

Целый ряд механизмов, аппаратов, схем, систем и приборов, по мнению советских специалистов, имели оригинальную конструкцию и представляли большой технический интерес. Достройка и включение в состав ВМФ СССР крейсера «Зейдлиц» помимо существенного увеличения боевой мощи советского флота должны были сыграть значительную роль в деле дальнейшего развития отечественного судостроения. А также «…смогут предоставить советской судостроительной промышленности в кратчайшие сроки с минимальными затратами богатый экспериментальный материал. Результаты испытаний крейсера “Зейдлиц” позволят значительно сократить переходный период от старой техники к новой, который у немцев занял более пятнадцати лет»6.

Другим типом трофейных кораблей, заинтересовавших руководство Народного комиссариата Военно-морского флота (НКВМФ) и страны, были подводные лодки серии XXI. В ходе наступательной операции советские войска освободили г. Данциг, где строились данные лодки. Заместитель начальника планового отдела НКВМФ полковник И.В. Горбанёв 3 апреля 1945 года сообщил начальнику УК ВМФ инженер-вице-адмиралу Н.В. Исаченкову, что заместитель наркома ВМФ адмирал флота Л.М. Галлер получил донесение от капитана 2 ранга А.А. Булыгина, осмотревшего Данцигскую судостроительную верфь фирмы «Шихау», принадлежавшую Германии7.

Капитан 2 ранга А.А. Булыгин информировал: «Производительность верфи — одна подводная лодка в неделю, но программа не выполнялась. В среднем 50% программы составлял судоремонт. На стапелях в настоящее время находятся восемь подводных лодок типа XXI готовностью 70—80%, включая оборудование двигателей. Кроме того, имеются отдельные секции лодок, подготовленные к сборке».

Получив данную информацию, руководство ВМФ направило на Данцигскую верфь специальную группу под руководством инженер-капитана 2 ранга А.И. Дубравина. В состав группы входили инженер-капитан 2 ранга Е.С. Мартынчик и инженер-капитан 3 ранга В.И. Зенкин8.

21 апреля 1945 года руководитель специальной группы докладывал заместителю наркома ВМФ адмиралу флота Л.М. Галлеру, что подводные лодки типа XXI, находившиеся на стапелях верфи «Шихау» в г. Данциг, относились к типу океанских подводных лодок водоизмещением свыше 1000 т и имели соответствующие тактико-технические характеристики9.

В своём рапорте руководитель специальной группы инженер-капитан 2 ранга А.И. Дубравин сообщал характеристики подводных лодок серии XXI, определённые в ходе их изучения. В частности: «Маневренность и мореходные качества — глубина погружения подводной лодки достигает не менее 200 м. Скорость погружения неизвестна, но низкое расположение системы главного балласта и большой объём системы быстрого погружения (14,7 м3) дают основания предполагать о большой скорости погружения. Наличие «воздушной мачты» системы «Шноркель» даёт возможность плавания под дизелями в подводном положении на перископной глубине»10. На самом деле глубина погружения составляла: рабочая — 133 м; предельная — 220 м11.

«Скорость хода и дальность плавания — по ориентировочным данным, скорость полного надводного хода составляет 17—20 узлов, а подводная, вероятно, 12—15 узлов. Данные о дальности плавания в надводном положении отсутствуют, но она характеризуется полным запасом топлива — 240 тонн»12. Вместе с тем уникальность подводных лодок данной серии заключалась в том, что подводная скорость была выше, чем надводная. Так, подводная скорость составляла 17,2 узла, а надводная — 15,6 узла. Дальность плавания: надводная — 15 500 миль; подводная — 340 миль13.

«Автономность плавания — подводная лодка имеет обширные и благоустроенные помещения для размещения экипажа, оборудованные рундуками, диванами и каютами. Имеются рефрижераторная, опреснительная установки, установка для кондиционирования воздуха и система регенерации воздуха. Запас пресной воды составляет 6 тонн»14.

Отмечалось, что основным вооружением являлись торпеды — 23 штуки. Торпедные аппараты и стеллажи приспособлены также для постановки и хранения мин систем «ТМА», «ТМВ», «ТМС». Торпедные аппараты оборудованы приборами беспузырной стрельбы (БПС) и могли вести как одиночную торпедную стрельбу, так и стрельбу залпом.

Данные по прочному и лёгкому корпусу, главным и вспомогательным механизмам, устройствами системам были приведены в приложении.

В заключение своего доклада А.И. Дубравин сообщал адмиралу флота Л.М. Галлеру, что на подводных лодках типа XXI, созданных по проекту военного времени (декабрь 1943 г.), учтён опыт подводной войны. Подводные лодки имели оригинальную конструкцию и представляли большой тактический и технический интерес15.

Лодки серии XXI имели ряд технических новинок («воздушная мачта» системы «Шноркель»); редукторные передачи линии гребного вала; моторы «подкрадывания» (дававшие скорость 6 узлов); конструкция лёгкого и прочного корпусов; расположение топливных и балластных систем; аккумуляторные батареи, которые использовались одновременно с применением форсированных двигателей и электродвигателей. Бесшумность хода лодки была поставлена во главе решения конструкторских задач. Поэтому все основные и вспомогательные механизмы имели амортизацию от корпуса посредством сварных резиновых амортизаторов, но некоторые вспомогательные механизмы, как, например, дизель-компрессоры фирмы «Юнкерс», были установлены на стальные винтовые пружины рессорного типа. По мнению специалистов группы НКВМФ, изучавших трофейные субмарины, данные технические новинки, большая сложность систем и трубопроводов требовали очень высокой квалификации экипажа и крайне внимательного ухода при эксплуатации16. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Центральный Военно-морской архив (ЦВМА). Ф. 13. Оп. 71. Д. 1284. Л. 29.

2 Там же. Л. 28—39.

3 Там же. Л. 28—33.

4 Там же. Л. 34.

5 Там же. Л. 35.

6 Там же.

7 Там же. Д. 377. Л. 98.

8 Там же. Л. 178.

9 Там же.

10 Там же.

11 Подводные лодки XXI серии. См. интернет-ресурс: http://wiki.wargaming.net (дата обращения 8 марта 2015 г.).

12 ЦВМА. Ф. 13. Оп. 71. Д. 377. Л. 179.

13 Подводные лодки XXI серии.

14 ЦВМА. Ф. 13. Оп. 71. Д. 377. Л. 179.

15 Там же. Л. 179, 180.

16 Там же. Л. 180.